Неуправляемый реактивный снаряд с-8.

      Комментарии к записи Неуправляемый реактивный снаряд с-8. отключены

Разработчик: ОКБ-16 (позднее КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Опробования: 1971 г.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века ОКБ-51 П.О.Сухого приступило к разработке проекта ударного самолёта, первоначально обозначенного как Т-58М, потом ставшего фронтовым бомбардировщиком Су-24. 21 августа 1965 года было принято распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 648-241 о создании Т-58М, в этом же документе предусматривалось создание прицельно-навигационной совокупности «Пума» и новых неуправляемых и управляемых авиационных ракет С-8, С-24 и Х-24 (работы по ракете Х-24 были прекращены на стадии проекта). Разработка новых средств поражения стала нужной в связи с совершенствованием средств и бронетехники ПВО сухопутных армий вероятного противника и дальности действия и недостаточной мощности НАРС семейства С-5.

Разработка НАРС типа С-8 (калибр — 80-мм) поручалась ОКБ-16 которым руководил А.Э.Нудельман. Потом разработку модификаций С-8 начал осуществлять «Университет прикладной физики» в г. Новосибирске (на данный момент ОАО). Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на базе опыта эксплуатации в армиях авиационных реактивных совокупностей калибра 57 мм.

Клиент потребовал надежно обезопасисть снаряды от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить временные промежутки между выстрелами, и расширить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения. Усиление поражающего действия боевой части и установка более замечательного двигателя были достигнуты повышением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм.

Ракета С-8 сохранила компоновку ракеты и принципиальную схему С-5. Для характеристик и улучшения 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались (дело в том, что люфты в навеске оперения С-5, нужные для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)

Неуправляемый реактивный снаряд с-8.

НУРС С-8.

В сложенном положении узел стабилизатора был уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске. Для раскрутки и быстрого разгона более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя если сравнивать с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Рассеяние С-8 в полете и круговое возможное отклонение составляло 0,3 % дальности, а расстояние действенного пуска — 2000 м.

НУРС С-8 перед установкой.

Заводские (предварительные) опробования НАР С-8 прошла во второй половине 60-ых годов двадцатого века, а совместные (с клиентом) национальные опробования — в первой половине 70-ых годов двадцатого века. Серийно С-8 производилась на заводе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (сейчас Самара).

Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации последовательности однотипных БЧ, оснащенных разными ракетными двигателями. Во-вторых, на базе самые удачных двигателей было создано много типов боевых НАРС и снарядов запасного назначения.

На сегодня известны около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка умелых моделей.

На базе базисной конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было создано пара модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.

Полная протяженность ракеты С-8КОМ образовывает 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Куммулятивно-осколочная боевая часть весом 3,6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. При попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400-мм броню.

Дальность пуска ракеты 1300–4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166–330 м/с.

Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.

Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м. Протяженность ракеты С-8БМ 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200–2200 м.

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила. Протяженность ракеты С-8ДМ — 1700 мм.

Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.

Ракеты С-8О и С-8ОМ осветительные. Их протяженность 1632 мм. Стартовый вес 12,1 кг. Вес боевой части 4,3 кг.

Горючий состав весом 1,0 кг. Дает силу света порядка 2 млн. свечей.

Ракета С-8П предназначалась для пассивных помех РЛС соперника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей количеством 500 м8.

Эти диполи предназначались для помех РЛС, трудящихся на длинах волн от 0,8 до 14 см.

В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, поменянным устройством узла и составом топлива стабилизации.

Пуск ракет осуществлялся из особых пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имели по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Протяженность блока Б-8М1 (Б-8В20А) составляла 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес безлюдного блока 160 кг (123 кг). Позднее были созданы пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб.

Вес безлюдного блока 40 кг. Протяженность 1780 мм. Диаметр 332 мм.

Носителями ракет С-8 были истребители Су-17М1, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25, Су-27, Миг-23 и вертолёты-27 и Миг Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-252 и Ка-50.

Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ «Вымпел» в марте 1972 г. прошел заводские, национальные наземные и стендовые опробования стрельбой боеприпасами С-8. С апреля по июль 1974 года на протяжении особых летных опробований авиационной реактивной совокупности АС-8 истребитель-бомбардировщик Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя — Б-8М1. Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер Н.Е.Башкиров.

Разработчиков воображал ведущий конструктор МКБ «Вымпел» по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.

Блок Б-8М1.

В заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные блоки Б-8М1 более идеальны по своим техническим данным (испытатели отнесли к ним габариты, технологию и массу изготовления блока) и их предлагали принять на вооружение ВВС. В основном большой являлась как раз последняя черта, потому, что на эксплуатации опыта и основе производства у этого орудийного блока отказались от обшивки силового корпуса. Б-8М и Б-8М1 в один момент приняли на вооружение.

Позднее от Б-8М в ВВС отказались и в арсенале МиГов остались лишь более качественные Б-8М1. Они дополнили варианты оружия МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-25 и других самолетов.

Пара блоков НАР Б-8М1 под крылом Су-17М4.

Блок Б-8М1 на МиГ-29.

Су-25 ВВС Чехии с блоками Б-8М1.

Для пуска С-8 употребляются двадцати-зарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и M1, и Б-8-0 с теплоизоляцией. Вертолетное выполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными упрощённой конструкцией и пусковыми трубами без носового обтекателя (при маленьких скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен).

Блоки Б-8В, Б-8М1. Схема.

Пусковой блок Б-8В20А (на земле) для НАРС С-8.

Блоки Б-8В20А на вертолете Ми-24.

По мощности и эффективности применения БЧ С-8 существенно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по точности и дальности превосходит их. Преимущества C8 стали причиной тому, что на данный момент вертолёты и боевые самолёты комплектуются по большей части 80-мм блоками НАРС, каковые неспешно вытесняют С-5.

Пуск НАР С-8 из блока Б-8В20А на вертолете Ми-8.

К концу 90-х годов в КБ самарского объединения «Авиаагрегат» специально для продажи на экспорт создали самолетный вариант семиствольного орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении ВВС во многих государствах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают период «ренессанса».

Вследствие этого качественные автомобили переоснащают авионикой западного производства, но наряду с этим оружие на них остается прошлым — 57-мм НАРС, не смотря на то, что снятых с оружия русских ВВС снарядов семейства С-5 уже катастрофически не достаточно, а новые и более замечательные НАРС калибра 80 мм «21-е» нести не смогут. В перевооружении этих автомобилей принимают самое российские специалисты и деятельное участие Не отстают от них и производители НАРС.

МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными орудийными блоками Б-8М1, не смотря на то, что наряду с этим из-за ограничений по весовой группе подвесить их на самолетах возможно только на внутренние подкрыльевые точки. Внешние же выясняются свободными. Специально для аналогичных обстановок самарцы и создали собственный «семиствольное чудо», потому, что на консолях крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок.

Так, реактивное оружие истребителя дополняют 14 снарядов единого калибра.

Модификации:
С-8 — базисная. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
С-8А — с доработанным двигателем.
С-8АС — с устройством стабилизации.
С-8Б — бетонобойная. Оснащена проникающей БЧ. Пробивает бетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8ВС — с уcтройством стабилизации.
С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако.
С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Создана во второй половине 90-ых годов двадцатого века.
С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и двигателем с увеличенным временем работы.
С-8О — осветительная.
С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8П — противолокационная. Предназначена для помех РЛС, трудящимся в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный.

При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако количеством 500 м3.
С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Создана в Новосибирске.
С-8С — начинённая 5 блоками металлических оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышибным зарядом на конечном участке траектории полёта.

НУРС С-8. Схема.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев.

Неуправляемый реактивный снаряд

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: