Охота на цеппелин

      Комментарии к записи Охота на цеппелин отключены

Дальние бомбардировочные рейды всегда были одной из главных задач германских дирижаблей, как армейских, так и морских. Но по многим причинам прошло более 5 месяцев В первую очередь Первой Мировой, перед тем как первый цеппелин показался над английскими островами: в ночь на 20 января 1915 года флотские воздушные суда L.3 и L.4 скинули бомбы на Норфолк.

После этого немцы «забрали тайм-аут» из-за колебаний командования и погодных условий. В итоге первая бомбардировочная кампания против Англии началась лишь в апреле. Первыми снова были моряки (рейды 14/15 и 15/16 апреля), но после этого «эстафету» приняли военные воздухоплаватели: LZ.38 гауптмана Эриха Линнарца летал в ночи на 30 апреля, 10, 17 и 27 мая.

Охота на цеппелин
LZ.38 – головной корабль серии «P» и самый идеальный дирижабль, состоявший тогда на вооружении
германской армейской воздухоплавательной работы

С конца апреля уведомления о появлении цеппелинов над Англией начал получать и штаб RNAS на континенте, дабы фронтовые пилоты пробовали перехватить дирижабли на обратном пути. На то время единственной частью морской авиации во Франции была 1-я эскадрилья. Лётчики пара раз поднимались в атмосферу, но не смогли найти соперника.

10 мая вместе с бомбами с цеппелина скинули вымпел с запиской: «Эй, британцы! Мы пришли и не так долго осталось ждать придём опять – убивать, либо лечить! Немцы». Текст скоро был на первых полосах газет, позвав бурю негодования.

Летчики 1-й морской также были настроены «мстить и наказывать», исходя из этого, в то время, когда 17 мая пришло сообщение об очередном налёте, к вылету стали готовить все исправные самолёты.

В 03:15 из Дюнкерка был увиден дирижабль, идущий над Ла-Маншем в восточном направлении. Взлетели сходу 9 экипажей, в 03:30 8 из них нашли соперника у Ньюпорта (сейчас Ньивпорт) и начали преследование.

Флайт-суб-лейтенант не сильный (слева, снимок начала 1915 г). Он перевёлся в RNAS 10 февраля 1915 года
и уже 25 февраля взял пилотский диплом. 7 мая он прибыл в 1-ю эскадрилью RNAS,
совершив первый боевой вылет днём позднее. Справа сквадрон-коммандер Грей (снимок 1916 г.)

В 03:55 на дистанции 8000 и высоте 1000 футов в наступление вышел флайт-суб-лейтенант Реджиналд Э. Дж. Уорнефорд на новеньком «Ньюпоре»-10, но самолёт не смог продолжительно состязаться в скороподъёмности со скинувшим балласт воздушным кораблём и скоро отстал. Стрелок, старший механик Дж.

И. Медис, успел сделать только пять выстрелов «горящими пулями» из ветхой винтовки калибра 0,45 дюйма (боеприпасы и оружие XIX столетия употреблялись за отсутствием зажигательных и разрывных трёхлинейных пуль). Экипаж замечал два попадания в оболочку, остальные пули вспышек не дали, не сработав либо уйдя «в молоко».

«Ньюпор»-10 из партии, взятой 1-й эскадрильей в мае 1915 г.

Практически сразу после 04:00 высоту около 10 000 футов сумел собрать сквадрон-коммандер Спенсер Грей, один из участников налётов на базы цеппелинов в осеннюю пору 1914 года (см. http://warspot.ru/ru/articles/901-pervye-strategicheskie-vozdushnye-reydy). Он также летел на «десятке», но вооружённой пулемётом «Льюис» и, по всей видимости, без наблюдателя. Так как простые пули дирижаблю были что слону дробина, лётчик решил ударить экипаж и моторам.

Заняв положение на 50–100 футов ниже корабля, он открыл огонь по кормовой гондоле. Немцы отстреливались ожесточённо, но не через чур метко.

«Ньюпор»-10 сер. № 3168 (французский N120), на котором Грей летал 17 мая

Третьим и последним, сумевшим нападать, стал флайт-коммандер Артур У. Бигсворт, чей «Авро»-504B без наблюдателя уже над Остенде в 04:05 «влез» на 10 000 футов. Появлявшись чуть выше цеппелина, пилот прошёл совершенно верно над ним, скинув четыре 20-фунтовые бомбы. Минимум одна из них попала в цель, приведя к вспышке разрыва и столб дыма.

Но гигант так и ушёл в направлении Гента с растущим дифферентом на корму, а по самолёту открыли огонь германские зенитные батареи, заставив лётчика прекратить преследование и уйти в сторону моря.

Флайт-коммандер Бигсворт перед «Авро»-504B сер. № 1009, на котором он нападал LZ.39

Любопытно, что «под раздачу» попал не корабль Линнарца, а возвращавшийся из прерванного рейда на Кале LZ.39 гауптмана Альфреда Хорна. Но, знай британцы об этом, вряд ли это как-то сказалось бы на их действиях. Позднее флотская разведка получила данные, подтвердившую повреждение цеппелина (пробоины в пяти водородных отсеках, сбит правый кормовой пропеллер), что благополучно возвратился на базу с одним погибшим и несколькими ранеными участниками команды.

Так прошёл первый в истории воздушный бой самолётов с дирижаблем.

По опыту перехватов 17 мая начальник 1-й эскадрильи винг-коммандер Артур М. Лонгмор подал рапорт о том, каким он видит «антицеппелинный» самолёт, разглядывая лишь технику и оружие, дешёвые «тут и по сей день». С высоты послезнания нужно признать, что среди тезисов не было ни одного фальшивого:

– шансы совершить успешную атаку цеппелинов, возвращающихся утром к базам, большое количество выше, чем при перехвате над объектами рейда;

– «горящие пули» неэффективны по причине того, что сперва нужно повредить оболочку, дабы достаточный колличество газа смешался с воздухом, а уже позже зажигать оказавшуюся гремучую смесь;

– в случае если пролететь конкретно над дирижаблем, правильный сброс на него бомбы не будет через чур тяжёлой задачей;

– самый оптимальный тип оружия – 10-фунтовые бомбы совокупности Хейла вкупе с «бензиновыми бомбами» (четверть века спустя их нарекли «коктейлем Молотова») либо «fusee arrow» (разумеется, разрабатывавшиеся тогда «стрелы Рэнкина»), а самолёта – одноместный аппарат с высокой скороподъёмностью, способный нести по нескольку снарядов каждого типа и сбрасывать их последовательно.

LZ.39 – один из двух выстроенных «Цеппелинов» типа «O»

Не все подчинённые были согласны с начальником. Больше всего вопросов приводила «к несложности» сброса бомб по движущейся воздушной цели. Исходя из этого часть лётчиков ратовала за нанесение удара по цеппелинам в их базах, благо в этом случае не было особенной потребности в стремительном комплекте высоты и возможно было применять самолёты большей грузоподъёмности.

В ночь на 27 мая Линнарц совершил очередной рейд, а через пара дней кайзер отменил запрет на бомбардировку английской столицы, покинув, но, последовательность ограничений в выборе цели. Опасаясь перемены монаршей воли, военный воздухоплавательная работа в малейший срок подготовила новый рейд. Вечером 31 мая цеппелины LZ.37 и LZ.38 забрали курс на Лондон.

Над побережьем дирижабли «приветствовали» зенитчики. Осколки от близкого разрыва пробили один из водородных мешков LZ.38, но капитан посчитал утрату газа малом и продолжил исполнение задания. Он прошёл над левым берегом Темзы, выйдя к городу с севера, и в 23:20 начал сброс бомб, каковые убили семерых лондонцев и ранили ещё 35 человек.

Капитан второго корабля обер-лейтенант Отто ван дер Хеген прошёл над Кентом, но не стал углубляться во вражескую территорию и ушёл обратно в море. На его перехват из Дюнкерка встали 10 самолётов, но пилоты не смогли найти LZ.37.

Дирижабль LZ.37 в полёте

Германская морская воздухоплавательная работа в первый раз послала дирижабли на Лондон в ночь на 5 июня, но оба рейдера без особенного успеха отбомбились по целям на побережье.

Следующий налёт 6/7 июня стал редким случаем, в то время, когда обе соперничавшие германские работы, сухопутная и морская, послали собственные суда на одну цель (что было совпадением, ни о какой координации действий речи не шло). Главная цель миссии выполнена опять не была. Начальник L.9 капитан-лейтенант Генрих Мати посчитал, что «глубочайший рейд» в маленькую и тёплую июньскую ночь – через чур страшное дело, и нападал запасную цель в Восточной Англии, скинув бомбы на портовые сооружения Гулля и принеся британцам наибольшие В первую очередь войны жертвы и разрушения.

Три армейских цеппелина по большому счету до Англии не добрались. На LZ.38 практически сразу после старта отказал двигатель, и ему было нужно возвратиться на базу, LZ.37 и LZ.39 на маршруте попали в туман и переключились на запасные цели во Франции.

В то время, когда вечером 6 июня 1-я эскадрилья RNAS взяла сообщение о цеппелинах над Англией, её лётчики именно подготавливались к удару по эллингам около Брюсселя. В свете новой информации вылет прописали на час ночи, дабы или перехватить возвращающиеся дирижабли, или ударить, в то время, когда они уже будут на базе.

«Фарман» HF.27

В назначенное время с передового аэропорта в Фюрнесе взлетели четыре пилота (все без наблюдателей): флайт-лейтенант Джон Ф. Уилсон и флайт-суб-лейтенант Джон С. Милс на «Фарманах» HF.27, а флайт-суб-лейтенанты Уорнефорд и Джон Х. Роуз – на «Моранах» тип LHF.27 должны были бомбить базу в Эвере (северо-восточнее Брюсселя), Уорнефорд – Беркем-Сент-Агат (западнее). Неизвестно, к какому эллингу – Беркемскому либо Эттербекскому (на юго-востоке) направлялся Роуз, но в любом случае он должен был прекратить полёт по техническим обстоятельствам: в кабине неожиданно отключилась вся подсветка.

В итоге «Моран» вынужденно сел в Касселе (довольно далеко как от аэропорта, так и от района «охоты»). На пробеге самолёт скапотировал, но лётчик отделался лёгким испугом.

Один из аэропланов (быть может, Роуза) был увиден с борта LZ.39. Гауптман Хорн, не забывая о событиях трёхнедельной давности, предпочёл не рисковать и стремительным понижением спрятался в тучах.

Уилсон по окончании взлёта направился прямиком к бельгийской столице и, обойдя город с севера, первым вышел на цель. Услышав двигатель его самолёта, немцы включили прожекторы. Лётчик в ответ «поморгал» им фонариком, имитируя подачу опознавательного сигнала, что, как ни необычно, сработало: прожекторы погасли.

После этого британец продолжительно кружил около, пока приблизительно в 02:30 не смог с уверенностью найти эллинг.

Первым заходом он скинул три бомбы. Первая и третья дали промах, а вторая привела к сильному взрыву, по окончании которого из строения повалил тёмный дым. Затем зенитчики, осознав, наконец, что за гость к ним пожаловал, открыли беглый пламя. Уилсон тем временем отправился на второй заход.

В необходимый момент он потянул рычаг бомбосбрасывателя, но механизм заклинило, и оставшиеся «гостинцы» так и остались на держателях. Сначала заплутавший Милс к тому времени также вышел к цели, и «иллюминация» внизу стала для него хорошим маяком. За один заход он скинул все 12 бомб. Прогремел ещё один сильный взрыв.

Сперва пламя вырвалось с обоих торцов ангара, а после этого встало огромным костром над крышей.

Эллинг в Эвере утром 7 июня

Оба пилота благополучно возвратились к себе и рассказали об успехе рейда, а днём позднее Адмиралтейство сказало об этом прессе. В официальном заявлении честно говорилось, что «неизвестно, был ли цеппелин в» сгоревшего эллинга, но скоро разведка это подтвердила а также правильно указала на конкретный корабль – LZ.38, тот самый, что бомбил Лондон, и с которого была скинута провокационная записка.

Уорнефорд стартовал совершенно верно в 01:00. Через 15 мин. он был над Диксмюде, и на севере, где-то над Остенде, увидел огромную тёмную «сигару» на фоне более яркого неба – это был LZ.37. 45 мин. спустя «Моран» догнал цеппелин в районе Брюгге в этот самый момент же попал под пламя верхней пулемётной точки дирижабля.

Отойдя в сторону, британец начал набирать высоту, иногда подходя ближе и «отскакивая» обратно, в то время, когда немцы открывали пламя. По окончании 20 мин. таковой игры в кошки-мышки самолёт увеличился до 11 000 футов, а цеппелин шёл приблизительно на 4000 ниже.

LZ.37 – последний корабль серии «M»

Отключив двигатель и быстро дав ручку от себя, лейтенант перевёл машину в пикирование. Приблизительно в 150 футах над дирижаблем, в то время, когда огромная «туша» закрыла целый обзор вниз, он скинул первую бомбу, после этого подождал пара мгновений, и одну за второй начал сбрасывать остальные. В момент сброса последней, шестой, 20-фунтовки внизу очень сильно рвануло.

Взрывной волной «Парасоль» перевернуло и закружило, как пушинку. Лётчику было нужно потрудиться, дабы хаотичное кувыркание перевоплотить в управляемое пикирование, а после этого выбраться из обломков и облака дыма взорвавшегося корабля. Взглянув вниз, он заметил соперника полыхающим на земле – дело было сделано.

Поверженный гигант упал в Мон-Сен-Амане – восточном пригороде Гента, упав прямо на гран-бегинаж (женская община либо колония, по укладу схожая с монашеской) Св. Елизаветы. Сержант-рулевой Альфред Мюллер, находившийся на своём посту в носовой гондоле корабля, в момент падения утратил сознание и пришёл в сознание уже лежащим в постели в одной из келий.

Как выяснилось потом, ему удалось выбраться из горящего строения, не попав под рушившиеся перекрытия и избежав «ловушек» раскалённых обломков «скелета» дирижабля, а остальные 8 участников команды цеппелина погибли. Кроме этого убило двух сестёр-бегинок, ребёнка и мужчину, ещё пара жителей общины были ранены и ожоги.

Тем временем совладавший со своим аэропланом английский лётчик постарался опять включить двигатель, но не преуспел в этом и должен был планировать как возможно дальше от города, а после этого в темноте приземляться на неприятельской территории. К счастью, посадка вышла успешной, и возможно было заняться осмотром автомобили, как это разрешал тусклый свет начинающегося утра. Внимательный осмотр распознал неисправность: лопнувшую бензиновую трубку.

«Моран-Солнье» тип L серийный № 3253, на котором Уорнефорд летал на перехват 7 июня

Пошарив в карманах, британец отыскал что искал – мундштук для сигарет. Он отломил от него сужающуюся часть и взял маленькую трубку, превосходно подошедшую для соединения бензопровода. После этого он закатил машину на ближайший пригорок, закачал бензин в цилиндры двигателя, включил зажигание и несколько раз провернул винт. Этого выяснилось достаточно, дабы мотор завёлся. На всё ушло 35 мин..

На протяжении взлёта лётчик увидел торопящуюся к месту посадки группу германских солдат.

Уорнефорд забрал курс в сторону моря, а после этого на юго-восток на протяжении береговой линии. Почву закрыл плотный туман, и в итоге было нужно «нырять» в первоначальный же увиденный разрыв в дымке. Как выяснилось, он приземлился у мыса Гри-Не в 10 милях от Кале. На часах было 03:30, а бензина в баках оставались последние капли.

В то время, когда туман мало развеялся и у места приземления показались французские воины, британец добрался до ближайшего аэропорта, позвонил оттуда в часть, разжился у союзников канистрой бензина и возвратился к самолёту. В 10:30 он приземлился на собственной базе, где был встречен с громадным энтузиазмом.

На следующий сутки пришла весточка за подписью Георга V о награждении Уорнефорда Крестом Виктории. Это была всего лишь вторая верховная английская приз в авиации и первая В первую очередь войны во флоте. Днём позднее французы наградили лётчика Орденом Почётного Легиона.

Охотники на цеппелины 1-й эскадрильи RNAS (слева направо): Милс, Бигсворт, Уилсон и Уорнефорд.
Примечательно, что только последний носит авиационные символы различия, а его более старшие товарищи
обходятся простыми флотскими нашивками суб- (Милс) и «полного» (остальные) лейтенанта

К сожалению, жизнь триумфатора была недолгой. 17 июня в Париже Уорнефорд взял эту приз из рук французского главнокому генерала Жоффра, после этого находился на праздничном обеде в собственную честь, по окончании чего отправился на аэропорт Бюк за новым «Фарманом»-27 для собственной эскадрильи. Совершив маленький провозной полёт с одним из старших офицеров флота на борту, он поднялся в воздух опять, в этом случае с американским репортёром.

По окончании взлёта «Фарман» собрал около 300 футов высоты, начал левый разворот, позже перешёл в пикирование, выровнявшись на 50 футах, но после этого упал в крутую спираль и начал разваливаться на куски. Пассажир погиб на месте, а пилот скончался по пути госпиталь…

Утрата сходу двух дирижаблей за одну ночь стала «последним звонком», вынудившим немцев перевести базы цеппелинов на оккупированной территории из главных во вспомогательные и применять в будущем лишь как «площадки и» аэродромы подскока для вынужденных посадок повреждённых либо израсходовавших горючее судов.

Иллюстрации из коллекции автора

Zeppelin Hunt — Battlefield 1 Recreated in BESIEGE v 0.42b | Theater of Flights #59

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: