Несостоявшееся возмездие

      Комментарии к записи Несостоявшееся возмездие отключены

В канун 73-й годовщины начала ВОВ приходится констатировать очень необычный факт – события первого дня войны до сих пор надлежащим образом не освещены и не изучены в отечественной историографии, а главная масса монографий и публикаций по данной теме больше напоминают художественную литературу, со всеми свойственными ей недочётами…

В данной статье создатель в качестве анонса представит фрагмент, посвященный неудачным действиям ВВС Красной Армии 22 июня 41 года в соответствии с так называемым «Замыслам прикрытия» по завоеванию господства в воздухе.

В соответствии с «Замыслам прикрытия» на период мобилизации, развёртывания и сосредоточения армий приграничных армейских округов военно-воздушным силам Красной Армии ставились задачи, направленные на завоевание господства в воздухе с первых же дней войны. К примеру, часть замысла прикрытия ЗапОВО, касающаяся ВВС, звучала так:

VII. Замысел применения ВВС округа.

  1. На части ВВС округа возложены следующие задачи:
  • последовательными ударами боевой авиации по аэродромам противника и установленным базам, и военными действиями в воздухе стереть с лица земли авиацию соперника и с первых же дней войны завоевать господство в воздухе;
  • истребительной авиацией в тесном сотрудничестве со всей совокупностью ПВО округа прочно прикрыть сосредоточение и отмобилизование армий округа, обычную работу железных дорог и не допустить пролета авиации соперника через территорию округа в глубинные районы страны и округа;
  • вместе с наземными армиями стереть с лица земли наступающего соперника и не допустить прорыва его больших мотомехсил через фронт обороны округа;
  • замечательными, систематическими ударами по большим узлам и железнодорожным мостам Кенигсберг, Мариенбург, Алленштайн, Торн, Калиш, Лодзь, Варшава, и по группировкам армий нарушить и задержать сосредоточение армий соперника;
  • действиями боевой и разведывательной авиации вовремя выяснить темперамент сосредоточения и группировку армий соперника

Подобный документ ПрибОВО имел приблизительно такое же содержание:

VII. Применение ВВС.

Задачи ВВС во время прикрытия:

  1. последовательными ударами боевой авиации вместе с ВВС соседних округов и Главного Командования по установленным базам и военными действиями в воздухе стереть с лица земли авиацию соперника и завоевать господство в воздухе с самого начала войны;
  2. истребительной авиацией вместе с совокупностью ПВО прочно прикрыть сосредоточение и отмобилизование армий, обычную работу железных дорог и не допустить пролета авиации соперника вглубь страны;
  3. вместе с наземными армиями уничтожать наступающего соперника и не допустить прорыва его больших мотомехчастей;
  4. совместно с морской авиацией и КБФ уничтожать ВМФ и транспорты противника, воспретив высадку десантов на острова Даго, Эзель и на побережье Балтийского моря;
  5. ударами по ЖД узлам Кенигсберг, Мариенбург, Эйлау, Алленштейн, Инстербург и по ЖД мостам через р. Висла на участке Данциг, Быдгощ, и по группировкам армий нарушить и задержать сосредоточение армий;
  6. уничтожить порт Мемель;
  7. не допустить высадки воздушных десантов;
  8. наносить массированные удары по наземным армиям соперника.

Порядок исполнения задач, выделяемые силы, средства и замысел действий ВВС – в приложении № 12

Несостоявшееся возмездие
СБ хвостовой № 5 из состава 9-го СБАП, покинутый при отступлении в Шауляе, июнь 1941 г.

Для реализации этого сценария в течении первых 15 дней операции, например, из состава ВВС ПрибОВО в ударах по германским аэропортам предусматривалось участие семи бомбардировочных, двух штурмовых и девяти истребительных полков:

6-я САД: 148-й ИАП и 40-й СБАП. 148-й ИАП должен был выполнить три полковых вылета на уничтожение авиации соперника на аэропортах Кенигсберг, Эльбинг, Мариенбург, Мариенвердер и 5 полковых вылетов для прикрытия действий бомбардировщиков 40-го СБАП при ударах по этим же аэропортам.
57-я САД: 42-й и 49-й ИАП, 54-й СБАП. Истребительным полкам предписывалось выполнить по три полковых вылета для ударов по аэропортам соперника Алленштайн, Любавас, Нове-Място, Мерунчей, а 42-й ИАП должен был выполнить еще и три полковых вылета на сопровождение бомбардировщиков 54-го СБАП на протяжении их атак по тем же германским аэропортам.
8-я САД: 15-й, 31-й, 236-й, 240-й ИАП и 61-й ШАП должны были выполнить любой по три полковых вылета для нанесения ударов по германским аэропортам Вишвилл, Инстенбург, Даркемен, Гольдап.
7-я САД: 10-й и 238-й ИАП, 9-й и 46-й СБАП, конечно 241-й ШАП планировали не меньше чем по три раза атаковать аэродромы Мемель, Лабиау, Инстенбург, Вишвилл.
4-я САД: целью для 35-го, 50-го и 63-го СБАП должны были стать порт и аэродромы Мемеля.

Не обращая внимания на ограниченную боеготовность ВВС приграничных округов, связанную с проведением организационных мероприятий по формированию новых авиационных частей, перебои с поступлением новой матчасти, незаконченным аэродромным постройкой, отсутствием положенного количества высокооктанового горючего, имевшихся в наличии сил ВВС ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО и ОдВО в полной мере хватало для организации ответных действий при начала Германией войны против СССР. Но 22 июня 1941 года события развивались совсем По другому сценарию.

Еще вечером 21 июня 1941 года (а, практически, уже ночью с 21 на 22 июня), в штабы приграничных округов была послана так называемая Директива № 1, в достаточно адекватном в целом тексте которой была установлена бомба замедленного действия в виде пункта № 2:

Директива №1.

Армейским рекомендациям ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдОВО.

  1. В течение 22-23 июня 1941 года вероятно неожиданное наступление немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Наступление может начаться с провокационных действий.
  2. Задача отечественных армий – не поддаваться ни на какие конкретно провокационные действия, могущие привести к крупным осложнениям. В один момент армиям Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского округов быть наготове , встретить вероятный неожиданный удар немцев либо их союзников.

Приказываю:

  • в течение ночи на 22 июня 1941 года скрытно занять огневые точки укрепленных районов на границе;
  • перед восходом солнца 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэропортам всю авиацию, среди них и войсковую, шепетильно ее замаскировать;
  • все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскировано;
  • ПВО привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
  • никаких вторых мероприятий без особенного распоряжения не проводить.

Тимошенко, Жуков.

21 июня 1941 года

Практически, вместо четкой постановки задачи, – ввести в воздействие замысел прикрытия, – командующим приграничным армейским округам предлагалось самим выяснить, начали немцы войну, либо это всего лишь провокации. Не страно, что командующие округов поставили своим подчиненным очень осмотрительные задачи.

К примеру, командующий ПрибОВО генерал Ф.И. Кузнецов в 02:25 в адрес штабов 8-й, 11-й и 27-й Армий направил Директиву штаба ПрибОВО, в которой были поставлены следующие задачи:

  1. При провокационных действий немцев огня не открывать. При полетах над отечественной территорией германских самолетов не показываться, и , пока самолеты соперника не начнут военных действий, огня не открывать.
  2. При перехода в наступление больших сил соперника разгромить его.
  3. силы и Средства ПВО привести в боевую готовность номер один, подготовив полное затемнение городов и объектов».

Похожие указания взяли соединения и части и других округов. На практике такие указания стали причиной тому, что большая часть начальников авиационных частей не разрешили своим пилотам атаковать самолеты Люфтваффе на протяжении первых германских налетов по советским аэропортам. На всем протяжении советско-германской границы советские летчики-истребители открывали пламя только при нападения на них германских самолетов, и исходя из этого для большинства пилотов Люфтваффе первый боевой вылет проходил без противодействия советских истребителей, не обращая внимания на наличие последних в воздухе.

Не обращая внимания на доклады в 04:20-04:30 из штабов всех западных военных округов о массированных налетах германской авиации на советские аэропорты и переходе Вермахтом национальной границы СССР, советское военно-политическое управление не спешило дать адекватные обстановки указания об отражении агрессии, и главным документом, регламентирующим действия советских армейских, была все та же Директива № 1. В данной непростой ситуации, не имея четких указаний из Москвы, командующие округами медлили с принятием ответов. Единственной структурой, оперативно отреагировавшей на германское вторжение, стал штаб ПрибОВО в лице начальника штаба генерала П.С.

Кленова (командующий генерал Ф.И. Кузнецов утром 22 июня пребывал в штабе 125-й СД) и командующего ВВС генерала авиации Алексея Павловича Ионова.

СБ хвостовой № 4 из 9-го СБАП, покинутый при отступлении на аэропорте Паневежис

В штабы соединений ПрибОВО поступили недвусмысленные распоряжения. В частности, штаб 7-й САД уже в 04:40 взял распоряжение от командующего ВВС округа. Дословно, в издании учета распоряжений 7-й САД текст этого приказания звучит так:

Командующий ВВС ПрибОВО начальнику 7-й САД. Соперника уничтожать.

Уже через тринадцать мин., в 04:53, штабы 9-го и 46-го СБАП взяли соответствующий приказ из штаба дивизии, дословно:

Стереть с лица земли авиацию и группировку противника на аэропортах в р-не Тильзит, Рагнит, Жилен. Вылет срочно.

Реконструкция внешнего вида бомбардировщика СБ с прошлой фотографии

Учитывая то, что штабы и штаб фронта 7-й САД, 9-го и 46-го СБАП размещались в близи друг от друга, – в Паневежисе, Шауляе и Грузджяе, – не страно, что именно эти части взяли распоряжения прежде всего, а штаб 9-го СБАП, размещавшийся, как и штаб ВВС округа, в Паневежисе – фактически мгновенно. Конечно, и функционировать эти части начали так же скоро: 9-й СБАП стартовал срочно, а 46-й СБАП в 05:40.

До штабов вторых соединений распоряжения командующего ВВС дошли мало позднее, и постановка задач подчиненным частям заняла некое время. К примеру, штаб 4-й САД поставил задачи 35-му, 50-му и 63-му СБАП лишь в 06:00. Вот выписка из боевого приказа № 01/ОП штаба 4-й САД, г. Таллинн, 22.06.41 г., 06:00-06:10:

50-му СБАП готовься к уничтожению самолетов соперника на аэропорте сев. Мемель. Заход с моря, уход левым разворотом на Тукумс, остров Рухну.

Маршрут, боезарядка и высота распоряжением комполка. Вылет моим распоряжением по телефону СКП…

35-му СБАП готовься к военным действиям по уничтожению самолетов соперника на аэропорте юго-восточнее Мемель. Заход с моря, уход левым разворотом на Буск, Валк. Маршрут, боезарядка и высота распоряжением комполка. Вылет моим распоряжением по телефону СКП…

63-му СБАП готовься к уничтожению скопления армий соперника в р-не Мемель. Заход с моря, уход левым разворотом на Рухну. Маршрут, боезарядка и высота распоряжением комполка. Вылет моим распоряжением по телефону СКП.

Комбриг Соколов.

Тексты распоряжений штабов 4-й и 7-й САД не всецело соответствовали задачам, каковые были прописаны в соответствующих пунктах «замысла прикрытия» (не смотря на то, что, совсем не факт, что предварительно был создан лишь один вариант действий). Помимо этого, конкретного приказа – вскрыть так именуемые «Красные пакеты» и функционировать в соответствии с им, в документах ПрибОВО, изученных на данный момент, не найдено, исходя из этого уверенности в том, что руководство округа дало подобное распоряжение, нет. Быть может, распоряжения были сформулированы лично штабу каждого соединения сообразно сложившийся обстановке, но, в полной мере разумеется, что руководством ВВС при постановке задачи был забран за базу как раз «Замысел прикрытия» с его планом борьбы за господство в воздухе методом нанесения ударов по аэропортам соперника.

Получение приказа из штаба 7-й САД фактически совпало с окончанием германского налета на аэропорт 9-го СБАП в Паневежисе, причем из-за понесенных утрат на исполнение поставленной задачи отправились лишь 26 боевых автомобилей. Фаворитом полка стала 5-я эскадрилья, ведомая комэском капитаном М.А. Кривцовым, по всей видимости, менее всех пострадавшая от германского удара.

Целью первого удара стал вокзал города Тильзит. По воспоминанию одного из навигаторов, принимавшего участие в этом вылете, ведущий повел самолеты не по прямой на Тильзит, а сперва заложил громадной крюк в направлении Сувалок, и только позже направился к цели, наряду с этим самолеты собрали высоту 7500 метров. Потерянное, казалось бы, на данный маневр время с лихвой компенсировалось тем, что удалось добиться внезапности – зенитки открыли огонь лишь по окончании того, как советские самолеты приблизительно в 06:20 скинули бомбы на собственную цель и в пологом пикировании легли на обратный курс без утрат.

Начальник 9-го СБАП майор Михаил Иванович Скитев
Комэск 9-го СБАП капитан Михаил Антонович Кривцов, первым из советских летчиков бомбивший Германию
Начальник 46-го СБАП майор Михаил Иванович Сеньков

Другие эскадрильи, одну из которых вел комполка майор М.И. Скитев, стартовали по мере готовности и действовали по разным целям в районе Тильзита, на высоте 4000 метров. В соответствии с оперативной сводке № 01 штаба 9-го СБАП, сопернику был нанесен определенный урон: «В следствии бомбометания ст. Тильзит горит».

Но, на протяжении этих вылетов были понесены и первые утраты – огнем зенитной артиллерией соперника над целью были сбиты три экипажа 4-й эскадрильи. Из донесения комполка как мы знаем, что из четверки СБ, попавшей под сосредоточенный пламя германских зенитчиков, три самолета были сбиты, а также самолеты начальника эскадрильи капитана И.П. его заместителя и Короткова лейтенанта С.М.

Богомолова, и возвратился лишь экипаж замкомандира полка по политической части батальонного комиссара Дорофеева.

Штаб германского 164-го зенитного полка в Тильзите кроме этого отмечает удар четверки советских бомбардировщиков в 06:40-06:45, действительно, выяснив тип бомбардировщиков как ТераБайт-3. Действия советских самолетов не остались незамеченными и для других германских частей. В документах германской 1-й танковой дивизии, наступавшей из района Тильзит на Таураге, имеется запись, сделанная в 07:00 (06:00 по Берлинскому времени):

Над командным пунктом дивизии происходят первые воздушные битвы, командный пункт Arko 30 бомбится.

Второй бомбардировочный полк 7-й САД, 46-й СБАП, израсходовал около часа для подготовки самолетов к боевому вылету. Первые автомобили стартовали в 05:59, и предстоящие события сухо обрисованы в своевременной сводке полка № 1:

Доношу, что в 06:40-06:45 22.06.41 г. 2-я и 3-я АЭ 46-го СБАП произвели бомбометание числом 18 самолетов. 2-я АЭ стёрла с лица земли скопление армий в районе Тильзит, Тауроген, высота 3600 м. На протяжении бомбометания во 2-й АЭ не возвратилось 5 самолетов СБ с экипажами. Всего скинуто бомб ФАБ-100 – 36 и ФАБ-50 – 18. 3-я АЭ разрушала ж/д ст. Жилин, с высоты 3500 м, из полета не возвратилось 5 экипажей.

Скинуто бомб ФАБ-100 – 36 и ФАБ-50 – 18.

СБ хвостовой № 7 из состава 2-й АЭ 46-го СБАП, что произвел вынужденную посадку на аэропорте Шауляй 22 июня 1941 г. по окончании боя с группой Ме-109 из II./JG 53

Реконструкция внешнего вида самолета из состава 2-й АЭ 46-го СБАП с прошлого снимка

Издание военных действий 46-го СБАП и германские эти разрешают достаточно детально обрисовать первые боевые вылеты эскадрилий полка. 2-я эскадрилья под руководством комэска капитана Грызлова в 06:45 отбомбилась по скоплению и переправе германских армий в р-не Вишвилла.

Из-за чего советские самолеты были над Вишвиллом, в то время, когда их цели размешались в районе Рагнита, не светло – похоже, что эскадрилья заблудилась, и, «проскочив» Рагнит, что практически являлся пригородом Тильзита, и покружив некое время над районом, нападала цели в окрестностях расположенного мало восточнее на берегу Немана города Вишвилл. Это подтверждает схема из альбома полка, где цель самолетов 2-й эскадрильи находится именно в районе Вишвилла, не смотря на то, что и названа не правильно.

Германские источники подтверждают эти действия – по их данным в 06:45 (05:45 по Берлинскому времени) восьмерка бомбардировщиков напрасно атаковала переправу армий 56-го механизированного корпуса в районе Вишвилл (В. Хауп, Сражения группы армий «Север». – М., «Яуза», 2006 г. – с.31).

Начальник 2-й эскадрильи 46-го СБАП капитан Василий Иванович Грызлов
(на двовоенном фото он в звании лейтенанта)
Начальник 3-й эскадрильи 46-го СБАП капитан Владимир Яковлевич Гаврилов (послевоенное
фото, в звании полковника). К сожалению, из всех упомянутых в статье
летчиков-бомбардировщиков ЗФ и СЗФ он один пережил войну

Мост у Вишвилла был серьёзной стратегической точкой, являясь главной переправой 56-го МК, и имел важное прикрытие. Фактически сразу же, в 06:48, советские самолеты были обстреляны зенитной артиллерией, а в 06:50 атакованы группой Bf 109. Германский патруль управлял начальник II./JG 53 Хайнц Бретнютц (Heinz Bretnutz), в то время – один из лучших асов Люфтваффе с 31 победой в активе.

Начав атаковать советскую группу недалеко от цели, германские истребители преследовали СБ впредь до Немакшая. В следствии боя два СБ были сбиты (в соответствии с полковому ЖБД – пропали без вести), два произвели вынужденные посадки на советской территории, и еще два произвели вынужденные посадки на аэропорте Шауляй. Но, данный успех дорого обошелся германским истребителям – ответным огнем стрелков-радистов был подбит самолет ведущего группы, а он сам был не легко ранен в ногу.

У Бретнютца хватило сил выполнить вынужденную посадку на советской территории в р-не Эржвилска. Не обращая внимания на то, что его запрятала литовская семья, и 26 июня он был передан наступающим германским частям, благодаря начавшейся гангрены 27 июня Бретнютц умер в военного госпиталь.

Эвакуированный с места вынужденной посадки самолет начальника II/JG 53 гауптмана Хайнца Бретнютца (Heinz Bretnutz), смертельно раненного в сражении с бомбардировщиками 2-й эскадрильи 46-го СБАП

Германские летчики, участвовавшие в вылете, заявили в общем итоге 8 побед. Соперник завысил собственные успехи минимум вдвое – реально 2-я АЭ 46-го СБАП утратила четыре экипажа, и еще два СБ произвели вынужденные посадки из-за боевых повреждений на аэропорте Шауляй. Со своей стороны, советские экипажи объявили, что совместным огнем стрелков всех экипажей удалось поджечь два германских истребителя. Сбитый Bf 109F-2 W.Nr.

6674 Бретнютца стал первым самолетом, потерянным немцами в воздушных битвах в небе Прибалтики (Примечательно, что самолет, первоначально учтенный как 100% утрата, потом был отыскан и эвакуирован).

Реконструкция внешнего вида истребителя Хайнца Бретнютца с прошлой фотографии

3-я эскадрилья 46-го СБАП, ведомая капитаном Гавриловым, должна была атаковать станцию Жиллен, но, если судить по записям в издании военных действий полка и германским данным, бомбы были скинуты совсем на другой объект. В соответствии с ЖБД, в 06:35 эскадрилья была обстреляна огнем ЗА в р-не Тильзит, в 06:40 обстреляна ЗА в р-не Тауротенен (10 км южнее Тильзит), а в 06:45 экипажи скинули бомбы на станцию Жиллен. Потом в 06:53 в районе Будветен – Краупишкен (10 км восточнее Жиллен) были атакованы группой Bf 109.

Но, в соответствии с германским данным, в 06:45 (05:45 по Берлинскому времени) несколько советских самолетов бомбила вокзал в Эйдкау. Помимо этого, если судить по хронометражу, конкретно возможно констатировать, что пролететь расстояние в 30 км, из них 20 км от Тильзита до Жиллена, и еще 10 км от Жиллена до Будветена, за 18 мин. возможно было как минимум 3-4 раза.

Вероятнее, навигатор эскадрильи сделал неверный расчет, и вместо Тильзита вышел на какой то второй город, что в Восточной Пруссии с ее близко населенной территорией не страно. По всей видимости, это был какой-то из городков на протяжении железной дороги Тильзит – Шталуппенен либо Лазденнен – Шталуппенен. Если судить по схеме вылетов 46-го СБАП 22 июня 1941 года, это был как раз Лазденнен, стоящий на 40 км восточнее Тильзита, на притоке Немана, реке Шеллуппе.

По всей видимости, приняв его за Тильзит и пролетев после этого 50 километров, а это именно приблизительно 10 мин. полета, советские экипажи скинули бомбы на вокзал Эйдкау, приняв его за Жиллен.

Советским бомбардировщикам не повезло – в районе их полета пребывали все аэропорты истребительной авиации 1-го германского авиакорпуса, исходя из этого не страно, что и эта эскадрилья подверглась атаке германских истребителей. В полной мере быть может, что несколько СБ пролетела прямо над аэропортом Раутенберг (10-12 км западнее Лазденнен), с которого, Наверное, вдогон, взлетели пара истребителей I./JG 54.

Учитывая достаточно приличную высоту полета (3500 метров), немцы смогли нагнать советские экипажи уже на большом растоянии в глубине советской территорией, по окончании того, как те благополучно скинули бомбы на стоящий на границе Эйдкау, и уходили на восток в сторону Каунаса. Германских истребителей управлял умелее летчик, ветеран войны в Испании и боев на западном фронте капитан Райнхард Зайлер (Reinhard Seiler), были в составе группы и другие асы.

По германским данным, счет сбитым открыл лейтенант Кинцингер, что заявил сбитый СБ в 06:51. Всего немцами было заявлено семь побед, а главным храбрецом боя стал сам гауптман Зайлер, сделавший в этом бою «хет-трик» (4-я, 5-я и 6-я победы летчика во Второй мировой).

Самолет начальника I./JG 54 Райнхарда Зайлера (Reinhard Seiler)
22 июня летчик заявил три победы над СБ из состава 3-й эскадрильи 46-го СБАП

Реконструкция внешнего вида истребителя Райнхарда Зайлера с прошлого снимка

Советская сторона признала по итогам боя утрату пяти СБ (в соответствии с ЖБД полка, все они не возвратились с боевого задания), помимо этого, еще один самолет произвел вынужденную посадку на аэропорте Паневежис из-за боевых повреждений с раненным стрелком. В Гружняй возвратились лишь три самолета.

Как бы ни парадоксально это раздалось, но, по всей видимости, большие потери 2-й и 3-й эскадрилий 46-го СБАП были во многом предопределены удачно выполненными боевыми вылетами 9-го СБАП. Бомбардировочные полки 7-й САД взяли цели в одном и том же районе, в треугольнике Тильзит – Рагнит – Жиллен, и германская ПВО уже была во всеоружии. Нужно подчернуть, что комдив полковник П.М. Петров осознавал опасность перехвата, и в 05:30 приказал сопровождать бомбардировщики 46-го СБАП девяткой И-16 из 10-го ИАП.

К несчастью для экипажей 46-го СБАП, в соответствии с прошлому приказу, все самолеты 10-го ИАП с 04:50 пребывали в воздухе, закрывая Шауляй, и уже не успевали готовиться для сопровождения СБ.

Для сидевших в кабинах «мессершмиттов» германских пилотов летевшие без прикрытия СБ, без сомнений, являлись легкой добычей, исходя из этого результаты этих потери и боев, понесенные 46-м СБАП, не являются чем-то сверхъестественным. Напомним, что экипажи двух советских эскадрилий при отсутствии истребительного прикрытия не смотря на то, что и понесли большие потери, но смогли сохранить строй и сбить одного из нападавших соперников.

Действия руководства ПрибОВО, преобразованного с началом войны в Северо-Западный фронт, не нашли помощи в Москве. В то самое время, в то время, когда советские самолеты были уже в воздухе, в частности в 06:15, из штаба ВВС фронта в штаб 7-й САД пришел приказ на прекращение боевого вылета:

Границу не перелетать, уничтожать самолеты соперника в собственном районе. Вылетевшие самолеты по радио посадить на собственные аэропорты.

Конечно, данный приказ был повторением приказа, принятого штабом СЗФ от министра обороны, чему имеется документальное подтверждение:

Донесение командующего СЗФ от 22 июня 1941 г. министру обороны СССР о начале немцами боев. 06:10 22.06.41 г. В 04:00 220.6.41 г. немцы начали боевые действия. ВВС соперника бомбардировали аэропорты Виндава, Паневежис, Шауляй, Ковно.

Обстреляли артиллерией Паланга, Таураге, Кальвария. Танки соперника наступают – Таураге. Пехота наступает – Шаки (до полка), Виштынец и Кальвария силы соперника уточняются.

Отдал приказ атаками выкинуть соперника и пленить. Отечественные ВВС в воздухе. До получения Вашего приказа границу не перелетать, я взял через генерала Сафронова Ваш приказ самовольно границу не перелетать. Принял меры, дабы бомбить соперника, не перелетая границы

Это указание было выполнено только частично – лишь девятка СБ 5-й эскадрильи 46-го СБАП (ведущий капитан Н.Р. Бугай) возвратилась на собственный аэропорт, прервав исполнение задания. Другие группы обоих полков, как мы не забываем, отбомбились по своим целям. Само собой разумеется, первое что возможно предположить – неприятности, которые связаны с плохим состоянием средств связи либо нехорошей подготовкой радистов, но данный случай имел совсем другую обстоятельство.

В упомянутом выше описании первого боевого вылета 5-й эскадрильи 9-го СБАП указано, что комэск Кривцов взял радиограмму о прекращении боевого вылета и возвращении на собственный аэропорт практически на боевом курсе и его навигатор кроме того закрыл створки бомболюков, но практически через пара секунд открыл их опять и начал сбрасывать бомбы на цель. Так, капитан Кривцов не только волей провидения, но и благодаря собственному личному ответу стал первым летчиком ВВС КА, скинувшим бомбы на Германию в Великой Отечественной войне.

К сожалению, не считая самолетов 9-го и 46-го СБАП 7-й САД, больше ни одно соединение ВВС СЗФ опоздало послать собственные автомобили для исполнения ударов в соответствии с замыслу прикрытия. Соответственно, предстоящие действия ВВС СЗФ продолжились очевидно с оглядкой на, мягко говоря, «необычные» указания из Москвы. Штаб ВВС практически мгновенно перестроился и приказал частям и соединениям изготовиться для ударов по вторгшемуся на советскую территорию сопернику.

Уже в 06:20 в соединения поступили новые указания командующего ВВС фронта, фактически слово в слово повторяющие установки наркома. Так, штаб 7-й САД записал в издании учета распоряжений:

Иметь в готовности части по уничтожению наземных армий соперника, перешедшего и перелетевшего на отечественную территорию, и его авиации. Границу не нарушать, готовься для нанесения ударов в районе Шаки, Тауроген по авиации и войскам.

Штаб 4-й САД в 06:32 принял так же весьма похожий текст:

  1. Быть в готовности по уничтожению наземных армий соперника на участке Шаки, Тауроген.
  2. готовься для выхода из под удара.
  3. Вылет дополнительным распоряжением.
  4. Задача на Мемель остается второочередной.

Сейчас в ход битвы вмешались фактически сверхъестественные силы – успех, как мы знаем, обожает храбрых и решительных, исходя из этого, не обращая внимания на то, что пилоты 9-го и 46-го СБАП не нанесли ударов ни по одному германскому аэропорту, а ВВС СЗФ прекратили вылеты по «замыслам прикрытия», военное счастье «улыбнулось» авиаторам Северо-Западного фронта.

Руководство 1-го Воздушного флота, Наверное, опасалось взять ответный удар, что в полной мере логично. Во-первых, немцы, разумеется, действительно принимали соперника, не подозревая, что советские пилоты имеют указания не перелетать границу и не стрелять по германским самолетам первыми!

Во-вторых, без сомнений, стимулом для этого стали бомбардировки Тильзита, Вишвилла и Эйдкау, выполненные практически на протяжении дозаправки и дозарядки германских самолетов, возвратившихся на собственные аэропорты, в следствии чего первые группы советских бомбардировщиков по большому счету не встретили в воздухе ни одного германского истребителя. Исходя из этого в ответ кроме того не на удар, а скорее на выпад ВВС СЗФ, немцы практически отменили второй вылет истребителей для повторной атаки советских аэропортов, и изготовились для отражения следующих советских ударов.

Начальник 54-й истребительной эскадры майор Ханнес Траутлофт отметил в собственном ежедневнике, что начало второго налета на советские аэропорты было намечено на 06:15 (05:15 по Берлинскому времени ), но вместо этого истребители выполнили аэродромный маневр чтобы не было советских ударов, поменяв аэропорты базирования. В итоге второй вылет самолетов Люфтваффе полностью был практически сорван, и участие в нем приняли лишь бомбардировщики 1-го Авиационного корпуса.

В начале девятого, наконец, «проснулась» Москва. Взяв еще в 05:30 от германского посла в СССР фон Шуленбурга объявление о начале Германией войны, советское управление не заявило об этом, а, просовещавшись около часа, выдало в 07:15 так именуемую Директиву № 2. Из-за чего первые лица государства не заявили населению и войскам о начале войны, до сих пор остается тайной 22 июня 1941 года! Директива №2, не обращая внимания на то, что в контексте задач, поставленных военно-воздушным силам, практически повторяла главные задачи по замыслам прикрытия, все же не содержала ни одного упоминания слова «война»! Вот как она звучала:

22 июня 1941 г. в 4 часа утра германская авиация просто так совершила налеты на города и наши аэродромы вдоль западной границы и подвергла их бомбардировке. В один момент в различных местах германские армии открыли огонь артиллерии и перешли отечественную границу. В связи с неслыханным по наглости нападением со стороны Германии на СССР ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Армиям средствами и всеми силами обрушиться на вражеские силы и стереть с лица земли их в районах, где они нарушили советскую границу.
  2. Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации соперника и группировку его наземных армий. Замечательными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации стереть с лица земли авиацию на аэропортах соперника и разбомбить главные группировки его наземных армий. Удары наносить в глубину германской территории до 100-150 км.

Разбомбить Кенигсберг и Мемель. На территорию Румынии и Финляндии до особенных указаний налетов не делать.

Снова, как и при с Директивой № 1, из-за чего то вместо четкой постановки задачи в тексте звучали только эмоции и неспециализированные фразы. Но не это было главным. Усугубило обстановку то, что в штаб СЗФ текст директивы поступил лишь в 08:15 – т.е., через час по окончании ее оформления, а ведь в тот момент время шло в буквальном смысле на секунды!!!

По окончании утренних внушений и командующий СЗФ, и командующий ВВС фронта, Наверное, старались четко направляться указаниям «сверху», и текст последовавшего в 08:50 «Распоряжения № 3» штаба ВВС СЗФ был кроме того мало осмотрительнее, чем сама Директива № 2:

Дано бомбить авиацию соперника на 100 километров в глубину. При массовых налетах соперника истребителям отражать, а бомбардировщикам направляться место и бить авиацию соперника на посадке, предварительно вывести собственную авиацию из-под удара.

Как это ни обидно, но из-за затянувшегося ожидания указаний из Москвы, ВВС СЗФ утратили три драгоценных часа, с 6 до 9 утра, и не воспользовались неточностью соперника, что принял «случайные» налеты 9-го и 46-го СБАП за начало ответного удара советских ВВС. Помимо этого, снова не были поставлены конкретные задачи, и командующие ВВС округов должны были тратить время на разработку распоряжений соединениям и частям, другими словами инициатива снова отдавалась в руки Люфтваффе.

Конечно, соперник не замедлил воспользоваться предоставленным советским руководством подарком, и, оправившись от «испуга», ответил на советскую «любезность» серией очередных налетов, каковые начались около 08:30-09:00. Большая часть советских аэропортов было уже доразведано, и, в отличие от прошлых налетов, в этом вылете экипажи Люфтваффе нападали как раз материальную часть советских полков, исходя из этого и утраты советских самолетов довольно раннего утра были значительно выше.

Окончательную точку в отказе от борьбы за господство в воздухе над Прибалтикой поставил командующий СЗФ генерал Кузнецов. По всей видимости, он полагал, что основную опасность для армий фронта воображают не самолеты Люфтваффе, а германские танковые группы, каковые сейчас взломали редкое построение армий фронта на границе и быстро продвигались на Шауляйском и Вильнюсском направлениях. Так, около 08:30 1-я танковая дивизия 4-й танковой группы начала битвы за Таураге, и вдобавок на час раньше, приблизительно в 07:30, части германской 7-й танковой дивизии 3-й танковой группы уже вели битвы на подступах к Кальварии.

По всей видимости, по окончании получения разведывательных данных, среди них и от авиации, командующий СЗФ решил начать сосредоточение армий, прежде всего механизированных корпусов, для нанесения контрудара. Сделать это скоро не представлялось вероятным, из-за достаточно большого удаления армий от района военных действий. Нужно было победить время, а для этого требовалось если не остановить, то хотя бы задержать натиск соперника.

И эту задачу, в тот момент, имели возможность выполнить лишь ВВС. Принятые ответы воплотились в следующей директиве:

Директиве командующего армиями Северо-Западного фронта командующим армиями 8-й и 11-й армий, начальникам 3-го и 12-го механизированных корпусов о нанесении удара по сопернику, прорывающемуся на Таураге. 22.06.41 09:45.

В части, касающейся действий ВВС, приказывалось:

…командующему ВВС фронта бить сильными ударами тильзитскую и кальварийскую группировки соперника.

По окончании получения данной директивы части ВВС СЗФ целый оставшийся сутки израсходовали только на борьбу с наступающими армиями Вермахта, и больше ни одного вылета по германским аэропортам в соответствии с «Замыслам прикрытия» 22 июня 1941 года не совершили.

В отличие от руководства СЗФ, управление преобразованного из ЗапОВО Западного фронта утром первого дня войны не торопилось ответить сопернику, не смотря на то, что еще в 05:25 командующий фронтом генерал Павлов приказал функционировать «по-боевому»:

Ввиду обозначившихся со стороны немцев массовых боевых действий приказываю поднять войска и функционировать по-боевому.

Штаб ВВС фронта в 05:30 подготовил «Предварительные распоряжения», такая скорость очевидно была достигнута потому, что распоряжения, Наверное, являлись копированием «Замысла прикрытия», с наспех внесенными в него трансформациями в задачах частям 9-й, 10-й и 11-й САД, продиктованными сложившейся к этому времени обстановкой:

Предварительные распоряжения № 01. Штаб ВВС ЗапОВО, Минск, 22.06.41. 05:30.

9 САД. … Бомбардировщики направлены к линии фронта. Вести разведку в полосе армии. … 10 САД. … Бомбардировщики по армиям соперника в р-не Брест, Бяла-Подляска. … 11 САД. … …Бомбардировщики по армиям соперника в р-не Янов-Подляска, Тересполь, Бяла-Подляска. … 13 БАД. 24 СБАП по скоплению армий соперника недалеко от янов-Подляски, Тересполь, Бяла-Подляска.

Посадка по исполнению задачи аэропорт Жабчицы. 121 СБАП по скоплению армий соперника в районе Сарнаки, Константинов, Лосицы. Посадка по исполнению задачи аэропорт Бобруйск. 125 СБАП по скоплению армий соперника в районе Ригалы и Сернетка, оз. Сервы, все пункты юго-восточнее Сувалки, 30 км. Посадка по исполнению задачи аэропорт Н.-Гудков. 130 СБАП стереть с лица земли склады боеприпасов и материальную часть и горючего на аэропорте Бяла-Подляска.

Посадка по исполнению задачи аэропорт Солон (36 км восточнее Слуцк). 97 ББАП … подготовить к перелету аэропорт Курьяны 6-7 км юго-восточнее Белосток к финалу 22.06.41. … 12 БАД. … В течении дня 22.06.41 двумя полками, 128 и 43, стереть с лица земли скопление армий в районе Рудавка, Макашувка (что 20 км северо-восточнее Августов). Уничтожить склады на вост. окраине Сувалки.

Посадка по окончании удара 128 СБАП Головск, 43 СБАП Курополье. 209 ББАП … быть в готовности к перебазированию район Т…поль (в документе неразборчиво). 215 … быть в готовности к перебазированию на аэропорт Лесище…

По всей видимости, в армии это распоряжение так и не передали, и штабы и командиры частей, уже попавших под первые удары соперника, начали функционировать исходя из собственных мыслей. Советские пилоты по большей части отражали налеты на собственные аэропорты. По окончании получения штабом ЗФ Директивы № 2 штаб ВВС в 09:30 подготовил уже полноценный боевой приказ.

Боевой приказ № 01. 1) авиация и Немецкие войска нарушили отечественную границу и произвели налеты на отечественные наземные части и мирные города. Его ВВС произвели налеты на Гродно, Волковыск, другие пункты и Лида. Погода недалеко от действий – облачность 3-4 балла.

2) Справа действует авиация ПрибОВО, слева – КОВО. 3) ВВС Западного фронта имеют задачей во время 22-23.06.41 г. стереть с лица земли авиацию соперника районах Сувалки и Тересполь (западнее Брест), колонны и сосредоточение армий соперника в районе Сувалкского выступа:

  1. 9, 10, 11 САД функционировать по заданию командующих ВВС армий.
  2. 13 БАД во время 22.06.41 г. стереть с лица земли прорвавшуюся танковую колонну на участке Цехановец (приграничный поселок в 45 км юго-западнее Вельска). Одним полком стереть с лица земли группировку соперника районе: Рыгол, Микашувка, Горчица (все поселения в р-не Сувалок).
  3. 97 БАП придать начальнику 9 САД, посадив его Курьяны (7 км юго-восточнее Белостока).
  4. 3-й ДБАК в течение 22-23.06.41 г. стереть с лица земли скопление армий Сувалки, Пшасныш (75 км западнее Ломжа). Ночными налетами уничтожить авиазаводы Варшава, Кенигсберг.
  5. 212 ДБАП в течение 22-23.06.41 г. ночными налетами стереть с лица земли авиационные фабрики Кенигсберг.
  6. 12 БАД двумя полками в течение дня 22.0 6.41 г. стереть с лица земли танковую группировку соперника в районе Сувалкского выступа.
  7. 3 ТБАП одиночными ночными налетами уничтожить склады в районе Сувалки и Сувалкского выступа.
  8. 1 ТБАП одиночными ночными налетами стереть с лица земли матчасть самолетов на аэропортах Соколув (30 км севернее Седльце), Седльце, Лукув (30 км южнее Седльце), Бяла-Подляска.

?4) Мой КП – штаб ВВС ЗФ, Минск.

Командующий ВВС Запфронта генерал Копец.

Зам. нач. штаба ВВС Запфронта полковник Тараненко.

Если судить по тексту приказа, это уже более отказ и «Планов глубокая» переработка прикрытия от полноценной операции по завоеванию господства в воздухе в пользу действий по наступающим армиям Вермахта. Практически, задачи по ответному удару по аэропортам соперника покинули полкам 13-й БАД, да и то не всем, а также в ночь с 22 на 23 июня 1-му ТБАП. В итоге задачи атаковать аэродромы соперника в соответствии с «Замыслами прикрытия» были поставлены лишь 125-му и 130-му СБАП:

Боевой приказ № 1. Штаб 13 БАД. Бобруйск, 22.06.41 г.

1. Соперник нарушил госграницу. Погода на 22.06 – светло.

2. 13 БАД в течении 22.06.41 г. действует по скоплениям армий и уничтожает боеприпасы и склады на аэропортах в районах: Янов-Подляски, Бяла-Подляски, Тересполь (все пункты северо-западнее Бжесць 40 км ), Сарнаки, Константинов, Лосицы (все пункты восточнее Седльце 30-50 км), Риголи, озеро Сервы, Сернетки (юго-восточнее Сувалки 20-40 км).

  • 125 СБАП стереть с лица земли войска соперника в районе Риголи, озеро Сервы, Сернетки. По исполнению задачи посадка Нов. Гудков (восточнее Слуцк 26 км).
  • 130 СБАП стереть с лица земли материальную часть, склады, снаряды на аэропортах Бяла-Подляска.. По исполнению задачи посадка аэропорт Солон (36 км восточнее Слуцк).
  • Главе направлений начальников звеньев составом 2-х девяток функционировать по уничтожению прорвавшейся танковой колонны в районе М. Цехановец (западнее Бельск 50 км). По исполнению задачи посадка аэропорт Бобруйск.
  • 97 ББАП создавать на аэропорте Бобруйск тренировочные полеты. Быть готовности к 18:00 22.06.41 г. к перебазированию аэропорт Курьяны (7 км юго-восточнее Белосток).

3. О готовности частей к вылету доложить, вылет моим распоряжением.

4. Мой КП аэропорт Бобруйск.

Начальник 13 БАД генерал авиации Полынин.

Начальник штаба полковник Тельнов.

К исполнению этого распоряжения экипажи полков приступили около 12 часов дня. Примечательно, что начальник 13-й БАД генерал Полынин в собственных мемуарах обрисовывает постановку задач полкам по телефону:

Дабы ускорить передачу приказа в части, Тельнов и Вихорев побежали к своим телефонам, договорившись, кто и куда звонит…

Но, документы говорят об обратном – вместо «ускоренной передачи приказа по телефону», начальники 125-го и 130-го полков сперва на У-2 прилетели в Бобруйск, и, взяв указания, отправились в собственные части, причем «по дороге» они еще заскочили на аэропорты Ново-Гутково и Солон с целью проверки готовности этих площадок к приему самолетов полков по окончании вылета. Начальники полков очевидно тянули с исполнением первого боевого вылета.

Эти необычные события, Наверное, происходили из-за неспециализированной воздуха неуверенности, позванной продолжительным периодом ожидания четкого объявления о начале войны. Начальник 125-го СБАП майор Кобец по окончании взлета на исполнение боевого задания приказал через каждые 10 мин. давать из штаба полка радиограмму – не отменили ли вылет. Хочется подчернуть, что реакция начальника 125-го СБАП представляется автору полка вовсе не малодушием либо нерешительностью, а всего лишь рассудительностью и расчётливостью – это подтверждают предстоящие действия майора Кобца.

Взяв в 12:08 радиограмму об объявлении войны, он, Наверное, больше не сомневался ни секунды, и действия его были в высшей степени опытными и решительными. Три девятки СБ четко делали поставленную задачу на уничтожение аэропортов соперника в районе Риголи и Сернетка (у озера Сервы) – в документах полка светло указаны цели, и это не скопления армий, как указывалось в приказе 13-й БАД, в частности аэропорты.

В районе Сопоцкин по строю открыли огонь до 10 батарей ЗА, что послужило знаком для разделения группы на девятки, и потом эскадрильи действовали раздельно по заблаговременно намеченным целям. В 13:57 группы полка бомбардировали скопления и аэродром армий в указанном районе. По окончании выхода самолетов полка из территории огня зенитной артиллерии, группы подверглись атаке двух звеньев Ме-109 и двух истребителей неустановленного типа.

В следствии обстрела ЗА и воздушного боя 12 самолетов взяли пробоины, погиб стрелок-радист мл. сержант И.И. Косач, еще два стрелка-радиста были ранены.

Начальник 125-го СБАП майор Александр Иванович Кобец. Возглавил налет на аэропорт Бежники 22 июня 1941 года
Начальник 130-го СБАП майор Иван Игнатьевич Кривошапко. Возглавлял налет на аэропорт Бяла-Подляска

Не обращая внимания на противодействие соперника, самолеты атаковали свои цели, бомбардировка велась с высоты 1200 м, всего было скинуто 216 бомб (162 ФАБ-100 и 54 ФАБ-50), экипажами отмечены сильные пожары на атакуемых аэропортах, в воздушном бою стрелками, по докладам экипажей, сбит один Ме-109. Согласно данным соперника, самолеты полка атаковали аэродром Бежники, на котором в тот момент базировалась II./JG 27.

Немцы открыто прозевали налет, в следствии этого «мессершмитты» группы пошли на взлет лишь в 14:10 (13:10 по Берлинскому времени), что и разрешило советским бомбовозам нормально отбомбиться по их аэропорту. В следствии налета взял попадание учебно-тренировочный самолет «Клемм» Kl 35 W.Nr. 1795, к сожалению, степень повреждения не указана. В воздушном бою германским пилотам не удалось добиться ни одной победы – по всей видимости, исходя из этого в истории II./JG 27 данный вылет фактически не обрисован.

Указано время вылета (13:10-13:40), но факт налета, и понесенные наряду с этим утраты совсем отсутствуют.

Справедливости для, направляться подчернуть, что действия германских пилотов все-таки стали причиной утратам 125-го СБАП. Два СБ не смогли долететь до аэропорта Ново-Гутково. Самолет мл. лейтенанта Павкина был подбит в воздухе истребителями, и произвел посадку недалеко от местечка Дятлово с разбитыми моторами, и в последствии был добит самолетами соперника на земле.

Самолет лейтенанта Лобача с поврежденным истребителями мотором произвел посадку без шасси в р-не местечка Скидель, самолет был разбит (по другим сведеньям – сдан в ремонт).

Успешные действия 125-го СБАП были обусловлены как профессионализмом советских экипажей, так и тем, что германская ПВО действовала не достаточно действенно. По всей видимости, руководство 8-го германского авиакорпуса было так загружено в состояние эйфории от собственных успешных военных действий по аэропортам ВВС КА, конечно от фактически полного отсутствие активности советской авиации, до полудня не выполнившей ни одного вылета по району Сувалок, что уже не думало не только о прикрытии передовых наступающих частей 3-й танковой группы и 9-й армии, но и о защите собственных аэропортов. Это разрешило советским экипажам функционировать в очень благоприятных условиях.

Самолет СБ хвостовой № 4 из 130-го СБАП, покинутый при отступлении на аэропорте Бобруйск

Совсем вторая ситуация сложилась в тот момент недалеко от Бреста. Настойчивые действия советской авиации с 7 утра по району восточнее Седльце, по всей видимости, вынудили руководство 2-го авиакорпуса выделить некое количество истребителей для исполнения задач в совокупности ПВО. Это стоило частям 13-й БАД больших потери.

Особенно не повезло в этом отношении 130-му СБАП, последнему из вылетавших на боевое задание 22 июня полков 13-й БАД.

Для исполнения первого боевого задания в полку было подготовлено три девятки. Первую вел сам комполка майор Кривошапко, вторую – замкомполка капитан Коломийченко, ведущим третьей девятки был начальник эскадрильи капитан Андреев.

В 12:00 самолеты полка вылетели на задание, через час по окончании взлета было получено распоряжение штаба дивизии о том, что по исполнению боевого задания возвращаться направляться на собственный аэропорт (до этого предполагалось садится на аэропорте Солон).

Приблизительно в 13:15 первая девятка, ведомая майором Кривошапко, вышла на цель. ЗА прот

Возмездие После Нюрнберга

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Несостоявшееся возмездие-2

    О событиях 22 июня возможно прочесть тут. Разбирая события, которые связаны с военными действиями в небе Прибалтики в первые дни войны, перейдем к…

  • Боевой дебют советского пикировщика

    Вывод о том, что бомбардировщик А. А. Архангельского Ар-2 мало чем отличается от собственного собрата СБ, в далеком прошлом укоренилось среди любителей…

  • Операция «возмездие»

    29 октября 1943 года глава Президиума ВС СССР М.И. Калинин издал указ о краже звания Героя СССР Галине (в конечном итоге — Елене) Григорьевне Мазаник,…

  • «Мессершмитты» вверх тормашками

    Лето 1941 года для ВВС Красной Армии в основном было временем больших потери и горьких неудач. Но, время от времени фортуна поворачивалась к советским…

  • Закономерное возмездие за гибель соотечественников

    Сейчас, по всем новостным каналам поступили сообщения о закономерном возмездии России пресловутым боевикам ИГИЛ. Все новости лишь о том, что российские…

  • Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

    Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми идеальными в то время ВВС мира — люфтваффе. Действенно…