По окончании отказа от изготовления опытного образца танка А-44, несколько конструкторов конструкторского бюро ХТЗМ, с одобрения Александра Александровича Морозова, в середине 1944 года совершила инициативную разработку проекта-наследника под обозначением Объект 414. Это должен был стать толстобронный скоростной маневренный танк принципиально нового типа с замечательным артиллерийским оружием. За базу был принят перспективный танк Объект 136 (Т-44), ТТХ которого был призван улучшить проект.
В предварительных ТТХ обозначалось следующее:
Протяженность танка — не более 6000 мм, ширина танка — не более 3500 мм, высота танка — не более 2500 мм, масса — не более 36 тысячь киллограм.
Бронирование: лобовое бронирование корпуса — не меньше 90 мм под углом 60 градусов, лобовое бронирование башни не меньше 120 мм.
Оружие: 85 или 100-мм орудие, 2х7.62 мм пулемёта (курсовой и спаренный).
Двигатель: Дизель, не меньше 520 л.с.
По полученный данным был создан проект Объекта 414 об. 1944 года следующего вида:
Боевая масса: 36 тысячь киллограм
Протяженность танка с пушкой вперёд: 7100 мм
Ширина танка: 3400 мм
Высота танка: 2560 мм
Диаметр погона башни: 1700 мм
Экипаж: 4 человека — Начальник/радист, наводчик, механик-водитель, заряжающий
Большая скорость: 55 км/ч
Запас хода по шоссе: 210 км
Бронирование, мм / градусы:
Spoiler
Лоб корпуса низ: 100 / 45 Лоб башни: 120 / 0
Лоб корпуса верх: 100 / 60 Борт башни: 90 / 20
Борт корпуса: 80 / 0 Корма башни: 75 / 12
Зад корпуса: 45 / 17
Крыша корпуса: 15 / 0
Днище корпуса: 15 / 0
Оружие:
В качестве главного оружия было выбрано умелое 100-мм орудие С-34-I, проходившее одновременно с этим опробование на танке Объект 701.
Оно сочетало приемлемую массу и огневую мощь, и оснащалось дульным тормозом, что благоприятно сказывалось на нагрузки при выстреле танка. Орудие заряжалось унитарными боеприпасами, расчётный боекомплект составлял 34 боеприпаса. В качестве альтернативы рассматривалась установка 85-мм орудий ЗИС-С-53, Д-5Т, 100-мм орудие Д-10Т, ЗИС-100 либо 122-мм орудий С-34-II, Д-25Т.
Кроме этого на танке было установлено 2 пулемёта ДТМ калибра 7.62 мм — курсовым пулемётом, установленным в корпусе по ходу перемещения, руководил и обслуживал механик-водитель, а спаренным, установленный в одной маске с главным орудием, руководил наводчик. В башне предполагали установить кроме этого механический досылатель выстрела, а потом — и одноплоскостной стабилизатор прицела.
На Объекте 414 была совершена модернизация механизмов управления огнем, подобная работам на танке Объект 136. Танк взял все достижения в данной области — ломающийся прицел, кнопочный электроспуск пулемёта и орудия, объединенное управление ручным и моторным приводом поворота башни. Поворотный механизм башни управлялся от рукояти ручного поворотного механизма, что разрешало перейти с ручного на моторный привод башни, не отрывая руки от рукоятки поворотного механизма.
Таблица бронепробиваемости орудия С-34, подобная орудию Д-10*:
Расстояние, м.
Снаряд Угол (град.) 500 1,000 1,500 2,000
БР-412 60 ГП=125 ГП=110 ГП=95 ГП=87
90 ГП=155 ГП=135 ГП=115 ГП=100
* — ГП — Гарантированное пробитие свидетельствует, что 80% осколков боеприпаса были за пробитым бронелистом.
Начальная скорость ББ боеприпаса — 880 м/с.
Углы вертикальной наводки орудия составляли:
— В диапазоне +/-30 градусов вращения башни от оси перемещения: -5…+20 градусов;
— В остальном диапазоне вращения башни: -7… +20 градусов.
Прицельная дальность стрельбы посредством телескопического прицела ТШ-19 составляла 5000 м, а посредством бокового уровня — 15 000 м.
Ходовая часть:
Ходовая часть Объекта 414 с каждого борта складывалась из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — личная, торсионная.
Гусеница танка — шириной 650 мм, металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым железным шарниром. Гусеница каждого борта складывалась из 80 траков — из 40 гребневых и 40 плоских. Расчётное удельное давление на грунт составило 0,9 кг/см?
трансмиссия и Двигатель:
На Объекте 414 планировался к установке V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-12А. Удельная мощность танка составила — 18 л.с./т.
Двигатель был доработан на базе двигателя танка Объект 701 — В-12: поменяна питания двигателя и система охлаждения и неспециализированная компоновка двигателя для возможности установки его в моторный отсек Объекта 414. Воздухоочиститель нового типа перенесли из развала цилиндров к борту. На месте вентилятора, поддерживавшего габариты картера, поставили компактный маховик.
Масляный и водяной радиаторы разместили горизонтально под крышкой моторного отделения в однородном воздушном потоке. Такая совокупность охлаждения была более действенной. Наряду с этим для обеспечения надежной работы было нужно сократить предельную мощность двигателя до 650 л.с.
В трансмиссии танка применяли для передачи упрочнения от двигателя к перпендикулярно ему расположенной коробке передач новый агрегат — гитару, редуктор с передаточным числом 0.7. Благодаря тому, что число оборотов увеличилось, а передаваемые нагрузки уменьшились, коробка передач была сделана легкой и компактной.
Совокупность питания двигателя включала три топливных бака неспециализированной ёмкостью 400 л, расположенных в моторном отделении справа от двигателя во внутренних надгусеничных нишах, и за отделением управления, и три внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на надгусеничных полках, ёмкостью по 90 л топлива.? На борту танка имелось напряжение в 12 и 24 вольта. Источник – 4 батареи аккумуляторного типа 6СТЭ-128, емкость батарей 256 А*ч.
Электропроводка двухпроводная, в танка проложена в железных экранирующих оболочках.
Средства связи и наблюдение:
Механик-водитель в не боевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из собственного люка, в сражении же он пользовался двумя перископическими смотровыми устройствами дававшим ему широкий угол обзора. Командир экипажа, наводчик и заряжающий имели по одному прибору МК-4, являвшиеся копией английского Mk.IV, дававшим круговой обзор, каковые размещались на крыше башни. Для наведения на цель употреблялся телескопический прицел ТШ-19.
Помимо этого, имелась свето-сигнализация.
Для внешней связи на Объекте 414 имелась радиостанция 9РС, размещавшаяся в башне танка сзади командира экипажа в кормовой нише и оборудованная штыревой антенной длиной от 1 до четырех метров. 9РС снабжала сообщение в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.
Особенной интерес воображает компоновка проекта:
Компоновочная схема танка применяла кормовое изготовление боевого отделения. МТО по схеме – переднего размещения. Место водителя-механика слева в носовом отделении, изолированное от боевого отделения, справа расположен двигатель с механизмами трансмиссии. Башня с боевым отделением размешалась в задней части танка. Между боевым отделением и отделением управления размешались часть и топливные баки боеукладки.
Кроме этого боеукладка размешалась на протяжении левого борта боевого отделения, его задней части, а также в нише башни.
Размещение экипажа в башне кроме этого воображало интерес. В отличие от хорошей компоновки советских танков военных лет, наводчик и командир танка размешались справа от орудия в порядке: место наводчика в передней части башни, за ним пребывало место начальника, оснащённое командирской башенкой, за начальником устанавливалась рация 9РС.
В левой части башни размешалось место заряжающего, откуда был вольный доступ к боеприпасам, расположенным, как в первоочередной боеукладке в нише башни, так и в боевом отделении. Такое размещение экипажа связано с изюминками компоновки орудия С-34. На крыше размешались два люка-лаза, один из которых стоял в крыше командирской башенки. Командирский люк имел вращающуюся крышу с одностворчатой крышкой.
В задней части крыши размешался вентилятор боевого отделения.
В июле 1944 года был изготовлен полноразмерный древесный макет танка, что и был представлен на совещании заводского совета с присутствующими представителями РККА. Проект был новаторским и перспективным на момент создания, и при рассмотрении проекта было решено создать и испытать опытный образец танка Объект 414. Было произведено два бронекорпуса и один набор подробностей.
На одном бронекорпусе планировалось проверить бронирование танка на предмет пробития боеприпасами главных калибров противотанковой артиллерии. Второй, всецело оснащенный опытный образец Объекта 414-1 подготовить для полигонных опробований. Бронекорпус готовься к началу сентября, а опытный образец был собран и готов к опробования в середине сентябре 1944 года.
Потому, что досылатель снарядов к тому моменту отсутствовал, в танк Объект 414-1 установили его макет.
Фото Объекта 414 на полигоне, внешние топливные баки сняты
По результатом обстрела первого бронекорпуса на полигоне в Кубинке определилось следующее:
башни и Лобовое бронирование корпуса выдерживает попадание германских 75-мм орудий и 88-мм орудия KwK 36 L/56, и советских 76 и 85-мм орудий на любой дистанции. Но борт танка пробивается и 75-мм и 88-мм орудиями с дистанции, соответственно 600 и 900 м.
башни и Лобовое бронирование корпуса выдерживает попадание калиберного снаряда германского орудия 88-мм KwK 43 L/71 на дистанции более 1000 м, советских 100-мм и 122-мм орудия на дистанции 900 м, и попадание калиберного 128-мм боеприпаса орудия PaK 44 на дистанции более 2000 м.
В последних числах Сентября — начале октября проходили полевые опробования Объекта 414-1 сперва на заводском, а позже на танковом полигоне в подмосковной Кубинке. В их ходе танк проходил пробеги по пересечённой местности, совершал долгие марши, преодолевал брод глубиной до 1.2 метров, ров шириной до 2.5 метров, поднимался на склоны с уклоном до 30о, и проводились тестовые стрельбы из разные положений, среди них и на ходу. В итогах опробований было отмечено:
Большая скорость составила — 56 км/ч;
Средняя скорость по пересечённой местности — 30-35 км/ч;
Запас хода по дороге — 200-240 км;
Запас хода по пересечённой местности — 175-190 км.
В качестве преимуществ отмечалось: проходимость танка и хорошая подвижность, простота управления им, успешное размещение экипажа в башне, точность орудия и высокая мощь, действенная работа дульного тормоза, громадная дальность хода без заправки горючим.
В качестве недочётов отмечалось: Конструкция орудийной люльки была не хватает прочной, слезились противооткатные приспособления. Неудовлетворительная работа двигателя, он довольно часто перегревался, глох.
Из-за размещения механика-водителя рядом с моторным отсеком, отмечалось неудовлетворительное уровень качества работы в отделении управления, а стрельба по ходу перемещения танка вероятно лишь при закрытом люке отделения управления, для защиты механика-водителя от пороховых газов исходящих при выстреле. Из-за длины унитарного снаряда, работа заряжающего была затруднена, и установленный макет механизма досылания также очень сильно затруднил работу заряжающего. Кроме этого отмечалось, что при стрельбе при повороте башни назад заряжающему был затруднён доступ к боеприпасам, расположенным в передней и левой части боевого отделения,
Раздельно отмечалось, что при стрельбе из орудия в развёрнутом положении башни с борта в диапазоне поворота от +35 до +125 и от -35 до -125 градусов (условное — от 1 до 4 часов и 8 до 11 часов) отмечалось сильное раскачивание танка от выстрела. Испытатели советовали усилить подвеску в задней части танка, для компенсации этого результата.
11 октября 1944 года, на протяжении очередного пробега, произошло ЧП — двигатель танка, уже выработавший срок, загорелся. Не обращая внимания на действия вовремя покинувших машину танкистов, локализовать и потушить возгорание не удалось. Танк сгорел.
Это поставило крест на его предстоящих опробованиях, и как раз исходя из этого не сохранилось умелого экземпляра. Сгоревший остов танка был послан на переплавку.
В заключении об обстреле бронекорпуса и полевых опробованиях находилось следующие:
…в проекте имеются следующие неоспоримые преимущества:
1. Лобовое бронирование на уровне серийных тяжелых танков, при намного более низкой массе;
2. Замечательное оружие, снабжающее гарантированное поражение соперников на дистанции до 1000м;
3. управляемость и Повышенная проходимость. Благодаря размещению боевого отделения позади, удалось преодолеть проблему утыкания ствола при езде по пересечённой местности;
4. Танк имеет хорошую подвижность и удельную мощность;
5. Громадная дальность хода без дозаправки.
Но имелись огромный недочёт:
1. Не обращая внимания на то, что танк базировался на отработанных узлах средних и тяжелых танков, развёртывание производство полностью новой автомобили в военное время было бы не нужно. Кроме этого было бы затруднено освоение новой автомобили в армиях из-за необыкновенной компоновки проекта;
2. Неудовлетворительное уровень качества работы двигателя. Недостаточная низкая эффективность и надёжность двигателя совокупности охлаждения;
3. Из-за размещения трансмиссионого отделения в передней части корпуса, обслуживание трансмиссии было очень сильно затруднено;
4. Из-за размещения отделения управления рядом с двигательным отделение стало причиной неудовлетворительной работе механика-водителя в сражении и при долгих маршах
5. Нереально проводить стрельбу из главного орудия при открытом люке отделения управления без повреждения здоровья механика-водителя, поскольку из-за работы дульного тормоза пороховые газы очень сильно воздействуют на крышу МТО и отделения управления…
Из-за сложности развертывания производства в военное время, и из-за вторых недочётов проекта, по окончании рассмотрения результатов опробований было издано постановление об отказе серийного производства Объект 414. Но это не финиш истории танка, в следующем году конструкторы предприняли попытку модернизации танка, она имела наименование Объект 414 примера 1945 года, либо Объект 415.
Кроме этого наработки по нему были использованы при создании и проектировании вторых танков ХТЗМ — Объекта 416, Объекта 430 Вариант II, башня Объекта 414 была использована при создании танка Т-34-100, а неспециализированная компоновка была использована при разработке ПТ-САУ СУ-101.
Об.704 — Приятные неожиданности
Увлекательные записи:
- Механическая тяга. часть 3. уходили комсомольцы… часть 1
- Небольшое дополнение к линкорам апокалипсиса
- Окно в будущее. пард – сердце планетолетов
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Ису-152 образца 1945 года (объект 704)
ИСУ-152 примера 1945 года (Объект 704) — умелая советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода ВОВ. В заглавии автомобили сокращение…
-
Несчастливые три семёрки. проект тяжелого танка объект 777. ссср
Увлекательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока, которая, думаю, заинтересует сотрудников. Проекты советских послевоенных тяжёлых танков Объект 752…
-
Проекты основных боевых танков «объект 225» и «объект 226». ссср
В конце шестидесятых годов на вооружение Советской армии был принят первый отечественный главный боевой танк Т-64А. Наладив производство данной…
-
Альтернативный танк объект 280 «комсомолец». ссср
С лёгкой руки сотрудника Тангстена (весьма рад что он возвратился) определил о конкурсе на лучший АИ танк на форуме WoT. Конечно, автомобилям с этого…
-
Вооружение опытного танка объект 292
На сайт уже выкладывались материалы, посвященные умелому танку объект 292. Эта статья дополняет предложенную ранее данные. Артиллерийское оружие…
-
Самый первый ис-7. проект тяжелого танка объект 257. ссср
Тяжёлый танк ИС-7 достаточно прекрасно известен любителям бронетанковой техники. Сочетавший в себе внушительное бронирование, двигатель и мощную пушку,…