Неуклюжие утки. (часть1) гадкий утёнок.

      Комментарии к записи Неуклюжие утки. (часть1) гадкий утёнок. отключены

Плавающие танки в СССР начали разрабатывать не без британского влияния. Но, первый отечественный плавающий танк Т-33, очень сильно похожий на плавающий «Виккерс», был неудачен.

Неуклюжие утки. (часть1) гадкий утёнок.

(Т-33)

После этого, фактически синхронно, хоть и совсем независимо друг от друга на рубеже 32-33 годов, на свет показались Т-37, Т-41 и ПТ-1.

(Т-37)

(Т-41)

Небольшой плавающий танк (Т-37 либо его соперник Т-41) должен был являться разведчиком, а плавающий танк особенного назначения ПТ-1 как следует усиливать подразделения малых разведчиков в случаях, в случае если руководству требовалось захватить плацдарм на занятом соперником другом берегу рек, озёр и т.д.

(ПТ-1)

Но, в случае если плавающих танков-разведчиков настроить предполагалось большое количество – чтобы хватило разведподразделениям и стрелковых дивизий и механизированных войск, то т. н. «танк особенного назначения» непременно, предназначался сугубо для «особенного назначения». Так особенного, что запускать его в серию посчитали излишним. Так же не отправился в серию и Т-37 – через чур уж большое количество у него выяснилось недочётов.

Т-41 собрали всего дюжину, возможно чтобы лишь убедиться, что такая машина по большому счету армии нужна, и на том – шабаш!

Первым крупносерийным плавающим танком в СССР стал Т-37А являвшийся, по сути, гибридом Т-37 и Т-41 от которых постарались забрать всё лучшее.

Но, в ходе эксплуатации, Т-37А был не совсем тем, на что рассчитывали. Он едва-едва держался на воде (да и то лишь благодаря навесным поплавкам) так и норовя утонуть, потому, что кроме того с теми самыми поплавками, запас плавучести имел практически нулевой.

(Время от времени и кое-как «плавающий» танк Т-37А)

Помимо этого, не в полной мере удовлетворительными были и ходовые качества Т-37А. В то время, проблему своевременной подвижности танков (имевших низкий ходовой ресурс гусеничного движителя) руководящие РККА любители пробовали решить по-революционному – оснастив танки всех типов колёсно-гусеничным движителем (необычно, что применять для этого очевидные трейлеры им почему-то в голову не пришло).

Не избежал данной участи и плавающий танк-разведчик. На смену неудачному Т-37А должен был прийти колёсно-гусеничный плавающий Т-43 проектировавшийся на конкурсной базе двумя соперничающими коллективами. Не тяжело предугадать, что попытки втиснуть колёсно-гусеничный движение в чуть держащийся на плаву небольшой танк были обречены на провал.

(Т-43)

Утратив на дури тухачевцев массу времени (и денег кстати, также), в итоге возвратились к модернизации Т-37А. Причём «официальная версия» (будущий Т-38) развивалась по пути очевидного исправления самые очевидных недочётов Т-37А, но, в один момент отработали и «личную инициативу» (Т-37Б) предложенную конструктором Шитиковым. Сущность Т-37Б заключалась во всемерном облегчении военной машины, чтобы ужаться в 2,5 тонны и перевозить танк в кузове простого ЗиСа-трёхтонника.

(Т-37Б)

Чуда не произошло. Т-37Б не оказался. А принятый на вооружение Т-38 ушёл от собственного предшественника Т-37А весьма не на большом растоянии.

По сути, главным отличием Т-38 от Т-37А был более широкий корпус, разрешивший отказаться от надгусеничных поплавков (плюс, за каким-то хреном поменяли местами отделение и башню управления, унифицировав тем самым танк с тракторами). Вот лишь запас плавучести танка наряду с этим фактически не увеличился.

(Т-38)

Танк так же, как и прежде плавал так не хорошо, что (лишь чур не ржать!) при преодолении достаточно широких водных рубежей либо в довольно свежую погоду, чтобы не было непоправимого, на Т-38 рекомендовалось надевать те самые надгусеничные поплавки от Т-37А! В общем, тупик.

А ведь был и второй путь. В один момент с разработкой Т-38, на автозаводе им. Молотова (больше известном как ГАЗ), что по мобилизационным замыслам должен был так же как и 37-ой танковый з-д производить плавающие танки, начали в инициативном порядке разработку плавающего танка собственной конструкции, названного ТМ (Танк Молотова).

Предполагалось, что в этом танке удастся устранить большая часть недочётов Т-37А более удачно, чем в конструкции его соперника Т-38. Потому, что серьёзная часть неприятностей Т-37А была обусловлена его очень малыми габаритами и не сильный СУ (двигатель ГАЗ мощностью 40 л.с.) танк ТМ решили от этих неприятностей избавить кардинально. Корпус удлинили на одну тележку подвески (заодно решив проблему продольных колебаний автомобили) и установили сверхсложный силовой агрегат, складывающийся из двух новых 50-сильных ГАЗовских моторов.

(Танк Молотова)

Танк по своим динамических качествам намного превзошёл соперника Т-38, но сложность и недоведённость СУ (спарки из двух моторов) поставила на нём крест. К тому же, данный самый силовой агрегат «съел» целый выигрыш в повышении запаса плавучести, «подаренный» удлинённым корпусом.

(ТМ на воде. Не осознаешь – толи ещё на плаву, толи уже на грунт сел Видно, что никуда уже не движется и верхний люк на распашку)

Не последнюю роль в печальной судьбе ТМ сыграло да и то, что изготовление и разработка двух умелых танков обошлись казне в 200 тыс. рубликов (серийный БТ тогда стоил 98 тыс. руб.)

Уж не знаю какое количество стоил бы серийный ТМ, но, наверное, больше чем бюджет имел возможность себе позволить. В также время Т-38 подорожал если сравнивать с Т-37А не столь фатально. Не смотря на то, что, честно говоря, и его ТТХ отличались от Т-37А совсем не существенно.

В общем, всё осталось на том же, никуда не годном уровне.

Сейчас, подумаем, запрещено ли тут чтонить улучшить.

Основной проблемой ТМ был сложный и массивный силовой агрегат в виде спарки ГАЗовских моторов. Спрашивается, что мешало поставить простой, недорогой и компактный двигун от ЗиСа (73 л.с.)? Слабость других агрегатов? Не-а! На ТМ (суммарная мощность СУ 100 л.с.) находились те же агрегаты, что и на сорокасильном Т-37А и замечательно себя ощущали. Так что? Как что?

Западло! Знаком таковой детский термин? Конструкторам ГАЗа было как раз западло делать танк, что должен был производить их завод, с «чужим» двигателем!

Пускай будет более громоздкий и менее надёжный, но собственный!

Предположим, глава оружий у нас не витает в стратегических тучах и не занят подковёрной борьбой с наркомом обороны, а обучается и занимается сугубо собственными прямыми обязанностями. Потому, что несовершенство Т-37А разумеется, а КГ движитель втиснуть в небольшой плавающий танк нереально столь же разумеется, вместо разработки Т-43, сходу начинается параллельная разработка Т-38 (а лучше назвать его Т-37М) на 37-ом танковом з-де и ТМ на з-де им. Молотова (ГАЗе).

По результатам сравнительных опробований, делается светло: Т-38 ни одну проблему Т-37А не решил. ТМ, в РИ виде, эти же неприятности, в неспециализированном-то, также не решает, но его конструкция более перспективна (кроме того притом, что с поданной на опробования СУ, он по большому счету никуда не годится). Логичный вывод: Т-38 с опробований снять как бесперспективный.

ТМ по возможности технологически унифицировать с Т-37А (чтобы уменьшить освоение серийного производства), переделать под мотор ЗиС, улучшить все нужные ТТХ и продолжить опробования уже усовершенствованной автомобили.

Перечень усовершенствований, кстати, не большой, но своеобразный с уклоном, в корне хорошим от РИ «минимализма».

Тут нужно будет сделать маленькое «тактическое» отступление о том, что в РИ, наверное, в принципе не рассматривали.

Громадным минусом в теориях отечественных довоенных стратегов было то, что разведку они предполагали вести как раз малым плавающим танком, что, как любой танк, здорово шумит и имеет весьма нехороший обзор. Чтобы хоть что-то заметить, отечественному танчику приходилось или продолжительно и настойчиво торчать в статичных дозорах, или лезть вперёд, пока не столкнётся шнобель к носу с соперником. Наряду с этим, ни приличным оружием, ни бронезащитой плавающие танки-разведчики не отличались, а радиофицированными по большому счету были считанные автомобили.

Спрашивается – как действенной будет такая разведка?

В некоей степени, проблему эффективности разведки имели возможность бы решить бойцы-разведчики. Но неприятность в том, что отечественные довоенные плавающие танки-разведчики не имели ни запаса плавучести, чтобы перевезти через водную преграду хоть несколько бойцов, ни мощности и соответствующих габаритов силовой, чтобы катать десант по суше на броне.

Вот сейчас, потому, что у нас АИ, включим в комплект ТТТ к новому плавающему танку-разведчику необходимый пункт, повышения водоизмещения до способности перевозить и по воде и по суше, на броне всецело укомплектованной автомобили, трёх солдат со штатным оружием, или двух десантников разведгруппы с полной выкладкой, или двух тяжелораненых на носилках в сопровождении санитара. Плюс в обязательном порядке рация на каждой машине!

Благо мощности ЗиС-овского двигателя достаточно, а удлинённый дополнительной тележкой подвески корпус это разрешает. Для этого же, мы и от надгусеничных поплавков ни за что отказываться не будем. Открытым останется только вопрос ширины корпуса. Так так как широкий корпус это прекрасно не только с позиций повышения водоизмещения.

При простреле корпуса, уже имеется возможность дотянуться до места прострела и заделать пробоины.

Само собой разумеется, большой бронекорпус – это вес. Но вот именно усиливать бронезащиту на новом плавающем танке мы не будем принципиально. В противном случае, всё снова возвратится на круги собственная. Большая толщина бронезащиты Т-37А, Т-38 и ТМ была всего 9 мм. Мало, но достаточно, чтобы держать простую винтовочную пулю.

А броню, выдерживающую обстрел из крупнокалиберного пулемёта либо противотанкового ружья, нам всё равняется физически не поставить, не перевоплотив небольшой плавающий танк в одноразовую субмарину.

Но мы сможем оружие нового танка-разведчика усилить ККП ДК либо хотя бы противотанковым ружьём (именно в те годы в СССР начали их разработку). Либо по большому счету слепить этакого суперразведчика, установив на увеличенной под ДК башне, вместо ККП наблюдательную стереотрубу либо артиллерийскую буссоль, а сзади башни, в корпусе, разместить высвобожденного от вторых обязанностей радиста с замечательной рацией дальнего действия при собственной выдвижной антенне.

А ещё, у нас покажется возможность убрать башню и в совсем небольшой, низенькой, открытой сверху рубке, поставить «сорокапятку», слепив мелкую и наряду с этим плавающую ПТ САУ! А где поднимется «сорокапятка» — в том месте, в полной мере быть может, поднимется и полковая трёхдюймовка! Вот вам и более чем настоящее усиление огневой мощи разведподразделений!

В финише-финишей, такую САУ (действительно, не плавающую и с всецело закрытой бронерубкой) в РИ также разрабатывали.

(СУ-45)

А вдруг убрать не только башню, но и рубку, окажется превосходный мелкий многоцелевой ПЛАВАЮЩИЙ ЖД, на котором свободно возможно возить не только 4-5 бойцов, но и установить 82 мм миномёт либо кроме того 76,2 мм безоткатную пушку!

Освоение таковой машинки в серии, в обязательном порядке сделает соблазнительным создание не плавающей версии многоцелевого БТР и лёгкого арттягача – более замечательного чем «Комсомолец»!

Ну и, наконец, вопрос цены. Непременно, кроме того серийная машина хватит дорогой (гденить этак между Т-26 и направляться). Но, кто заявил, что армия легко обязана между количеством и качеством выбирать как раз количество? Бредящий сотнями тысяч каких попало танков Тухачевский?

Пускай деньги выделяются из бюджета на плавающие танки те же, а армия приобретает техники меньше, но она более боеспособна. В РИ количество выпущенных плавающих танков исчислялось тысячами. В АИ их будут много.

И кто сообщит, что это не хорошо, в случае если пользы они принесут больше?

Т-37А

Т-38

ТМ

АИ ТМ-2

Масса

3200

3160

4500

5

Габариты

3,73х1,94

3,73х2,22

4,4х2,24

4,6х2,5

Двигатель

40

45

2х50

73

Скорость

40

45

48

43

Оружие:

ДТ

ДТ

ДТ

ДК/ДТ

Броня:

Гор.

Верт.

6

9

6-4

9

4

9

4

9

Экипаж

2

2

2

2

(Эти по массе и габаритам АИ ТМ-2 сугубо приблизительные)

Гадкий утёнок — мультфильм Уолта Диснея

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Неуклюжие утки. (часть2) сказка о прекрасном лебеде.

    Плавающий танк особенного назначения ПТ-1 показался на свет уже в 1932-ом году. ПТ-1 должен был как следует усиливать подразделения малых плавающих…

  • Пять голов хорошо, а меньше — лучше

    Т-35А – неповторимый пятибашенный тяжёлый танк РККА, что в отличие от умелого английского «Индепендент» строился хоть и небольшой, но серией. Причем…

  • Штурмовой т-26

    Однако, на первый взгляд, сложно отыскать рациональное зерно в отказе Тухачевского от работ над однобашенной пушечно-пулемётной версией этого танка – на…

  • М18 hellcat. история ведьмы. часть вторая.

    Итак, закончили мы на том, что армия США наконец обзавелась САУ собственной грезы – стремительной, с хорошей пушкой, открытым верхом а также пулемётом М2…

  • Т-28 на французский лад

    История советского среднего трёхбашенного танка Т-28 началась со случайно замеченного в Англии новейшего танка компании «Виккерс» А9, что по аналогии со…

  • А судьи кто?

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: беременным, кормящим, калекам, впечатлительным и другим личностям, хорошим публичного призрения, настоятельно рекомендуется этот текст не…