Огненные копья первой мировой

      Комментарии к записи Огненные копья первой мировой отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Не напрасно говорят, что многие европейские изобретения только повторяли то, что уже изобретено на востоке за много лет до этого, но не взяло развития либо было благополучно забыто. Один из хороших примеров – боевые пороховые ракеты, каковые в первый раз показались в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий. Оттуда они в 14 либо в пятнадцатом веке попали в Индию, а в начале 19 века были скопированы и усовершенствованы британцем Уильямом Конгривом.

Огненные копья первой мировой
Макеты древних китайских ракет и и огненных стрел с пороховыми ракетными ускорителями.

Британский рисунок 18 века, изображающий индийца, запускающего ракету с бамбуковым хвостом. Не совсем ясно, для чего он делает это в таковой необычной позе.

Зажигательные, фугасные и сигнальные ракеты Конгрива разных калибров. Видно, что принципиально они ничем не отличались от древнекитайских и средневековых индийских ракет.

Начальный оптимизм европейцев в отношении этого оружия скоро сменился разочарованием из-за его подверженности и низкой точности влиянию ветра. А появление через пара десятилетий нарезных орудий стало причиной повсеместному отказу от ракет, каковые очень сильно проигрывали новым артиллерийским совокупностям не только в точности, но и в дальнобойности. Но в 1916 году это два раза забытое оружие возвратилось в третий раз, а обстоятельством его возвращения стали боевые аэростаты.

Первые испытания применения воздушных шаров для слежения за вражескими армиями отмечались еще во времена французских революционных войн финиша 18 века. В будущем наблюдательные аэростаты употреблялись в американской гражданской войне, и во франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской и последовательности вторых.

Но самоё широкое распространение это средство визуальной разведки взяло в годы Первой Мировой, чему содействовал ее позиционный темперамент. Десятки аэростатов изо дня в сутки висели на тросах по обе стороны линии фронта. От умелых глаз воздушных наблюдателей, вооруженных замечательными биноклями, не имело возможности укрыться ни одно перемещение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, по окончании чего по указанным целям наносила удар артиллерия.

Баллоны поднимались с таким расчетом, дабы их не могли дотянуться вражеские зенитки.

Германский наблюдательный баллон времен Первой Мировой.

Неудивительно, что одной из первых и самые важных задач, поставленных перед боевой авиацией, стала борьба с этим «всевидящим оком». Первым средством таковой борьбы являлись стрелы — тяжелые заостренные железные стержни со стабилизатором, каковые летчик высыпал из особого коробки либо легко из мешка, пролетая над вражеским аэростатом. Стрелы дырявили оболочку, приводя к утечке газа и заставляя аэростат спуститься.

Но это оружие выяснилось малоэффективным. Попасть хотя бы несколькими стрелами в баллон было непросто, но кроме того при успехе дырки скоро заклеивали, аэростат подкачивали водородом из газгольдера, и всего через несколько часов «пузырь» опять маячил в небе.

Появление на аэропланах пулеметов также не решило проблему, потому, что пробоины от пуль устранялись столь же легко и скоро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат на время спуститься, а приводило бы к полному его уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие показалось.

Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Прие (Le-Prieur) отыскал в памяти про древнекитайское изобретение, предложив сжигать баллоны ракетами.

Ракета Ле-Прие представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой — деревянным носовым и двигателем конусом с треугольным лезвием, напоминавшим наконечник копья. Оно предназначалось для протыкания оболочки аэростата, по окончании чего наполнявший ее газ должен был вспыхивать от ракетной струи. Сбоку к ракете крепилась долгая древесная рейка — хвост, помогавшая для стабилизации в полете.

Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые железные трубки диаметром 25 миллиметров, каковые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов. В большинстве случаев истребитель нес шесть либо восемь ракет, но время от времени их количество доходило до десяти. Ракеты запускались попарно либо залпом посредством электрозапала.

Пилот осуществлял наведение через несложный рамочный прицел, или легко «на глазок».

Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми либо жестяными страницами, а древесные стойки защищали железными накладками.

Один из первых истребителей-ракетоносцев Ньюпор-16. Никакого другого оружия, не считая ракет, на нем не установлено.

Большой замысел ракет Ле-Прие на той же машине.

Пороховая шашка всецело выгорала на дистанции 100-150 метров, а дальше ракета еще приблизительно метров 300 летела по инерции. Но дабы гарантированно «запалить» аэростат нужно было попасть в него ракетой с трудящимся двигателем. Малая дальность действенной стрельбы угрожала летчику риском врезаться в баллон при мельчайшем опоздании с выходом из атаки.

Однако, французы решили рискнуть. Весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены и установлены на самолеты «Ньюпор-16», ставшие, так, первыми в мире воздушными ракетоносцами. 22 мая, по окончании маленькой тренировки пилотов ракетные истребители в первый раз пошли в бой.

Опыт увенчался полным успехом. Французские летчики за пара мин. сожгли ракетами пять из шести германских привязных аэростатов, висевших недалеко от Вердена, и возвратились без утрат.

Данный успех привёл к всплеску интереса к изделиям Ле-Прие. Уже через месяц они показались у британцев, еще через два — в Российской Федерации. Скоро и немцы, захватив совершивший вынужденную посадку ракетный «Ньюпор», скопировали это оружие.

Чаще всего русский и французы монтировали установки Ле-Прие на «Ньюпорах», но время от времени их возможно было заметить на истребителях «Спад-7» а также на больших двухместных «Фарманах». У британцев «Ле-Прие» находились на истребителях Сопвич «Пап», Де-Хэвилленд DH.2 и ночных перехватчиках RAF BE. 12.

Французский двухместный боевой самолет Фарман-40 с ракетными установками.

Британский ракетоносец Сопвич Пап.

Британский истребитель с толкающим винтом Де-Хэвилленд D.H.2. Кроме ракет, он вооружен пулеметом Льюис.

В 1916-17 годах ракетами были стёрты с лица земли десятки аэростатов с обеих сторон. Показались и первые «ракетные асы». Известно пара случаев, в то время, когда ракетами получалось сбить кроме того аэропланы, но это можно считать только случайностью. Не смотря на то, что возможность попадания у «Ле-Прие» была значительно выше, чем у стрел, она не шла ни в какое сравнение с точностью боя стрелкового оружия.

Из-за неэффективного реечного стабилизатора на дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, исходя из этого кроме того по без движений висящим аэростатам летчики то и дело промахивались.

Не весьма качественный но увлекательный фотоснимок последствий атаки французским ракетным истребителем германского аэростата. Сейчас летчик промазал и все его ракеты прошли мимо (их дымные следы видны в левом верхнем углу), но воздухоплаватель, увидев соперника, решил не рисковать и еще до залпа поспешил выпрыгнуть с парашютом.

Еще одним большим недочётом было ухудшение летных данных самолетов-носителей. Истребитель с ракетами терял в скорости и не имел возможности вести маневренный воздушный бой, исходя из этого при появлении в воздухе вражеских самолетов «охотникам за аэростатами» приходилось отказываться от исполнения задачи и давать залп впустую, дабы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление.

Но обстоятельством очередного отказа от ракет стало не это, а появление в боекомплектах авиапулеметов фосфорных зажигательных пуль, появлявшихся значительно более действенным оружием как в борьбе с аэростатами, так и против аэропланов. В 1918 году выпуск пороховых неуправляемых ракет закончился. Практически на 20 лет они снова ушли в забвение, дабы снова возродиться на более большом техническом уровне в виде советских эрэсов, давших первые залпы во второй половине 30-ых годов двадцатого века в жарком небе над Халхин-Голом.

источник: http://vikond65.livejournal.com/47437.html

Австро-Венгерская армия в Первой мировой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: