Норвежские сестры кригсмарине. плавбазы mrs-25 и mrs-26

      Комментарии к записи Норвежские сестры кригсмарине. плавбазы mrs-25 и mrs-26 отключены

В германском флоте на протяжении Второй мировой существовал класс судов, не повторявшийся, пожалуй, ни в одном втором ВМФ. На языке оригинала их наименование звучит как «Minenraumschiffe», либо, в приблизительном переводе на русский, «минно-тральные суда». Однако, никаким тралением в действительности они не занимались, что не страно для махин с осадкой более 5 метров.

Настоящим назначением MRS, как их сокращенно обозначали в Кригсмарине, являлась переброска к месту действий еще одного особенного средства для противодействия минам – тральных баркасов, либо «Raumpinaβen». По сути дела, MRS являлись плавбазами для катерных тральщиков, в случае если пользоваться более-менее привычной нам терминологией. Задачей «пинасов» было траление в районе собственных баз, и мелководных морских областей в том месте, где это разрешала их мореходность.

Ну а задача плавбаз, конечно, пребывала в доставке мелких тральщиков в операционный район и их обслуживании.

Норвежские сестры кригсмарине. плавбазы mrs-25 и mrs-26

Этот класс судов в Кригсмарине был очень немногочисленным и насчитывал всего 6 единиц, причем все они являлись переоборудованными грузовыми судами. Два из них (MRS-11 и MRS-12) служили на Балтике, а остальные четыре – в Норвегии. В статье обращение отправится о двух самых новых плавбазах, носивших номера 25 и 26.

По окончании того, как Германия оккупировала страны с развитой судостроительной индустрией (Франция, Голландия, Норвегия), на снова купленных верфях было захвачено много строящихся кораблей и судов. Конечно, что практически все они были продолжены в достройке, но уже для Рейха – время от времени в том же качестве, что и закладывались, время от времени по поменянным проектам.

Многие из этих новоприобретений так и не вышли в море, по причине того, что доделать их не получалось по различным обстоятельствам: саботаж, бомбежки союзников, недостаток рабочей материалов и силы, но имеется много примеров, в то время, когда «заграница» помогла германским морякам. Самые хорошие примеры – голландские эсминец ZH-1 и канонерские лодки К-1 – К-3.

* * *

MRS-25 и MRS-26 были захвачены немцами на стапелях компании «А/S Moss Vaerft & Dik», расположенной в маленьком норвежском городе Мосс, в глубине Осло-фьорда. Эти теплоходы предназначались для судоходной компании Лоренцена из Осло. Каждое судно имело бы вместимость около 4000 брт, громаднейшую длину 106,91 м, ширину 14,93 м, осадку 6,25 м, высоту борту 9,3 м. Два дизеля «Зульцер» неспециализированной мощностью 2880 л.с. вращали любой по валу и давали судну скорость 14,5 уз.

В ходе переделки, не считая оснащения кранами для подъёма и спуска пинасов, емкостями для дополнительного горючего и жилыми помещениями для команд пинасов, плавбазы взяли весьма замечательное оружие. Основной калибр складывался из пары 105-мм универсальных орудий, а зенитки были представлены на MRS-25 семью 37-мм и десятью 20-мм пушками, а на MRS-26 – восемью 37-мм и двумя дюжинами 20-мм. Любая плавбаза имела возможность принимать до 15 пинасов, или 250 мин.

Экипаж на MRS-25 составлял 8 нижних чинов 298 и офицеров, а на MRS-26 число последних, человек за счет обслуги зениток, увеличилось до 327.

Пинасы хранились на палубе открыто, четырьмя группами – по четыре и две штуки. Из-за наличия громадного количества катеров личные спасательные средства судов ограничивались парой вельботов, находившихся сходу за дымовой трубой, и плотиками. Для спуска пинасов на воду употреблялось 6 кранов.

Постройка судов шла по-различному. Заказанные за одни сутки – 20 апреля 1939 г., еще до начала Второй мировой войны, теплоходы были построены с отличием в два года, а в строй вошли с отличием в полтора года.

MRS-25 успел получить от будущих норвежского обладателя наименование – традиционно для компании оно начиналось на «Рио…», но всецело неизвестно. Второй теплоход до его конфискации не был кроме того назван. Первенец сошел на воду 27 июня 1941 г., имея от немцев временное наименование «Нордраум».

Через три месяца его передали для потребностей Кригсмарине и стали переделывать под плавбазу пинасов, которая была закончена лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века – 14 марта, в то время, когда корабль официально вошел в строй.

MRS-26 был передан Кригсмарине в один момент с собратом, еще будучи на стапеле. Спустили его на воду лишь 21 июня 1943 г., а ввели в строй 16 июня 1944 г.

* * *

MRS-25 была официально принята ее начальником, корветтен-капитаном Людвигом Баллерштедтом [1], на родной верфи, которая и занималась перестройкой теплохода в боевой корабль. Не обращая внимания на передачу флоту, корабль оставался на верфи и подвергался в том месте разным доделкам впредь до 5 апреля. Лишь на следующий сутки MRS-25 покинула причальную стенку и перешла в Осло. 8 апреля было совершено опробование размагничивающего устройства и произведена первая заправка с танкера.

Еще днем позднее MRS-25 отправилась в ВМБ Хортен. По дороге снова же проводились испытания и пробные постановки параванов гидроакустической станции KDB.

10 апреля MRS-25 проводила рядом с Хортеном отстрел всех собственных орудий, а после этого поступила на военную верфь данной базы с целью проведения последних работ по приведению всех вооружения и механизмов в боеспособное состояние. 15 апреля была пройдена мерная миля, и опробован электролаг, срочно вышедший из строя. В 14:00 на борт прибыл с инспекцией командующий морской обороной Осло-фьорда.

Еще два дня были посвящены учебным стрельбам и тренировке экипажа по мишеням. Наконец, 19 апреля корабль, перешедший тем временем в Кристиансанн, взял собственный первое боевое задание: проследовать в Берген в составе конвоя, причем Баллерштедт был назначен начальником последнего. Не считая MRS-25, в его составе были тральщик М-411 и подлодка U-636.

Переход был совсем обыкновенным – в 19:20 20 апреля суда были на месте. В том месте плавбазу посетил начальник штаба Адмирала Западного норвежского побережья, капитан-цур-зее Веземан.

Про MRS-25 отыскали в памяти лишь 28 апреля, в то время, когда она получила приказ заниматься делами столь же далекими от траления мин, как и сопровождение подлодки в конвое: по приказу Адмирала Западного норвежского побережья адмирала фон Шредера, следовало усилить дозоры флотилии охраны порта Берген в море. Плавбаза должна была отражать атаки и возможные налёты самолётов торпедных катеров на линии Кварен-Хегернмюле. Такое положение вещей будет частенько повторяться в будущем – как выяснилось, MRS-25 (как но и другие ее «сестры») с позиций начальников годилась для исполнения очень широкого круга задач: от ПВО гаваней до работы флагманом флотских соединений.

Но, как будто бы спохватившись, 29 апреля адмирал Шредер приказал плавбазе заняться работой по профилю: ей следовало проверить фарватер между Оласкьяэром и маяком Стаббен, плюс его ответвления. Но кроме того в этот самый момент в приказе был второй пункт, из которого следовало, что MRS-25 обязана кроме этого защищать гавань Флурё от воздушных бомбандировок и атак торпедных катеров. Это было логично: поднявшись на рейде, плавбаза спустила 12 пинасов, каковые принялись за траление, а другие катера сторожили входы во фьорды со стороны моря. «Матка» сейчас закрывала с воздуха и моря как собственных «детей», так и саму гавань.

Уже 1 мая тральные работы были свернуты. MRS-25 безотлагательно передали в распоряжение главы соединения береговой охраны «Берген» корветтен-капитана Вольтерса, что выслал громадной корабль совместно со всеми его катерами на поиски торпедных катеров в районе Вадсё-Скорвер-Баталден (прошедшей ночью в западной части береговой полосы Норвегии были увидены два британских ТКА, высадившие диверсантов и бесполезно нападавших торпедами тральщик М-401). Разбив собственные пинасы на три группы по четыре катера, Баллерштедт выполнил задание, но отыскать неприятеля не удалось.

Затем ее катера и плавбаза так и занимались поочередно охранением и тралением разных портов и фьордов, или охранением проходящих между Бергеном и Ставангером конвоев. Фактически всю вторую половину мая плавбаза вела постоянную защиту от атак с воздуха Хаугесунна. Британцы так и не прилетели.

2 июня пинасы проводили учебное траление в бухте Гравдаль, где были поставлены практические мины без взрывателей – за два дня катера смогли вытралить две мины.

Уже 7 июня с кораблем произошла первая авария – вышли из строя один электрогенератор и охлаждающая помпа основной автомобили, потекли пара труб. Ремонт проводился собственными силами в Пудде-фьорде около Бергена. Сразу после ремонта, 13 июня ее катера и плавбаза вышли в Сёр-фьорд, дабы уточнить в том месте посредством разведывательного траления правильность известных координат выставленного три года назад минного поля.

На этот раз был одержан первый успех: пинасы смогли подсечь мину типа EMD, которую после этого подорвали. В остальном ранее закрытый район был свободным от мин.

После этого было получено достаточно необыкновенное задание: на острове Лерё в недалеком будущем планировали сооружать новую торпедную батарею береговой обороны, и пинасы должны были проверить в ее окрестностях глубины менее 15 м, отыскать все угрожающие судоходству гора, а заодно протралить близлежащий Корс-фьорд.

18 июня MRS-25 принимала участие в громадной облаве, устроенной для вражеских диверсионных групп и торпедных катеров в шхерах между Коре- и Бёммель-фьордами. Наряду с этим два тральщика (М-1 и М-2) сторожили район с моря, плавбаза курсировала на севере обыскиваемого района, а моторные тральщики RA-1, RA-2, сторожевики NB-15, NB-16 и пинасы с MRS-25 последовательно проходили по всем закоулкам в окрестных фьордах. Баллерштедт руководил всей операцией.

На острове Мёксер представители работы безопасности (СД) совершили арест, но на вторых островах людей, подлежащих аресту, не нашли. Был сделан вывод, что они бежали, определив о первом аресте. В остальном, рейд не дал результатов – не удалось отыскать не только вражеские катера либо диверсионные группы, но кроме того их следы.

Корабль продолжил нести рутинную работу по прикрытию (по большей части, от угрозы с воздуха) проходящих мимо Хауге-сунна конвоев. Так длилось до 2 июля, в то время, когда снова повторилась операция по прочесыванию фьордов. На этот раз ей кроме того дали кодовое наименование – «Унтерланд». Размах был шире.

В громадных масштабах принимали участия в операции СД и сухопутные армии. Баллерштедту, руководившему сейчас южной группой, были подчинены бывший норвежский миноносец «Зик» (V-5503), моторный тральщик RA-202, сторожевики «Ратте» (V-5501) и «Наттер» (V-5517). Найти снова ничего не удалось и 4 июля суда возвратились в Берген.

После этого плавбаза продолжительно стояла на якоре в Сандвикен, выйдя в море лишь 8 июля для учебных стрельб.

18-19 июля пинасы совершили траление Фестейн-Ринне, наряду с этим, по дороге в том направлении, плавбаза сопроводила пароход «Альберт Янус». Снова никаких мин не было найдено. По окончании MRS-25 заняла привычную позицию ПВО около Хаугесунна, где и пребывала до конца месяца.

Лишь 7 августа последовал новый приказ: проверить пять небольших проливов, в которых в феврале 1942 г. самими немцами были выставлены заграждения. На следующий сутки MRS-25 покинула Берген и скоро встала на рейд в бухте Квален. Пинасы сперва удостоверились в надежности Нисье-сунн, где нашли все три ранее поставленные мины, но две уже сдрейфовали со собственных мест. В Свелген-сунне обнаружилась лишь одна мина, да и та «ушла» на юг. В том месте имелось сильное течение, и мины по большому счету ставить было не нужно.

В Райгнё-сунне нашли также лишь одну мину – самую северную, которая также сдрейфовала и стояла глубоко под водой, исходя из этого ее взорвали. В Ульв-сунне, где кроме этого царило замечательное течение, мин по большому счету отыскать не удалось. Сейчас наступил вечер, и работу прервали.

Возобновилась она на следующий сутки, в то время, когда в О-сунне из шести выставленных мин нашли пять, но одна стояла через чур мелко и не пришла в боевое положение. Наконец, в Страумен-сунне никаких мин не нашли. Затем плавбаза приняла обратно все собственные катера и возвратилась в Берген.

За проверкой минных заграждений последовал приказ об их усилении. Пинасы были оборудованы так, что любой имел возможность принять по две норвежские мины, имевшиеся в арсенале Бергена. Приняв 41 мину, MRS-25 вышла в шхеры, где в течение 11-12 августа все мины были выставлены в просмотренных ранее проливах.

После этого плавбаза возвратилась в не сильный-сунн.

16 августа был взят приказ на проведение очередной операции по поиску. Масштабы были скромнее, чем в прошедший раз: Баллерштедт взял в собственный распоряжение 4 катера типа KFK из флотилии охраны гавани Ставангера. Применяя их, и девять собственных пинасов, следовало обыскать Бёммелен- и Селбьёрн-фьорды. Исполнение задачи началось в тот же сутки – как в большинстве случаев, никого не нашли.

Бесплодные блуждания по норвежским заливам длились до 20 августа, в то время, когда MRS-25 было нужно идти в Берген для провианта запасов и пополнения топлива.

Кроме этого ничем окончились новые поиски мин 23 августа в районе Хьельте-фьорда. 28 августа катера с MRS-25 являлись плавучими метками для постановки мин, позже уничтожали те боеприпасы, каковые были неисправными и всплыли на поверхность.

Всю первую половину сентября MRS-25 занималась проводкой конвоев, пока 15 сентября не пришел приказ обеспечить охрану новых минных постановок. Вместе с тральщиком М-1 и торпедным катером S-10 плавбаза покинула Берген. Четыре катера были построены и искали всплывшие мины, но отыскать их не смогли.

По возвращении начальник плавбазы послал наверх предложение переоборудовать собственный корабль в минзаг. Идею Баллерштедт обосновывал тем, что сейчас в Норвегии мало судов данного класса, а его MRS-25 по сути дела фактически простаивает, занимаясь несвойственными ему задачами. Согласно его точке зрения, переделка не должна была занять большое количество времени и средств. Причем, кроме того по окончании нее легко было обеспечить базирование на борту 6-10 пинасов.

Но храбрая инициатива Баллерштедта не была принята сходу, не смотря на то, что позднее идею все же осуществили в ограниченных масштабах, но систершип, MRS-26, был достроен с полной возможностью принимать мины.

22 сентября MRS-25 вышла для траления мин в районе Фаа- и Ваагс-фьордов. По дороге руководство приказало безотлагательно искать вражеский торпедный катер, увиденный у Аэсё. Израсходовав на это впустую два часа, плавбаза имела возможность приступить к исполнению главного задания лишь на следующий сутки. Увы, до наступления восхода солнца был взят еще один приказ – усилить конвой тральщика М-407. Так ничего и не протралив, MRS-25 возвратилась в Берген, где уже ожидало новое задание.

25 сентября на борт были приняты гренадеры, участвующие в проведении учений называющиеся «Хердла». В последние дни сентября по три катера высылались вечерами для усиления дозоров в Вестбю-фьорде.

То же самое длилось до 8 октября 1943 г., в то время, когда плавбаза вышла из Бергена для проверки оборонительного минного заграждения в районе Слетта. За один сутки пинасы не управились, а назавтра встал 6-балльный ветер, и мелкие катера не смогли трудиться. Лишь 11-го числа, в то время, когда погода мало улучшилась, поиски довели до конца.

Отыскана была лишь одна норвежская мина. По окончании однодневного отдыха с рейда Хаугесунна вместе с группой KFK была совершена набег для поиска вражеских торпедных катеров рядом со Стоксунном – как неизменно, напрасно. 15 октября плавбаза снабжала прикрытие для тральщиков М-1 и М-2, ставящих новые мины в сравнительно не так давно проверенном районе около Слетты.

Возвратившись в Берген, MRS-25 совершила несколько конвоев до Ставангера и обратно, по окончании чего 24 октября случилась смена начальника. Место Баллерштедта занял фрегаттен-капитан врач Карл Йек.

С прибытием нового «босса» дела у плавбазы пошли радостнее – по крайней мере, перечень взятых заданий сразу же украсило участие в операции по спасению. 27 октября эсминец «Рихард Байтцен», идущий из Германии в Арктику, при нехорошей видимости в дождик сел на мель в проливе Карм-сунн. Приняв на борт некоего прораба Майсснера, специалиста в спасательных работах, MRS-25 вышла к месту трагедии.

Основная задача заключалась в обеспечении ПВО аварийного эсминца вместе с артиллерийской десантной баржой AF-34. Последняя, но, из-за сильного беспокойства не смогла выйти из Хаугесунна, так что MRS-25 приняла противовоздушное охранение в одиночку [2]. Но, соперник, снова, не планировал проверять боевую подготовку артиллеристов плавбазы.

Около 12 часов дня следующих дней MRS-25 сняла с эсминца две много человек экипажа, не нужных для борьбы за живучесть, а позже в течение 6 часов заводила буксирные финиши и напрасно пробовала стащить пострадавший корабль на чистую воду. По окончании третьего обрыва финишей попытки были прекращены. Равняется неудачными были и упрочнения, предпринятые 29 октября вместе с тральщиком М-2 и парой буксиров. Лишь 5 ноября «Байтцен» удалось высвободить и доставить на рейд Копервика.

На следующий сутки калеку дотащили до Хаугесунн, а вот предстоящий переход не удался из-за вставшей в море сильной зыби. Плавбаза простояла на прикрытии эсминца до 24 ноября, в то время, когда, наконец, удалось пойти дальше на север и добраться до Бергена.

Затем громадного приключения экипаж плавбазы возвратился к привычной рутине. Уже 28 ноя

Норвегия, день 1! Королевские крабы и блогеры

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: