Одинокий латник

      Комментарии к записи Одинокий латник отключены

17 апреля 1864 года вошел в строй броненосец Конфедеративных Штатов Америки называющиеся Албемарл. А уже на следующий сутки он в одиночку вступил в бой с вражеской эскадрой и одержал победу в этом бою. Вряд ли во всемирной истории найдется еще хоть один корабль с подобным фактом биографии.

Первый бой Албемарла состоялся на реке Роанок в штате Северная Каролина, где армия конфедератов под руководством генерала Роберта Хука осаждала занятый юнионистами прибрежный город Плимут. Со стороны реки город закрывали паровые канонерки Майами, Саутфилд, Церес, Уайтхэд и Массасоит, каковые вели пламя по осаждавшим. Все они предствляли собой вооруженные тяжелыми пушками, но небронированные речные колесные пароходы.

Против них и был применен единственный в этом регионе броненосец дикси.

По пути к месту сражения Албемарл подвергся обстрелу вражеских батарей береговой обороны, но броня выдержала все попадания. Взяв сообщение о приближении броненосца, капитаны самый двух сильных судов союзной эскадры – Майами и Саутфилда – решили принять бой. Уже зная о том, что на громадных расстояниях орудия против брони – ненужны, они решили применить очень уникальный тактический прием.

Расположив собственные суда параллельно и приблизительно в 40 метрах друг от друга, они приказали матросам соединить их якорной цепью. Расчет был на то, дабы пропустить броненосец между канонерками и вынудить его наткнуться на преграду. Натягивая цепь, вражеский корабль притянет к себе канонерки и окажется зажатым между их бортами, по окончании чего его возможно будет расстрелять в упор либо взять на абордаж.

Но ловушка не сработала. Увидев цепь и разгадав вражескую хитрость, капитан Албемарла Джеймс Кук дал приказ быстро свернуть в сторону. В следствии, броненосец прошел не между судами, а мимо них, со стороны Саутфилда, чуть не напоровшись на прибрежную отмель.

Позже Албемарл развернулся и таранил Саутфилд.

Взяв громадную пробоину, корабль юнионистов начал тонуть. Но он чуть не утянул на своего убийцу и дно, потому, что таран Албемарла прочно застрял в борту Саутфилда. Кук, рискуя взрывом котла, распорядился дать автомобилям запредельную мощность, но ее не хватало, дабы выдернуть клык из пробоины.

Лишь в то время, когда тонущая канонерка очень сильно накренилась, броненосцу удалось освободиться и задним ходом отойти от места смерти Саутфилда.

Тем временем Майами подошел к Альбемарлу и с дистанции всего в пара метров выстрелил ему в борт бомбой из девятидюймового орудия Дальгрена. Но боеприпас рикошетировал от брони, отлетел обратно и взорвался прямо над палубой канонерки, осыпав ее осколками. Одним из них убило капитана Майами Чарльза Флассера. Принявший руководство старпом сходу осознал, что в артиллерийском бою ему ничего не светит, и приказал отходить на всех парах.

Остальные суда юнионистской эскадры ретировались еще раньше.

Албемарл пробовал преследовать соперника, но низкая скорость не позвоила ему это сделать. Однако, собственную основную задачу он выполнил: речной щит Плимута был уничтожен. Воспользовавшись этим, уже 19 апреля войска южан пошли на приступ, захватили два главных форта и ворвались в город.

В создавшейся ситуации начальник гарнизона генерал Генри Уэсселс приказал вывесить на еще державшихся упрочнениях белые знамёна. В плен сдалось более двух офицеров и тысяч солдат. Это был один из последних больших удач конфедератов в войне, которая уже давно складывалась не в их пользу.

А Албемарлу 5 мая снова было нужно драться с вражеской эскадрой, но это уже вторая история.

Одинокий латник

Албемарл обменивается пушечными залпами с Саутфилдом за секунду перед тем как его таранить. Рисунок сделан от лица моряка с палубы Майами.

Южане на берегу реки Роанок сторят Албемарл. Если судить по данной картине, они обошлись без судоверфи и без каких-либо механизмов, что выглядит достаточно вызывающе большие сомнения.

Чертеж Албемарла. Это был довольно малый плоскодонный древесный корабль, сверху обшитый в два слоя узкими полосами самодельной 5-сантиметровой металлической брони, сделанной из прокованных ЖД рельсов. Протяженность броненосца – 48 метров, большая ширина – 10,7, осадка – 2,7, водоизмещение – 376 тысячь киллограм.
Силовая установка складывалась из двух одноцилиндровых автомобилей от паровой лесопилки неспециализированной мощностью всего 200 л.с. Любая машина трудилась на один винт. При их большой мощности корабль развивал скорость 4 узла.
Оружие – два нарезных дульнозарядных орудия Брука калибром 6,4 дюйма (163 мм), установленных на поворотных лафетах, так что любая пушка имела возможность стрелять через одну из трех предназначенных для нее амбразур.
Экипаж, в соответствии с описанию, – 150 человек, что, опять-таки, – вызывающе большие сомнения, поскольку неясно – для чего на этом мелком кораблике, что на данный момент бы назвали бронекатером, столько народа?

Компоновочная схема Албемарла.

Музейная реконструкция интерьера каземата Албемарла.

Смерть протараненной Албемарлом канонерки Саутфилд. На заднем замысле броненосец преследует отходящий Майами.

Канонерская лодка Майами и ее капитан Чарльз Флассер, погибший от собственного боеприпаса.
Майами имела длину 63 метра, водоизмещение – 730 тысячь киллограм, скорость – 8 узлов, оружие: два 80-фунтовых нарезных орудия Пэррота, одно 9-дюймовое гладкоствольное бомбическое орудие Дальгрена и две 24-фунтовых пушки.

Девятидюймовка Дальгрена на палубе Майами. В случае если фотография атрибутирована правильно, то именно это орудие произвело самоубийственный выстрел.

источник: http://vikond65.livejournal.com/615807.html

Игорь Латышко — Шери-Ягодка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Запоздалый визит

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Сравнительно не так…

  • Барбетные броненосцы испании (gran espana)

    Хорошего времени дней, глубокоуважаемые сотрудники! Публикую наработки по Армаде Испании, и сейчас обращение отправится о броненосцах финиша 70-х –…

  • «Орёл» — первенец российского флота

    На сайт АИ уже выкладывались занимательные и познавательные статьи, посвященные реконструкции первого русского корабля «Орёл» (1 и 2). Отысканный мной…

  • Концы в воду

    Коррупция по-флотски: из-за чего император Николай I с ней не справился В шестом часу вечера 8 октября (по старому стилю) 1831 года в крюйт-камере…

  • На победе в цусиме

    Эта история началась с громадного несчастия, постигшего Балтийский завод во второй половине 90-ых годов XIX века, в то время, когда древесный эллинг…

  • Оббо — немецкая тройка

    В комментариях к Шарнхорсту натолкнулся, что тема 4-х-орудийных не раскрыта, и хорошо было бы еще и калибр пушек уменьшить. Ко всему прочему на Цусиме…