Неуправляемый реактивный снаряд с-25.

      Комментарии к записи Неуправляемый реактивный снаряд с-25. отключены

Разработчик: КБ «Точмаш»
Страна: СССР
Опробования: 1971-1974 гг.
Принятие на вооружение: 1975 г.

С-25 — неуправляемая авиационная ракета, созданная в КБ «Точмаш», предназначена для уничтожения живой и техники силы соперника.

1937 год в отделе Л.Шварца Столичного ракетного НИИ ознаменовался началом работ по созданию авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов (РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их базе В.Шитов и В.Лужин создали ракетный бронебойный боеприпас РБС-203 и ракетный авиационно-химический боеприпас РАХС-203. До сих пор историки наперебой расписывают величайший фурор, произведенный применением ракетных снарядов в воздушных битвах на Халхин-Голе.

Но в том месте отечественные пилоты стреляли лишь 82-мм осколочными. И это уже было оружие неслыханного для авиации калибра! Возможно лишь догадываться об эпитетах, каковые благодарные потомки применяли бы применительно к РОФС-203.

Парадокс, но незадолго до войны очень влиятельные соперники ракетного оружия из Главного и Наркомата боеприпасов артуправления Красной Армии сделали многое, дабы оно не показалось в армиях. Тогда же 203-мм авиационную ракетную совокупность, несмотря на очень высокую поразительную точность и огневую мощь стрельбы, «приговорили» к забвению из-за довольно громадной себестоимости в производстве и «неудобства в эксплуатации» — боеприпасы массой 180 кг некомфортно заряжать.

Но в 50-х годах авиаторы забрали реванш — на вооружение поступил весьма успешный 240-мм НАРС — долгожитель С-24. Развивая предстоящую возможность, майор А.Грехов из НИИ ВВС внес предложение создать на его базе улучшенный пример НАРС с надкалиберной осколочно-фугасной боевой частью (БЧ). Но ТТТ на новую ракету, скорректированные в Главном штабе ВВС, исполнитель заказа — КБ «Точмаш» смог реализовать лишь в совсем новой ракетной совокупности С-25 (АРС-250).

В «Точмаше» по аналогии с 57-мм НАРС «Скворец» новые ракеты оснастили складным оперением. На начальной стадии работы над НАРС большого калибра курировал ведущий эксперт компании — В.Баранов. На этапе отработки ими близко занимались А.Шкамбарный, Б.Смирнов, Н.Царькова, И.Либкинд, В.Уваровский и др.

Этап внедрения в серийное производство «лег на плечи» С.Скрипчинского, А.Асадчева и др.

Учитывая громадную дальность полета НАРС С-25-О и С-25ОФ, для лётных испытаний и заводских в первой половине 70-ых годов двадцатого века было нужно применять полигон НИИ ВВС в г. Ахтубинске. В том месте же в июле-сентябре 1974 года совершили их национальные опробования. Ведущим инженером на них был назначен майор А.Грехов, а ведущими летчиками на фронтовых бомбардировщиках Су-17М — полковники Н.Рухлядко и П.Кузнецов.

На полигоне для изучения осколочного действия БЧ С-25-О выстроили пара типовых групповых целей, имитирующих разные фрагменты армейского аэропорта. Это были круговые мишени диаметром 50 м, опаханные по контуру и обложенные скатами машин. В центре ими же выложили прекрасно видимый с высоты крест.

Свободное пространство в круга занимали самолеты-истребители МиГ-17, перехватчики МиГ-19П, крылатые самолеты-ракеты, и грузовики и аэродромные топливо-заправщики. Для имитации воздушного подрыва НАРС ее подвешивали на тросах, укрепленных на столбах либо мачтах на определенной высоте с соблюдением угла подхода к цели.

Результаты подрывов впечатляли: БЧ сработала в воздухе в семи метрах от самолета, стоящего на земле, оторвав плоскости и сплющив кабину пилота. В девяти метрах у другого самолета сорвало практически всю обшивку фюзеляжа, оторвало консоли крыла и уничтожило кабину. У бензовоза МАЗ-200-ТЗ, расположенного на той же дальности, в емкости появилось пара вмятин и множество пробоин.

В случае если бочка осталась на раме (умели же предки делать прочные машины!), то древесную кабину уничтожило всецело. Стоящие рядом грузовики ЗИЛ-164 были полностью смяты и обгорели. Помимо этого, осколками без шуток повредило самолет-перехватчик МиГ-19П, расположенный в 26 м. Стоящие в 60 м крылатые самолеты-ракеты взяли аналогичные повреждения.

Это не страно, потому, что корпус БЧ с осколочной насечкой у С-25-О дробится на двенадцать тысяч продуктивных осколков!

На ракетах С-25-О и С-25-ОФ защита от аэродинамического нагрева осуществлена комбинированно — БЧ защищена зазором между обечайками, а двигатель — пусковой установкой. .В программы наземных опробований обеих ракет входила кроме этого их обкатка на Су-17М для изучения эффективности данной защиты. пикирование и Горизонтальный полёт проходили на высотах 25-3000 м на скоростях носителя 1200-1500 км/ч. Под эти опробования пара весовых макетов НАРС оборудовали термодатчиками и радиотелеметрической аппаратурой.

Изучения проникающей свойстве БЧ осколочно-фугасной С-25-ОФ проводили стрельбой НАР прямой наводкой по бронеплитам, установленным вертикально, и кирпичной кладке разной толщины. Корпус БЧ не разрушался при прохождении через бронированный страницу толщиной 20 мм и кирпичную кладку кладку в два с половиной кирпича во всем диапазоне скоростей полета НАРС. Имитация стрельбы с установкой взрывателя на замедленное воздействие по ВПП с цементным 25-мм песчаной подушкой и «покрытием» толщиной 1 м дала воронки диаметром 3,2 и глубиной 0,6 м. Для проверки осколочного действия БЧ проникающего типа подорвали вблизи самолета Як-25Р, всецело выведя тем самым его из строя.

Модификации:
С-25-О — 1975 год, с осколочной боевой частью. Рекомендован для поражения легкобронированной, легкоуязвимой живой и техники силы соперника.
С-25-ОФ — 1975 год, с осколочно-фугасной боевой частью. Рекомендован для поражения прочных целей – укрытий, КП, аэродромных убежищ и ВПП, фортификационных сооружений полевого и городского типа и других защищенных объектов включая железнодорожные сооружения и корабли.
С-25-ОФМ — с осколочно-фугасной боевой частью проникающего типа.
С-25Л — 1979 год, корректируемый вариант боеприпаса С-25ОФМ с лазерной полуактивной ГСН 24Н1, дальность пуска 3-7 км.
С-25ЛД — 1984 год, корректируемый, с дальностью пуска увеличенной до десяти километров.

ТТХ:

Модификация: С-25-О / С-25ОФ
Калибр, мм: 340 / 340
Протяженность, мм: 3307 / 3310
Масса ракеты, кг: 381 / 480
Масса БЧ, кг: 150 / 190
Масса ВВ, кг: 58 / 57
Дальность, м: 4000
Взрыватель: радиовзрыватель РВ-25 «Дятел», высота подрыва 5-10 м.

Неуправляемый реактивный снаряд с-25.

НАРС С-25-О.

Макет НАРС С-25-О.

НАРС С-25-ОФ.

НАРС С-25-ОФМ на подкрыльевом держателе.

НАРС С-25-ОФМ.

НАРС С-25-ОФМ и пусковой контейнер О-25-Л на МАКС-2009.

Пуск ракеты С-25-ОФМ с штурмовика Су-25.

Пуск ракет С-25-ОФМ с штурмовика Су-25.

С-25. Схема.

.

.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное оружие МиГов.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «С-25».

25. Су-25 Пушечное вооружение и НАР

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: