Наследник «тридцатьчетверки»

      Комментарии к записи Наследник «тридцатьчетверки» отключены

По окончании создания в осеннюю пору 1943 года среднего танка Т-34-85 стало ясно, что возможности «тридцатьчетверки» в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны всецело. Обстоятельство крылась в компоновке автомобили с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отделения, занимавшего 47,7 процента длины корпуса. Вследствие этого башня была очень сильно смещена вперед, что, во-первых, приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, а во-вторых, не разрешило смонтировать люк механика-водителя на крыше корпуса.

Первое событие лимитировало процесс усиления оружия: как мы знаем, не обращая внимания на попытки, разместить 100-мм пушку в Т-34-85 так и не удалось ни в штатной башне, ни в башне с расширенным погоном (причем в последнем случае потребовалось вносить трансформации в конструкцию корпуса – погон диаметром 1700 мм не вписывался в его габариты). Второе – делало фактически неосуществимыми да и ненужными каждые шаги по повышению толщины лобовой брони.

Выход был лишь в переходе к компоновке с иным соотношением внутренних количеств танка либо в повышении его длины. От второго ответы отказались, а с целью реализации первого в осеннюю пору 1943 года в конструкторском бюро (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183 им.

Сталина (сейчас ФГУП «Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле начали проектирование принципиально новой военной машины, которая благодаря заложенным в ее конструкцию большим резервам по модернизации выяснила лицо послевоенного советского танкостроения. По окончании создания в осеннюю пору 1943 года среднего танка Т-34-85 стало ясно, что возможности «тридцатьчетверки» в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны всецело.

Обстоятельство крылась в компоновке автомобили с кормовым размещением моторно-трансмиссионного отделения, занимавшего 47,7 процента длины корпуса. Вследствие этого башня была очень сильно смещена вперед, что, во-первых, приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, а во-вторых, не разрешило смонтировать люк механика-водителя на крыше корпуса.

Первое событие лимитировало процесс усиления оружия: как мы знаем, не обращая внимания на попытки, разместить 100-мм пушку в Т-34-85 так и не удалось ни в штатной башне, ни в башне с расширенным погоном (причем в последнем случае потребовалось вносить трансформации в конструкцию корпуса – погон диаметром 1700 мм не вписывался в его габариты). Второе – делало фактически неосуществимыми да и ненужными каждые шаги по повышению толщины лобовой брони.

Выход был лишь в переходе к компоновке с иным соотношением внутренних количеств танка либо в повышении его длины. От второго ответы отказались, а с целью реализации первого в осеннюю пору 1943 года в конструкторском бюро (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183 им.

Сталина (сейчас ФГУП «Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле начали проектирование принципиально новой военной машины, которая благодаря заложенным в ее конструкцию большим резервам по модернизации выяснила лицо послевоенного советского танкостроения. В ноябре 1943-го директор завода Ю.Е. Максарев и основной конструктор А.А.

Морозов доложили наркому танковой индустрии В.А. Малышеву ориентировочные характеристики и представили макет танка, взявшего заводское обозначение «индекс 136» и объект Т-44.

Вместо радиста топливный бак

Основное внимание разработчики уделили компоновке моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Для большого сокращения размера занимаемого МТО по длине автомобили двигатель был установлен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором – так называемой гитарой. Высоту МТО уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. На месте вентилятора, поддерживавшего габариты картера, поставили компактный маховик.

Это разрешило возможность смонтировать дизель на низкой, твёрдой, но легкой подмоторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась. Радиатор совокупности охлаждения двигателя размещался поперек корпуса, сзади коробки передач. Что же касается вентилятора, то его сместили к кормовому странице, приводился он от коробки передач через фрикцион, что исключило поломки рабочего колеса при резких переменах режима работы двигателя.

Помимо этого, такая компоновка заметно улучшила охлаждение агрегатов трансмиссии.

Все это разрешило взять размеры боевого отделения, допускавшие возможность установки в нем пушки калибром до 122 миллиметров, и сместить башню назад, так что ее ось вращения практически совпала с серединой корпуса. Тут его угловые колебания при перемещении автомобили были мельчайшими. В следствии увеличивалась точность стрельбы из танковой пушки и понижалась утомляемость экипажа. Из-за смещения башни назад на подбашенном странице освободилось место для люка механика-водителя.

Из экипажа убрали стрелка-радиста, поскольку пламя из курсового пулемета был малоэффективным из-за нехорошего обзора. В это же время по окончании переноса радиостанции в передачи и башню функций радиста командиру экипажа, что было сделано уже на Т-34-85, никаких вторых обязанностей, не считая ведения огня, стрелок-радист не делал. На его месте поставили топливный бак и разместили боеукладку для пушки.

От громоздких надгусеничных ниш отказались.

В ходовой части использовалась торсионная подвеска. Гусеницы на новой машине остались такими же, как на Т-34, – с гребневым зацеплением.

Первый прототип танка Т-44 был создан в декабре 1943 – январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 тонны. За счет компактной компоновки МТО удалось расширить длину боевого отделения на 430 миллиметров, а высоту – на 210. Толщина брони верхнего лобового страницы корпуса достигала 75 миллиметров, верхнего бортового страницы, расположенного вертикально, – 45 миллиметров, он дополнительно защищался 30-мм накладным броневым страницей. Лоб башни имел толщину 90 миллиметров.

На танке установили дизель В-2ИС мощностью 500 лошадиных сил.

Три умелых примера изготовили на заводе № 183 в январе-феврале 1944 года. Оружие танков № 1 и № 2 складывалось из 85-мм пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета ДТ. Второй пулемет ДТ жестко устанавливался в верхнем лобовом странице корпуса. Опытный образец № 3, либо Т-44-122 снабдили 122-мм пушкой Д-25-44, специально разработанной для него на заводе № 9. От серийной пушки Д-25Т она отличалась уменьшенной на 2–4 процента мощностью выстрела, меньшей массой откатных частей и унитарным заряжанием.

На танках № 1 и № 3 диаметр башенного погона в свету составлял 1800 миллиметров, а на танке № 2 – 1600 миллиметров. Второй номер с 19 февраля по 5 марта 1944 года проходил опробования на НИБТПолигоне, на протяжении которых выявилось большое количество конструктивных недочётов. По окончании их устранения в мае 1944-го были изготовлены два танка Т-44 второй модификации. Один из них испытали на НИБТПолигоне в июне-июле 1944 года.

В августе-сентябре создан и подвергнут заводским опробованиям недалеко от Нижнего Тагила и Свердловска опытный образец третьей модификации – Т-44А.

Наследник «тридцатьчетверки»
Данный танк по окончании внесения некоторых трансформаций 23 ноября 1944 года принят на вооружение. 18 июля 1944-го выходит распоряжение ГКО об организации в Харькове танкового завода № 75 НКТП по выпуску 300 автомобилей Т-44 в месяц. Ему передавались все оборудование и цехи, сохранившиеся от двух довоенных фабрик – № 183 и № 75.

В один момент принимается ответ о перебазировании в Харьков и включении в оборудования завода № 75 завода и состав коллектива № 38 из города Кирова. Первые пять серийных автомобилей покинули цехи харьковского предприятия в ноябре того же года. В 1944-м изготовлены 25 танков, в 1945-м – 880, а всего до завершения производства во второй половине 40-ых годов двадцатого века армия взяла 1823 автомобили Т-44.

В битвах не принимал участие

Серийный средний танк Т-44 имел сварной корпус с вертикальными бортами толщиной 75 миллиметров. Лобовой 90-мм лист размешался под углом 60о от вертикали. Лобовая броня литой башни составляла 120 миллиметров. Механик-водитель размещался в левой носовой части корпуса. Над его рабочим местом был посадочный люк с вращавшейся на шариковой опоре крышкой.

Для наблюдения за полем вождения и боя автомобили на основании внутреннего погона крышки люка размешался прибор МК-4, в лобовом странице корпуса имелась смотровая щель с триплексом, а в левом бортовом странице корпуса устанавливался призменный смотровой прибор. В крышу башни была вварена литая низкопрофильная командирская башенка с пятью смотровыми щелями по периметру. Справа от башенки в крыше башни монтировался круглый посадочный люк заряжающего.

В крыше башни размещались два прибора МК-4, и вдобавок один – во вращающейся крыше командирской башенки.

В Казахстане поставили на ход легендарный Т-34.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: