Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-85.

      Комментарии к записи Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-85. отключены

Разработчик: НИИ-1 МОП
Страна: СССР
Опробования: 1957 г.

Распоряжением СМ СССР № 2543-1224 от 30 декабря 1954 года была задана разработка турбореактивного боеприпаса ТРС-85 в филиале НИИ-1 МОП в качестве альтернативы ТРС-82. Год спустя Распоряжением СМ СССР № 483-294 от 12 марта и приказом МАП № 189 от 19 марта 1955 года ОКБ-155 было задано создать документацию для доработки носителя — самолета-истребителя МиГ-19 в вариант ракетоносца с реактивной совокупностью ТРС-85.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века ОКБ-155 выпустило рабочие чертежи и доработало МиГ-19 № 59210420 (индекс разработчика — СМ-2Д, после этого — СМ-9 № 420), согласовав с заводом № 81 МАП конструкцию блоков для стрельбы ТРС. Последние были изготовлены лишь к 30 декабря 1956 года, не смотря на то, что приказ МАП потребовал их к началу осени. Монтажные работы завершились в июне 1957 года.

Кроме четырех трехствольных девятизарядных орудийных блоков модели 408/3, на самолете установили летный стрелковый прицел АСП-5Н, радиодальномер, и прибор управления стрельбой. В июле-августе завершилась программа заводских летных опробований (выполнено 10 полетов). С 23 сентября начались заводские летные огневые опробования автомобили на полигоне ГК НИИ ВВС, закончившиеся в октябре с переходом на совместные с НИИ-1 огневые опробования.

В это же время, в некоторых документах упоминается, что история со боеприпасами этого калибра началась по инициативе управления морской авиации и пара раньше — на основании ТТЗ, утвержденного главнокомом ВМФ 3 марта 1954 года, дополнительного соглашения от 26 договора 1955 и мая года между НИИ-61 МОП и ООСАТ ВМФ от 18 мая 1954 года. Тогда моряки выдали заказ на модернизацию серийного истребителя МиГ-17 в ракетоносный вариант самолета-штурмовика береговой обороны.

Заводские летные опробования реактивного оружия провели в мае-июне 1955 г. (национальные наземные опробования ТРС-85 проходили в НИИ-61 МОП в сентябре 1955 года и на Софринском научно-исследовательском полигоне в феврале 1956 года). По окончании устранения замечаний, в сентябре МиГ-17 № 1615328 с реактивной совокупностью, взрыватели и боеприпасы поступили в распоряжение НИИ-15 ВМФ на госиспытания, проходившие с 29 сентября 1955 года по 12 марта 1957-го на морском полигоне НИИ ВВС в Феодосии. Столь продолжительный срок опробований разъяснялся неоднократными перерывами для доработок боеприпаса с целью увеличения его устойчивости на траектории.

Ведущим инженером по опробованиям был назначен инженер-полковник Ф.С.Макаренко, ведущим летчиком-испытателем — майор Ю.А.Цырулев. Разрушающее воздействие БЧ ТРС-85 исследовалось при стрельбе по настоящим воздушным и морским целям. Пламя вели на дальностях 800-1000 м с пикирования под углом 30° при скорости носителя 650-670 км/ч залпами по два боеприпаса и серией залпов из 10 снарядов с промежутками 0,1 с. В качестве судов-мишеней применяли громадной охотник БО-55, водолазный бот ВРД-77 и разъездной катер РК-1610.

Стрельба по малым судам продемонстрировала, что главный сектор разлета осколков был направлен вперед по энергии осколков и полёту снаряда хватало для пробивания 5-мм металлических страниц на расстоянии 1-2 м от точки подрыва. Все части боеприпаса дробились на продуктивные осколки. При стрельбе по громадному охотнику взрыватели всех снарядов срабатывали в его древесной обшивке.

Для стрельбы этими боеприпасами моряки применяли два пятиствольных пятнадцатизарядных орудийных блока Б-374 конструкции Шебанова, в каждом стволе которого размещались тандемом по три снаряда. Так, боезапас самолета составлял 30 снарядов ТРС-85. Опробования показали, что стрелять при подобном размещении снарядов, оснащенных головными механическими взрывателями В-430, безопасно.

В это же время, авиационным боеприпасам калибра 85 мм хронически не везло. Другой вариант ТРС-85, созданный в филиале НИИ-1 МОП для ВВС, и ТРС-85 для авиации ВМФ разработки НИИ-61 МОП, на совместных госиспытаниях взяли отрицательные отзывы клиентов. В отличие от РС-82 периода ВОВ, турбореактивные боеприпасы на внешних подвесках не столь значительно снижали скорость носителей. Но для стрельбы ими летчику нужно было самому «прибирать газ».

При атаке наземных целей это было очень не очень приятно, потому, что пилот штурмовика намеренно увеличивал длительность собственного нахождения в зоне действия ПВО соперника. И вовсе недопустимым это было при перехвате воздушных целей: догнать соперника и притормозить для выстрела — чересчур «не по-истребительному». Исходя из этого предстоящая доработка боеприпаса ТРС-85 без коренных трансформаций его конструкции была признана нецелесообразной.

Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-85.

МиГ-17 с блоками Б-374 с ТРС-85.

ТРС-85 на МиГ-19.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное оружие МиГов.
Издание «Авиация» №3 за 1999 г.

Постройка турбореактивного двигателя — Компрессорная часть готова

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: