Но разведка доложила точно: «61-cм торпеда обр. 93»

      Комментарии к записи Но разведка доложила точно: «61-cм торпеда обр. 93» отключены

Но разведка доложила точно: «61-cм торпеда обр. 93»

Ещё одна увлекательная статья из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака сотрудник midnike.

Истребители A6M «Зеро» были далеко не единственным сюрпризом, приготовленным японцами. Ещё одним «вундерваффе» начального периода Тихоокеанской войны стала «61-cм торпеда обр. 93», взявшая потом – с лёгкой руки историка Самуэля Морисона – прозвище «Долгое копьё» (Long Lance). История создания этого оружия больше всего напоминает шутку, приписываемую А. Эйнштейну: «Все с детства знают, что то-то и то-то нереально. Но постоянно находится невежда, что этого не знает.

Он-то совершает открытие.» Любители фантастики имели возможность бы по этому поводу отыскать в памяти рассказ Р. Джоунса «Уровень шума»… А ещё это история о том, во что обходится пренебрежение и недооценка противника разведданными, умноженные на чванство «белых людей».

Торпеды, как и самолёты, строятся около двигателя. Самый распространённым типом корабельных торпед времён Второй мировой войны были парогазовые (либо wet-heater в английской терминологии).

Принцип работы их двигателей упрощённо возможно обрисовать так: углеводородное горючее (керосин, спирт и т. д.), окислитель (по понятным обстоятельствам применять кислород из воздуха нереально) и рабочее тело (вода) подаются в камеру сгорания/газогенератор; оказавшийся пар вместе с продуктами сгорания поступают в цилиндры паровой машины (либо на лопатки паровой турбины), приводящей в перемещение гребные винты. Основной недочёт заключался в том, что большую часть количества торпеды приходится отводить под окислитель – плотность кроме того очень сильно сжатого газа значительно меньше, чем у жидкостей.

Компоновка тяжёлых корабельных торпед 21 (533-мм) Mark 15 (США, 1935 г.) и 61-см обр. 93 (Япония, 1935 г.): 1) Боевая часть. 2) Танк с окислителем. 3) Танк с питьевой водой. 4) Топливный танк. 5) Технический отсек – камера сгорания/газогенератор, паровая турбина либо двигатель, редуктор, гребной вал, стабилизации и системы управления. 6) глубины рулей и Приводы направления.

7) Гребные винты.

Применять в качестве окислителя кислород значительно действеннее, чем воздушное пространство, состоящий на 78% из азота, что никак не участвует в ходе сгорания горючего и есть мёртвым грузом. Так, переход на кислород машинально снабжает дальности хода и значительное увеличение скорости, и разрешает расширить размер боевой части – при тех же неспециализированной массе и габаритах. Тем более, что теоретически парогазовый двигатель может трудиться на любом окислителе.

Но лишь теоретически – сатана, как мы знаем, прячется в подробностях. Сам по себе кислород не горит и не взрывается, но в кислородной воздухе температура воспламенения – довольно часто с последующей детонацией – многих вторых веществ быстро падает, со всеми вытекающими последствиями. Быть может, вы слышали истории про масло, попавшее на редуктор кислородного баллона.

Как раз с подобными проблемами столкнулись инженеры в Соединенных Штатах, Англии, Италии – словом везде, где в начале двадцатого века пробовали экспериментировать с кислородом в качестве окислителя.

Японцы также экспериментировали с кислородными торпедами, но около 1924 г., по окончании пожаров и ряда взрывов, это направление – как и везде – было признано бесперспективным и закрыто. Эта история имела возможность закончится тогда же, если бы в 1927 г. Императорский флот Японии не направил в Англию, на «Whitehead Torpedo Works», делегацию из восьми экспертов во главе с капитан-лейтенант-инженером (потом адмиралом) Сидзуо Ояги для ознакомления с новыми английскими торпедами – с целью выбора моделей для закупки.

Что случилось потом – в подробностях неизвестно. По одной из предположений, на протяжении визита линейного корабля «Нельсон» японцы увидели в торпедной компрессорной корабля кислородное оборудование, быть может до них какие-то слухи. Так или иначе, в 1928 г. в Японию ушёл обстоятельный доклад о том, что англичане секретно испытывают и собираются принять на вооружение 24 (610-мм) кислородные торпеды.

Истина, как в большинстве случаев, лежала где-то посредине. Англичане вправду создали и приняли на вооружение 24,5 (622-мм) торпеды Mark I, и они вправду экспериментировали с парогазовыми двигателями на кислороде (правильнее, на обогащённом кислородом сжатом воздухе), каковые они собирались применять как на 24,5, так и на 21 (533-мм) торпедах Mark VII.

Но в следствии они отказались кроме того от обогащённого воздуха (более того, скоро они отказались и от самих парогазовых двигателей), а 24,5 торпедами были вооружены только два линейного корабля типа «Нельсон». Как раз такими торпедами была произведена потом единственная в истории результативная торпедная атака одного линкора вторым – известный бой с «Бисмарком» 27 мая 1941 г. (предполагается, что одна из торпед линейного корабля «Родней» попала-таки в цель).

1. Погрузка 24,5 торпеды Mark I на борт линейного корабля «Нельсон». 2. Эти же торпеды в одном из торпедных отсеков линейного корабля «Родней».

Но возвратимся к нашим японцам. Получив данные о том, что неприятности с кислородом были англичанами каким-то образом решены, соответствующий японский проект приобрел новое дыхание, и в конце того же 1928 г. в лабораториях арсенала ВМФ в Куре закипела работа. Сейчас японцы хотя бы были уверены, что неприятность в принципе решаема, оставалось «всего лишь» отыскать это решение – и они его нашли.

Японские инженеры не пробовали изобретать велосипед, за базу был забран обычный парогазовый двигатель Уайтхеда, что они и доводили для надёжного применения окислителя из чистого кислорода. Началась упорная борьба с теми самыми подробностями, в которых «прячется сатана».

Конструкторы из Куре перекомпоновали двигательный отсек торпеды, дабы избавиться от изгибов малого радиуса в магистралях подачи окислителя для того, чтобы в этих изгибах не могли скопиться посторонние вещества. Была кроме этого отработана разработка полировки внутренних поверхностей магистралей, редукторов и клапанов – с той же целью.

Потому, что большая часть взрывов и возгораний приходилось на момент запуска двигателя – была добавлена совокупность запуска на сжатом воздухе, только после этого неспешно замещавшемся кислородом. Была создана методика промывки, продувки и после этого герметизации магистралей окислителя перед заправкой кислородного танка. И без того потом…

Как это смотрелось «в железе»: 1. торпеды и 61-Двигательный отсек обр. 93, слева виден баллон со сжатым воздухом для надёжного запуска двигателя, справа – паровой двигатель. За бессчётными трубками видна камера сгорания/газогенератор. 2. Раздельно камера сгорания/ газогенератор, учебный разрез.

3. Фактически двухцилиндровый паровой двигатель Уайтхеда и гребной вал.

На первый взгляд, все эти доработки выглядят достаточно небольшими и очевидными, но в действительности это заняло более четырёх лет усердной работы и экспериментов – к 1930 г. удалось освоить обогащённый до 50% кислорода сжатый воздушное пространство, и только в 1933 г. были созданы первые стабильно трудящиеся прототипы на практически чистом (98%) кислороде. После этого последовали их доводка и многочисленные испытания, плюс разработка торпедных аппаратов под новое оружие (прошлые модели японских 610-мм торпед были на полметра меньше и заметно легче); помимо этого, возросшие дальность и скорость потребовали важного улучшения совокупностей управления, в первую очередь гироскопов.

Наконец, 28 ноября 1935 г. новая торпеда была принята на вооружение под обозначением «кусан-сики гёрай» (торпеда обр. 93 [1933] года). То, как радикально новые японские торпеды (и их 533-мм «младшие сестрички» обр. 95, созданные на их базе для оружия подводных лодок) превосходили во всем имевшееся у потенциальных соперников по Тихоокеанской войне, наглядно видно из таблицы ниже:

Первыми на новые торпеды были перевооружены оба выстроенных к тому моменту крейсера типа «Могами» (по иронии судьбы приблизительно в то же самое время американцы проводили демонтаж торпедных аппаратов крейсеров типов «Пенсакола» и «Нортхэмптон», а более поздние типы строились без них изначально – стратеги из Военно-морского колледжа США ещё в начале 30-х заключили , что торпеды тяжёлым крейсерам не необходимы) и новейшие эсминцы типа «Сирацую». После этого ими вооружались все новые либо проходящие модернизацию надводные суда с 610-мм торпедными аппаратами, не смотря на то, что для некоторых ветхих эсминцев процесс перевооружения затянулся практически до конца войны (соответственно, многие суда до этого перевооружения попросту не дожили).

Четырёхтрубные 610-мм торпедные аппараты тяжёлого крейсера «Такао» и эсминца «Сирануи». Крейсер был перевооружён на торпеды обр. 93 на протяжении модернизации 1939 г., эсминцы типа «Кагеро» вооружались ими изначально. Сзади торпедного аппарата эсминца прекрасно видно ещё одно главное торпедное «know-how» Императорского флота – контейнеры скоростной перезарядки с запасными торпедами, разрешавшие в считанные 60 секунд перезарядить аппараты эсминца кроме того на ходу.

Торпедный аппарат доворачивался в положение зарядки, по окончании чего особые приводы закатывали скользящие по роликам контейнеров 2,7-тонные торпеды в пусковые трубы.

Императорский флот Японии, традиционно придававший значение торпедному оружию, сходу оценил появлявшиеся в их руках новые возможности. В случае если раньше торпеды считались оружием только ближнего (и в первую очередь ночного) боя, то сейчас стало возмможно действенно использовать их и в дневных эскадренных сражениях, причём на предельных дальностях огня артиллерии главного калибра тяжёлых крейсеров.

Ещё одним ответственным плюсом новых торпед была их малозаметность – благодаря отсутствию азота они практически не оставляли пенного следа на поверхности. Не говоря уже о замечательной боевой части, разрешающей одним попаданием в случае если и не потопить, то гарантированно вывести из строя фактически любой корабль. Всё это не имело возможности не повлечь за собой важных трансформаций в тактике применения торпедоносных сил.

Потому, что военно-морская теория Японии строилась около «решающего сражения», в котором предполагалось разбить выдвигающиеся к Японским островам линейные силы флота США, то с возникновением нового оружия в первую очередь была пересмотрена «дебютная» часть этого главного сражения. В новой версии первый удар должен был наноситься посредством энкёри оммицу хасся – «дальней скрытой атаки», массированного (120-200 торпед) залпа с дистанции порядка 20 000 м. Причём ставка делалась не только на массированность залпа, скорость и малозаметность самих торпед, но ещё и на то, что соперник просто не будет ожидать торпедной атаки с запредельной для себя дистанции, и исходя из этого кроме того не успеет предпринять манёвры уклонения, что существенно увеличит эффективность первого ошеломляющего удара, от которого японские стратеги оптимистично ожидали порядка 10% попаданий.

Апофеозом сумрачного японского торпедного гения стало создание неповторимых судов, созданных специально для энкёри оммицу хасся, ни большое количество ни мало – торпедных крейсеров. В осеннюю пору 1941 г. два устаревших лёгких крейсера типа «Кума» лишились трёх кормовых 140-мм орудий, взяв вместо по 10 четырёхтрубных торпедных аппарата – по 20 торпед в бортовом залпе, которого ни одному из них так и не суждено было сделать.

Успех как данной, так и других новых тактических схем во многом зависел от незнания соперником возросших возможностей японских торпед, исходя из этого управление Императорского флота предприняло все вероятные упрочнения, дабы сохранить в тайне качественный скачок в ТТХ собственного нового оружия – и в первую очередь, это касалось применения кислорода в качестве окислителя – справедливо полагая, что знание кроме того одного этого факта разрешит потенциальным соперникам вычислить всё другое и создать контрмеры. В техдокументации, маркировке подробностей, наставлениях по эксплуатации и т. д. не разрещалось кроме того само слово «кислород» – сейчас окислитель новых торпед обтекаемо именовался дай-ни куки – «воздушное пространство №2».

Непременным условием учебных стрельб, каковые в Императорском флоте проводилсь в значительно бoльших масштабах, чем в других флотах, стал сбор и поиск всех до единой выпущеных практических торпед – прежде всего, из-за секретности. При мельчайшем сомнении в исполнении этого условия (к примеру, из-за ухудшения погоды) стрельбы попросту отменялись. Словом, японцы подошли к вопросу весьма серьёзно, благо у них уже был богатый опыт – к примеру, они десятилетиями ухитрялись скрывать кроме того калибр собственных главных корабельных торпед.

Первые торпеды калибра 610-мм японцы начали разрабатывать сходу по окончании Первой Мировой (быть может, под впечатлением от германских 60-см «суперторпед» типа H8) и приняли на вооружение уже в 1920 г. Они предназначались для линейных крейсеров и новых линкоров, строившихся по программе «Флот 8-8», но скоро, по условиям Вашингтонского морского контракта 1922 г., строительство этих судов было прекращено. Но от новой «61-см торпеды обр.

8» – самой замечательной в мире в то время – никто не планировал отказываться, и уже в 1923 г. в состав Императорского флота Японии был принят лёгкий крейсер «Нагара», вооружённый 610-мм торпедными аппаратами. С этого момента все последующие японские крейсеры вооружались 610-мм торпедами, а по окончании того как в 1926 г. в строй вступил головной корабль типа «Муцуки» – и все последующие эсминцы. В 1933 г. эти торпеды начали заменять новой моделью «61-см обр.

90», но уже через два года показались кислородные обр. 93, и прошлая модель сохранялась только на судах, не прошедших модернизацию.

Так, уже к началу Тихоокеанской войны 610-мм торпедами различных типов были вооружены 18 тяжелых и 20 лёгких крейсеров, и более 80-ти эсминцев Императорского флота. Но в случае если мы полистаем открытый английский справочник «Боевые суда Джейна» кроме того за 1942 г., либо тайное американское «Управление по опознаванию», выпущенное Разведуправлением флота США в том же году, то с удивлением найдём, что как англичане, так и американцы, кроме того к концу первого года войны и близко не воображали с чем они имеют дело – в обоих справочниках в качестве калибра торпед всех японских крейсе

Хор Турецкого — На Границе Тучи Ходят Хмуро (#LIVE Авторадио)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: