Не думай о секундах свысока

      Комментарии к записи Не думай о секундах свысока отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Давненько тут у нас клокпанка не было. Пора освежить рубрику, тем более, что имеется годовщина: 255 лет назад, в ноябре 1761 года из Портсмута вышел в путь к берегам Нового Света бриг Дептфорд. Казалось бы, в полной мере обыкновенное событие, но на борту брига было неповторимое механическое устройство – первый в мире функционально-пригодный морской хронометр, сконструированный гениальным часовщиком-самоучкой Джоном Харрисоном.

От простых часов хронометр Харрисона отличался необыкновенной точностью, разрешавшей применять его для навигации, определяя координаты судна в открытом море по отличию времени захода и восхода солнца относительно точки отплытия. В то время, когда через 81 сутки плавания Дептфорд вошел в порт столицы Ямайки – города Кингстон, сверка хронометра продемонстрировала, что он за это время отстал всего на 216 секунд, другими словами, в среднем за день часы отставали менее чем на три секунды.

Кроме того для современных механических часов это весьма хороший показатель. Нынешние наручные часы самых респектабельных компаний и высшей ценовой категории имеют допустимую дневную погрешность 30 секунд – на порядок больше, чем хронометр Харрисона.

Еще в 1714 году английское Адмиралтейство заявило конкурс на создание навигационного прибора, разрешающего определять расположение судов в океане с точностью по долготе до одного градуса. За таковой прибор оно предложило огромную сумму в 20 тысяч фунтов (приблизительно 7 тысячь киллограм серебра по весовому эквиваленту). Но практически полвека приз оставался невостребованным.

Не смотря на то, что все осознавали, что в качестве для того чтобы прибора подойдут часы, но никто не имел возможности сделать часовой механизм, талантливый в течение многих недель поддерживать нужную точность в условиях морской качки, повышенной влажности, центробежных сил и перепадов температур, появляющихся при корабельных маневрах. И лишь Харрисон сумел совладать с задачей, не смотря на то, что на ее ответ он израсходовал 37 лет судьбе, и вдобавок 8 лет он боролся с адмиралтейской бюрократией, выколачивая заслуженную приз. Только апелляция к королю помогла преодолеть жадность государственныхы служащих и взять, наконец, деньги, но к тому моменту мастеру было уже 75 лет и прожил он затем недолго.

Хронометр, совершивший путешествие на Дептфорде, имел индекс Н4, другими словами, это была уже четвертая модель, сделанная Харрисоном. Все прошлые модели имели сложные совокупности балансиров, складывающиеся из нескольких маятников, каковые, по плану создателя, взаимно уравновешивали друг друга для компенсации влияния качки. Но первые три попытки не дали нужного результата: через некое время часы начинали лгать. Тогда Харрисон применил пружинный балансир с анкерным механизмом.

Большое количество времени ушло на подбор материала пружины, минимально реагирующего на колебания температуры. В итоге Харрисон изобрел комбинированную биметаллическую пружину, складывающуюся из двух слоев металла с различными коэффициентами температурного расширения.

Наконец, долгая работа дала плоды: хронометр Н4 был таким совершенным, что его механизм практически без трансформаций применяли в течении практически 200 лет, впредь до появления электронных часов. В частности, в СССР морские часы Харрисона выпускались Столичным часовым заводом имени Кирова под обозначением 6МХ и ставились на суда и крупные корабли.

Не думай о секундах свысока

авторские Джона и Портрет Харрисона чертежи его хронометра Н4

Первые часы Харрисона Н1, сделанные в 1725 году, представляли собой достаточно громоздкую конструкцию с четырьмя циферблатами и двумя гантелевидными маятниками, соединенными пружиной

Вторая модель — маятников уже шесть

Третья модель (в центре — современная копия с прозрачными панелями) — к двум маятникам добавлены два маховика

И наконец – Н4 — совсем другая конструкция, снаружи похожая на большие карманные часы. Слева – они с заводным воротом, а справа – без задней крышки корпуса. Чисто функциональное изделие Харрисон украсил узкой резьбой, перевоплотив его в произведение ювелирного мастерства. на данный момент так уже не делают

Н5 — последняя модель морского хронометра Харрисона. Практически это мало усовершенствованный и одновременно упрощенный Н4. При его разработке Харрисон старался снизить себестоимость прибора до 100 фунтов, дабы сделать его более дешёвым для моряков. Но, по тем временам это также была достаточно большая сумма

источник: http://vikond65.livejournal.com/564864.html

Иосиф Кобзон — Не думай о секундах свысока

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Морская мощь государства

    Честно говоря, всегда был далек от флотской тематики. Знал, что флот имеется … и пожалуй на этом возможно и остановиться. В ходе дискуссии вторых тем,…

  • Безбожный мир

    Бывали времена, в то время, когда всевышние спускались на землю. И ещё как спускались! Шумно, блестяще, красиво! Неизменно с наслаждением просматривал о…

  • Песнь орфея, часть i (ferrum autem)

    Хорошего времени дней, коллеги. Честно говоря, я продолжительно сомневался — публиковать мне данный пост, либо нет? Содержание как бы не совсем…

  • Морской дальний разведчик че-2 (мдр-6). ссср

    Самолетом этим восхищался историк и авиаконструктор самолетостроения Вадим Борисович Шавров. В полной мере быть может, что автору автомобили – Игорю…

  • Цессна: «возможно все!»

    Более ста лет прошло с того дня, в то время, когда Клайд Цессна закончил постройку собственного первого самолета. Это случилось 11 мая 1911 года,…

  • К вопросу о возможном облике рпг обр. 1941 года

    На заставке использован фрагмент оформления обложки книги Германа Романова Товарищ Гитлер. Успех блицкрига. К сожалению, вторых изображений попаданца с…