Нашла коса на камень

      Комментарии к записи Нашла коса на камень отключены

Нашла коса на камень

13 июня 1942 года был бы еще одним простым днем Второй мировой на черноморском театре боевых действий, если бы не одно «но». Как раз в данный летний сутки два советских торпедных катера совершили наглый рейд в Ялтинский порт, оккупированный немцами и их итальянскими союзниками и перевоплощённый ими в пункт базирования ВМС. В следствии торпедного залпа на дно совместно со своим начальником отправилась одна из шести сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) типа СВ (буквы латинские), намедни прибывших из Италии.

Конструктивные изюминки

Сверхмалые подводные лодки типа СВ были самые многочисленными представителями данного класса в итальянских ВМС во время Второй мировой – в общем итоге до 1943 года включительно было выстроено и передано флоту 22 подлодки этого типа. И это не обращая внимания на то, что первоначально эта ПЛ была сугубо коммерческим проектом компании Капрони и лишь по окончании успещных опробований, заказанных итальянскими адмиралами, была принята на вооружение.

Основная энергетическая установка СМПЛ типа СВ – дизель-электрическая. В ее состав входили дизель компании «Isotta Fraschini» мощностью на валу 80 л.с. и элетромотор компании «Brown-Boveri» мощностью на валу 50 л. с. Движитель – один гребной винт.

Подводная лодка имела легкий и прочный корпус и снаружи заметно отличалась от итальянских СМПЛ других типов. По большей части – наличием необычной маленькой невысокой рубки и надстройки конической формы, что разрешало участникам экипажа безопасно пребывать на верхней палубе ПЛ на протяжении ее маневрирования на поверхности.

Оружие СМПЛ типа СВ было представлено двумя 450-мм торпедными аппаратами, каковые размешались вне прочного корпуса подлодки. Так, для перезарядки торпедных аппаратов не требовалось извлекать СМПЛ из воды, что значительно облегчало ее обслуживание если сравнивать с судами подобного класса других типов, имевшимися в распоряжении ВМС фашистской Италии.

Строительство СМПЛ типа СВ осуществлялось двумя сериями. Первые шесть подлодок (номера с 1 по 6) были выстроены в Милане компанией Капрони и переданы флоту во время с января по май 1941 года. Строительство остальных ПЛ было продолжено практически через два года, и СМПЛСВ-7 была передана ВМС Италии лишь 1 августа 1943 года.

В этом же году строительство серии было завершено.

Боевое использование СМПЛ типа СВ

Будущее сверхмалых ПЛ типа СВ сложилась по-различному. Некоторым же «сверхмалюткам» так и не довелось на своем веку учавствовать в военных действиях. Причем первые шесть подлодок приняли достаточно активное участие в военных действиях на Черном море против ВМФ СССР.

Подлодки СВ-8, 9, 10, 11 и 12 сдались английским армиям в военно-морской базе Таранто в сентябре 1943 года.

СМПЛСВ-7 досталась более занимательная будущее. Она была захвачена германскими армиями в Поле и после этого передана ВМС Итальянской Социалистической Республики (северная часть Италии, возглавлялась Муссолини и поддерживалась вооруженной силой Фашисткой германии). Но через некое время ее было нужно разобрать на запчасти для поддержания в боеготовом состоянии второй СМПЛ, СВ-13.

Но, последней это очень не помогло и наровне с СМПЛСВ-14, 15 и 17 она была стёрта с лица земли на протяжении авиационных налетов союзников в течение 1945 года.

СМПЛСВ-16 была кроме этого передана ВМС последней итальянской республики, возглавляемой Муссолини. 1 октября 1944 года она «легла на грунт», как написано в зарубежных источниках (по какой причине – не ясно, но вероятнее была легко кинута), в близи от Сенегалии на Адриатическом побережье Средиземноморья и была потом захвачена англичанами.

СВ-18 и 19 на момент окончания военных действий пребывали в Венеции и были практически сразу после завершения Второй мировой разделаны на металл.

Таинственна будущее СМПЛ СВ-20, которая была захвачена югославскими партизанами в Поле, и предстоящая ее история малоизвестны до сих пор. В полной мере возможно, что она была передана тогдашнему союзнику маршала Тито – СССР.

СМПЛ СВ-21 была таране на и потоплена германским быстроходным паромом на протяжении ее перехода морем в Анкону с целью сдаться союзникам.

И наконец, последняя СМПЛ СВ-22 была захвачена союзными армиями в самом финише войны в Триесте. После этого пара продолжительных лет, впредь до 1950 года, ее корпус валялся бесхозным на берегу рядом с портом. Но в том году команда энтузиастов, как у нас говорят, отреставрировала эту СМПЛ, и сейчас она выставлена на обозрение широкой публике в Музее войны в городе Триесте.

Действия на советско-германском фронте

14 января 1942 года адмирал итальянского флота Рикарди подписал со собственными греманскими сотрудниками соглашение, в соответствии с которому с весны 1942 года национальные ВМС фашистской Италии стали привлекаться для помощи германским армиям на советско-германском фронте. Для итальянцев были выяснены два района – Ладожское озеро и черноморский ТВД.

В первом случае предполагалось сразу же напрвить на Ладогу 4 катера из боевого состава 10-й флотилии MAS под руководством капитана 3 ранга Бьянкини, а на Черное море направлялись 10 катеров типа MAS, 5 торпедных катеров типа МТВМ, 5 штурмовых катеров типа МТМ (все катера – из состава 10-й флотилии MAS) и эскадра в составе 6 СМПЛ типа СВ (за номерами 1–6). Последние были загружены на ЖД платформы и в условиях строжайшей секретности с 25 апреля по 2 мая 1942 года переправлены из района постоянного базирования в Ла Специи в Констанцу (Румыния), где они были построены и приведены в боевую готовность.

После этого по морю своим ходом они перешли в Крым, где местом базирования был выбран Ялтинский порт. Первая несколько в составе трех СМПЛ прибыла в Ялту 5 мая 1942 года. Это были СВ-1 (начальник – капитан-лейтенант Лезен д’Астен), СВ-2 (начальник – младший лейтенант Аттилио Руссо) и СВ-3 (начальник – второй лейтенант Джованни Соррентино).

11 июня в Ялту прибыла вторая несколько СМПЛ в составе СВ-4 (начальник – второй лейтенант Армандо Себилле), СВ-5 (начальник – капитан-лейтенант Фаророли) и СВ-6 (начальник – лейтенант Галлиано). Все шесть подлодок были размещены во внутреннем ковше порта и шепетильно замаскированы, что не помешало советским катерникам потопить одну из них.

СМПЛ СВ-1 и ее экипаж. Торпедный аппарат правого борта открыт – или для перезарядки, или для технического осмотра. Констанца, Румыния
По окончании атаки советских торпедных катеров Д-3 и СМ-3 под неспециализированным руководством К. Кочиева, из-за которой на дно отправилась СМПЛ СВ-5 совместно со своим начальником капитан-лейтенантом Фаророли, в Крыму осталось лишь пять итальянских СМПЛ типа Св. Они приняли достаточно активное участие в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и точно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» (V-бис, начальник – капитан 3 ранга Владимир Иннокентьевич Немчинов).

Это случилось предположительно в ночь на 26 августа 1943 года недалеко от мыса Урет в точке 45 град. 11 мин. 7 сек. с. ш. и 32 град.

46 мин. 6 сек. в. д. (подводная лодка 20 августа вышла в район мыса Тарханкут на позицию № 82). Погибла вся команда в составе 46 человек.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века эта ПЛ была поднята (обследование установило, что у лодки отсутствовали торпеды в ТА №1 и 4).

Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. По докладу ее начальника, СВ 4 пребывала в надводном положении, в то время, когда 26 августа 1943 года в 400 метрах сам начальник Армандо Себилле нашёл всплывшую советскую ПЛ. Последняя, запустив дизеля, начала перемещение в сторону итальянской СМПЛ, не подмечая ее. СВ-4 застопорила движение, и Щ-203 прошла от нее приблизительно в 50–60 метрах, а на мостике советской ПЛ итальянский начальник кроме того успел рассмотреть человека, всматривавшегося вдаль.

Оставшись за кормой у Щ-203, итальянская СМПЛ выполнила циркуляцию и заняла удачную поизицию для торпедной стрельбы. После этого с дистанции около 800 метров Себилле выполнил торпедную стрельбу одной торпедой, которая нежданно отклонилась влево и не причинила вреда советской ПЛ. Тут же был произведен выстрел второй торпедой, которая через 40 секунд цели достигла, попав перед рубкой Щ-203.

Взметнулся большой водяной столб, раздался сильный взрыв, и через пара мгновений советская ПЛ скрылась под водой.

По итальянским данным, сверхмалые подлодки потопили и еще одну советскую ПЛ – С-32. Но отечественными источниками эти сведения не подтверждаются. Более того, кое-какие зарубежные книги дают еще более неверную данные – якобы СМПЛ типа СВ на Черном море потопили советские ПЛ Щ-207 и Щ-208 (в частности: Paul Kemp. Midget submarines of the Second World War.

Caxton Editions. 2003). Совсем неясно, откуда могла быть почерпнута такая информация.

Сходу видно, что создатель не удосужился кроме того мельком ознакомиться с отечественной, российской, литературой по этому вопросу.

К примеру, Пол Кемп говорит, что СВ-2 18 июня 1942 года нападала и потопила ПЛ Щ-208, а СМПЛ СВ-4 25 августа 1943 года к югу от Тараханкута потопила советскую ПЛ Щ-207. Кстати, в том месте же утверждается, что СВ-5 была потоплена в Ялтинском порту не торпедными катерами, а самолетами-торпедоносцами. Достаточно занимательное предположение, придающее вес отечественным летчикам-торпедоносцам, но совсем беспочвенное.

С «потопленными» же советскими подлодками дело обстоит еще нелепее. Дело в том, что ПЛ Щ-207 (V-бис, вторая серия) по большому счету не могла быть потоплена на протяжении войны, потому, что… благополучно ее завершила и была исключена из боевого состава ВМФ СССР лишь 16 июля 1957 года в связи с передачей ПЛ спецполигону ВВС ВМФ на Каспийском море для применения в качестве мишени! Так что СВ-4 в конечном итоге потопила советскую ПЛ Щ-203, что точно подтверждается и отечественными источниками.

Обстановка с ПЛ Щ-208 (Х серия, начальник капитан-лейтенант Н.М. Беланов) пара сложнее, потому, что она вправду пропала без вести на протяжении боевого похода в район Портицкого гирла реки Дунай во время с 23 августа по 8 сентября 1942 года. Но большая часть русских и зарубежных источников все же сходятся на том, что самая вероятной обстоятельством ее смерти есть подрыв на минах румынских заграждений либо подрыв на плавающей мине.

Факт потопления советской ПЛ С-32 (IX-бис серия, начальник капитан 3 ранга Павленко Стефан Климентьевич) итальянской сверхмалой ПЛ типа СВ подтверждается как итальянскими, так и русскими источниками. В последнем случае см.: А.В. Платонов.

Советские боевые суда 1941–1945 гг. Часть III. Подводные лодки. Петербург. 1996 г. Стр. 78–79. Создатель говорит, что С-32 была потоплена итальянской СМПЛСВ-3 26 июня 1942 года на протяжении исполнения первой очередного рейса по маршруту Новороссийск-Севастополь.

Место потопления – район мыса Айтодор.

Иначе, кое-какие зарубежные источники упоминают о том, что С-32 была потоплена 26 июня 1942 года бомбардировщиком типа Не-111 из состава боевой группы 2/KG 100. Имеет место кроме этого и версия о том, что на подлодке имел возможность случиться взрыв транспортируемого ею в Севастополь тонн – 40 тонн бензина и 30 груза боеприпасов. Не смотря на то, что информация о том, что остатки корпуса ПЛ С-32 сравнительно не так давно были обнаружены дне Черного моря юго-западнее Ялты, говорит в пользу версии о потоплении ее итальянской СМПЛ.

Итальянская СМПЛ типа СВ идет в надводном положении на протяжении Крымского побережья. Лето 1942 года
Всего за время нахождения в Российской Федерации итальянские СМПЛ совершили 42 боевых похода, утратив наряду с этим в море лишь одну лодку (по итальянским данным, она была утрачена не в сражении, а по второй причине).

9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море (начальник флотилии капитан 1 ранга Мимбелли), получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!). Но войска СССР сорвали эти замыслы 6-я германская армия под Сталинградом была окружена и достаточно скоро стёрта с лица земли.

В итоге 2 января 1943 года адмирал Бартольди отдал приказ об отзыве всех итальянских судов с черноморского ТВД. Все оставшиеся СМПЛ типа СВ 9 сентября 1943 года прибыли в Констанцу и были переданы ВМС Румынии. Экипажи возвратились на родину.

Потом они были захвачены войсками СССР в невредимости и целости и, пребывали в боевом составе ВМФ СССР впредь до 1955 года.

Владимир Щербаков

7Б — Нашла коса на камень

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • На кубани найдены останки легендарного немецкого летчика

    Поисковый отряд публичной организации «Кубанский плацдарм» на протяжении поисковых экспедиций по местам боев на Кубани отыскал правильное место падения и…

  • 37-Мм авиапушки окб-16

    История, пожалуй, самая удачной крупнокалиберной авиапушки 2-й Всемирный началась во второй половине 30-ых годов XX века, в то время, когда начальник…

  • Буданова екатерина васильевна

    Вторая по результативности дама — истребитель Второй мировой, вести войну вместе с Лидией Литвяк и была её ближайшей подругой. Принимала участие в битвах…

  • Найден легендарный реактивный мессершмитт

    В последних числах Октября этого года сотрудники аэропорта Деелен, расположенного недалеко от города Арнем в Нидерландах, нашли на фермерском поле…

  • Правда и вымыслы о ju 288

    Этот винтажный материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в июле 2015 года. В ноябрьском выпуске за 1980 года издания…

  • Дальний истребитель як-7д.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Истребитель Як-7Д (дальний) воображал собой модификацию серийных самолетов Як-7В и Як-7Б в…