Неуклюжие утки. (часть2) сказка о прекрасном лебеде.

      Комментарии к записи Неуклюжие утки. (часть2) сказка о прекрасном лебеде. отключены

Плавающий танк особенного назначения ПТ-1 показался на свет уже в 1932-ом году.

ПТ-1 должен был как следует усиливать подразделения малых плавающих танков в случаях, в случае если руководству требовалось захватить плацдарм на занятом соперником другом берегу рек, озёр и т.д.

Чтобы понять, что танк данный был воистину выдающимся достижением конструкторской мысли инженеров СССР, достаточно сравнить его с БТ-2, что кое как, с трудом, освоил, правильнее, ещё осваивал, в серии ХПЗ.

В также время, ПТ-1 был обычным детищем советских теорий применения танков того времени. Созданный на базе БТ-2, он так же был колёсно-гусеничным, т. е. имел возможность как автомобиль оперативно перебрасываться на громадные расстояния по дорогам на колёсах, форсировать водные рубежи, а также (по задумке Тухачевского), на свирепой скорости шерстить тылы вражины

Но, всё-таки, создавая собственный шедевральный ПТ-1 (ни у кого в мире тогда не было ничего аналогичного), конструктора малость перестарались. И было с чего! ПТ-1 разрабатывался в недрах ОГПУ, в Автотракторном КБ технического отдела экономического управления данной жёсткой организации (предшественнице НКВД).

Главой КБ, был уже заключение и прошедший арест по делу т. н. «Промпартии» Николай Александрович Астров (тот самый, что уже будучи главой КБ 37-го танкового з-да, создал арттягач «Комсомолец», плавающий танк Т-40 все от него производные (Т-30, Т-60, Т-70, Т-80 и СУ-76М) и до хрена чего по окончании войны (включая известную «Шилку»). Страху на несчастных инженеров было напущено столько, что они уже в 1932-ом году слепили выдающуюся для собственного времени машину – имевшую не только привод на ВСЕ колёса и синхронизатор колёсного и гусеничного хода, разрешавший тихо продолжать перемещение при утрата одной из гусянок, но и привода управления на заднюю пары и переднюю колёс!

А ещё, все катки-колёса танка кроме свечных пружин как у БТ, в подвеске имели амортизаторы, что предохраняло танк от чрезмерных продольных колебаний и делало движение более мягким. Плюс, возможно, в первый раз в СССР, танк взял умелую танковую радиостанцию.

Неуклюжие утки. (часть2) сказка о прекрасном лебеде.

(ПТ-1 на гусеничном ходу)

(ПТ-1 на колёсном ходу. Прекрасно видна рамочная антенная умелой радиостанции)

В общем, танк оказался наикрутейший (если не лгут, рабочую группу по его опробованиям управлял лично И. В. Сталин!) и эта крутизна его и сгубила. В то время, СССР был занят, в первую очередь, количественной накачкой танкового парка РККА (ставшему в том же 32-ом замнаркома по оружиям Тухачевскому, необходимы были не как следует и на следующий день, а большое количество и по сей день!) и отвлекать исступленно бьющийся в агонии за его величество ВАЛ ХПЗ, на серийное производство намного более сложного и дорогого чем БТ ПТ-1 никто, очевидно, не стал. Тем более что у «новорожденного» ПТ-1, конечно же, имелись и определённые недочёты.

Однако, данный неповторимый танк совершенствовали. В 1934-ом показалась намного более технологичная и отработанная модель ПТ-1А, которая в отличие от предшественника была избавлена от большинства недочётов, упрощена технологически и в полной мере годилась для серийного выпуска.

(ПТ-1А. Главными визуальными отличиями от ПТ-1, являются упрощённая форма передней части корпуса и две выступающие рубки мехвода и пулемётчика)

Параллельно, сделали и не плавающую трёхбашенную версию, причём проектировали её аж в пяти вариантах, а выстроили в двух, отличающихся друг от друга толщиной бронирования (большая как у Т-28).

(Одна из сухопутных предположений ПТ-1А)

Ирония судьбы! Танк (и плавающая и сухопутная версии) снова был так хорош сам по себе и перспективен, что вместо плавающего усилителя разведчиков «особенного назначения», РККА предпочла средний колёсно-гусеничный танк на замену имевшему кучу недочётов неуклюжему Т-28! Так на свет Божий, показался окончательный, предсерийный вариант танка Т-29 (созданный, как и ПТ-1А опять-таки под управлением умницы Астрова и доведённый до совершенства вторым превосходным конструктором Цейцем – что, будучи ЗК, отбывал собственный срок трудясь в том самом КБ ОГПУ под управлением Астрова, где разрабатывали ПТ-1).

(Эталонный средний колёсно-гусеничный танк Т-29 на опробованиях. Вверху – без рации с умелой пушкой Л-10. Внизу с серийной пушкой «и» радиостанцией ПС-3)

В замыслах ЛКЗ кроме того значился инициированный АБТУ график полного перехода с выпуска Т-28 на Т-29. В то время, в АБТУ рулили единомышленники и друзья Тухачевского, грезящие поставить на колёсно-гусеничную схему полностью целый танковый парк РККА. Исходя из этого, Т-29 помой-му светило красивое будущее.

Но, как это уже неоднократно бывало, хотелки Тухачевского звонко разбились о цена нового танка, практически в два раза превышавшую цену Т-28. К тому же, производители и разработчики Т-28 на ЛКЗ также мух ртом не ловили и довели собственное гусеничное детище до ума так красиво и как следует, что вопрос о замене Т-28 на Т-29 отпал сам собой.

Про превосходный ПТ-1А, все к тому времени уже дружно забыли ИМХО – весьма кроме того напрасно.

Сейчас, возвратимся малость назад и представим себе, что главой оружий РККА стал умный и грамотный военспец (не чета подпоручику Тухачевскому, любимым предметом которого в Александровском пехотном училище было фехтование) и внес предложение пара иную концепцию массированного применения плавающих танков.

В случае если уж нужно, применяя те самые плавающие танки, захватить плацдарм на другой стороне реки либо озера, несложнее всего делать это неожиданно для соперника, переправляя не только тонкокожие и довольно плохо вооружённые плавающие танки, но и пехоту с пушками разом. Но, как? На чём?

Штатные армейские средства и понтонные парки для переправ разворачиваются продолжительно и подготовку запрятать от глаз соперника тяжело. А уж переправляться на них под огнём и вовсе ужасное дело.

А отечественные малые плавающие танки не то что не могут хоть что-то путнее перевезти через водную преграду на броне, они сами на воде едва-едва держатся так и норовя утонуть, потому, что и сами ростом меньше некуда и запас плавучести у них практически нулевой. Как сообщил узнаваемый комедийный персонаж о вверенном ему объекте водного транспорта: «Пароход-то он хороший, лишь воды опасается!».

У ПТ-1 также для таковой боевой операции не всё прекрасно. Плавает он, как тот антикварный пароход, не имеет значения (хоть и значительно лучше, чем Т-37А) и запас плавучести не всевышний весть какой – тяжёлые привода колёсного хода съели большую часть нужной нагрузки. Да и бронезащитой было нужно пожертвовать (большая толщина вертикального бронирования 10 мм).

На ПТ-1А, чтобы довести бронезащиту до 15-13 мм было нужно корпус сделать дольше на 560 мм.

Оружие и ПТ-1 и ПТ-1А чуть лучше чем у БТ, но лишь за счёт пулемёта в возможности и отделении управления поставить доп. пулемёт в бортовых амбразурах башни.

Сейчас представим, что своре малых танков-разведчиков (нужно АИшных ТМ-2) при помощи нескольких ПТ-1 поставлена задача захватить плацдарм. Чтобы добиться внезапности, они не ждут, пока артиллерия и пехота подтянутся к берегу и начнут разворачивать собственные штатные и импровизированные средства переправы.

Т. е. атаку данный авангардный амфибийный отряд начнёт без помощи и, переправляясь, будет пробовать подавить огневые точки соперника из пулемётов и считанных сорокапяток на ПТ-1. На другом берегу отряду будет необходимо опять-таки функционировать самостоятельно и при наличия у соперника приличной ПТО либо тем более танковой атаки, при удержании плацдарма будет необходимо ну весьма не сладко. Плавающие жестянки для огранизованной ПТО и обычных танков не соперник кроме того в обороне.

Чтобы занять и удержать плацдарм, сначала операции очень нужны артиллерия и пехота яркого сопровождения.

А ну как? Потому, что при уникальности и всей крутизне шасси, танк из ПТ-1(ПТ-1А) всё равняется возможно сообщить плохой при неприемлемой стоимости, производить что никто не планирует (в плавающей версии уж совершенно верно), возможно попытаться трансформировать шасси в многоцелевой плавающий бронетранспортёр-амфибию, талантливый не только перевозить личный состав и грузы, но и оказывать замечательную огневую помощь, применяя любое оружие, принятое на борт. Очевидно не в полевом выполнении, а особом.

Само собой разумеется, было бы весьма кроме того здорово грузить на амфибию и переправлять простые полевые пушки. Но! Как их грузить и основное – как выгружать? Кран подходящей грузоподъёмности, кроме того в виде складной стрелы и пристроить некуда, и весит он большое количество. Да и при наличии бортового крана, попытайтесь ту же 600 кг противотанковую либо 900 кг полковую пушку выгрузить в боевой обстановке!

Особенно в случае если паузу в её стрельбе для выгрузки на протяжении боя – смерти подобен.

Мастерить какуюнить аппарель, чтобы те пушки вольно закатывать-выкатывать – это по большому счету значит начать с нуля разрабатывать принципиально новую машину. К тому же – уже достаточно сложную, дорогую и узкоспециализированную, без которой избалованный различными цацками корпус морской пехоты США может и не обойдётся, а вот РККА 30-х – свободно!

Исходя из этого, идём вторым путём, опираясь на готовую конструкцию ПТ-1. На массе колёсных лафетов и аппарелях с кранами экономим вес. Сама амфибия будет отечественным лафетом, дополненным несложной тумбовой установкой годной для размещения нужных десанту артсистем. Да, брони у неё кот наплакал, но! Но благодаря таковой экономии, мы сможем уже установить более замечательные и дальнобойные орудия.

Скажем дивизионную пушку (а в возможности и 57 мм противотанковую) а также 122 мм ветхую гаубицу обр. 10/30 г.! Благо в тумбовом выполнении вес всех этих достаточно замечательных орудий будет где-то недалеко от тонны (у гаубицы больше).

Ясно, что в арсенале вооружённого такими автомобилями разведбата штурмовой бригады РГК должны изначально иметься качалки и тумбы орудий для установки на амфибии, а сама амфибия, изначально заточена для стрельбы из всего комплекса орудий. Ставим пушку – шмаляем из пушки. Гаубицу – из гаубицы. Тяжёлый миномёт – значит, лупим из миномёта. Хоть с места, хоть на ходу, хоть на плаву.

Лишь так!

Само собой разумеется, при собственных уровне и габаритах бронезащиты, вся эта техника не годится для долгосрочной обороны – но это от неё и не нужно. У неё задача значительно несложнее и меньше – неожиданно захватить плацдарм и удерживать его до переправы главных сил. И лишь.

А учитывая манёвренность, разрешающую вовремя уходить из под огня – возможно ожидать в полной мере успешных действий.

Ну, а вдруг имеется возможность переправиться совсем свободно и малость пошуровать в тылу вражины – техника для этого также в полной мере подходящая. Попытайся ухватить за хвост столь скользкую земноводную рептилию, которая и укусить может очень сильно и мгновенно убраться за непреодолимую для простой техники водную преграду. Заманчиво?

Вот и заберём ЖД ПТ-1, у которого для увеличения запаса плавучести, корпус удлинён как у ПТ-1А. В случае если снять с него наряду с этим башню, убрать хлам привода управления и колёсного хода колёсами, грузоподъёмности шасси в полной мере хватит для установки полкового, а тем более, противотанкового орудия. Но, нам же этого мало!

А чтобы грузов влезало ещё больше, впредь до дивизионной пушки либо лёгкой гаубицы и к тому же, «мореходность» увеличилась, корпус возможно ещё удлинить на один каток подвески и совсем чуть-чуть уширить. Над гусеницами установить железные поплавки, пустотелые, по дороговизне пробки и отсутствию пенопласта, но для повышения «живучести» поделённые на отдельные секции. С началом производства в СССР неопрена (синтетический каучук) полости в поплавках возможно заполнять громадным числом резиновых воздушных баллонов (да хоть камерами от футбольных мячей) либо по большому счету пористым самозатягивающимся материалом из которого делают протектированные бензобаки на самолётах.

Вес автомобили, само собой разумеется, вырастет, тысячь киллограм этак до 16-17, но никаких технологических либо эксплуатационных неприятностей это не создаст – напомню, что сделанный на базе 15-тонного ПТ-1А, Т-29 первой версии весил более 16 тысячь киллограм, модель с усиленным бронированием 23,7 т. а превосходно прошедший все опробования эталонный пример Т-29 потяжелел уже до 28,3 т.! Т. е. соответствующе реагировать на повышение массы отечественные конструктора уже умели – само собой разумеется, в случае если конструкция это по большому счету разрешала и занимались этим настоящие эксперты навроде того же Астрова.

Нам такие рекорды не необходимы. Исходя из этого, силовая установка, трансмиссия и другое остаётся как на ПТ-1 (усиливаем лишь по необходимости). Двигатель М-17. Скорость на суше (движение лишь гусеничный) до 45 км/ч.

На воде до девяти километров/ч.

Экипаж 2 человека.

Бронезащита 13 мм лоб, 10 мм борт-корма.

Штатное оружие – один пулемёт ДТ в шаровой установке в передней части корпуса. Дополнительное варьируется. При перевозке предельного числа десанта (12 чел.) – это лишь личное оружие пехотинцев.

При перевозке 9 чел. – крупнокалиберный пулемёт.

Средства огневой помощи десанта. Для установки средств усиления, на амфибии заблаговременно монтируется универсальная тумба, годная для размещения 76,2 мм полковой либо дивизионной пушки, 57 мм тяжёлой противотанковой пушки (в то время, когда такая покажется), лёгкой 122 мм гаубицы обр. 10/30 г.

Без каких-либо дополнительных приспособлений, смогут устанавливаться 82 либо 120 мм миномёты.

Так же предусмотрен монтаж зенитного станка для ККП ДК/ДШК либо счетверённой установки пулемётов Максим (4М).

Опробования умелой амфибии имели возможность бы состояться уже в 1937-ом году, а финишу того же года, начаться её серийный выпуск. Скажем, на том же ХПЗ, на площадях, где строили никому в принципе не необходимые, тяжёлые Т-35А с постепенным ростом выпуска.

В совершенстве, таких автомобилей нужно хотя бы по роте (10-15 штук) на любой разведбат механизированных бригад. Но, начать возможно более робко – с того же количества, но на механизированный корпус. А ещё лучше, сводить их в целые батальоны особого назначения подчинённые напрямую РГК.

Ну и было бы весьма кроме того хорошо иметь по батальону таких многоцелевых амфибий в структуре бригад морской пехоты. Эти бригады понадобились бы не только на протяжении операций по стратегическому форсированию громадных рек, но и при ведении локальных военных действий, скажем недалеко от Ладоги.

(ПТ-1 и многоцелевая бронеамфибия на его базе)

(Многоцелевая амфибия с установкой полковой пушки обр.27 г. гаубицы обр. 10/30 г. и противотанковой пушки ЗиС-2 (на её месте так же не сложно представить качалку дивизионной пушки ЗиС-3).

Дикие лебеди (по мотивам сказки Г.Х.Андерсена)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: