Новейший истребитель-невидимка xst lockheed. сша

Этот винтажный материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Перевод был выполнен в декабре 2015 года.

Если доверять тем немногим материалам, что на сегодня размещены в специализирующейся на области авиации прессе, то в конце 1977 – начале 1978 года совершит собственный первый полёт новый истребитель, что решающим образом поменяет философию нового поколения боевых самолётов. Речь заходит об истребителе-невидимке (Stealth Fighter): боевом самолёте, что обязан незаметно попадать в воздушное пространство соперника и делать в том месте определённые задачи.

Он будет – как сохраняют надежду его создатели – невидимым для глаз, ушей, радаров и инфракрасных поисковых устройств благодаря применению особенных материалов, и своим конструкции, небольшим размерам и форме. Эти меры должны сделать Stealth Fighter невидимым для соперника либо сделать так, дабы соперник смог его найти через чур поздно. Так, истребитель-невидимка сможет фактически незаметно для соперника либо значительно лучше не будучи найденным, делать поставленные боевые задачи.

Как выглядит такая прекрасная птица?

Первый самолёт данного типа – его начальное обозначение XST (experimental, stealth, tactical) – выстроен американским концерном Lockheed на основании требований технического задания, насчитывающего первоначально 100 страниц. После этого в требования были добавлены еще 25 страниц, в которых описывались «Мероприятия, при помощи которых должна быть снижена возможность обнаружения самолёта». Данное дополнение стало наиболее значимым пунктом всей программы.

Для реализации программы XST на рабочее место вернули пенсионера Келли Джонсона (C. L. «Kelly» Johnson). Джонсон стал известным на всю землю не только благодаря самолётам U-2 и SR-71, вместе с тем за создание множества вторых успешных самолётов компании.

Но, однако, начальником проекта XST стал не Джонсон, а его приемник Бен Рич (Ben Rich).

Концерн Lockheed стал победителем в разработке проекта самолёта по теме XST, обойдя концерны McDonnell-Douglas и Rockwell, и ряд других компаний. Проект самолёта-невидимки концерна Lockheed направляться собой одноместный самолёт с дозвуковой скоростью со взлётным весом приблизительно 5,5 тысячь киллограм с низким уровнем шума, низкой возможностью визуального обнаружения, минимальной площадью поперечного сечения и сниженным инфракрасным излучением.

Этот самолёт разрабатывается по заказу управления перспективных изучений минобороны США (Defence Advanced Research Projects Agency – DARPA). Работа над данным проектом ведутся уже приблизительно 3-4 года. До тех пор пока неизвестно, в какой стадии находится разработка проекта истребителя-неведимки к данному времени.

Быть может, что кое-какие соперники концерна Lockheed в этом замысле информированы значительно лучше, чем это возможно предположить. Но как мы знаем, что самолёт Келли Джонсона должен иметь два турбореактивных двигателя General Electric J85, отличающихся малыми отличным соотношением и размерами тяга/вес. На данный момент двигатели J85 много употребляются на американских самолётах.

Перед тем как поведать о Lockheed XST, направляться дать краткую данные о его соперниках, каковые в некоей мере оказали влияние на разработку концерна Lockheed, и о вопросах возможности обнаружения самолётов. Как написал в собственной весьма увлекательной статье Петер Боргарт (Peter Borgart) [9], уязвимость самолёта начинается с момента его обнаружения соперником, и чем продолжительнее самолёт сможет оставаться необнаруженным неприятелем и чем ближе сможет незаметно приблизиться к собственной цели, тем меньше остаётся времени и шансов у обороняющейся стороны действенно бороться с этими самолётами. Какие конкретно отдельные возможности имеются для этого?

Визуальное обнаружение

Возможность обнаружения подлетающего самолёта находящимися на земле наблюдателями без оптических устройств зависит от размеров самолёта, погодных условий, времени оптических условий и суток. Дальность обнаружения в зависимости от перечисленных параметров сильно различается. Она находится в пределах от пяти километров [9] до 18 км [3], но в среднем данный показатель должен быть существенно ниже 3,5 км.

В случае если самолёт будет обнаружен на маленьком удалении от цели, то тогда у обороняющейся стороны уже не будет нужного на отражение атаки времени.

Опасность визуального обнаружения самолёта возможно заметно снижена рядом действенных мер. Прежде всего это касается защитной окраски, которая, само собой разумеется, обязана соответствовать условиям местности и времени года.

Занимательные мероприятия по понижению заметности исследовались американцами во время второй мировой. Они пробовали добиться распределения ярких и чёрных участков поверхностей самолёта в зависимости от уровня естественного фонового освещения так, дабы атакующий самолёт имел возможность оставаться фактически не найденным со стороны соперника. Работа над проектом, взявшим наименование «Yehudi», была начата в 1935 году.

В то время, когда к концу Второй мировой эти работы были закончены, влияние оптической скрытности нападавшего самолёта уже не имело громадного значения, потому, что к тому времени имелись пригодные к практическому применению радиолокаторы. Однако, не обращая внимания на это работы по проекту «Yehudi» с применением волоконной оптики, сенсоров и осветительных приборов вместо использовавшихся несложных прожекторов и сейчас может обеспечить действенную защиту в том месте, где соперник не имеет – либо имеет в маленьком количестве – радиолокационных станций.

Звуковое обнаружение

В обрисованном выше случае имеется возможность обнаружения атакующих самолётов соперника при помощи слуха.

Первые важные попытки сделать «негромкие» самолёты были предприняты во время второй мировой. Возможно была создать воздушные винты с широкими лопастями, с увеличенным числом лопастей, уменьшенным диаметром и большое количество чего аналогичного. О ходе этих хороших результатов сообщалось в бессчётных материалах NACA. По окончании войны эти разработки необычным образом были невостребованными.

Лишь по мере появления руководств с ограничениями по шуму промышленность снова начала интересоваться вопросами шума, создаваемого самолётами, и приступила к поискам возможностей его понижения.

Для США эти вопросы появились еще недавно и имели практическое значение: во Вьетнаме вовсю полыхала война. Компания Lockheed в течение нескльких этапов проводила разработку пригодного для применения на практике «негромкого самолёта-разведчика» (Leiseaufklarer).

На базе двухместного швейцарского планера SGS 2-32 путём установки поршневого двигателя с четырехлопастным редуктором и воздушным винтом, очень сильно снижавшим обороты винта, был создан умелый летательный аппарат, взявший обозначения X-26A/B либо QT-2PC. Промежуточным ответом стала установка шасси и электроники, в следствии чего показался вариант Q-Star. Полученный в следствии данной работы опыт разрешил создать окончательный тип летательного аппарата под обозначением YO-3A.

Но то, что на винтовых самолётах выглядит достаточно несложным, на самолётах с реактивными силовыми установками создаёт намного больше сложностей; но иначе, возможности понижения уровня шума прекрасно известны и кое-какие из них были использованы и на практике.

Новейший истребитель-невидимка xst lockheed. сша
Рис. 1. Так смотрелся первый незаметный самолёт-разведчик концерна Lockheed. Эти самолёты, кроме этого как и Q-Star и YO-3A, были задействованы во Вьетнаме

Был рекомендован лишь один из вариантов размещения силовой установки – над крылом, как это уже было сделано на VFW 614. Воздухозаборники должны размешаться как возможно дальше от передней кромки крыла, сопла реактивных двигателей силовой установки должны размешаться как возможно дальше, но перед задней кромкой крыла. Эти требования во многих случаях создавали сложности.

Быть может, для исполнения этого требования было нужно расположить силовую установку поперёк направления полёта либо кроме того развернуть ее на 180 градусов, но это соответственно потребовало бы применять соответствующим образом выхлопные сопла и изогнутые воздухозаборники. В будущем рассматривались утопленные в элементы конструкции двигатели, у которых выходные сопла размешались над крылом. Кроме этого в данном варианте рассматривалась снижавшие уровень шума элементы обшивки.

Еще одной возможностью понижения шума являлись снижение размеров и соответствующая компоновка выхлопных сопел, каковые не должны были достигать задней кромки крыла. Наряду с этим было нужно изменение задней кромки крыла, известное по так называемым лопастям воздушных винтов с формой крыла неясыти («Eulenflugel-Luftschraube»).

Обнаружение по инфракрасному излучению

Находящиеся на вооружении самолёты, их силовые установки и электронное оборудование являются источниками тепла: их температура превышает температуру окружающего воздуха. Отличие температуры выявляют инфракрасные датчики. Эти же датчики определяют размещение источника тепла и смотрят за его перемещениями.

При низких скоростях полета, каковые свойственны для истребителя-невидимки, нагрев элементов конструкции самолета будет относительно низким. Электроника может разрешить за счет принудительного охлаждения (поглощённая охлаждаемая оболочка, вентиляция), что сделает намного более сложным обнаружение самолёта инфракрасными датчиками. Намного более сложно всё, что касается силовой установки, у которой очень сильно нагреваются как сами двигатели, так и поток выхлопных газов.

Но в этот самый момент имеется возможность существенно снизить интенсивность теплового излучения за счет расположения и выхлопных сопел и формы воздухозаборников. Этими техническими ответами возможно добиться того, что инфракрасные головки, служащие для обнаружения самолётов, ничего не заметят при приближении к самолёту спереди либо позади. Еще одной возможностью понижения уровня теплового излучения есть применение двухконтурных турбореактивных двигателей.

Рис. 2. Эскиз формы сопел для выхода газа и задней кромки крыла, каковые смогут разрешить добиться понижения уровня шума. Задняя кромка крыла напоминает кромку крыльев самолетов времен Первой Мировой, но в этом случае она имеет второе назначение

Обнаружение при помощи радиолокатора

Как жёсткое тело самолёт отражает радиолокационные лучи, и это отражение тем посильнее, чем больше размеры поперечного сечения самолёта. У ДПЛА величина поперечного сечения равна приблизительно 0,3 м?, у боевых самолётов – в большинстве случаев 1,2 м?, но эти показатели смогут быть существенно снижены за счет отражения либо расщепления отраженного от самолёта сигнала вверх и вниз в зависимости от внешнего вида и формы летательного аппарата.

Среди внешнего вариантов вида и различных форм летательного аппарата заметно рвение как возможно больше снизить размеры самолёта, чтобы получить максимально низкий силуэт и минимальную величину отраженного радиолокационного сигнала (понижение длины прямых линий, использование сферически изогнутых поверхностей), использование абсорбирующих материалов, к примеру в воздухозаборниках, на хвостовом оперении и кромках.

Большая часть из этих понижений возможности обнаружения визуально, по звуку, радиолокатором и инфракрасными прибор

Истребитель невидимка F-35 lightning 2: высший пилотаж США

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: