Напрасно старушка ждет сына домой…

      Комментарии к записи Напрасно старушка ждет сына домой… отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

В ночь на 27 апреля 1865 года на Миссисипи случилась наибольшая трагедия за всю историю плавания людей по рекам и одновременно — крупнейшая техногенная авария эры стимпанка. В два часа пополуночи на американском пароходе Султана случился взрыв паровых котлов, привёдший к мощному пожару, из-за которого древесное судно за два часа всецело выгорело и затонуло. Наряду с этим сходу погибли 1653 человека, а из 741 спасенного многие имели сильные ожоги и иные тяжелые травмы.

Около 200 из них погибли в течение следующих 14 дней, так, неспециализированное число жертв трагедии превысило 1800 человек. Погибших было намного больше, чем на безрадосно известном Титанике.

Султана представляла собой большой плоскодонный четырехпалубный речной колесник длиной 80 метров с полным водоизмещением 1700 тысячь киллограм. До гражданской войны по Миссиссипи ходило большое количество таких пароходов, но часть из них была стёрта с лица земли на протяжении военных действий, другие подверглись переделке в импровизированные канонерки и броненосцы. В следствии к весне 1865 года на реке остались всего три больших пассажирских парохода — Султана, Паулина Кэрролл и Олива, перед которыми поставили задачу отвезти к себе высвобожденных из плена офицеров и солдат Альянса.

За перевозку каждого бывшего военнопленного руководство США платило капитанам судов по 10 американских долларов, исходя из этого они набивали собственные посудины людьми сверх всякой меры, не считаясь ни с удобствами, ни с нормами безопасности. Иначе, сами воины, совершившие годы в тяжелых условиях плена, стремились поскорее попасть к себе. Исходя из этого неудобство и теснота их не смущали, никто не отказывался от поездки. Султана имела штатную пассажировместимость 385 человек, но 24 апреля она вышла из Виксбурга, имея на борту 2239 высвобожденных обычных пассажира 74 и пленников, приобретших места в каютах, и 85 членов экипажа.

Корабль был перегружен так, что борта в центре только на полметра возвышались над водой, а верхние палубы страшно прогибались и их было нужно усиливать древесными подпорками. Люди практически находились впритык друг к другу, имея возможность только сесть поджав ноги, а некоторым было нужно размещаться кроме того в машинном отделениях и котельном. Но капитан Кэсс Мэйсон рассчитывал взять за данный рейс более 23 тысяч долларов — весьма большую сумму по тем временам.

Очевидно, ни он, ни его пассажиры не подозревали, что Султана ни при каких обстоятельствах не достигнет пункта назначения, а практически всем из них осталось жить только трое дней.

Из-за перегруза, необходимости и спешки преодолевать встречное течение кочегарам приходилось всегда держать запредельное давление в котлах. И в итоге котлы не выдержали. К трагедии привело еще да и то, что при недавнем ремонте котельной установки Султаны судоремонтники решили сэкономить, применяв некондиционные, через чур узкие заклёпки и железные листы из некачественного металла.

Но это выяснилось только намного позднее.

Взрыв разнес надстройки над котельным отделением и кочегарку, разбросав горящие угли по всему судну, отчего оно мгновенно вспыхнуло. Из-за тесноты тушить пожары было нереально, да никто и не пробовал. Скоро Султана превратилась в огромный пылающий костер.

Пламя, раздуваемое ветром, поднималось на десятки метров, пожирая сухую древесину. Люди в панике толпами кидались за борт, но, из-за весеннего половодья ширина Миссиссипи в месте трагедии достигала пяти километров, вода была ледяной, а бывшие пленники — ослаблены долгим голоданием, исходя из этого шансов доплыть до берега у них не было.

пассажиры и Экипаж направляться;Султаны имели возможность умереть все, но, к счастью для сохранившихся, сейчас поблизости проплывал речной броненосец Эссекс. На нем заметили взрыв и поспешили на помощь. Но на броненосце имелись всего две шлюпки, которым было нужно делать большое количество ходок, доставляя спасенных на берег.

Это отнимало большое количество времени, и не все дождались спасения. Десятки, если не много людей утонули, окоченев от переохлаждения, а кое-какие погибли уже в шлюпках либо на берегу.

Неспециализированное число выживших оценивалось в 550 человек. Главного виновника катастрофы — капитана Мэйсона среди них не было, смерть высвободила его от суда. Почему-то избежал ответственности и начальник Виксбургского порта капитан Фредерик Спид, разрешивший отправку судна с фатальным перегрузом.

Он растолковывал собственный поступок жаждой оказать помощь исстрадавшимся в плену воинам поскорее добраться до дома, но, ходили упорные слухи, что настоящей обстоятельством была взятка.

Не обращая внимания на масштабы катастрофы, оне не произвела на американское общество того впечатления, какового она без сомнений заслуживала. На фоне эйфории от завершения продолжительной, кровавой войны и огромных, по американским меркам, утрат в данной войне, смерть еще 1800 человек осталось практически незамеченной.

Напрасно старушка ждет сына домой...?

современный рисунок американского живописца с изображением смерти Султаны. Рисунок не совсем правильный, поскольку, по воспоминанием выживших, обе трубы парохода упали сразу после взрыва, раздавив многих людей на передней палубе.

Погрузка Султаны в Виксбурге перед отправкой в последний рейс.

Не весьма качественный, но весьма показательный снимок, сделанный виксбургским фотографом-любителем за пара мин. до отплытия судна. Прекрасно видно, как оно было переполнено.

Один из четырех жаротрубных котлов Султаны, вызвавших гибель судна.

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/472289.html
  • https://www.youtube.com/watch?v=07ynkjs0rkk

03. Ю. Шевчук Раскинулось море широко HQ High quality

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: