Неизвестная генуя. операция «грог»

      Комментарии к записи Неизвестная генуя. операция «грог» отключены

По окончании успеха в Таранто английское Адмиралтейство уже не устраивали периодические атаки палубной авиации Соединения «Н» объектов на Сардинии – оно настаивало на важной акции против какой-нибудь итальянской базы в Западном Средиземноморье. Опасаясь подводных лодок и минных полей, адмирал Джеймс Сомервилл упирался, пока в начале 1941 года не взял выговор из Лондона и не был должен перейти к агрессивным действиям.

Потому, что за критику политики в отношении Виши его не обожали глава правительства заместитель и Черчилль главы Морского штаба адмирал Филиппc, Сомервилл думал, что повторный отказ от операции может стоить ему должности. Идеи уничтожить авиаторпедами плотину электростанции на реке Тирсо на Сардинии (операция «Пикет»), снабжавшую электроэнергией треть острова, и бомбардировки Генуи (операция «Итог») принадлежали командующему Соединением «Н», но на заседании практически все его начальники посчитали, что ожидаемый итог не оправдает риск. Но, потому, что операция «Итог» преследовала такие амбициозные цели, как:

  • а) уничтожение итальянских крейсеров и линкоров в порту (согласно данным разведки, в последних числах Января в Генуе пребывали два линейного корабля, и два либо более крейсеров);
  • б) уничтожение армейских объектов и запасов;
  • в) действие на моральное состояние населения;
  • г) вынуждение итальянцев оттянуть в Северную Италию морские и воздушные силы,

– Сомервилл взял одобрение Адмиралтейства и командующего Средиземноморским флотом адмирала Э. Каннингхэма.

Соединение «Н» покинуло Гибралтар с целью проведения операций «Результат» и «Пикет» 31 января 1941 года. Тактически оно разделялось на четыре группы:

  • • Несколько 1: линейный крейсер «Ринаун» (флаг адмирала Сомервилла), линейный корабль «Малайя», авианосец «Арк Ройал» и легкий крейсер «Шеффилд»;
  • • Несколько 2: эсминцы «Фирлесс», «Файрдрэйк», «Форчун», «Фоксхаунд», «Фьюри» и «Джерси» (8-я флотилия);
  • • Несколько 3: эсминцы «Дункан», «Энкаунтер», «Айсис» и «Юпитер» (13-я флотилия);
  • • Несколько 4: флотский танкер «Оранджпеф» в сопровождении противолодочных траулеров «Арктик Рейнджер» и «Хаарлем».

Неизвестная генуя. операция «грог»

В 05:30 2 февраля, в 60 милях к западу от мыса Манну, для удара по плотине Санта Чиара д Ула на озере Омодео (операция «Пикет»), с авианосца «Арк Ройал» взлетели восемь «Свордфишей» 810-й эскадрильи, вооруженные торпедами. Один из самолетов сходу возвратился на авианосец, остальные были встречены сильным зенитным огнем, из-за которого один «Свордфиш» утратил торпеду, а второй был сбит.

Четыре самолета достигли плотины и скинули торпеды (лишь один – прицельно), но, возможно, те зарылись в ил, и плотина совсем не пострадала. В 08:45 сохранившиеся самолеты возвратились на авианосец, по окончании чего соединение двинулось северо-западным курсом, встретив в 18:30 эсминцы Группы 2. При всё ухудшающейся погоде Сомервилл решил отменить операцию «Итог». На следующий сутки, в 04:00, пребывав к северу от Майорки, британцы приняли курс 210° и на 13 узлах направились в Гибралтар, куда возвратились в 17:15 4 февраля.

Успех

По прибытию в Гибралтар был взят запрос Адмиралтейства, в то время, когда возможно будет повторно совершить операцию против Генуи. Сомервилл ответил, что, в случае если срочность требует не обращать внимания на риск быть найденным у вражеского побережья при свете луны, то возможно и 6 февраля, но для скрытности операцию нужно отложить до 20 февраля. На это последовало сообщение, что в Генуе ведется подготовка к какой-то операции и нападать ее нужно как возможно скорее.

Имелось предположение, что из-за утечки информации (поступила информация, что 30 января в театре Гибралтара, матросы говорили о грядущем 2 февраля выходе на Геную) итальянцы готовься к отражению налета на Санта Чиара д Ула. Расследование установило, что это было только предположением матросов, но к грядущей бомбардировке Генуи – операция сейчас именовалась «Грог» – подготовились очень шепетильно, с соблюдением повышенных мер по сохранению секретности и с применением разных способов введения соперника в заблуждение.

5 февраля, на заседании комсостава соединения, операцию «Грог» было решено начать днем 6 февраля, задействовав все боеспособные современные эсминцы 8-й и 13-й флотилий; Сомервилл рассчитывал собрать их не меньше десяти. Запечатанные пакеты с распоряжениями капитаны судов должны были вскрыть лишь по окончании выхода в море. Потому, что подготовку к выходу нереально было скрыть, операция должна была смотреться как набег против судоходства Виши в западной части Средиземного моря.

В соответствии с начальному замыслу, эскадра должна была направляться к Сардинии, ночью поменять курс и пройти к западу от нее, тогда как два-три бомбардировщика с Мальты, изображая самолеты с «Арк Ройала», в 03:00 7 февраля атакуют Кальяри либо Альегро с уходом на запад. Но из-за прошедших 5 февраля сильных налетов вражеской авиации на Мальту участие в операции мальтийской авиагруппы сорвалось, и эту часть замысла было нужно откорректировать.

Обстрел объектов «Ринауном», «Малайей» и «Шеффилдом» должен был начаться в 07:15 9 февраля, тогда как торпедоносцы-бомбардировщики с «Арк Ройала» ранее атакуют нефтеперерабатывающий завод в Ливорно и выставят магнитные мины у Специи. Время начала обстрела было выяснено по итогам учебного выхода к Малаге, что был произведен 29 января для выяснения условий утреннего освещения.

Цели распределялись перед началом обстрела согласно данным поднятых самолетов-корректировщиков. При наличии в гавани итальянских тяжёлых крейсеров и линкоров они являлись первостепенными целями и обстреливались бронебойными боеприпасами артиллерии главного калибра линкоров с предельной для «Малайи» дистанции. При их отсутствии британцы обстреливали заблаговременно распределенные береговые объекты фугасными боеприпасами, следуя на протяжении 500-метровой изобаты.

Боевой курс на все время обстрела – ориентировочно полчаса – был выбран так, дабы сектор обстрела башни «А» любого стреляющего корабля был неизменно открыт. Исходной точкой, у которой соединение принимало боевой курс, был выбран мыс Портофино к востоку от Генуи.

В этом случае три группы Соединения «Н» выходили в различное время и до установленного места встречи следовали различными маршрутами:

  • • Несколько 1: линейный крейсер «Ринаун» (начальник – кэптен МакГрэгор) под флагом адмирала Сомервилла, линейный корабль «Малайя» (кэптен Пелисьер), авианосец «Арк Ройал» (кэптен Холланд) с истребительными 800-й («Скьюа») и 808-й («Фул-мар») и торпедоносными 810-й, 818-й и 820-й («Свордфиши») эскадрильями, легкий крейсер «Шеффилд» (кептэн Ларком), единственный корабль соединения с радаром;
  • • Несколько 2: эсминцы «Фирлесс», «Форсайт», «Фоксхаунд», «Фьюри», «Энкаунтер» и «Джерси»;
  • • Несколько 3: эсминцы «Дункан», «Файрдрэйк», «Айсис» и «Джупитер».

Вечером 6 февраля конвой «HG-53» из 21 транспорта в сопровождении эсминца «Вэлокс» и шлюпа «Дептфорд» покинул Гибралтар. За ним, в 16:15, гавань покинули «Ринаун», «Малайя», «Арк» и «Шеффилд Ройал» и в сопровождении эсминцев группы 3 на 16 узлах забрали курс на запад. Это было сделано с целью ввести в заблуждение германских и итальянских разведчиков, следивших с испанского берега за перемещениями британских судов в бухте Альхесирас.

Супермарина срочно была информирована о выходе судов Сомервилла. Между 12:00 и 14:00 суда группы 2 отправились на восток, изображая учения либо противолодочную зачистку в Гибралтарском проливе. Чуть берег скрылся из виду, они соединились и забрали курс к точке рандеву с главными силами соединения, назначенному на 08:30 8 февраля к северу от Майорки.

Пролив был затянут пеленой дождя. Суда групп 1 и 3 прошли Танжер и вышли в Атлантический Океан. В 19:45, ночью, Сомервилл с «Ринауна» просемафорил «Малайе»: «Приступить к исполнению прошлых распоряжений», по окончании чего «Малайя» развернулась и отправилась обратно в Средиземное море. Оставшиеся суда увеличили движение до 24 узлов.

В 20:45 таким же образом был отделен «Арк Ройал». В 21:00 «Ринаун» развернул на обратный курс; «Шеффилд» занял место в 15 кбт впереди флагмана. Пролив был пройден в темноте.

По окончании полуночи 7 февраля присоединился «Арк Ройал», а в 03:00, в 56 милях восточнее Гибралтара, – «Малайя» с эсминцами, по окончании чего соединение на 18 узлах пошло курсом 80°.

Начиная с 07.30 7 февраля, поднятые с авианосца самолеты целый сутки вели противолодочное патрулирование. Были совершены учебные зенитные стрельбы, а шесть «Скьюа» выполнили учебную атаку надводной цели. В 10:00 курс поменян на 64°, к Балеарам. Единственный инцидент в данный сутки случился в 11:55 – в 200 милях восточнее Гибралтара «Файрдрэйк» отреагировал на фальшивый контакт с субмариной сбросом двух глубинных бомб.

В 19:30 курс был поменян для прохода между Майоркой и Ибицой.

8 февраля погода опять была летная, и в 07:20 с «Арк Ройала» встал первый противолодочный, а спустя два часа истребительный патрули, действовавшие до вечера. В 08:00 Сомервилл прошел между Майоркой и Барселоной. В 08:15 по несуществующей подводной лодке отметился глубинной бомбой «Дункан», а спустя 15 мин. подошли эсминцы 2-й группы, по окончании чего соединение полным составом на 17 узлах двинулось курсом 50°. «Шеффилд», «Малайя» и «Ринаун» поставили параваны, была заявлена полная боеготовность.

При обнаружении радаром «Шеффилда» самолетов курс срочно изменялся на юго-восточный, дабы создать чувство, что суда следуют к Сардинии. В течение дня британцы пять раз обнаруживались испанскими и французскими самолетами, причем в последнем случае, в 14:10, «два французских военных самолета» были отогнаны истребительным патрулем с предупредительной стрельбой.

В 18:00 полетные операции на «Арк Ройале» были закончены. Спустя 10 мин. Сомервилл на 18 узлах развернул на курс 90°. В 19:00 «Файрдрэйк» и «Джупитер» направились в район восточнее Минорки с целью проведения радиоигры, дабы в ночь 8/9 февраля создать чувство, что Соединение «Н» сконцентрировалось к западу от Сардинии. Остальные суда, увеличив движение до 21 узла, продолжили перемещение курсом 50°.

Совершенно верно в соответствии с замыслом «Ринаун», следовавший курсом 68°, в 23:30 вышел в точку в 25 милях к юго-востоку от маяка Паркероль, у острова Гюер. Потом, чтобы не было встречи с каботажными судами, суда шли достаточно на большом растоянии от западной части береговой полосы Генуэзского залива, дабы выйти на его середину.

В 04:00 «Арк Ройал» с эсминцами «Дункан», «Айсис» и «Энкаунтер» отделились от группы обстрела и направились на восток, дабы выполнить запланированный воздушный удар по нефтехимическому заводу «Азенда» в Ливорно и минирование гавани Специи. Остальные суда спустя десять мин. легли на курс 25°.

Боевые действия начали самолеты FAA, каковые еще затемно, в 05:05, взлетели с пребывавшего в 70 милях от Ливорно «Арк Ройала». Четырнадцать «Свордфишей», любой с четырьмя 250-фунтовыми фугасными и 16 зажигательными бомбами, каковые должны были нападать нефтеперере-гонный комплекс «Азенда», забрали курс на восток с расчетом вылететь на сушу севернее цели.

Два самолета, ввиду выполняемого небольшого опыта и радиомолчания ночных полетов, по окончании пересечения береговой линии продолжали полет вглубь суши, пока не наткнулись на город, это была Пиза. По окончании поиска подходящих целей один из них атаковал аэродром, скинув бомбы на офисные постройки и ангар, второй – ЖД станцию. Противодействия не было.

Из состава главной группы один самолет зацепил трос аэростата заграждения, каковые окружали гавань Ливорно; экипаж в составе пилота суб-лейтенанта Аттенборо, наблюдателя сублейтенанта Фута и стрелка рядового 1-го класса Галифакса погиб. Остальные одиннадцать автомобилей в 06:45 бомбили намеченный объект, причинив «ничтожный ущерб». В темноте цели были трудноразличимы, не смотря на то, что застигнутые неожиданно итальянцы открыли зенитный пламя лишь спустя пять мин. по окончании сброса первых бомб.

Всего на объекты в Ливорно было скинуто 5 тысячь киллограм бомб.

Взлетевшая вместе с бомбардировщиками несколько Мофета из четырех «Свордфишей», любой с магнитной миной под фюзеляжем, должна была минировать оба выхода из гавани Специи. По окончании приблизительно часа полета, практически сразу после 06:00, Мофет вышел на береговую линии к югу от города и, снизившись до 150 м, пролетел на протяжении нее через город. Городское освещение было включено, но никаких показателей судьбы ни в городе, ни в гавани не было заметно.

Развернувшись на юг, в сторону мола, он без помех скинул мину с высоты 30 м. Его сотрудников встретил пламя зенитной батареи и автоматов, что подсвечивался весьма броскими осветительными боеприпасами, но повреждений никто не взял; три самолета поставили мины у западного и один у восточного входа в гавань. Британцы шли к цели, летя навстречу ветру и сбавив обороты двигателей, дабы их не было слышно.

По окончании вылета ударных самолетов с «Арк Ройала» взлетели три самолета-корректировщика и звено «Фулмаров» истребительного патруля. Все самолеты, среди них и корректировщики группы обстрела, сели на авианосец к 08:45.

В 05:19, по окончании захода луны, на горизонте показалась дымка, и видимость, до этого момента хорошая, ухудшилась. В 05:30 по группе обстрела поступила команда «Приготовиться к обстрелу». Восход солнца наступил в 06:25. Спустя семь мин. с «Шеффилда» взлетел первый гидросамолет. В 06:40 над туманом, скрывавшим береговую линию, показались вершины гор. В 06.49 британцы вышли к лигурийскому побережью Италии, как и было запланировано, у мыса Портофино. Тут «Шеффилд» запустил второй гидросамолет и включил радар.

В 06:53 по пеленгам на вершины гор Фашия и Пекелло, соответственно к северо западу и-востоку от Генуи, британцы выяснили собственный расположение, по окончании чего уменьшили движение до 18 узлов и приняли боевой курс 290°.

Большие суда следовали кильватерной колонной: в первых рядах «Шеффилд», за ним, в 2,5 кбт – «Ринаун», замыкающая – «Малайя»; эсминцы 8-й флотилии образовали завесу по оба борта от них, причем большинство сосредоточилась по правому со стороны берега, ожидая атаки торпедных катеров. В 07:05 с «Малайи» был поднят самолет-корректировщик; в один момент по судам был дан сигнал, показывающий каждому зоны и цели обстрела. Линейные корабли в гавани Генуи найдены не были, о чем в 07:11 доложил на флагман Сомервилла обслуживавший его корректировщик с «Арк Ройала».

Из-за тумана Генуя с моря не была видна, и обстрел велся согласно данным самолетов-корректировщиков на расстояниях 90-117 кбт. При подготовке к операции в помощь наблюдателям на самолетах артиллерийский офицер «Ринауна» изготовил макет Генуи, помимо этого, у них имелись фотографии порта, выполненные с воздуха. Так что, в то время, когда самолеты были над целью, у наблюдателей не было неприятностей с определением объектов, в то время, когда в 07:14-07:15, в 10 милях от берега, по сигналу с «Ринауна» громадные суда открыли огонь.

Пламя «Ринауна» был направлен на промзону на обоих берегах реки Полчевера, которая впадает в залив в западной части города. По окончании того, как тут были отмечены

«пожары и многочисленные взрывы»,

в 07:24 пламя был перенесен на западную часть гавани, бассейн Виктора и Новый порт-Эммануила III, где так же

«появился пожар и взяло попадание торговое судно».

Залп по электростанции вызвал сильный взрыв и пожар цистерны с нефтью. Дым от него и горящих складов затруднил предстоящую корректировку с воздуха, и, не смотря на то, что было отмечено, что «падающие западнее причалов Ассерито и Караччиоло боеприпасы вызвали сильный взрыв и пожар», это заставило английский флагман в 07:33 опять перенести пламя на вооружения и заводы электроприборов «Ансальдо» на правом берегу Полчеверы. Запасной артиллерия линейного крейсера в 07:24-07:44 вела пламя по целям на побережье: силовой станции, цистернам с нефтью, причалу Рубиаттино и складам на восточной оконечности причала Канцио.

«Малайя» обстреливала восточную часть порта: сухой док, объекты и Новый порт вблизи них. Были отмечены сильные взрывы в доках и на складах; последние четыре залпа упали в жилых кварталах.

Первые залпы «Шеффилда» упали в море. После этого боеприпасы полетели в ту часть промзоны, где пребывали судостроительные и ремонтные мастерские, ЖД сооружения, заводы и нефтеочистительные заводы «Ансальдо», производящие котлы, дюймовые орудия 15-и двигатели для новых линейных кораблей. Тут были зафиксированы «бессчётные пожары и два взрыва».

В 07:41, в то время, когда дым закрыл район обстрела, пламя перенесли на танкер, находившийся у порта, – по нему дали три залпа, попав одним боеприпасом. Эсминец «Фоксхаунд» запросил разрешения атаковать судно, но на «Ринауне» запрос приняли не всецело, и оттуда пришел приказ обстрелять батарею береговой обороны, в следствии чего танкер сохранился. Сначала крейсер стрелял полными залпами.

Но по окончании 14 залпов были увидены преждевременные разрывы фугасных снарядов у срезов средних стволов. Так как эти разрывы имели возможность причинить повреждения собственным эсминцам с подбойного борта, он перешел на стрельбу неполными.

С первыми разрывами английских снарядов в порту и на верфях, итальянцы, видя над городом английские самолеты, сделали вывод, что начался налет авиации, и подвергли самолеты ожесточенному обстрелу с почвы, но, совсем бесплодному – по завершении операции все три самолета благополучно сели на авианосец. Мало погодя, разобравшись в ситуации, батареи береговой обороны (по утверждению британцев – всего «одна двухорудийная 6-дюймовая») с запозданием открыли неточный огонь в ответ.

В 07:22, сразу после принятия Сомервиллом курса 266°, первые боеприпасы итальянцев легли с недолетами перед эсминцами за кормой «Малайи», на весьма громадном расстоянии от тяжелых судов, по окончании чего в 07:27 «Форсайт» и «Джерси» получили приказ ставить между берегом и кораблями завесу. В 07:36 данный приказ был отменен. О противодействии итальянской береговой обороны, насчитывавшей на текущий момент два 15-дюймовых, два 7,5-дюймовых и восемь 6-дюймовых орудий, Марк-Антонио Брагадин пишет следующее:

«Итальянские батареи береговой обороны не видели соперника и стреляли вслепую, наводя орудия на вспышки выстрелов, еле различимые в густом тумане. Время от времени они стреляли по большому счету на звук вражеских залпов».

В 07:45 «Ринаун» поднял сигнал «Прекратить пламя», а самолетам-корректировщикам приказали садиться на авианосец. В 07:54 соединение легло на курс 180° и на 21-узловом ходу начало отход к месту встречи с авианосной группой. В 08:45 к Сомервиллу присоединился «Арк Ройал» с эсминцами.

В 09:19 все суда легли на курс 180° и дали движение 22 узла, в 09:55 приняли на 20° западнее, а в 10:35 Соединение «Н» развернуло на курс 244°. В ожидании неминуемого возмездия со стороны итальянских ВВС в воздухе всегда находился воздушный патруль из шести истребителей, остальные находились в полной готовности на палубе авианосца. Но погода помогала отходу: британцы следовали под прикрытием густой низкой облачности при 1-балльном северо-восточном ветре.

Противодействие авиации соперника ограничилось атаками «двух самолетов типа «Фиат 20», скинувших четыре бомбы в миле за кормой «Арк Ройала», не смотря на то, что в 10:30 и 11:00 были увидены пролетевшие в отдалении две группы самолетов; «в промежутке времени с 09:30 до 17:00 были сбиты два итальянских самолета – «Кант 506А» и «Кант 1007В». Помимо этого, в 12 часов дня судам Сомервилла повстречался конвой из

«турецкого и шести французских судов, следовавший в восточном направлении»,

враждебных действий против него британцы не предпринимали.

Предстоящий отход Соединения «Н» прошел без особенных приключений. В сумерках движение уменьшили до 17 узлов, дабы не напрягать «Малайю», и был принят курс 232°, дабы пройти севернее Балеарских о-вов. С восходом солнца 10 февраля для поиска судов между каталонским побережьем и Балеарскими островами с «Арк Ройала» были подняты пять «Свордфишей».

Из найденных пяти французских и двух испанских судов было остановлено лишь одно – «Мария», которое отпустили по окончании досмотра. В 09:15 подошли эсминцы «Файрдрэйк» и «Джупитер». В 13:00 британцы развернули на юг, а в 14:25 недалеко от Ибицы встретили собственную танкерную группу («Оранджлеф» и два траулера).

Последней приказали возвращаться в Гибралтар, потому, что предполагаемая заправка эсминцев не потребовалась, а соединение в течение дня создавало поиск судов четырьмя самолетами вне испанских акватории. По окончании 18:00 «Арк Ройал» с тремя эсминцами отделился и потом следовал на базу раздельно от основных сил.

11 февраля все британские суда благополучно прибыли в Гибралтар, а уже на следующий сутки Соединение «Н» получило приказ обеспечить охранение конвою «HG-53», эскорт которого оно сначала изображало. Но тем же вечером приказ был отменен, и на помощь конвою отправился лишь «Шеффилд», а «Ринаун», «Арк Ройал» и пять эсминцев приняли охрану конвоя «WS-6».

Комедия неточностей

Как выяснилось позднее, все ухищрения британцев, и их попытка сорвать выход итальянских судов из Специи минированием фарватеров были совсем ненужными. Итальянский флот уже давно был в море и на момент окончания обстрела был примерно в 210 милях к югу от основных сил Соединения «Н», о чем Сомервилл не имел ни мельчайшего представления.

По окончании сообщения о выходе британцев из Гибралтара была совершена воздушная разведка к западу от Сицилии, и утром 8 февраля пара английских истребителей были увидены к югу от Балеарских о-вов. Не смотря на то, что итальянские разведывательные самолеты не нашли никаких судов, эти истребители имели возможность встать лишь с авианосца. По данной причине Супермарина сделала вывод, что Гибралтарская эскадра находится в данном районе.

Не имея возможности выяснить настоящие намерения соперника, Супермарина в 19:00 вывела в море из Специи линейные корабли «Витторио Венето» (флаг адмирала Якино), «Джулио Чезаре», завершивший ремонт взятых ночью 9 января 1941 без сомнений. в Неаполе повреждений от родных разрывов трех бомб с мальтийских «Веллингтонов», и «Андреа До-риа» в сопровождении эсминцев «Маэстеале», «Либеччио», «Сирокко», «Грекале», «Гранатьере», «Фучильере» и «Апь-пино». Наряду с этим случилась маленькая задержка, позванная тем, что «Чезаре» засосал грязь в конденсаторы.

Из Мессины вышли суда адмирала Сансонетти – 3-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсера «Тренто», «Триест» и «Больцано») в сопровождении эсминцев 12-го дивизиона («Корацциере» и «Карабиньере»; «Камичиа Нера» должен был присоединиться к ним позднее). Помимо этого, к югу от Сардинии были развернуты подводные лодки «Диаспро», «Коралло» и «Санторе Сантароза».

По приказу адмирала Кампиони, оба соединения надводных судов должны были встретиться в равноудаленной от всех вероятных направлений действий соперника точке западнее пролива Бонифачо. Так, в случае если радиодиверсия англичан и имела место, и итальянцы что-то перехватили либо запеленговали, принципиально на их действия это не повлияло.

Следуя на рандеву с Сансонетти, Якино в ночь на 9 февраля разминулся с Сомервиллом на контркурсах в 40-50 милях и в 08:00 (время итальянское, Гринвич + 1 час) встретился с крейсерами в 40 милях к западу от мыса Теста, северной точки Сардинии. Сейчас итальянский флот пребывал в 180 милях к югу от Соединения «Н». В 02:04 «Виторио Венетто» взял сообщение, что наблюдатели на плотине Тирсо встревожены гулом самолета соперника.

Предположив, что британцы постараются нанести по плотине повторный удар с воздуха, Якино вместе с Сансонетти на 18 узлах последовал курсом 230° в район западнее Сардинии, как он полагал, на перехват англичан.

В 08:37 Супермарина взяла известие, что вражеские суда обстреливают Геную. Из-за неразберихи в совокупности связи Якино лишь в 09:50 получил приказ перехватить соперника и срочно развернул на север; тяжелые крейсера направлялись 5,5 милях в первых рядах линейных кораблей. На «Виторио Венетто» сломалась катапульта и два его Ro.43 не могли быть запущены в течение утра для поиска между Провансом и Корсикой. Разведчик с «Триеста» взлетел лишь в 12:35, а в 12:44 итальянский флот лег на курс 330°.

Как выяснилось большое количество позднее, данный курс к 15:00 выводил Якино прямо на британцев.

Получив новость об обстреле Генуи, Реджиа Аэронаутика отдала приказ всем своим частям в Северной и Центральной Италии выслать самолеты для атаки и поиска судов соперника. Пара групп самолетов-разведчиков приступили к поиску. Четыре S.79 с Сардинии прочесывали воды западнее Корсики и Сардинии, два S.79 с Сицилии – южнее Сардинии, еще два – между Сардинией и Сицилией, один Кант Z.1007 из 51-й группы – в Лигурийском море.

Целый X германский авиакорпус готовься функционировать по событиям с Сардинии и аэродромов Сицилии, куда из Катании готовы были перелететь эскадрилья Ju-87 и истребительная несколько. Шесть Не-111 искали британцев между Сицилией и Сардинией, четыре Ju-88 – на западе от Сардинии и еще четыре – в Лигурийском море. Всего недалеко от операции было задействовано 194 самолета Оси.

Ограниченный район осматривало множество самолетов, но поиски дали совсем неожиданные результаты!

Западнее Корсики, из Тулона в Бон, следовал французский конвой «CN-4» из шести судов. В 10:45 в 40 милях северо-за-паднее мыса Корсо (северная оконечность Корсики) он был увиден с воздуха и опознан как

«английский авианосец, идущий на юг»

курсом 190°. Информация об этом была взята Супермариной лишь в 12:20, по окончании возвращения самолета на аэропорт. До Якино известие о «английском авианосце» дошло лишь в 12:50. Практически в один момент поступило известие, что в 11:30 к западу-юго-западу от мыса Корсо найдены

«три корабля, следующие курсом 45°».

Сделав вывод, что речь заходит о двух вражеских группах, каковые объединятся в 12:00 и после этого постараются проскочить вдоль западной части береговой полосы Корсики, Якино в 13:07 приказал крейсерам развернуть на 50°, а линкорам в 13:15 – на 60° вправо, приняв курс 30°. Тяжелые крейсера сейчас следовали на 30, а линейные корабли со всеми эсминцами – следом за ними на 24 узлах. В 13:21 было приказано приготовится к бою.

Но в 14:30 Якино разминулся с Сомервиллом, пройдя всего в 30 милях к востоку-юго-востоку от британцев, двигавшихся практически параллельным курсом в противоположном направлении. В 12:00 англичане были найдены в 40 милях к северо-западу от мыса Корсо самолетом «Кант», но он был сбит палубными истребителями именно в момент радиопередачи. Супермарина определила об этом в 17:15, в то время, когда спасшиеся летчики были подобраны итальянским миноносцем. Потом, в 14:05, так же лишь по окончании посадки самолета, Супермариной были получено сообщение об обнаружении в 11:05

«семи судов в 70 милях западнее мыса Корсо, следующих курсом 45°»,

а в 14:35 – еще два сообщения об обнаружении в 13:00 и 14:00 в том же районе судов, следовавших северо-восточ-ным курсом. По утверждению Брагадина, нашедшие британцев самолеты ни при каких обстоятельствах не принимали участие в операциях над морем. На основании их данных в атмосферу встало пара ударных групп – 47 итальянских и 45 германских бомбардировщиков (по другим сведеньям 21 Ju-88 и 30 Ju-87), но англичан они, конечно, не нашли, что, кроме всего другого, объяснимо, учитывая густую облачность на высоте 200 метров.

3-я дивизия крейсеров шла в 8 милях в первых рядах линейных кораблей, в то время, когда в 15:24 с «Триеста» сказали, что увидели соперника прямо по пеленгу 50°. Был взят приказ открыть огонь артиллерией, но в 15:32 последовала отмена – цель была опознана как танкер. В 15:38 «Триест» опять радировал о сопернике по пеленгу 50°. В 15:40 на боевые мостики поступила соответствующая информация, и итальянцы приготовились открыть огонь (на «Виторио Венетто» – с дистанции 32 км!).

Но в 15:48 стало известно, что это не соперник, а суда того же французского конвоя «CN-4», следовавшие юго-восточным курсом. В 15:32 до Якино дошло сообщение о том, что соперник в 13:00 был найден в 65 милях западнее мыса Корсо. Адмирал сделал вывод, что британцы планируют пройти вдоль южной части береговой полосы Франции, и в 15:50 он отправился на запад на 24 узлах, сохраняя надежду догнать соперника, но в 18:00, снизив скорость до 18 узлов, развернул на север, а после этого на восток.

Полная боеготовность была отменена.

10 февраля суда Сансонетти возвратились на собственные базы, а соединению линкоров было приказано переждать траление у Неаполя и Специи, куда они пришли утром 11 февраля. ВВС государств «Оси» кроме этого больше не видели вражеских судов. Днем 11 февраля было получено известие, что англичане благополучно прибыли в Гибралтар.

Итоги

По окончанию операции адмирал Сомервилл объявил, что

«обстрел Гэнуи и бомбардировка армейских объектов явились для соперника полной неожиданностью … чем в значительной мере разъясняется успех операции».

Согласно его точке зрения,

«хорошие результаты самого обстрела направляться отнести за счет тщательной подготовки замысла операции и обученности личного состава, кроме этого правильной прокладки , которая обеспечила верный выход на цель».

Описание повреждений обстрелянной судами промзоны, каковые адмирал приводит в собственном отчете о совершённой операции, ограничивается выражениями

«видны пожары и сильные взрывы»,

но в действительности они были очень малыми, как и ущерб от налета палубной авиации.

Реально результаты набега выглядят следующим образом. На протяжении обстрела было выпущено 273 15-дюймовых фугасных боеприпаса (а также 125 с «Ринауна» и 148 с «Малайи»), 782 6-дюймовых с «Шеффилда» и 400 114-мм фугасных с «Ринауна». В порту был потоплен учебный корабль «Гаравента», пароход «Салпи», парусник «Антониетта Мадре» и 14 лихтеров (по Брагадину – 4 грузовых судна и учебный корабль «Гаравента»); 32 из 56 судов взяли легкие повреждения, одно – важные.

Повреждения фирм «Ансальдо» были малыми, линейный корабль «Дуилио», пребывавший в гавани, не пострадал, в городе уничтожено либо повреждено 250 домов, утраты среди населения – 144 убитых и 242 раненых. Но, как бы то ни было, рискованная операция Соединения «Н» завершилась благополучно и с минимальными для британцев утратами, не смотря на то, что затраченные ими упрочнения совсем не соответствовали размерам нанесенного сопернику урона.

В еще большей мере это возможно сообщить об операции сил «Оси» по перехвату – личные утраты минимальные, всего два самолета-разведчика, но и полная неспособность к сотрудничеству разных видов армии и служб внутри их. В будущем это проявлялось с куда более печальными для них последствиями. В любом случае, итог набега Сомервилла в Лигурийское море совсем не поменял расстановку сил в Западном Средиземноморье.

источник: Сергей Марченко «Малоизвестная Генуя. Операция «Грог»» «Арсенал-Коллекция» № 2’2014

The Newsroom — Don, Sloan, Will and Mac after they air Operation Genoa

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: