Народные мстители

      Комментарии к записи Народные мстители отключены

Народные мстители

Главным объектом действий партизан на вражеских коммуникациях был ЖД транспорт. К лету 1943 года неспециализированная протяжённость железных дорог на оккупированной советской территории составляла более 35 тыс. км, около 30 тыс. км было перешито на европейскую колею.

Дабы оказать помощь Красной Армии в завершении разгрома соперника на развёртывании и Курской дуге общего наступления на советско-германском фронте, с 3 августа по 15 сентября 1943 года была совершена стратегическая партизанская операция под кодовым заглавием «Рельсовая война». Её цель заключалась в массовом и одновременном разрушении рельсов, дезорганизации работы ЖД транспорта, нарушении его войск эвакуации и снабжения противника.

Замыслом операции предусматривалось стереть с лица земли более чем 200 тыс. рельсов в тыловых районах групп армий «Север» и «Центр», для исполнения операции было привлечено 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Смоленской, Орловской областей — более 100 тыс. человек.

Операцию шепетильно подготовили. Намеченные для разрушения участки магистралей были распределены между партизанскими соединениями. С «Громадной почвы» партизаны взяли 250 тысячь киллограм толовых шашек особого профиля, 215 тыс. метров огнепроводного шнура, 630 тыс. капсюлей-детонаторов, 48 тыс. взрывателей, снаряды, оружие, лекарства.

За одну ночь в полосе 1000 км от линии фронта до западных границ СССР было взорвано 42 тыс. рельсов. В один момент развернули активную работу на коммуникациях партизаны Украины. В следующие дни действия на коммуникациях ещё более активизировались, и к 15 сентября было стёрто с лица земли 215 тыс. рельсов.

На некоторых дорогах перемещение задержалось от трёх до 15 дней, а магистрали Могилёв-Кричев, Могилёв-Жлобин, Полоцк-Двинск находились целый август.

Железные дороги в тылу неприятеля превратились в необычную линию фронта

Немцам было нужно переделывать двухпутные участки на однопутные, сваривать рельсы, которых не хватало, их привозили из Германии и Польши. Но благодаря остановке ЖД перемещения было побеждено время. Неприятель, не взяв резерв, лишился манёвра.

Задачи «Рельсовой войны» были выполнены, но она не завершилась. Под новым заглавием «Концерт» операция проводилась впредь до полного освобождения войсками СССР отечественной почвы.

Главной проблемой у немцев были не рельсы, а паровозы. Дабы обеспечить армию всем нужным, гитлеровцам каждый день приходилось направлять на фронт около 100 тыс. тысячь киллограм грузов и пара десятков эшелонов армий. Для этого требовалось до 250 составов в день. Приблизительно столько же — для манёвра средств и сил на фронте и обеспечения эксплуатационных потребностей самих железных дорог.

Согласно данным Г. Теске, начальника транспортной работы группы армий «Центр», месячная производственная мощность германской паровозостроительной индустрии составляла 450-500 паровозов, а лишь на оккупированной советской территории в ноябре 1943 года было подорвано 673 паровоза, из них 333 пострадало сильно. Паровозный парк соперника неуклонно уменьшался. Дело дошло до того, что гитлеровцы вынуждены были перевести машиностроительный завод в Бранденбурге с производства танков на выпуск паровозов.

диверсии и Частые крушения заставляли соперники уменьшать скорость поездов. На некоторых участках прекращалось перемещение ночью, что в 1,5-2 раза снижало пропускную свойство железных дорог. Это увеличивало потребность оккупантов в вагонах и локомотивах.

Железные дороги в тылу неприятеля превратились в необычную линию фронта. На перегонах, около переездов, мостов и станций оккупанты строили бункеры и доты, устраивали проволочные заграждения, а также электрифицированные и минные. По обеим сторонам магистралей вырубали лес полосой в 300 метров.

На протяжении железных дорог устанавливали запретные территории шириной до двух километров.

В ноябре 1943 года было подорвано 673 паровоза, из них 333 пострадало сильно. Паровозный парк соперника неуклонно уменьшался

Охрана уничтожала любого, кто появился на полотне, рядом с ним либо кроме того на расстоянии 300 метров. За каждую диверсию на железной дороге немцы расстреливали десять мирных обитателей из окрестных сёл. Днём запретные территории просматривались с башен и обстреливались из пулемётов.

Во многих местах имелись автоматические сигналы, затрудняющие подходы к объектам, а на особо важных направлениях ЖД дороги освещались. На некоторых магистралях курсировали бронепоезда, закрывавшие команды по обезвреживанию и поиску диверсионных групп и мин. Очень охранялись мосты.

Создавалась замечательная круговая защита, размещались сильные, прекрасно вооружённые гарнизоны.

Нацисты пробовали для охраны магистралей применять местных обитателей, насильно сгоняя их и под страхом расстрела парами расставляя на протяжении полотна. При появлении партизан они должны были сигнализировать постам охраны. К деревьям и столбам около дорог привязывали псов, каковые лаяли, почуяв диверсантов.

Но, не обращая внимания на меры, принятые оккупантами, партизаны усиливали удары по вражескому транспорту. Обширно употреблялись мины замедленного действия. Так, на подходах к Брянскому узлу было установлено 180 мин, многие со сроком замедления до 1,5 месяцев. Дабы ввести соперника в заблуждение, партизаны в нескольких местах, где не были поставлены мины, подорвали железнодорожное полотно и рельсы. Вернув уничтоженные участки дорог, гитлеровцы открыли перемещение.

Через какое-то время начали взрываться составы, появились пробки. Скопившиеся на станциях и перегонах эшелоны бомбила отечественная авиация. «Кроме того следов диверсантов нет на дороге, а поезда рвутся», — говорили военнопленные немцы.

Операции на вражеских коммуникациях потребовали от партизан необыкновенной выносливости, находчивости, силы и умения воли. Громадную сложность воображали переходы к местам диверсий. Иногда приходилось преодолевать десятки километров по топям и болотам, неся тяжёлый груз (противопаровозные мины) и избегая столкновений с соперником, скрытно пробираться к дорогам, незаметно устанавливать мины и своевременно уходить из-под ударов неприятеля.

Партизаны часами безмолвно лежали на мёрзлой либо сырой почва, изучая совокупность охраны пути, поджидая необходимый транспорт. Не обращая внимания на все трудности, каждый день тысячи и сотни диверсионных групп проникали на коммуникации соперника, минировали и разрушали их.

отцы и Деды покинули потомкам великое наследство. Этих людей отличала необыкновенная скромность, в то время, когда обращение заходила об их подвиге. Они только говорили, что «делали собственное дело»…

Стрюков В., «Мастер Ружьё»

Неуловимые мстители (1966-1971)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: