Несостоявшееся возмездие-2

      Комментарии к записи Несостоявшееся возмездие-2 отключены

О событиях 22 июня возможно прочесть тут.

Разбирая события, которые связаны с военными действиями в небе Прибалтики в первые дни войны, перейдем к событиям 23 июня 1941 года. Как уже упоминалось в прошлой части, командующий ВВС СЗФ генерал авиации Алексей Павлович Ионов, несомненно, являлся приверженцем борьбы за господство в воздухе методом действия на аэропорты соперника. Исходя из этого, когда у него появилась возможность для организации ударов по германским аэропортам, он тут же продолжил осуществление собственного плана.

Еще не успели возвратиться по окончании последнего удара по германским армиям советские бомбардировщики, а в штабе ВВС фронта уже подготовили Боевой приказ № 02/ОП от 20:00 22 июня 1941 года:

1. Соперник, преодолевая сопротивление отечественных частей, развивает успех собственными танковыми и мотомехчастями в направлении Кведарна – Скоудас, Тильзит – Таурогген, Сувалки – Алитус. Авиация соперника в течение 22.06 маленькими группами систематически наносила удары по отечественным аэропортам. Погода – кучевая облачность до 5 баллов, видимость 15-20 км, ветер не сильный, неустойчивого направления.

2. Отечественные наземные части 23.06, сдерживая натиск соперника на южном участке, уничтожают Тауроггенскую группировку соперника.

3. ВВС ПрибОВО в течение 23.06 ведут борьбу за господство в воздухе недалеко от действий ударной группировки 8-й Армии и содействуют в уничтожении Тауроггенской группировки.

4. 6 САД под nрикрытием 15 и 31 ИАП в течение 23.06 стереть с лица земли авиацию соперника на аэропортах в районе: Мемель, Нидден, Тuльзит и помогать ударной группировке 8-й Армии в разгроме Тауроггенской группировки.

5. 7 САД с восходом солнца 23.06 стереть с лица земли авиацию соперника в районе Пилькаллен, Инстербург, Гумбиннен и в будущем функционировать по замыслу 8-й Армии.

6. 57 САД и 61 ШАП 8 САД действуют по замыслу 11-й Армии.

7. Первому эшелону ударить авиацию соперника на аэропортах в 04:00 23.06, последующий сильный удар нанести в 07:00 23.06.

8. Напряжение боевой работы: штурмовикам и истребителям по 3 вылета, бомбардировщикам – по 2 вылета.

9. Мой КП – Паневежис.

Командующий ВВС ПрибОВО, генерал авиации Ионов.

Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».

Также приказа, возможно, раздельно ставилась задача бомбардировочным полкам 4-й САД:

«Новикову. С восходом солнца бомбить скопления армий, танков в районе Таурогген и аэропорт Инстербург.

Звонцову. Бить аэропорт Мемель.

Посадка по окончании задания на собственные аэропорты (главные).

Зам. командующего ВВС ПрибОВО генерал Андреев».

(Примечание: Новиков – начальник 63-го СБАП полковник Новиков Петр Васильевич, Звонцов – зам. начальника 35-го СБАП капитан Звонцов Федор Федорович, выполнял обязанности комполка вместо отсутствующего майора Подмогильного).

Несостоявшееся возмездие-2
Стёртые с лица земли и поврежденные самолеты 50-го СБАП на аэропорте Митава

Приказ руководства ВВС СЗФ для 50-го СБАП отыскать не удалось, но в документах полка сохранился Приказ № 2 от 01:00 23.06.1941. Из его текста направляться, что полку все же были поставлены задачи на дневные вылеты, а помимо этого, части ставилась задача на ночные действия:

«2. 50 СБП в ночь с 22 на 23.06.41 звеньями бомбить города Кенигсберг и Инстербург.

а) двум звеньям 3 АЭ 03:30 23.06.41 бомбить город Кенигсберг Н=5000 м.

б) звену 4 АЭ и звену 5 АЭ 03:30 23.06.41 бомбить город Инстербург Н=5000 м.

3. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 6 штук на самолет и на ДЕР-31 на самолеты где имеется ЗАБ-50, маршрут полета: аэропорт – цель и обратно по тому же маршруту, строй клин звена, боекомплект патрон всецело. Запасная цель для каждого звена найденное скопление танков и пехоты. Готовность № 2 02:00.

4. Мой КП – аэропорт.

Помощник – мой помощник майор Миронов.

Начальник 50 СБП полковник Агальцов».

Отметим кроме этого, что не считая 50-го СБАП задачу на ночные действия были поставлены как минимум 9-му СБАП, но распоряжения этому полку и вторым до тех пор пока отыскать не удалось.

Поврежденные самолеты 50-го СБАП на аэропорте Митава

Отошедшие на вторую линию аэропортов ВВС СЗФ, не обращая внимания на утраты, понесенные 22 июня, сохраняли боеготовность. Всего боеготовых самолетов с экипажами в их составе насчитывалось более 500 (около 280 бомбардировщиков, 220 штурмовиков и 50 истребителей). Помимо этого, 38-й ИАП из Таллинна в полной мере вероятно было перебросить ближе к линии фронта, а данный полк насчитывал еще 60 И-153 и И-16.

Исходя из наличных сил, нанесение удара возмездия было в полной мере настоящим, и вечером первого дня войны было еще далеко не светло, кто выйдет из противостояния победителем – вся борьба была еще в первых рядах. Это осознавали и немцы.

Благодаря действенным действиям разведчиков, каковые вскрыли сосредоточение главных сил ВВС СЗФ в районах Митава – Ионава и Рига – Двинск, руководство Люфтваффе сделало верные выводы, и 23 июня 1941 года первые налеты на советские аэропорты, были запланированы кроме того раньше, чем 22 июня. Вылеты должны были начаться практически еще ночью, около 02:30-03:00 утра по Москве!

Германским экипажам удалось опередить персональный состав 50-го СБАП, и в 02:30 несколько германских бомбардировщиков подошла к аэропорту Митава, где в тот момент происходил старт самолетов этого полка на боевое задание. В следствии на взлете от взрыва бомбы был поврежден (по второй версии – подбит огнем ЗА) один СБ, пилоту которого ст.лейтенанту Смирнову, не обращая внимания на ранение, удалось посадить поврежденный самолет на «пузо».

Утраты от бомбардировки на земле были намного большими – были стёрты с лица земли и повреждены 18 СБ и один Пе-2 полка. Помимо этого, в следствии дезорганизации пилоты пяти СБ, готовых к вылету с подвешенными бомбами, не выполнили вылет на задание, а совершили перелет на главный аэропорт полка в Унгру, В том же направлении отправились экипажи 4 Пе-2 и одного УСБ. Кроме этого утраты понес и 31-й СБАП, базировавшийся на том же аэропорте – один СБ был стёрт с лица земли и три повреждены.

Кинутый на вынужденной посадке на аэропорте Митава бомбардировщик СБ из состава 50-го СБАП

Реконструкция внешнего вида бомбардировщика СБ из состава 50-го СБАП с прошлого снимка

В итоге на боевое задание вылетели только 6 экипажей, если судить по всему – в большинстве из 3-й эскадрильи. В соответствии с оперативной сводке № 02 штаба 50-го СБАП от 16:00 23.06.1941, удары были нанесены в 03:35 по следующим целям: один экипаж бомбил Мемель (в оперсводке указан как Клайпеда), один экипаж – Кенигсберг, три экипажа – Приекуле и один экипаж – Инстербург. Всего на указанные цели было скинуто 36 ФАБ-100, экипажи отметили пожары в Кенигсберге и Инстербурге.

В районе Кенигсберг и Мемель самолеты были обстреляны огнем ЗА, один самолет взял пробоины, но все экипажи смогли приземлиться на аэропорте Унгру.

В случае если вылет 50-го СБАП был сорван германской атакой, то дебют 9-го СБАП в ночных вылетах был омрачен трагедией. По окончании взлета столкнулись два СБ, начальника 3-й АЭ капитана Уласевича и летчика мл. лейтенанта Пиорко – к сожалению, оба экипажа погибли. В ночной рейд отправились 8 СБ, каковые в 03:48 бомбили станцию Краупишкен, причем в донесении комполка указано, что станция находится в 3 км южнее Инстербурга.

В этом случае или комполка майор Скитев совершил ошибку, и его экипажи бомбили вокзал и железнодорожную станцию в Инстербурге, каковые именно пребывали в 3 км южнее города, либо вправду бомбы были скинуты на ЖД станцию Краупишкен, находящуюся в 25 км северо-восточнее Инстербурга. Всего на цель было скинуто 48 ФАБ-100, экипажи отметили пожар на станции. Из этого вылета не возвратился экипаж храбреца первого вылета 22 июня 1941 года капитана Кривцова, что, к счастью, через пара дней смог выйти к советским армиям.

На этом ночные действия бомбардировочной авиации завершились. Практически, из 22 самолетов 6 не выполнили задание, один был сбит и два разбиты в трагедии. 14 экипажей скинули 84 бомбы ФАБ-100 на разные цели, среди которых не было ни одного аэропорта –итог, мягко говоря, скромный, в особенности на фоне очень результативного налета самолетов Люфтваффе на аэропорт 50-го СБАП.

Конечно, руководство Люфтваффе не ограничилось ударом только по аэропорту Митава, и в начале утра второго дня войны германские самолеты нападали фактически все большие советские аэропорты, находящиеся во второй линии. Вот что говорит своевременная сводка № 04 ОП от 09:00 23.06.1941:

«1.Части ВВС ПрибОВО в течении ночи и утра действовали по группировкам и аэродромам армий соперника в районах Инстербург, Кенигсберг, Приекуле, Мемель, вели борьбу с мотомехчастями соперника на Каунасском направлении. потери и Результат работы уточняются.

2. ВВС соперника в течении ночи группами до 30 самолетов атаковали аэродромы Таллинн, Митава, Платонэ, Шауляй, Утена. По неуточненным данным в следствии налетов соперника на аэропорты Митава и Платонэ стёрто с лица земли 9 СБ и повреждено 15 СБ. Налет соперника на Рига отражен огнём и нашими истребителями ЗА.

Результаты действий ВВС соперника по вторым аэропортам – уточняются.

3. Базирование авиации – прежнее (по сводке за 20:00 от 22.06.41 г).

Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».

Стёртый с лица земли на аэропорте Виндава самолет СБ из состава 40-го СБАП

Из частей, подготовившихся к удару по германским аэропортам, не считая 50-го СБАП были без шуток потрепаны 40-й СБАП в Виндаве и 35-й СБАП в Платонэ. 40-й СБАП в следствии утренних налетов утратил 8 СБ. Несколькими последовательными ударами бомбардировщики Люфтваффе заставили руководство полка перебазировать самолеты на аэропорт Биржай.

Первая несколько в составе 13 СБ и одного У-2 взлетела с аэропорта Виндава в 04:10, по всей видимости, по окончании окончания первого налета. Потом в 12:20 аэропорт покинуло еще 14 СБ, возможно, часть из них была восстановлена, но точная информация об этом отсутствует.

Кинутый на аэропорте Виндава поврежденный бомбардировщик СБ из состава 40-го СБАП

Реконструкция внешнего вида бомбардировщика СБ из состава 40-го СБАП с прошлого снимка

35-й СБАП понес еще тяжелые потери – всего в полку за 23 июня на земле были стёрты с лица земли и повреждены 15 СБ, и еще один СБ был подбит на взлете осколками разорвавшихся бомб либо бортовым оружием германских бомбардировщиков. К сожалению, подробности налетов на Платонэ пока не отысканы, имеется только достаточно поверхностное описание в издании военных действий 4-й САД:

«35 СБАП в составе 36 экипажей произвел два выхода из-под удара с бомбардировкой вокзала Кенигсберг и истребительного аэропорта соперника.

2 СБ в 12:00 произвели бомбометание аэропорта у населенного пункта Ниде, бомбы упали на рабочую площадь. В районе цели встречены истребителями соперника типа «Мессершмитт», атак не создавали.

7 СБ в 20:47 произвели выход с аэропорта из-под удара, на аэропорте атакованы истребителями «Мессершмитт-110». Утраты – в воздушном бою сбит один СБ. Летчик ст. политрук Мирошниченко, летнаб Симавин, стрелок Вельчинский.

6 СБ произвели бомбометание ж/д завода и моста в историческом центре города Кенигсберг, скинуто 36 ФАБ-100, наблюдались прямые попадания по цели. При возвращении на аэропорт позади шел самолет соперника типа Хе-111.

Произвели посадку на аэропорте Тарту».

Стёртый с лица земли на аэропорте Платонэ СБ из состава 35-го СБАП

Картинки 9-12. Самолеты 35-го СБАП, стёртые с лица земли и поврежденные на аэропорте Платонэ

Из-за постоянного действия на аэропорт 35-го СБАП, в соответствии с ЖБД 4-й САД, полком было выполнено всего 8 боевых вылетов, и к вечеру 23 июня все боеспособные самолеты были вынуждены перебазироваться в Тарту (главной аэропорт), причем большая часть перелетевших самолетов имелись важные повреждения – так, из 25 СБ, числившихся в части к утру 24.06.1941, боеспособными были только 10 автомобилей.

Покинутый на аэропорте Платонэ поврежденный СБ из состава 35-го СБАП

Так, утром 23 июня 1941 года из-за начатых еще ночью действий Люфтваффе по советским аэропортам в распоряжении генерала Ионова осталось около половины частей бомбардировочной авиации: 31-й, 9-й, 46-й и 63-й СБАПы, а 35-й, 50-й и 40-й СБАПы были обескровлены и или по большому счету не вели военных действий (40-й СБАП), или выполнили предельное число боевых вылетов (35-й и 50-ЖД СБАПы). Остальные части, взяв боевые распоряжения из штаба ВВС ЖД, начали функционировать. Так, начальник 7-й САД поставил задачи начальникам 9-го и 46-го СБАП, 238-го и 10-го ИАП:

«Начальнику 9 СБАП. 23.06.41 двумя девятками с восходом солнца уничтожать авиацию соперника на аэропортах Инстербург и Гумбиннен. Закрывает 238 ИАП. Полковник Петров.

23.6.41 01:56».

«Сенькову с восходом солнца девяткой уничтожать авиацию соперника на аэропортах Инстербург и Гумбиннен. Закрывает девятка Деревнина. Встреча над аэропортом Платонэ 03:50, Н=1000. В один момент в этом районе действует майор Скитев двумя девятками. Полковник Петров.

23.06.41 02:00».

Покинутый на аэропорте Платонэ поврежденный СБ из состава 35-го СБАП

Реконструкция внешнего вида бомбардировщика СБ из состава 35-го СБАП с прошлого снимка

Не совсем ясно, как И-16 тип 5 из 10-го ИАП и И-153 из 238-го ИАП с практической дальностью полета около 500 км имели возможность прикрыть действия бомбардировщиков, поскольку от Митавы и Скварбая до Инстербурга либо Гумбиннена около 250 км??? оперативные документы и Приказы 6-й САД первого формирования пока не отысканы, но остались документы 31-го СБАП:

«Боевой приказ № 03 штаба 31 СБП 23.06.41 07:10 Митава.

1. В следствии военных действий установилась линия фронта Алитус – Кальвария – Вилкавишкис – Шакяй – Шмаленинкен – Науместис – Гаргждай – Кретинга. Погода: Облачность высокослоистая 6-8 баллов, ветер северный, видимость 6-10 км.

2. 31 СБП 09:20-09:30 23.06.41 произвести удар (по) матчасти (на) аэропорте Тильзит; запасная цель скопление танков соперника в р-не Таурогген.

а) 1-я несколько – 1 АЭ 09:20 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэропорте Тильзит самостоятельно.

б) 2-я несколько – 5, 3 и 4 АЭ 09:30 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэропорте Тильзит самостоятельно.

3. Маршрут полета ИПМ – Янишки – Груджяй – цель. Уход правым разворотом на КПП. Контрольный этап Яново – Середжом.

Встреча с истребителями – Груджяй.

4. Бомбовая зарядка ФАБ-100 и осколочные в кассетах.

5. Походный боевой порядок – колонна девяток.

6. КПП мыза Липсту. Сигнал «я собственный» – одна зеленая ракета.

7. Последующая полная боеготовность 11:40.

8. Мой КП аэропорт Митава, помощник в воздухе ст. лейтенант Тищенко и капитан Петров, на земле начальник штаба.

Начальник 31 СБП полковник Добыш».

Первыми на собственные цели вылетели экипажи 31-го СБАП. В соответствии с ЖБД части, в 09:25 7 СБ 1-й эскадрильи полка скинули бомбы (30 ФАБ-100 и 54 АО-2,5) на скопления германских армий в р-не Таурогген. В 09:28 18 СБ сборной группы 3-й, 4-й и 5-й эскадрилий полка отбомбились по станции Тильзит. Было скинуто 10 ФАБ-250, 60 ФАБ-100 и 54 АО-2,5 экипажи отметили прямые попадания в ЖД полотно.

Как направляться из издания военных действий, не найдя аэропорт, все 25 экипажей атаковали запасные цели.

вокзал города и Железнодорожная станция Тильзит

Спустя час к своим целям отправились экипажи 46-го СБАП. В отличие от прошлого удара 31-го СБАП, данный полет закончился далеко не так удачно.

Примечательно, что, не обращая внимания на приказ нападать девяткой, реально утром в атмосферу встало в два раза больше самолетов. Собрать такую группу удалось по окончании передачи в 46-й СБАП боеготовых автомобилей 312-го РАП, и как раз экипажи разведывательного полка составили вторую девятку, участвующую в налете.

По различным данным боевое задание делали от 14 до 18 самолетов, но, если судить по своевременной сводке 7-й совокупности и САД факторов, всего вылетело 17 самолетов (8 46-го СБАП и 9 312-го РАП), но один СБ 46-го СБАП начальника звена лейтенанта И.А. Вирко возвратился практически сразу после взлета из-за тряски мотора. Оставшиеся самолеты обеих групп отправились в собственный последний полет: «Полк 09:35 23.06.41 числом 18 самолетов вылетел на исполнение боевой задачи. Истребительный полк сопровождает.

Нач.штаба 46 СБП».

Схема нанесения удара из альбома 46-го СБАП

Предстоящие события достаточно скупо отражены в документах, громаднейшая информация содержится в оперсводке 7-й САД:

«Оперативная сводка № 2 штаба 7 САД к 07:00 24.06.41 г.

1) 46 СБП базируется на аэропорте Румбола. 23.06.41 09:15 вылетело 17 СБ (один возвратился из-за тряски мотора) и произвели бомбометание по аэропортам Инстербург, Гумбиннен. Результаты бомбардировки не известны и самолеты к финалу дня 23.06 не возвратились на аэропорт…

5) 10 ИАП базируется на аэропорте Рига, сведений о составе и действиях не было».

СБ из состава 46-го СБАП, покинутый на аэропорте Шауляй

Реконструкция внешнего вида бомбардировщика СБ из состава 46-го СБАП с прошлого снимка

Конечно, ввиду того, что ни один самолет из боевого задания не возвратился, никакой точной информации о результатах и ходе вылета в документах не имеется, неизвестно кроме того, какая несколько какую цель должна была нападать. Кроме этого пока не ясно, смогли ли экипажи отбомбиться по какому или аэропорту. Некую ясность вносят заявленные пилотами германских истребителей победы – в соответствии с зафиксированному времени и количеству их заявок возможно достаточно совершенно верно установить, где и во какое количество состоялся последний бой экипажей 46-го и 312-го полков.

Одну из групп германские истребители из штаба эскадры и II./JG 54 стёрли с лица земли севернее Инстербурга. Всего в течение 9 мин. (11:06 по 11:15) фактически на прямом 45-километровом отрезке Инстербург – Куссен – Шлоссберг (Пилькаллен) германские пилоты, среди которых были начальник эскадры Йоханнес Траутлофт и начальник II группы Дитрих Храбак, заявили победы над 7 СБ. Возможно, это была семерка, которую вел начальник 46-го СБАП майор Сеньков.

Наземный персонал закатывает в укрытие Мессершмитт Bf 109F-2 начальника II./JG 54 гауптмана Дитриха Храбака

Мессершмитт Bf 109F-2 начальника II./JG 54 гауптмана Дитриха Храбака, реконструкция с прошлого фото

Вторую группу разгромили пилоты I группы JG 54, заявившие в промежутке 11:07-11:25 14 побед в районе юго-восточнее Rastenburg – восточнее Redlufsfelde. Сложно заявить, что имели в виду немцы: в случае если вправду бой шел юго-восточнее Растенбурга, то это в 70 км южнее района Инстербург – Гумбиннен. В пользу данной версии говорит то, что навигатор группы 312-го РАП, для которого это первенствовал боевой вылет, имел возможность и совершить ошибку. Как вариант, немцы имели возможность отрезать группу СБ с востока и гнать на запад.

Примечательно, что среди заявивших победы германских пилотов не было ни одного аса – фактически для всех это первенствовала либо вторая победа.

Версию разгрома девятки СБ значительно южнее линии Инстербург – Гумбиннен подтверждает работа генерала Х. Плохера (Generalleutnant Hermann Plocher) «The German Air Force Versus Russia, 1941», размещённая в 1965 году в Соединенных Штатах:

«Превосходство германских истребителей над советскими бомбардировщиками было особенно впечатляющим, в то время, когда большое формирование из 20 вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с неэффективной атаки на Гумбиннен, было перехвачено и сбито между Гумбинненом и Голдапом истребителями, взлетевшими с аэропорта Траккенен. Пара часов спустя первые советские военнопленные были допрошены офицерами разведки 1-го воздушного флота, и эти, полученные из допросов, были сразу же использованы в следующих германских боевых вылетах».

Не считая этих заявок, еще три победы над СБ в 10:00-10:25 заявили пилоты штаба и 5-й эскадрильи JG 53 – быть может, они нападали одну из групп либо обе группы 46-го СБАП еще на подходе к целям. Из бессчётных нюансов этого эпизода хочется отметить самые занимательные.

Первое – куда делись истребители прикрытия из состава 10-го ИАП? По всей видимости, они либо вовсе не поднялись на сопровождение самолетов 46-го СБАП, или сопроводили подопечных до предела собственного радиуса действий, по окончании чего бомбардировщики продолжили собственный путь без прикрытия. Так или иначе, но уже второй раз за два дня из-за отсутствия истребителей сопровождения бомбардировщики 46-го СБАП понесли тяжелейшие утраты.

Второе – утрата самолетов была не так тяжела, как потеря умелых экипажей. Дело в том, что среди потерянных семи экипажей 46-го СБАП, кроме комполка майора Сенькова, были два начальника эскадрилий капитаны В.И. Грызлов и В.Н. Белогуров, зам. комэска ст. лейтенант А.А. Лях и три начальника звеньев. Не совсем ясно, для чего начальник 46-го СБАП собрал в данный вылет сборную группу – так как недочёта в экипажах у него не было?

Возможно, это окончательно останется тайной.

Третье – если судить по германским данным, бомбы, скинутые группой, упали на жилую застройку в Гумбиннене.

Разрушения в Гумбиннене в следствии бомбежки 23 июня

9-й СБАП, в отличие от 22 июня, в утро второго дня войны был только третьим в очередности частей, вставших в атмосферу – возвратившиеся из ночного вылета самолеты нужно было подготовить к новому заданию, а это, разумеется, заняло значительно больше времени, чем планировалось. Однако, к 11:00 все боеспособные самолеты полка были подготовлены к вылету. Из оперативной сводки № 01 штаба 9-го СБАП, Скварбай, за 22-23 июня 1941г.:

«С 11:00 до 13:00 17 самолетами произведен бомбардировочный налет по колонне танков соперника на шоссе Таурогген – Скаудвиле. Задача выполнена, по танкам скинуто 102 ФАБ-100. Увидены прямые попадания по шоссе в линии размещения танков. Самолеты недалеко от цели были атакованы истребителями соперника типа «мессершмитт-109», количество не установлено. По окончании исполнения боевого задания не возвратилось на собственный аэропорт 6 самолетов.

Обстоятельство установить не удалось, поскольку не возвратилась одна группа в полном собственном составе (6 самолетов) под руководством пом. начальника 3-й аэ ст. лейтенанта Закатова».

В этом случае успешный бой против советских бомбардировщиков совершили пилоты штаба, 7-й и 9-й эскадрилий III группы JG 54. С 12:47 по 12:58 ими было заявлено 14 побед над СБ. Таковой большой «оверклейм» достаточно не обычен для событий 22-23 июня, в особенности учитывая наличие в составе группы таких асов как начальника 9-й эскадрильи Ханса-Эккехарда Боба (одержал 22-ю победу), начальника 7-й эскадрильи Гюнтера Шольца (9-я победа), лейтенанта Макса-Хельмута Остерманна (11-я победа) и лейтенанта Вольдемара Вюбке (9-я победа).

Наверное, бой был непростой, и германские пилоты многократно атаковали шестерку СБ. Перед тем как советские самолеты были сбиты, ответным огнем воздушных стрелков был подбит «мессершмитт» обер-лейтенанта Боба, в то время лучшего аса группы, которому было нужно выполнить вынужденную посадку на пузо в районе Радвилишкис. Сам Боб какое-то время считался пропавшим без вести, но, в отличие от подбитого практически в том же месте утром 22 июня Бертнютца, ему повезло: он не был ранен, и через пара дней возвратился в собственную часть.

Bf 109F-2 W.Nr. 9207 обер-лейтенанта Ханса-Эккехарда Боба, потерянный 23.06.1941 по окончании боя с группой СБ из состава 3-й эскадрильи 9-го СБАП. На руле направления нанесены отметки о 21 одержанной победе, 22-ю победу и первую в кампании на Восточном фронте Боб заявил в этом бою

Реконструкция внешнего вида самолета с прошлого снимка

Данный налет, Наверное, был уже не продолжением действий 31-го и 46-го СБАП, а бомбардировка танковой колонны – не удар по второстепенной цели. Вероятнее, это были действия в соответствии с новому приказу – к 11:00 руководство Северо-Западного фронта, как и днем ранее, переориентировало ВВС с действий по завоеванию господства в воздухе на поддержку сухопутных армий.

К примеру, в адрес начальника 9-го СБАП последовало такое распоряжение: «Начальнику 9 СБП. Срочно готовься к удару по аэропорту Инстербург. Высота 6000-7000. 23.06.41. Соколов».

Характерно, что в тексте вычеркнуто «по аэропорту Инстербург». Эту же догадку подтверждает и приказ, что взял штаб 63-го СБАП в 11:50: «Боевая задача 4 САД бомбардировать мото-мех. танки и колонну, продвигающиеся по дороге Таурогген – северо-восток 35 км – пункт Кутвили. Высота бомбометания 700 м».

Как записано в издании учета распоряжений 63-го СБАП, это устное приказание было передано по телефону начальником штаба 4-й САД полковником Гетманским.

Так, вечерний налет шестерки СБ 35-го СБАП, выполненный около 21:00 по Кенигсбергу, грубо говоря, был прощальным аккордом двухдневных попыток генерала А.П. Ионова совершить операцию по завоеванию господства в воздухе в соответствии с замыслам прикрытия – больше к этим мероприятиям в первые дни войны ВВС СЗФ уже не возвращались.

Из изучений калининградского краеведа Сергея Гольчикова «Как «мы» бомбили «их» в 1941-м», о бомбардировках Кенигсберга в первые дни войны:

«Первый налёт на город случился примерно в пять утра 23 июня. Самолеты зашли со стороны моря и, планируя с громадной высоты, скинули бомбы, упавшие на улицы Хорнштрассе, Гинденбургштрассе, Тиргартенштрассе, Вагнерштрассе, Шиллерштрассе, Луизеналлее и Хуфеналлее (на данный момент улицы: Сержанта Колоскова, Астронавта Леонова, Зоологическая, Вагнера, Шиллера, Комсомольская и проспект Мира). Сильные повреждения взяли 8 строений, частичные – 23 строения.

ПВО поздно нашла бомбардировщики, и сигнал воздушной тревоги запоздал. В следствии погибли 16 человек, имелись получившие тяжелые ранения».

Речь заходит об утренней атаке бомбардировщика из 50-го СБАП, не смотря на то, что, в случае если делать выводы по разрушениям, удар был нанесен группой самолетов, исходя из этого возможно высказать предположение, что или на Кенигсберг вышли экипажи, каковые докладывали что бомбили Приекуле и Мелель, либо все-таки в эту же ночь Кенигсберг кроме этого нападали пара экипажей 9-го СБАП.

Потом еще раз обратимся к труду генерала Плохера:

«В первую очередь русской кампании группы самолётов и одиночные самолёты соперника летали над Восточной Пруссией. Они были столь действенно встречены германской истребителями и зенитной артиллерией, что через какие-то 3-4 дня значительное проникновение советских самолетов закончилось.

Отчеты Главного руководства Люфтваффе, обрисовывающие эти воздушные налеты, показывают, к примеру, что 22 июня от 70 до 80 русских самолетов, участвовавших в налетах на территорию Германии и оккупированной Польши, нанесли повреждения имуществу и убили и ранили нескольких мирных обитателей. На следующий сутки 10 советских бомбардировщиков нанесли незначительные повреждения верфи и газовому заводу в Кенигсберге».

Строение в Кенигсберге, уничтоженное бомбежкой 23 июня

Замысел Кенигсберга с местами нанесения бомбовых ударов 23.06.1941 с привязкой строения с прошлого снимка. Как видно на схеме, до аэропорта расстояние большое – вероятнее, он не был целью удара

По окончании полудня по германским колоннам на шоссе Таурогген – Скаудвиле и району Таурогген отработали в 14:05 18 СБ из 31-го СБАП, в 14:14 33 СБ 63-го СБАП, а в 15:30 снова 14 СБ 31-го СБАП и 6 СБ из 9-го СБАП – последнюю группу сопровождали И-

КИКБОКСЕР 2: ВОЗДАЯНИЕ (2017)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: