Неуправляемый реактивный снаряд с-5 (арс-57 «скворец»).

      Комментарии к записи Неуправляемый реактивный снаряд с-5 (арс-57 «скворец»). отключены

Разработчик: ОКБ-16 МОП (на данный момент — КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Опробования: 1954 г.
Принят на вооружение: 1955 г.

Начиная с 1946 года в «пушечном» ОКБ-16 МОП (сейчас — КБ «Точмаш» имени А.Э.Нудельмана) заинтересовались вопросами создания авиационных неуправляемых реактивных снарядов (НАРС). Наровне с НИИ-1 МСХМ (сейчас в том месте на законном основании изучали конструкцию чешско-германского 54-мм авиационного реактивного боеприпаса R-4-M Zbrojowka) «точмашевцы» В.П.Баранов, В.Л.Таубкин, В.А.Подпорина и Г.Я.Красовский при участии главного конструктора предприятия А.Э.Нудельмана в инициативном порядке на базе трофейного снаряда приступили к разработке собственных НАРС малого калибра.

Не афишируемая концепция, которой придерживались эксперты по проектированию авиационных автоматических пушек из ОКБ-16, предусматривала поражение воздушных целей при серийно-залповой стрельбе НАРС малого калибра. Наряду с этим считалось, что хотя бы один боеприпас с минимально нужным для исполнения данной задачи числом ВВ при прямом попадании нанесет важные повреждения тяжелому бомбардировщику. Для этого снаряды собирались снаряжать взрывателями контактного действия.

Концепция экспертов НИИ-1 МСХМ в отношении НАРС заключалась в поражении бомбардировщиков минимальным числом снарядов с замечательной БЧ, талантливой в некоей степени компенсировать низкую точность стрельбы ими.

15 декабря 1951 года вышло Распоряжение СМ СССР № 5119-2226, на основании которого умело-конструкторские работы по изделию АРС-57 с индексом разработчика «5П» и шифром «Скворец» приобрели финансирование и официальный статус. Во выполнение этого же Распоряжения 26 декабря 1951 г вышел приказ МАП № 1264, выяснивший сроки работ над носителем. Истребитель МиГ-15бис, вооруженный шестнадцатью боеприпасами АРС-57, на национальные летные опробования ОКБ-155 предписывалось сдать к началу осени следующего года.

В июле 1952 года создали проект, выполнили и послали в филиал ОКБ на заводе № 21 рабочие чертежи для оснащения МиГ-15бис двумя орудийными блоками с восемью боеприпасами АРС-57 в каждом. На заводе № 21 переоборудовали один самолет (заводской шифр СД-5). что удачно прошел заводские летные опробования в конце 1952 года.

Помимо этого, согласно соглашению с ОКБ-16 был оборудован и проходил заводские опробования самолет МиГ-15бис (заводской шифр СД-5Э), оснащенный двумя экспериментальными блоками с двенадцатью боеприпасами АРС-57 в каждом. Блоки кроме этого подвешивали на штатные места установки подвесных баков.

В это же время, в ОКБ-16 разработка «Скворца» шла полным ходом. В один момент сотрудник лаборатории известного ученого-пороховика В.С.Дернового из НИИ-6 МСХМ И.В.Храмцов создал ракетный заряд уникальной формы из пороха рецептуры «НМ2», превосходно зарекомендовавшего себя в годы Великой Отечественной в полевой реактивной артиллерии. Боевой заряд раздельно-шашечного снаряжания, обычный для германских снарядов среднего калибра, на отечественных НАРС был применен в первый раз.

В отличие от чисто гексогенового на R-4-M, у нас его отпрессовали из взрывчатого вещества A-IX-2, что увеличивало зажигательную свойство БЧ и уменьшало ее чувствительность к механическим перегрузкам. Заряд создал А.П.Бирюков в лаборатории не меньше известного ученого-химика А.М.Ломовой, кроме этого из НИИ-6.

«Скворец» также был оснащен раскрывающимся в полете оперением, но у отечественного боеприпаса для этого предусмотрели еще и пружины, потому, что, в отличие от германского, перья, раскрываясь, отклонялись от продольной оси изделия намного больше, чем на 90°. Передние кромки долгих перьев были заточены на одну сторону и их устанавливали в сопловом блоке под углом 0°45? довольно воздушного потока, что снабжало вращение боеприпаса около продольной оси с частотой 1200 об/мин.

Это разрешило всецело исключить обычный для 132-мм реактивных снарядов М-13УК расход энергии двигателя на раскрутку снаряда в полете. Германская схема блока стабилизации была такой удачной, что до сих пор ракетостроители всех государств в конструкциях подавляющего большинства НАРС применяют ее, внося иногда незначительные доработки.

Неуправляемый реактивный снаряд с-5 (арс-57 «скворец»).

Компоновка НАРС С-5.

По замыслу МОП одиночные орудия и снаряды требовалось представить в конце 1953 г. на контрольные опробования в ГК НИИ ВВС. Сроки были отпущены в полной мере настоящие, и работу выполнили своевременно. Снаряды послали на наземные опробования, а часть орудий передали заводу № 155 для монтажа на МиГ-17. Это было связано с тем, что к этому времени выпуск истребителей МиГ-15бис прекратили и требовалось отработать АРС-57 в составе оружия нового истребителя.

В соответствии с приказом МАП № 299 от 27 мая 1953 года самолет МиГ-17, вооруженный шестнадцатью реактивными боеприпасами АРС-57, должен был поступить на национальные опробования кроме этого в конце 1953 года.

В первой половине 50-ых годов XX века в ОКБ-155 сконструировали пусковую установку для «Скворца» на базе одиночных орудий РО-57 (с закрытой казенной частью) разработки ОКБ-16. В том месте под управлением главы отделения оружия Н.И.его заместителя и Волкова Н.И.Храмова создали подвесной орудийный блок РО-57-8 (заводской индекс 5В). Его отличала возможность только внешней подвески, а пара забегая вперед и достаточно продолжительная «судьба».

На первых вариантах восьмиствольного блока, взявшего наименование ОРО-57 (их в армиях время от времени именовали блоками ОРО-8 либо УБ-8), около одного центрального ствола сгруппировали по окружности семь периферийных. Порядок разгрузки выбрали последовательным — по часовой стрелке.

В сентябре 1953 года в ОКБ-155 приступили к изготовлению внешних узлов подвески нового оружия. Кроме двух блоков ОРО-57, на истребителе МиГ-17 № 54211005 (заводской шифр СИ-16) установили летный прицел АП-57, учитывающий баллистику боеприпаса АРС-57, и прибор управления огнем ПУ-2. Последний снабжал стрельбу одиночными боеприпасами, отдельными залпами (по два боеприпаса) и сериями из четырех либо восьми залпов (кроме этого по два в залпе).

Узлы крепления блоков ОРО-57 разместили под консолями крыла между мостами стойками и основными шасси ПТБ (однозамковые держатели Д4-50), но перед стрельбой топливные баки требовалось сбрасывать. Затруднения, появившиеся на заводе № 589 с разработкой прицела АП-57, задержали начало заводских летных опробований до 21 января следующего года.

По окончании удачно завершившихся летных опробований с орудийными блоками ОРО-57 самолет СИ-16 перегнали в ГК НИИ ВВС с целью проведения стрельб. Важными были назначены ведущий конструктор ОКБ-16 Г.М.Шах-Назаров, летчик-испытатель майор А.Е.Черняев и ведущие инженеры Вольников (ОКБ-155) и майор А.Тарасов (ГК НИИ ВВС). На протяжении опробований, проходивших в марте 1954 года, было израсходовано 40 снарядов АРС-57.

Всего выполнили четыре отстрела — по два на земле и в полете на высотах 5000 и 13000 м в диапазоне скоростей от 600 до 850 км/ч. Стрельба боеприпасами АРС-57 в горизонтальном полете, на пикировании, боевых разворотах и виражах была признана надежной и надёжной. Продукты горения ракетных зарядов не оказывали отрицательного влияния ни на конструкцию самолета, ни на работу двигателя.

На основании хорошего заключения самолет СИ-16 в этом же месяце передали на госиспытания.

В июне 1954 года огневые национальные опробования закончились с хорошими результатами. Летные же госиспытания данной автомобили в ГК НИИ ВВС провели в период с 25 июня по 10 сентября 1954 года, сделав 55 полетов. Летные характеристики СИ-16 незначительно отличались от достигнутых на СИ-19 и СИ-21.

К примеру, большая скорость составила 1000 км/ч (1033 и 1046 км/ч у СИ-19 и СИ-21 соответственно) на высоте 5000 м, которую самолет набирал за 2,8 мин. (2,7 и 2,75 мин.). Практический потолок — 14400 м (14600 и 14400 м). Большая дальность полета на высоте 5000 м была достигнута в 695 км (715 и 700 км), а длительность полета — 1 ч. 28 мин. (1 ч. 25 мин. у СИ-21).

Самолет МиГ-17 (СИ-16), оборудованный авиационной реактивной совокупностью АРС-57, по своим летно-техническим данным армейские признали в полной мере пригодным для принятия на вооружение. Но в штабе ВВС решение отложили до завершения войсковых опробований.

В соответствии с Распоряжением СМ СССР № 2469-1022 от 19 сентября 1953 года и приказом МАП № 86 от 2 октября 1953 года коллективу ОКБ-155 совместно с заводом № 153 предписывалось оборудовать реактивной совокупностью АРС-57 и прицелами АСП-5Н четыре истребителя МиГ-17 для предъявления их к середине 1954 года на войсковые опробования. И не смотря на то, что в ОКБ-155 уже успели создать документацию для передачи на завод № 153, армейские выдвинули новые требования.

Совокупностью АРС-57 надлежало оснастить истребители МиГ-17Ф, каковые к этому времени запустили в серийное производство. К тому же на самолеты нужно было установить прицел АСП-5Н, сопряженный с радиодальномером «Радаль-М», что потребовало значительной переделки автомобилей. В итоге срок завершения работ было нужно переместить на конец года.

На опробованиях ОРО-57 на самолете МиГ-17 летчиков не удовлетворил темп стрельбы и как следствие, величина рассеивания снарядов «в залпе». Изучения неприятности обоюдного влияния снарядов, выпущенных из соседних стволов блока, совершённые в ОКБ-16, и возможности их столкновения перед самолетом и последствия этого явления (позднее этими вопросами начал заниматься НИИАС (НИИ авиационных совокупностей), разрешили доработать конструкцию орудийных блоков.

По рекомендациям экспертов ОКБ-16 микояновцы поменяли порядок разгрузки ОРО-57 так, дабы в габаритах существующего блока увеличилось расстояние между стволами в прошлом и последующем выстреле. Это разрешило сократить временной промежуток между стартами снарядов в серии и расширить темп стрельбы. Учитывая замечания пилотов и наземного персонала , орудийный блок доработали, улучшив удобство и аэродинамику заряжания.

В первой половине 50-ых годов XX века в советской авиации началась «кампания обрезания стволов» всем пусковым трубчатого типа. В следствии реактивные орудия калибров 82, 132, 190 и 212 мм взяли модификации с литерой «К», другими словами «маленькие».

Обстоятельством этого стало осмысление клиентом факта, что на реактивных самолетах оперенные НАРС без неприятностей стартуют с пусковых фактически «нулевой» длины, тогда как протяженность «труб» для стрельбы турбореактивными НАРС и боеприпасами со складным оперением, многократно превышала длину снаряда. И это в условиях постоянной борьбы с каждым лишним килограммом массы носителя! Не минула сия участь и ОРО-57.

Длину стволов укоротили практически в 1,5 раза, по окончании чего модификация взяла наименование ОРО-57К.

Пусковое устройств ОРО-57К.

Пусковое устройств ОРО-57К для 8-ми НАР С-5М.

По окончании опробований на основании Распоряжения СМ СССР от 22 приказа 1955 и марта года МО СССР от 8 апреля 1955 года боеприпас АРС-57 с БЧ фугасного действия поступил на вооружение ВВС в составе авиационной реактивной совокупности АС-5 и взял официальное наименование С-5. Этим же приказом в составе авиационной совокупности АС-5 приняли и укороченный вариант восьми-ствольного блока реактивных орудий.

На сегодня семейство снарядов С-5 насчитывает 18 наименований серийных снарядов самого разного назначения плюс 6 промежуточных типов и около полутора десятков умелых моделей, не поступивших на вооружение. Базисной конструкцией пусковой установки для снарядов АРС-57 в отечественных ВВС был принят блок ОРО-57К. В начале 50-х годов отечественные проектировщики предпочли реактивное орудие трубчатого типа с закрытой казенной частью, которое «…разрешает при довольно маленьком стволе приобретать дульную скорость, достаточную для устойчивости боеприпаса на начальном участке траектории и надежно взводить взрыватель.»

Но последовавшая скоро модернизация снарядов повлекла за собой и конструктивные трансформации орудийных блоков. Так, в случае если умелые боеприпасы АРС-57, АРС-57М, КАРС-57, ОАРС-57 и ПАРС-57 первых вариантов имели однообразную длину, что допускало их размещение в стволах ОРО-57К длиной 960 мм, то протяженность совсем снаряженного доработанного АРС-57М увеличилась на 30 мм. У поступивших на вооружение снарядов С-5-0 она возросла на 110 мм, а у С-5П — на целых 250 мм.

На некоторых скоростных режимах полета носителя они так нагревались, что БЧ стали срабатывать в стволах блоков.

На какое-то время было нужно ввести скоростные ограничения для самолетов и запретить полеты с долгими боеприпасами в маленьких блоках. Но во второй половине 50-ых годов двадцатого века микояновцы внесли предложение на вооружение модернизированные блоки ОРО-57КМ. От прототипа их отличали удлиненные на 35 мм стволы (их длину выяснили габариты боеприпаса С-5М). и новый стопор крышек и заднего обтекателя штепсельного разъема.

Большую часть состоявших на вооружении блоков ОРО-57К доработали в армиях, заменив ветхие изношенные маленькие стволы новыми, удлиненными.

Со временем достигнутая скорострельность ОРО-57КМ в 1000 выстрелов в 60 секунд прекратила удовлетворять клиента — в случае если на истребителе МиГ-19 удалось лишь преодолеть звуковой барьер, то на МиГ-21 на сверхзвуковых скоростях уже требовалось вести бой. Для этого нужно было довести темп стрельбы орудийных блоков до 1200 выстрелов в 60 секунд. Реализовать это возможно было, уменьшив промежутки между выстрелами, для чего требовалось еще больше разнести стволы в блоке и оптимизировать схему их разгрузки. «Выжав» из ОРО-57КМ предельную скорострельность в 1100 выстрелов в 60 секунд, конструкторы поняли, что однозамковая совокупность подвески блока не выдерживает сил отдачи…

Обширный опыт эксплуатации орудийных блоков ОРО-57К и ОРО-57КМ распознал и таковой хронический недочёт, как ржавление металлических стволов. И дело было вовсе не в том, что вооруженцы на аэропортах не хорошо содержали вверенное им имущество. Напротив, в стволы неизменно чистотой и благоухали смазкой, а обшивка блоков бережно подкрашивалась.

Но внешняя поверхность трубчатых направляющих под обтекателями, не подлежащими демонтажу, всегда подвергалась действию метеоосадков и перепаду температур на громадных высотах и у почвы. Помимо этого, с силовым корпусом и другими дюралевыми частями сталь ствола образовывала биметаллическое соединение, усиливающее процесс окисления подробностей в местах их контакта. Кроме этого обстоятельством стремительного износа тонкостенных стволов, орудийных затворов, крепежных подробностей, да и литых остовов помогали громадные нагрузки, свойственные стрельбе из орудий с закрытой казенной частью.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века в ОКБ-424 ГКАТ, куда во второй половине 50-ых годов XX века со своей тематикой перешло КБ-1 завода № 81 МАП, предприняли попытку частично решить эти неприятности, забрав за базу штатные орудийные блоки ОРО-57КМ. Под управлением главного конструктора В.П.Григорьева создали 16-ствольные блоки ОРО-57-16 (изделия «418-1» и «418-11») с закрытой казенной частью. Они отличались только формой (сферической и конической) переднего обтекателя.

Конструкция блоков разрешила в два раза поднять боезапас НАРС на борту носителя, не увеличивая числа точек подвески, и довести темп стрельбы до 1200 выстр./мин.

В отличие от орудийных блоков предшествующих моделей. ОРО-57-16 возможно было подвешивать на универсальные двухзамковые бомбодержатели БДЗ-58-21.

Потому, что предстоящая модернизация орудийных блоков ОРО-57КМ под новые боеприпасы С-5М1 и С-5К1 выяснилось нецелесообразной, во второй половине пятидесятых годов решили о снятии с оружия пусковых этого семейства. Но микояновцы так просто не уступали собственного приоритета в данной области. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века они создали на базе ОРО-57КМ восьми-ствольный орудийный блок 8ОРО-57К с открытой казенной частью.

Сила отдачи при стрельбе уменьшилась с 3400 до 2000 кг. Наряду с этим в первый раз в отечественной практике направляющие трубчатого типа выполнили из дюралюминия. Блок имел конический передний обтекатель.

1,5-метровые стволы разрешали разместить в них кроме того боеприпасы С-5П, не говоря уже обо всех остальных.

Совершённые на истребителях Е-6/2 и Е-6/3 сравнительные опробования восьми-ствольных и шестнадцати-ствольных блоков со сферическими и коническими передними обтекателями продемонстрировали, что для сверхзвукового полета более приемлем последний вариант. Вследствие этого в ОКБ-424 по типу блока 8ОРО-57К создали блок УБ-16-57 с открытой казенной частью, коническим «носом» и двух-замковой подвесной совокупностью. Стволы кроме этого были выполнены из дюралюминиевых труб.

И не смотря на то, что данный материал не имел возможности соперничать в прочности со сталью, инженеры-технологи применили передовой по тем временам химико-механический способ его поверхностного упрочнения. Первые трубчатые направляющие, изготовленные по таковой технологии, выдерживали 50 пусков. Спустя пара лет разработку усовершенствовали, и упрочненный слой разрешил стрелять из каждого ствола до 75 раз.

В начале 1960 года УБ-16-57 приняли на вооружение.

УБ-16-57 в составе оружия истребителя МиГ-19 ВВС Индонезии.

Широкую номенклатуру вариантов орудийных блоков семейства УБ-16-57 обусловило повышение количества типов носителей да и то, что на этих пусковых отрабатывали неспециализированную концепцию компоновки аналогичных устройств для НАРС всех калибров с раскрывающимся в полете оперением. Но создание более идеальных образцов УБ-16-57 предусматривало и доработку орудийных блоков ветхих модификаций этого семейства в армиях по бюллетеням разработчика при помощи наборов подробностей, рассылаемых с фабрик-изготовителей.

Отвод продуктов сгорания ракетных зарядов в блоке не составлял неприятности — они вольно проходили через открытый задний срез ствола. С сопловыми заглушками снарядов поступили более радикально, применяв на орудийных блоках (начиная с УБ-16-57У) рассекатель, потому, что по окончании выстрела заглушка отбрасывалась газовой струей с громадной скоростью и имела возможность повредить обшивку фюзеляжа носителя. На решетке же рассекателя легкие заглушки разбивались вдребезги.

Силу отдачи в 300 кг испытатели совсем не чувствовали (в сравнении с ОРО-57К с отдачей в 3200-3400 кг).

Возрастание скоростей самолетов-носителей потребовало защиты снарядов в полете от аэродинамического нагрева — на границах со сверхзвуком данной опасности подвергались все образцы оружия, размещенные на внешней подвеске, не только НАРС. Пороховые двигатели, БЧ и взрыватели снарядов «грелись» за счет переноса тепла от обшивки блока через воздушные зазоры и элементы конструкции.

Температура нагрева зависела от режимов полета, плотности внешней среды, теплофизических особенностей материалов конструкции орудийных блоков и их геометрических размеров. Модернизировать самолетные УБ-16-57У было нужно в войсковых условиях по бюллетеню главного инженера ВВС. выпущенному в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Для термоизоляции стволов от внешней обшивки силового корпуса применили синтетический наполнитель, напоминающий стекловату, у блоков укоротили передний конус обтекателя так, что пять стволов внутреннего последовательности, не поддерживающие пределы корпуса, купили прямой передний срез. Доработанные пусковые взяли наименование УБ-16-57УД.

УБ-16-57УД.

УБ-16-57УД.

С 1968 года на вооружение ВВС поступили очередные модификации самолетных блоков УБ-16-57УМП с другой конструкцией переднего обтекателя. Она стала совершенно верно таковой, как была на самых первых УБ-16-57 с той только отличием, что стволы внутреннего последовательности с прямыми кромками выступали вперед, а внешнего с косыми кромками не поддерживали границы конусного обтекателя. Выбранная схема (серия «П») была такой удачной, что в течение последующего времени никаких трансформаций в нее не вносили.

УБ-16-57-УМП.

К 1973 году стало ясно, что в семействе НАРС С-5 более никаких радикальных трансформаций не ожидается. По крайней мере, совокупность запуска двигателя и сама силовая установка были в достаточной степени отработаны. Помимо этого, запасы снарядов С-5 первых моделей на складах уже были израсходованы, а боеприпасы С-5 серии «1» и «Б» имели возможность применения без элементов модернизации, неспециализированная масса которых составляла около двух килограмм.

В следствии доработки последние образцы пусковых устройств этого семейства взяли наименование УБ-16-57УМП-73.

Энергетика силовой установки и конструкция планера новых фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-17 и МиГ-23Б разрешала автомобилям нести больше оружия. В это же время возможности универсальных держателей третьей весовой группы, выдерживающих на всех режимах полета 500-килограммовые грузы, при подвешенных на них блоках семейства УБ-16-57 выяснялись реализованными только частично. Согласно расчетам экспертов МКБ «Вымпел» оказалось, что количество стволов в блоке возможно удвоить.

Добавив к УБ-16-57УМП еще один внешний последовательность стволов, они взяли 32-ствольный унифицированный блок УБ-32 для стрельбы боеприпасами семейства С-5 серии «М». В наборе с ним сходу поставлялись и приспособления для доработки блока под боеприпасы семейства С-5 серии «1». Блоки семейства УБ-32 с успехом использовали на истребителях МиГ-21бис и истребителях-бомбардировщиках МиГ-27.

УБ-32-57.

УБ-32 на палубном штурмовике Як-38.

направляться подчернуть, что 8 блоков УБ-32 кроме этого должны были дополнить широкую гамму вариантов оружия фронтового истребителя Е-155Ф, проект которого в первой половине 60-ых годов двадцатого века создали в ОКБ А.И.Микояна. В отличие от базисной модели перехватчика Е-155П, экипаж Е-155Ф складывался из двух человек — оператора и пилота.

Помимо этого, из-за очень сильно возросшей массы боевой нагрузки, размещавшейся не только под крылом, но и под фюзеляжем, кроме двух маршевых двигателей его силовую установку дополняли четыре подъемных, а главные стойки шасси собирались оснастить двухколесными тележками. Многие уникальные технические ответы, заложенные в конструкцию Е-155Ф, потом удачно реализовали в конструкции перехватчика МиГ-31.

Самый любопытно то, что именно для микояновской автомобили первоначально предназначался прицельно-навигационный комплекс «Пума», потом установленный на фронтовых бомбардировщиках Су-24. Именно поэтому Е-155Ф должен был на сверхзвуковой скорости в режиме огибания рельефа местности наносить замечательные ракетно-бомбовые удары по заблаговременно разведанным наземным целям, легко преодолевая совокупность ПВО соперника.

Для стрельбы НАРС на таких скоростях орудийные блоки УБ-32 и УБ-32А уже не годились. Исходя из этого проблему защиты снарядов от аэродинамического нагрева у блоков УБ-32М решили пара в противном случае. Эксперты из МКБ «Вымпел» поместили в передней части блока перед головными частями НАРС одну неспециализированную вертикальную прокладку из асбестованного картона, что снизило нагрев снарядов на 40-50°С. При выстреле боеприпас пробивал ее без особенных затруднений.

Блоки отличались сдвижным передним передними и обтекателем консолями стволов для установки одной из двух типов защитных прокладок — целой либо с 25-мм отверстиями. Последние применяли при заряжания блока боеприпасами с чувствительными механическими взрывателями мгновенного действия.

По результатам учений «Запад-84» рабочая группа по военно-промышленным вопросам при СМ СССР в собственном Распоряжении от 27 июля 1984 года указала на низкую боевую эффективность НАРС семейства С-5. В качестве выводов раздался тезис о том, что в будущем нужно по согласованию с ВВС и ГКЭС расширить выпуск НАР семейства С-8 за счет сокращения выпуска 57-мм НАРС. Опыт войны в Афганистане подтвердил правильность этого решения.

Как сообщают свидетели и участников тех событий, по окончании нанесения воздушных ударов боеприпасами С-5 по опорным пунктам душманов в кишлаках их огневое противодействие нисколько не ослабевало. В то время, когда же советские десантно-штурмовые группы выбивали соперника из населенных пунктов, взглядам воинов раскрывалась жутковатая картина — все дувалы и стенки глинобитных домиков были утыканы боеприпасами, взрыватели которых не сработали в мягкой преграде. А в скальных породах подрывы кроме того 100-кг осколочно-фугасных авиабомб фактически не оставляли воронок, что уж тут сказать о фугасности 57-мм снарядов!

Конструкцию НАРС совершенствовали . Еще в первой половине 50-ых годов XX века, другими словами до принятия совокупности АС-5 на вооружение, в ОКБ-16 началась разработка боеприпаса АРС-57М. По существу это был новый снаряд потому, что модернизированный пример унаследовал от собственного прототипа лишь диаметр и калибр очка БЧ под головной взрыватель. Сейчас над конструкторами боеприпаса уже не довлело (как в 1946 г.) требование начальников технического комитета НКВД типа: «Не превзойти, а воссоздать».

Подробности отличий возможно перечислять весьма долго. Стоит только подчернуть, что конструкция АРС-57М была более оптимальной с позиций боевой эффективности и требований времени.

С целью проведения летных опробований боеприпаса АРС-57М согласно соглашению с ВВС в ОКБ-155 оборудовали авиационной реактивной совокупностью АРС-57М серийный истребитель МиГ-19 № 59210406 В связи с тем, что примененные в программе разработки предприятия не смогли дать к назначенному сроку все компоненты совокупности, ее госиспытания проводили поэтапно — по мере взрывателя и поступления двигателя к боеприпасу, и полуавтоматического авиационного стрелкового прицела АСП-5НМ

Изменение баллистики боеприпаса потребовало изменений и доработки прицела в методах прицельных задач вычислительно-решающих устройств Национальные летные опробования прицела АСП-5НМ. намерено доработанного под баллистику боеприпаса АРС-57М, совершили на самолете МиГ-19П № 62210415 с 7 февраля по 12 июня 1958 года. В ходе опробований по предложению инженера Хорола — главного конструктора прицела — с целью компенсации систематической неточности прицеливания по направлению перемещения цели отключили схему учета скорости сближения носителя с соперником в цепи отработки расчетного времени. Это разрешило уменьшить неточность до 4-6 тысячных долей расстояния огня.

На протяжении опробований прицела АСП-5НМ установили, что точность стрельбы по наземным целям боеприпасами АРС-57М с отключенным датчиком скольжения и углов атаки ДУАС-15 выше, чем с включенным, но наряду с этим значительно уменьшается подвижность прицельной сетки. Вследствие этого нужно было в прицеле АСП-5НМ предусмотреть возможность отключать датчик. Летчики подчернули, что если сравнивать с серийным АСП-5Н, новый прицел при условии достаточной тренировки пилотов строевых частей обеспечит более высокую точность стрельбы боеприпасами АРС-57М, тем более что сам процесс прицеливания у обоих прицелов фактически не отличается.

За два года опробований авиационной реактивной совокупности АРС-57М на самолете МиГ-19 ведущие летчики по национальным и контрольным летным опробованиям майоры Петерин и Степанов выполнили в общем итоге 101 полет. На земле и в воздухе было отстреляно 1336 снарядов АРС-57М всех умелых партий. В мае 1959 года боеприпас АРС-57М приняли на вооружение ВВС под наименованием С-5М в составе авиационной реактивной совокупности АС-5М истребителей МиГ-19С и МиГ-19П.

Традиционно конструкторы НАРС всегда боролись за улучшение точностных черт при стрельбе по воздушным целям. При разработке реактивных снарядов больших калибров это было в полной мере справедливо, а при серийно-залповой стрельбе НАРС малого калибра считалось не таким серьёзным. Вместе с тем гарантированно стереть с лица земли воздушную цель в одном залпе возможно было при наличии на борту истребителя не меньше 98 снарядов типа С-5 либо С-5М.

Вооружить МиГ таким боезапасом без ущерба для его летных черт в то время считалось нереальным Исходя из этого с 1956 года выговор в проектировании НАРС семейства С-5 неспешно начал смещаться в сторону ответа задач по поражению наземных целей. А для борьбы с воздушными соперниками МиГи стали вооружать управляемыми ракетами.

Модификации:
С-5 (АРС-57 «Скворец», 5П) — начальный вариант. Принят на вооружение в 1955 году;
С-5М — модернизированный С-5, базисный вариант. Рекомендован для поражения самолетов-бомбардировщиков соперника и слабо защищённых наземных целей. Принят на вооружение во второй половине 50-ых годов двадцатого века;
С-5М1 — с совокупностью подачи электроимпульса на воспламенитель (через контактное кольцо) — все боеприпасы с цифрой «1»;
С-5МО — с боевой частью усиленного осколочного действия. Снабжен 20 металлическими кольцами с надрезами для регулярности разделения (при взрыве образуется до 360 осколков массой по 2 грамма);
С-5К (КАРС-57) — с кумулятивной боевой частью. Рекомендован для противодействия бронетехнике . Оснащается механическим взрывателем В-5К.

Пробивает броню до 130-150 мм. Принят на вооружение в первой половине 60-ых годов двадцатого века;
С-5К1 — боеприпас с ракетной частью боеприпаса С-5М1 и кумулятивной боевой частью боеприпаса С-5К;
С-5КО — с боевой частью куммулятивно-осколочного действия. Пробивает броню до 170 мм. Снабжен 11 металлическими кольцами с надрезами для регулярности разделения (при взрыве образуется до 220 осколков массой по 2 грамма);
С-5КОБ — применен заряд двигателя из бездымного пороха БН-К — все боеприпасы с буквой «Б»;
С-5КП, С-5КПБ (индекс УВ ВВС — 9-А-608) — новая кумулятивно-осколочная боевая часть с пьезоэлектрическим взрывателем В-5КП, пробивает броню до 250 мм, при взрыве образуется до 330 осколков массой по 2 грамма;
С-5-О (ОАРС-57), С-5-О1, С-5-ОБ — осветительная (время горения 18,3 с). Оснащается дистанционным взрывателем И-71 (время срабатывания 17 с);
С-5П (ПАРС-57), С-5П1, С-5ПБ — противолокационная. Снаряжается дипольными отражателями для постановки пассивных помех. Оснащается дистанционным взрывателем. Принят на вооружение в первой половине 60-ых годов двадцатого века;
С-5С, С-5СБ — начинённая стреловидными поражающими элементами (1000 штампованных металлических стрел массой 1,26 грамм, длиной 40 мм). Снабжена дистанционным взрывателем. Рекомендован для поражения живой силы.
С-5Кор — корректируемая, создана во второй половине 90-ых годов двадцатого века, не производилась.

ТТХ:

Модификация: С-5
Калибр, мм: 57
Размах оперения, мм: 232
Протяженность, мм: 882
Стартовая масса, кг: 3,86
Масса боевой части, кг: 0,815
Действенная дальность пуска, м: 800-1800
Большая скорость, м/с: до 725
Время работы двигателя, сек: 0,55-0,92
Круговое возможное отклонение: 0,35 % от дальности.

Ракета С-5М.

Ракеты С-5МО и С-5КО.

НАР С-5. Схема.

Блоки ОРО-57К, УБ-16-57, УБ-16-57УМ. Схема.

Блоки УБ-16-57КВ, УБ-32А, УБ-32А-24. Схема.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное оружие МиГов.
Александр Широкорад. История авиационного оружия.
Крылья Отчизны. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».

NHL 15 Glitch

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: