Неуправляемый реактивный снаряд с-13 «тулумбас».

Разработчик: Новосибирский ИПФ
Страна: СССР
Опробования: 1979 г.
Принятие на вооружение: 1983 г.

Неуправляемая летный реактивный боеприпас С-13 (индекс УВ ВВС — 9-А-730) создана в Новосибирском университете прикладной физики для борьбы с укреплёнными прочными сооружениями и объектами (дотами, укрытиями, аэродромными капонирами и ВПП). Главные конструктивные ответы были подобны НАРС С-8, но калибр увеличен до 122 мм. Наряду с этим ракеты С-13 имеют улучшенную точность и баллистику.

В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные столкновения и арабо-израильская война показали всему миру, что прошлые подходы к вопросам маскировки и базирования самолетов на военных аэропортах устарели. Стоянка автомобилей в долгом последовательности, как на параде, чревата тем, что их всех возможно разом лишиться «благодаря» одному случайно преодолевшему совокупность ПВО самолету соперника, 0бваловка открытых стоянок кроме этого прекратила делать собственные защитные функции — сказывалась возросшая эффективность авиационного оружия.

На базе чужого боевого опыта руководство объединенных армии NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать собственные самолеты на военных авиабазах по разного типа личным укрытиям. Достаточно прекрасно замаскированные укрытия делали из легко-разборных конструкций.

На открытой местности, где нереально было запрятать эллинги, укрытия отливали из бетона целым способом, применяя металлические арматуру и внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. После этого все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось достаточно солидное фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.

Управление СССР в целях адекватного ответа на вероятную агрессию со стороны NATO вычисляло очень нужным иметь на вооружении отечественных ВВС НАРС, талантливые пробивать аэродромные укрытия арочного типа и действенно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту задачу были способны удачно решать НАРС большого калибра — С-25-ОФ.

Но теоретически для уничтожения одной авиабазы соперника с самолетами, рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления противодействия ПВО, и возможности попадания в цель одной ракетой и наличия на аэропорте фальшивых целей требовался легко огромный костюм средств и сил. Существующие же авиационные средства поражения для исполнения задач для того чтобы рода нереально было оптимизировать.

Одновременно с этим на основании анализа, совершённого во второй половине 60-ых годов двадцатого века, в «Точмаше» внесли предложение уделить время калибру 127-мм (аналог американского НАРС «Zuni»), талантливому занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАРС. Эти аргументы в будущем применяли в Новосибирском университете прикладной физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАРС семейства С-13.

Разработкой первых собственных ракет сибиряки занялись в первой половине 70-ых годов XX века. К 1979 году ракета С-13 «Тулумбас» поступила на национальные опробования с универсальным шестиствольным блоком орудий УБ-13. Ведущим инженером по ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком — майор В.Мызин.

Типовой целью на опробованиях, конечно, были пара намерено выстроенных ЖБУ арочного типа — цели достаточно габаритные, и возможность попадания в них была громадной. Засыпанные пятиметровым слоем грунта бетонные стенки одной из самые внушительных конструкций толщиной 1 м ракеты С-13 пробивали полностью и взрывались в земляном полу. По окончании снятия грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1-2 м и глубиной 0,2-0,4 м. В укрытия около выходных отверстий отколы бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 м и глубиной 0,4 м. В первой половине 80-ых годов XX века НАРС приняли на вооружение.

Неуправляемый реактивный снаряд с-13 «тулумбас».

Неуправляемые ракеты С-13 и блок НАРС Б-13.

Блок Б-13.

Блок Б-13, НАРС С-13. Схема.

Но «Тулумбасу» был свойствен один недочёт. При отстреле по типовому ЖБУ NATO цементная крошка воронки выходного отверстия надежно удерживалась противооткольной металлической облицовкой и не делала функции вторичных осколков. НАРС прошивал бетонные стены и грунт укрытия, и цементный пол, по окончании чего взрывался глубоко под почвой, не нанося никакого ущерба самолету, в случае если проходила рядом с планером.

Изменять время срабатывания взрывателя не имело смысла, потому, что толщина грунтовой засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую часть укрытия попадал НАРС, постоянно было нужно варьировать время замедления на доли секунды.

Еще не закончились опробования С-13, как в первой половине 80-ых годов XX века ИПФ приступил к разработке улучшенного примера бетонобойного НАРС С-13Т с двумя модулями БЧ, расположенными тандемно. На новом НАРС для сведения к минимуму отрицательных качеств прототипа любой из модулей БЧ имел личный взрыватель донного типа. По окончании встречи с преградой первый и второй модули БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве.

Так, оба модуля как бы резервировали друг друга — в случае если первый сработает под полом ЖБУ, то второй — неизбежно в укрытия. И напротив, в случае если первый взорвется в ЖБУ, то второй — снаружи. Совершенный вариант — подрыв обоих модулей в укрытия.

В первой половине 80-ых годов XX века в НИИ ВВС прошли национальные опробования ракет С-13Т на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них прописали полковника А.Шерстюка, ведущим летчиком — полковника А.Бородая. Наряду с этим выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР.

31 ракета, попавшая в ЖБУ с метровой цементной стенкой и двух- шестиметровой грунтовой засыпкой, сработала в укрытия.

Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАРС не рикошетировали, разрушая железобетон толщиной 0,25 м на площади 15-17,5 м2. В залпе разброс ракет у цели не превышал 10 м. По итогам опробований НИИ ВВС обеспечивал на каждую ракету двадцать посадок и взлётов в пределах срока хранения без ущерба для надежности ее работы.

Учитывая калибр новой ракетной совокупности, разработчики внесли предложение создать на ее базе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой техникой вне укрытий более действенную, чем С-8, осколочно-фугасный НАРС с максимально деталями и стандартизированными узлами.

На национальных опробованиях ведущим инженером был назначен лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 — полковник А.Павленко.

Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной 20-25 мм показала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13ОФ легко пробивают, образуя пробку. Любой таковой подрыв дает 10-15 пробоин, а осколки владеют зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной 5-10 мм. Так, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и легкоуязвимая — на 60 м гарантированно выходит из строя.

Степень нанесенного ущерба такова, что вернуть ее боеготовность вероятно не меньше чем через два часа.

При попадании С-13ОФ между осями БРДМ у борта в машине нашли 60 пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину опрокинуло, и оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в броне достигала 5-8 см2, в дюрале — 8-10 см2.

В следствии прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 оторвало направляющий каток и два опорных, и 1,5 м гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25-30 мм. Пушка с толщиной стены ствола 20-30 мм из отличной орудийной стали пробита тремя осколками.

Помимо этого, на ней насчитали двенадцать каверн и вмятин глубиной 8-15 мм.

Летные опробования подтвердили, что осколочность С-13ОФ при воздушном подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в несколько раз — по укрытым. В начале 1986 года НАРС С-13ОФ приняли на вооружение ВВС.

Опыт ведения военных действий в локальных войнах наглядно показал высокую эффективность так называемых объемно-детонирующих снарядов. Во второй половине 80-ых годов XX века на ИПФ возложили задачу разработки НАРС с термобарической БЧ — С-13ДФ.

Предназначенный для поражения компактных групповых наземных и надводных целей НАРС поступил на полигон НИИ ВВС на госиспытания в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Ведущим инженером на них прописали майора О.Преснякова. Опробования проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания, конечно, была легкобронированная техника.

На протяжении воздушной стрельбы пара ракет одного залпа «накрыла» ту часть мишени, которая имитировала колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из автомобилей С-13ДФ угодила в корму, всецело уничтожив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть метров, оторвало три катка.

Все щитки и люки кроме этого были сорваны. У второй БМП-1 попадание было нужно в переднюю часть автомобили, на броневой лист моторно-трансмиссионного отделения. В следствии ударной волной лист толщиной 15 мм всецело оторвало, в нем появилась пробоина диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя очень сильно деформировало.

Зарубежных аналогов НАРС С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 года НАРС С-13ДФ приняли на вооружение ВВС России.

НАРС С-13ДФ в экспозиции выставки.

Пуск НАРС С-13 с Су-27.

Пуск НАРС С-13 с Су-27.

Модификации:
С-13 — базисная. Оснащена бетонобойной БЧ (диаметр 90 мм).
С-13Т — с двухмодульной проникающей БЧ (диаметр 90 мм), срабатывающей в поражаемого объекта. Может пробить земляное покрытие до шести метров либо вывести из строя до двадцати метров2 поверхности ВПП.
С-13ОФ — осколочно-фугасная. При взрыве даёт до 450 осколков по 25-35 г.
С-13ДФ — с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью однотактного действия. Создана в 1989-1996 годах.
С-13Д — объёмно-детонирующая. Отличается взрывателем от РСЗО. Выпущена маленькая серия.

Предназначена для применения лишь с вертолётов.
С-13Кор — корректируемая (проект).
С-13Л — умелая с лазерной ГСН.

Различные типы БЧ и ракет С-13.

ТТХ ракет С-13:

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
В.Н.Шунков. Самолёты спецназначения.

Новые снаряды реактивной системы Град

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: