Эту статью можно считать продолжением статьи, посвящённой одному из первых советских реактивных самолётов — Гу-ВРД. В ней будет поведано об ещё более раннем проекте того же конструктора – Гудкова, самолёте ЛаГГ-3ВРД.
К лету 1941 г. ТРД A.M. Люльки, взявший обозначение РД-1, готовься уже на 70 %. Разразившаяся война вынудила отложить эту работу на неизвестный срок. Но все же начатое дело не кануло в лету. В октябре 1942 г. авиаконструктор М.И.
Гудков ознакомился в НКАП с чертежами двигателя РД-1 A.M. Люльки и внес предложение ему сделать проект реактивного самолета на базе винтомоторного истребителя ЛаГГ-3.
Предварительные расчеты продемонстрировали, что на машине для того чтобы типа с установкой ТРД A.M. Люльки вместо штатного мотора М-105П возможно взять скорость в 1000 км/ч.
Сейчас эту круглую цифру возможно с полным основанием подвергнуть сомнению, т.к. для тяги РД-1, равной 530 кгс, скорость более 700 без сомнений/ч легко нереальна. Кроме того при тяговом упрочнении в 900 кгс, которое развивал двигатель самолета Як-15, имеющего схожую с ЛаГГ-3 меньший вес и размерность, была взята большая скорость всего 805 км/ч, на серийных экземплярах и того меньше — 786 км/ч.
Но проект М.И. Гудкова сделал собственный дело: замороженная тематика турбореактивных двигателей была возобновлена. Проект самолета ЛаГГ-3 с РД-1 предусматривал размещение двигателя по реданной схеме.
А сейчас посмотрим, как проект самолета ЛаГГ-3ВРД представляется с позиций архивных документов.
Проект ЛаГГ-3ВРД (Гу-1) был рассмотрен в НИИ ВВС.
Резолюция управления университета от 10 апреля 1943 г. в адрес главы самолетного отдела гласила:
«Безотлагательно дайте заключение по проекту сверхскоростного истребителя-перехватчика с двигателем Люльки конструкции Гудкова».
Начотдела И.И. Сафронов в собственной резолюции исполнителю от 17 апреля 1943 г. писал:
«… самолет летать, по-видимому, будет с указанной скоростью, но беда в том, что двигателя, не считая фамилии автора, на сегодня нет. Следовательно, упор на двигатель».
В это же время в объяснительной записке к проекту Гудков показывал, что в то время уже была удачно испытана камера сгорания двигателя A.M. Люльки, выстроен и испытан двухступенчатый осевой нагнетатель (компрессор), дающий степень сжатия в одной ступени 1,25 при КПД 0,75, что также было в полной мере успешным. Был спроектирован и на 70 % изготовлен опытный образец двигателя с тягой 750 кгс у почвы, а не 530 кгс, как говорилось выше.
Наряду с этим Гудков отмечал, что изготовленный двигатель, и главные кадры коллектива его создателей находятся в Москве. Люлька собирался приступить к созданию двигателя со статической тягой 1500 кгс. Никакой реакции на эти сведенья не последовало: нет двигателя и все тут.
Что воображал собой предлагаемый М.И. Гудковым самолет (рис. 2.82), в случае если обратиться к архивным материалам?
Это был моноплан с ТРД, размещенным снизу и мало позади носовой части фюзеляжа. За обрезом реактивного сопла образовывался уступ, по окончании которого хвостовая часть фюзеляжа имела заметно меньшее сечение, чем носовая.
В зарубежных источниках мы видимся с высказываниями, что эта схема показалась у нас под влиянием проектов германских реактивных автомобилей, относящихся к 1944—1945 гг., о которых у нас стало известно лишь по окончании войны. Как видим, реданная схема показалась в отечественной реактивной авиации в 1943 г. без всякого внешнего влияния.
Не смотря на то, что в случае если быть до конца скрупулезным, то датой появления в СССР реданной схемы стоит вычислять не 1943, а 1937 г. Как раз тогда показался проект самолёта ХАИ-2.
Заостренный шнобель самолета имел четыре входных канала для забора воздуха в двигатель. Крыло трапециевидное в плане с закругленными законцовками. Хвостовое оперение простое. Шасси с хвостовым колесом, убирающееся.
Взлетная масса самолета — 2250 кг. Запас горючего — 400 кг, масса — 12 кг.
Масса двигателя— 700 кг, диаметр— 0,9 м, протяженность— 2,1 м.
Площадь крыла довольно малая — 11,0 м2.
Оружие самолета должно было размещаться сверху в носовой части фюзеляжа и включать одну пушку ШВАК с запасом 200 снарядов и один крупнокалиберный пулемет БС с запасом 200 патронов. Статическая тяга двигателя предполагалась 1500 кгс. Согласно расчетам Гудкова большая скорость полета у почвы должна была составить 870 км/ч, а на высоте 6000 м— 900…1000 км/ч.
Время комплекта высоты 5000 м — 1,39 мин. Дальность полета на скорости М = 0,8 от большой — до 700 км.
9 апреля 1943 г. Гудков направил в НИИ ВВС пояснительную записку к эскизному проекту. В ней он излагал совсем верные взоры на преимущества самолетов с ТРД если сравнивать с самолетами, на которых употребляются ЖРД и ПВРД: громадную длительность полета — около 1 часа (у самолета БИ длительность моторного полета 100 с, а у «302» — 15 мин), что «делает машину военной машиной, весьма грозной для соперника».
Вследствие этого Гудков писал, что создание полноценных боевых самолетов с применением в качестве главного двигателя ЖРД бесперспективно. С ЖРД целесообразно создавать только экспериментальные самолеты для исследовательских полетов на громадных скоростях. Последующая практика подтвердила справедливость данной точки зрения.
Источники:
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,2423.0.html
- http://rumodelism.com/forum/read.php?f=21i=7409t=7409
ЛаГГ-3-66 | Летающий рояль | War Thunder
Увлекательные записи:
- К вопросу о древнейших предках. часть 2
- Альтернатива: легкие крейсера типа красный урал
- Занимательная англия. нарушение благочиния в англии xix века
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребитель-бомбардировщик су-9 (первый).
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1946 г. Опыт применения на боевых самолетах ВРД и ЖРД-ускорителей в комбинации с поршневыми…
-
Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1946 г. ОКБ Лавочкина, как и другие отечественные самолетостроительные компании, работу в области…
-
Предок аэрокобры. опытный истребитель westland f.7/30. великобритания
Спецификация Министерства авиации F.7/30, выданная авиационной индустрии в конце 1931 года, сформулировала, возможно, самые ответственные и прозорливые…
-
Тяжёлый истребитель lockheed xp-58 chain lightning. сша
Данный самолёт упоминался в комментариях к статье «Истребитель Fisher P-75 Eagle. США». Вот я и решил выложить статью, которая говорит об данной,…
-
Опытный истребитель-перехватчик як-50. ссср часть 1
Уже на протяжении ВОВ стало ясно, что для успешной борьбы с бомбардировщиками соперника ночью и в сложных метеоусловиях нужны истребители, оснащенные…
-
Альтернативные истребители-перехватчики english electric (bac) levin f.2. великобритания
Не смотря на то, что характеристики реактивных самолётов, созданных в конце Второй мировой, заметно превосходили характеристики современных им поршневых…