Настоящий тухачевский и настоящие успехи первой пятилетки

      Комментарии к записи Настоящий тухачевский и настоящие успехи первой пятилетки отключены

Настоящий тухачевский и настоящие успехи первой пятилетки

Удачи отечественного строительства, ускоренный темп социалистической перестройки и индустриализации страны сельского хозяйства ставят перед нами во целый рост задачу реконструкции армии на базе учета всех новейших факторов техники и возможностей массового военно-технического производства, и сдвигов, происходящих в деревне.

В пятилетке строительства армии, составлявшейся Штабом РККА в 1926 г. на базе пятилетки Госплана СССР того времени, указывалось, что ни в области индустрии, ни в области социальных сдвигов в деревне мы не имеем таких ощутимых данных, каковые разрешили бы реконструктивно подойти к организации армии. На данный момент такие эти имеются налицо, ситуация складывается совершено по-новому и потому нужно широкое оживление отечественной организационной мысли.

В силу изложенного я разрешаю себе представить на Ваше усмотрение последовательность соображений и материалов о реконструкции отечественных армии. Обязан доложить, что все нижеследующие разработки являются только планово-ориентировочными, поскольку я не имел возможности привлечь к работе окружной аппарат и ограничился независимыми наметками. Но все планово-ориентировочные расчеты выстроены на отечественных настоящих возможностях, в соответствии с принятым пятилетним замыслом народного хозяйства и последующими к нему добавлениями и изменениями.

II.

Возможные соперники. Настоящая записка ориентируется в основном на отечественных крупных империалистов и западных соседей Европы, могущих стать их спиной. Отечественный индустриальный рост оставляет далеко за собой уровень?* соседних с нами государств.

Помощь империалистов этим государствам возможно и будет весьма громадна. Но расстояния, пути сообщений и другое создают возможность срывов, перебоев в помощи, и потому в возможности мы вправе рассчитывать на большое превосходство отечественных средств и сил, по крайней мере, в определенные периоды войны.

Ввиду трудности и крайней сложности учесть вероятные комбинации в расстановке капиталистических сил против нас и степень их военно-технического напряжения в борьбе с нами, я не разглядываю тут ни размеров, ни структуры предположительно выставляемых против нас средств и вооружённых сил.

III.

Главные установки реконструкции РККА. Численность армии и их техническое снабжение составляют базу боевой мощи страны, что должно соответствовать промышленным, транспортным и другим экономическим возможностям страны.

Уничтожение кулачества как класса и обобществление орудий производства в районах целой коллективизации, без сомнений, по иному ставит для нас вопрос применения для войны крестьянских весов и, например, разрешает шире подойти к территориально-милиционным способам строительства. Это последнее³*, в связи с машинизацией сельского хозяйства, может охватить не только стрелковые и кавалерийские, но и технические армии.

При техническом насыщении и построении армии нужно учитывать, что «как и подвижность, масса наступательных средств образовывает нужный итог высшей ступени цивилизации». Отечественные ресурсы в связи с успешным осуществлением пятилетки разрешают: а) развить массовые размеры армии; б) расширить ее подвижность; в) повысить ее наступательные возможности. Наряду с этим нужно учитывать, что количественный и качественный рост разных родов армий приводит к новым пропорции, новые изменения структуры и что реконструированная армия позовёт и новые формы своевременного мастерства.

IV.

Главные показатели пятилетнего замысла СССР. Главные эти по индустрии, питающей войну, приведены в следующей таблице:

Наименование продуктов 1913 г. 1929/30 г. по к[онтрольным] ц[ифрам] и дополнит[ельным] заданиям 1932/33 г.
По оптимальной пятилетке По дополнительным заданиям
Каменный уголь, тыс. т 28 900 51 600 75 000 102 500?*
Нефть, тыс. т 9300 16 230 21 700 40 000
Металлическая руда, тыс. т 9230 10 800 19 400
Чугун, тыс. т 4206 5500 10 000 17 650?*
Мартен, тыс. т 4247 6400 10 400 19 315?*
Прокат, тыс. т 3509 4932 8000 15 135?*
Неспециализированное машиностроение, млн. руб. 144,2 1145 2059?*
Сельскохозяйственное машиностроение, млн. руб. 67 406,1 498 1100
Станкостроение, млн. руб. 3,6 71?* 144,1
Тракторы, шт. 17 400 50 000 197 100
Машины, шт. 12 300 130 000 350 000

Приведенные цифры забраны из пятилетнего замысла, к[онтрольных] ц[ифр] на 1929/30 г., справки, взятой мной в Гипромезе, из данных Комиссии т. Долгова, «Экономической» № 4421 жизни «и Правды» № 3318, 3322 и «К[онтрольных] ц[ифр] пятилетнего замысла индустрии ВСНХ СССР» (Гостехиздат, М., 1929) и «Металлопромышленность за 10 лет» (издание «Металл», 1928 г.).

По химической индустрии мне не удалось собрать данных, какое количество-нибудь определяющих ее продукцию в натуральном либо финансовом выражении. На данный момент химическая пятилетка пересматривается под углом зрения ее большого повышения. Но и те информацию о капиталовложениях в индустрию, каковые мне удалось собрать, говорят о ее большом развитии. К примеру, по пятилетке Госплана от 1926 г. в 1929/30 г. предполагалось положить в химпромышленность 48,8 млн. руб., а контрольные цифры на 1929/30 г. вкладывают 372,7 млн. руб.; та же пятилетка на 1930/31 г. вкладывала 50,8 млн. руб., а новая пятилетка (производимая перерасмотрение) — 271,1 млн. руб. и т. д.

В общем показатели 1929/30 г. показывают, что мы если сравнивать с той промышленной базой России (в пределах границ СССР), на которой развивалась империалистическая война, уже на данный момент в 1,5 раза выше ее по металлам и практически на порядок превосходим ее по машиностроению. О пятилетней возможности и сказать не приходится.

Машиностроение — главной показатель военно-технической мощи страны. Исходя из этого очень весьма интересно отечественные успехи в машиностроении сравнить с таковыми же в наибольших капиталистических государствах Европы (цена в миллионах довоенных марок)?*.

Страны 1913 г. 1925 г. 1929/30 г.
Германия 2800 1933
Англия 1602 2007
Российская Федерация—СССР 475 270 1675?*
Франция 263 347

Темп роста механизации трудовых процессов особенно разительно подчеркивается в деле механизации сельского хозяйства («Правда» № 4421).

Выпуск сельскохозяйственного инвентаря механической тяги

Годы По пятилетке, утвержденной съездом Советов, млн. руб. В процентах ко всему выпуску сельскохозяйственных автомобилей По новому замыслу, млн. руб. В процентах к выпуску сельскохозяйственных автомобилей
1927/28 3,9 3 3,9 3
1928/29 7,9 4,2 9,5 5
1929/30 18,5 8 40 12,6
1930/31 36 11,8 200 36,7
1931/32 72 17,9 480 61,5
1932/33 150 27 750 75

В отношении сдвигов, случившихся в деревне, если сравнивать с тем, что имел в своем распоряжении Штаб РККА в 1926 г., мы имеем следующие эти по постройке совхозов и колхозов:

1. Пятилетка Госплана от 1926 г. давала капитальных вложений в совхозы и колхозы: в 1929/30 г. — 47 млн. руб., в 1930/31 г. — 57,700 млн. руб.; всего за пять лет — 192,9 млн. руб.

2. Пятилетка, утвержденная съездом Советов, дает за пять лет 2863 млн. руб. капитальных вложений в колхозы и совхозы. В 1928/29 г. капитальные вложения в совхозы и колхозы составили 389,7 млн. руб. По контрольным цифрам на 1929/30 г. вкладывается: в колхозы — 718,8 млн. руб., в совхозы — 563,5 млн. руб.; итого — 1282,3 млн. руб.

По пятилетке, утвержденной съездом Советов, совхозы и колхозы в 1932/33 г. дадут около 39% всего товарного хлеба. В это же время: а) по контрольным цифрам на 1929/30 г. совхозы и колхозы дают в 1929 г. 21%, а в 1930 г. 45%; б) по директиве ноябрьского пленума ЦК процент для 1930 г. поднимается более чем 50¹?*.

Ко всему вышеизложенному нужно добавить, что и по главным отраслям металлопромышленности пятилетка Госплана от 1926 г. брала совсем не отвечающие судьбы показатели. Это относится как производства металлов, так и машиностроения. К примеру, по неспециализированному машиностроению на 1929/30 г. эта пятилетка оценивала продукцию неспециализированного машиностроения в 530,55 млн. руб., а контрольные цифры на 1929/30 г. дают 1145 млн. руб.

По сельскохозяйственному машиностроению пятилетка 1926 г. давала па 1929/30 г. 144 млн. руб., а задание на текущий год выражено в сумме 406,1 млн. руб.

Все вышеизложенное показывает, что достигнутый уровень развития РККА более соответствует довоенному экономическому уровню и отстает от настоящих достижений. Пятилетняя возможность развития отечественного народного хозяйства дает нам такие ресурсы, что нужно пересмотреть структуру построения РККА в самых ее организационных базах.

V.

Данные для развития авиационного и бронетанкового дела. Масштаб развития авиационных и танковых сил вернее всего возможно выяснить, в случае если исходить из производственных возможностей, а не от повышения существующих авиа- и бронесил РККА на столько-то и столько-то процентов.

без сомнений, производственные возможности авиастроения определяются уровнем развития моторного хозяйства¹¹* страны и, первым делом, автопрома. Нижеприводимая таблица наглядно говорит о том, что между авиа- и автопромышленностью существует определенная зависимость. Цифры в данной таблице приводятся для 1918 г., причем для Германии и Франции производство машин забрано пропорционально среднее между 1910 г. и 1923 г., а для Англии — за 1910 г. (БСЭ, т. 1, с. 357).

Помимо этого, производство самолётов и авиамоторов за 1918 г. взято на основании средней месячной продукции для Франции за первые 9 месяцев и для Англии за 10 месяцев 1918 г. (Reboul, Mobilistion industrrielle, т. 1, с. 105 и 110 и материалы Разведупра).

Производство в 1918 г.

Страна Машины Самолеты Процент
самолетов по
отношению к
машинам
Авиамоторы Процент
авиамоторов по
отношению к
машинам
Франция 94 000 25 200 26,9 44 256 48,1
Англия 84 000 32 016 38,1 35 472 42,2
Германия 25 000 14 123 56,1 15 542 62,1
Итого 203 000 71 339 35,1 95 270 47,4

Возможно, в круглых цифрах, отношение к автостроению принять для: самолетов — за 35%, автомоторов — за 50%. В случае если с этим процентами подойдете к возможностям отечественного автомобилестроения (350 тыс. шт. в 1932/33 г.), то для 1932/33 г. соответствующие цифры по авиастроению будут: самолетов — 122,5 тыс. шт., авиамоторов — 175 тыс. шт.¹?*. Тяжелое самолетостроение может внести коррективы в эти расчеты, но нужно учесть, что современный рационализация производства и технический прогресс, без сомнений, смогут разрешить поднять показатели 1918 г. Кроме того, нужно учесть, что Германия дала намного большие показатели, чем забранные мною средние. Соответствующее число самолетов в строю возможно взять на основании изучения следующей таблицы:

Страны 1918 г.
Число практически выстроенных самолетов Число самолетов, пребывавших в строю Процент самолетов, пребывавших в строю, к выстроенным самолетам
Франция 23 669 4408 18,6
Англия 26 685 4300 16,1
Германия 14 123 4500 31,9
Итого 64 477 13 208 20,4

Итак, среднее число самолетов в строю равняется 20%, но вернее стремиться к германской норме, хотя бы к 30%, что более соответствует и принятым у нас нормам обеспечения. Это разрешит, при производстве в год 122,5 тыс. самолетов, иметь встрою 36,75 тыс., а в круглых цифрах — от 35 до 40 тыс. самолетов. Столь много действующих самолетов настоятельно требует широкого внедрения авиации в стране.

Отечественные большие расстояния для реконструкции дела почтовой и грузовой связи нужно требуют перехода на летный транспорт. По этому дороги идут и САСШ, как и мы, имеющие огромные территориальные расстояния («Мировое хозяйство на рубеже 1929 г.», «Плановое хозяйство», Москва, 1929, с. 235?236).

Производство танков более всего связано с тракторостроением. Показателей соответствующей пропорциональности из опыта империалистической войны в моем распоряжении не имеется. По примерному же соотношению, указанному мне инженером Магдесиевым (завод «Коммунист»), нужно вычислять эквивалентным два трактора одному танку.

Очень многое, но, говорит о соответствии одного трактора одному танку. В случае если забрать норму Магдесиева в 50%, то при отечественной программе тракторостроения в 1932/33 г. в 197,1 тыс. шт. годичную программу танков можно считать в 100 тыс. шт. В случае если вычислять убыль танков в год войны равной 100% (цифра условная), то мы сможем иметь в строю 50 тыс. танков.

Я не имею возможности произвести подсчетов в финансовом выражении содержания и постройки громадных весов авиации и танков, перехода от мирного к армейскому времени, соответствующих сроков и пр. Приведенные эти характеризуют (по скромным показателям) отечественные перспективные производственные возможности в области самолето- и танкостроения и соответствующие организационные формы РККА, каковые она неизбежно обязана будет принимать.

VI.

Численность стрелковых и кавалерийских дивизий. Число отечественных стр[елковых] дивизий было сокращено в 1924 г. ввиду нехватки матчасти. Пятилетка (военная) от 1926 г. намечала только весьма скромный рост числа дивизий. На данный момент возможности отечественного индустриального развития разрешают нам подойти к разрешению этого вопроса так, как того требуют интересы грядущей громадной войны. Германия развернула на протяжении империалистической войны 240 пех[отных] дивизий.

Развернула бы и больше, но не хватило людских ресурсов. К финише пятилетки мы будем иметь индустриальную базу не меньшую, чем Германия в 1913 г., а также громадную (металл, машиностроение). «Узким» местом для развертывания отечественных дивизий будет являться не промышленность, а транспорт. Исходя из этого, подходя к определению числа дивизий (стрелковых и кавалерийских общим количеством), я буду исходить из транспортных ЖД возможностей развертывания.

По графику 1930 г. выходные к западной границе (без Румынии) ЖД линии разрешат подвести: в первые 14 дней — 96 дивизий, во вторые 14 дней — 118 дивизий. Итого: за 28 дней возможно подвезено 214 дивизий со всеми учреждениями и корпусными частями, с оставлением большого факультатива.

В случае если к этому числу добавить: на румынскую границу — 16 дивизий, ККА — 5 дивизий, САВО — 5 дивизий, СибВО — 5 дивизий и резерв командования — 15 дивизий, то общее колличество мобилизованной РККА вырастет до 260 стр[елковых] и кав[алерийских] дивизий. Армия будет обеспечена и индустриальными, и транспортными, и людскими ресурсами. Моторизация войсковых частей еще более увеличит маневренную свойство армии по грунтово-шоссейным и железным дорогам.

Неспециализированный рост армии обязан сопровождаться прогрессивным ростом инженерных и химических войск и частей связи. Организация артиллерийского и пулеметного резерва командования обязана взять законченное выражение, что опять-таки увеличивает маневренную свойство армии. В АРГК должен быть применен воздушный и автотракторный транспорт.

Не считая артиллерии особенной мощности и минометов, состав АРГК должен быть доведен до 50 дивизий. ПРГК обязан складываться из 225 пулеметных батальонов (из расчета помощи 25 стр[елковых] дивизий).

В настоящей записке неспециализированного организационного характера я не имею возможности остановиться на вопросах реконструкции войсковых частей, и на вопросах мобпотребности, снабжаемой удачами индустриализации.

VII.

Реконструкция армейских сообщений. Реконструкция армейских сообщений на базе строгой рационализации и полной механизации как строительных, так и эксплуатационных работ обязана охватить все самые прогрессивные виды транспорта. Расчеты говорят о том, что механизация работ ЖД частей разрешит восстанавливать кроме того очень сильно уничтоженные дороги со средней скоростью наступления армии, причем с первых часов провозоспособность головного участка ж[елезной] д[ороги] возможно доведена до 15 воинских пар.

Моторизация армии ставит со всей остротой вопрос о быстроте постройки новых грунтово-шоссейных дорог. Современная техника дает в этом отношении такие показатели, каковые разрешат прокладку новых дорог за наступающей армией со средней скоростью ее наступления. Исходя из этого бедность сети отечественных дорог не должна являться предлогом для сокращенных темпов моторизации армии.

Должен быть по-новому поставлен вопрос об организации бездорожного транспорта в виде колонно-воздушных линий и тракторных путей.

Более подробные расчеты по реконструкции ЖД частей и по организации воздушного транспорта, талантливого легко ликвидировать перебои в подвозе огнеприпасов, изложены в моих докладах Вам от 19 октября 1929 г. № 227/с. По вопросу о колонно-тракторных дорогах и об ускоренном постройке новых дорог подобно доложу дополнительно.

Все вышеизложенные мероприятия разрешат добиться гораздо большей маневренной способности армии, не обращая внимания на возрастающую ее массовость.

VIII.

Краткий организационный результат. В итоге реконструктивных мероприятий РККА обязана существенно повысить собственную массовость с более широким применением территориально-милиционных формирований, существенно повысить собственную техническую насыщенность, создать новые пропорциональные отношения авиации и танков и методом реконструкции и моторизации армейских сообщений решительно расширить собственную подвижность.

Главные показатели структуры реконструированной РККА будут следующие¹³*: 260 дивизий стр[елковых] и кав[алерийских], 50 дивизий АРГК плюс артиллерия громадной мощности и минометы, 225 батальонов ПРГК, 40 тыс. самолетов в строю, 50 тыс. танков в строю. Соответствующего подсчета инженерных, запасных и других частей я не создавал.

Не имея возможности определить последовательность и сроки осуществления данной организации, считаю, что таковая, без сомнений, соответствует производственным возможностям пятилетки.

IX.

Оперативно-стратегическое отображение реконструкции РККА. Охарактеризованная выше цифрами структура армии, сочетанием разных средств борьбы делает ее способной к широким операциям и манёвренным сражениям. Совместное использование артиллерийских и танковых средств существенно облегчает разрешение тяжёлой неприятности огнепитания.

Но было бы ошибочно думать, что реконструкция армии обязана только упорядочить прошлые виды оперативно-стратегических действий. Новый удельный вес авиации и танков разрешит совсем по-новому выстроить порядок главного сражения.

Это последнее возможно завязано в один момент ударом не меньше как 150 дивизий на огромном фронте — 450 км и больше, — и притом сражение в один момент на всем этом фронте должно распространиться в глубину на 100?200 км, что может повлечь полное уничтожение армий соперника, менее сильных технически. Это углубление сражения возможно достигнуто массовой высадкой десантов в тыловой полосе соперника методом применения танково-десантных авиационных десантов и прорывных отрядов.

Действия десантов должны заключаться в преграждении и овладении в тылу у соперника всех дорог: как шоссейно-грунтовых, так и металлических. Передвижения резервов соперника должны быть парализованы. Мероприятия по разрушению при отходе его военных сообщений должны быть сорваны.

Главные фронтовые силы соперника, отступая, должны вести битвы за любой ход отхода. По всей тыловой полосе соперника должна быть организована работа заграждения. Основные силы соперника должны быть отделены от страны парализованной полосой в 100?200 км глубины.

Деятельность десантных отрядов обязана поддерживаться массовыми массовым применением и действиями авиации химических средств борьбы. Основные силы армии должны нанести сопернику сокрушительное поражение и стереть с лица земли его силы в парализованной за ним полосе. Во время первых сражений простая картина кроме этого очень сильно изменится.

Вышеизложенные мысли являются только ориентировочными, подчеркивающими направление развития своевременных норм.

Заканчивая настоящую записку, еще раз подчеркиваю, что в моем распоряжении имелся очень скудный материал по цифровому выражению индустриализации СССР. Но и те эти, которыми я располагал, говорят о необходимости совсем по-новому подойти к реконструкции и задаче развития РККА. надбавками и Поправками в тех или других участках строительства армии ограничиться нереально.

Нужно подойти к структуре РККА реконструктивно¹?*, в полном соответствии с отечественными хозяйственными удачами.

Командующий армиями ЛВО Тухачевский

Примечания:

1* Копии направлены: главе Штаба РККА Б. М. начальнику и Шапошникову оружий РККА И. П. Уборевичу.

2* На полях помета И. В. Сталина: «Не уровень, а темп развития. Это не одно да и то же. Темп у нас стремительный, но уровня развитых государств [слово неразборчиво] еще не достигли».

3* Помета И. В. Сталина: «Рановато».

4* «Экономическая судьба», № 3333 (Прим. док.).

5* «За индустриализацию», № 2406 (Прим. док.).

6* Для 1932/33 г. цифра устарела (Прим. док.).

7* По наметкам Гипромеза, «За индустриализацию]», № 2406 на 1929/30 г. дает цифру в 22 млн. руб. (Прим. док.)

8* Таблица составлена по: «Мировое хозяйство», 1913?1927 гг. ЦСУ СССР, 1928. С. 28 и по контрольным цифрам с добавлениями на 1929/30 г. (Прим. док.).

9* Все машиностр[оение], включая с[ельско]х[озяйственное] в довоенных марках (Прим. док.).

10* В резолюции «О контрольных цифрах народного хозяйства на 1929/30 год» ноябрьского (1929 г.) пленума ЦК ВКП(б) указывалось, что исполнение замысла обобществления сельского хозяйства «должно дать возможность получить от обобществленного сектора из урожая 1930 г. более чем 50% товарного хлеба внедеревенского оборота (против 43% товарного хлеба, намечавшегося пятилетним замыслом для урожая 1933 г.), что при предстоящем расширении практики контрактации должно означать изжитие хлебных затруднений и разрешение по большей части зерновой неприятности» (КПСС в резолюциях… Т. 5. 1984. С. 13).

11* Помета И. В. Сталина: «То-то».

12* Помета И. В. Сталина: «Механический подход».

13* Помета И. В. Сталина: «Отправился…».

14* На полях помета И. В. Сталина: «По всей видимости, лавры т. Ларина не позволяют спать т. Тухачевскому. Жаль…».

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 447. Л. 33—44. Заверенная копия.

К примеру, вторая пометка — это независимое кунание в лужу. Тухачевский пишет о соседних государствах, а Сталин о развитых. И т.д и т.п. Увидим, цифры в таблице с дополнительными плановыми заданиями не комментируются Сталиным. Он не вычисляет их полётом фантазии.

Так что топтание Тухачевского сталинистами — это процесс топтания сталинистами Сталина. Вперёд. Я добавлю несколько более поздних документов.

источник: http://istmat.info/node/30279

Первая пятилетка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: