Занимательная статья из жж глубокоуважаемого Андрея Фирсова.
На следующем совещании клуба любителей авиации в Музее Жуковского с маленьким заявлением выступил узнаваемый историк Олег Растренин.
Побудительным предлогом для выступления стал выход книг, посвященных оценкам действий отечественной авиации на протяжении Второй мировой, включая штурмовой. В одной из таких книжек Растренин с удивлением прочёл, что в известном налете 9 января 1943 г. на германский аэропорт у г.Сальска, вошедший во многие книжки по действиям боевой авиации, немцы утрат не понесли! Причем в книге была ссылка на самого Растренина!
Данный эпизод упоминается в ряде популярных книг, посвященных сражениям в воздухе на Восточном фронте. К примеру, в известной книге Франца Куравского «Красная и Чёрный крест звезда. Воздушная война над Россией. 1941-1944 г.» события трактуются так:
«Он [налет] состоялся 9 января 1943 г. Налетом, в котором приняло участие 7 Ил-2, руководил капитан И.П.Бахтин. Их сопровождала эскадрилья Як-1, летевшие на высоте вершин деревьев. Они незамеченными прошли посты аэродромных средств ПВО и обстреляли аэропорт и все, что в том месте пребывало.
В то время, когда самолеты ушли, то, по советским данным, на стоянках было стёрто с лица земли 72 германских самолета. Но, эта цифра была завышена на порядок…»
Вправду в особой зарубежной литературе информацию о утратах в Сальске фактически отсутствуют.
Выступление Растренина основывалось на отечественных архивных документах и было посвящено тому, откуда взялась цифра 72 и оценке настоящих утрат соперника.
В случае если коротко: в соответствии с отчетам летчиков-штурмовиков и закрывавших летчиков-истребителей на земле было стёрто с лица земли 18-19 самолетов и два сбиты на взлете-посадке (Ме 109 и Ju 52). Еще один Ме 109 был сбит в воздушном бою при отходе от аэропорта. Учитывая, что налет осуществляли лишь семь Ил-2, то итог был более чем впечатляющий!
Личные утраты составили два Ил-2, подбитые зенитной артиллерией над аэропортом, и два Як-1, сбитых в воздушном бою на отходе.
Ме 109G-2 из состава II/JG52, базировавшейся в Сальске на 9.01.1943. На заднем замысле справа – «Шторх» (разведка отметила на аэропорте четыре «шторха»). Данный «109-й» принадлежал Фридриху Денку – асу с 65 победами (будет убит в сражении 13 февраля 1943 г.).
Как раз самолеты данной группы сбили на отходе два «Яка». Победы записали себе Герхард Баркхорн (2-й по числу побед ас люфтваффе) – 2 «яка» и Йоханес Штейнхофф (23-й среди германских асов) – также 2 «яка»!
Цифра 72 показалась позднее и может показаться фантастической. Но необходимо учесть, что 8-я воздушная армия за шесть месяцев до того уже приобретала выволочку лично от Сталина за фантастические информацию о утратах соперника, и к вопросу проверки эффективности действия собственных подчиненных относилась весьма щепетильно. Такая высокая оценка утрат соперника основывалась на опросе мирных обитателей, каковые, Наверное, привлекались для ликвидации последствий налета на аэропорт.
В наградных на летчиков очень отмечается, что свидетельство подтверждает член Парламента РСФСР.
Дабы оценить, что же случилось на аэропорте Сальска, весьма интересно посмотреть на налет подробнее.
Так, к примеру, обрисовывает данный налет Олег Растренин в собственной книге «Гвардейские части Ил-2 во Второй мировой» ( англ.):
«9 января 1943 г. семь Ил-2 из 622-го шап, ведомые капитаном Бахтиным и закрываемые семью Як-1 из 236-го иап бомбили аэропорт Сальска
Сальск стал главным аэропортом для снабжения [войск 6-й армии]: разведка распознала на нем более 150 самолетов разных типов. Ил-2 сделали первый заход, пикируя через облака, бомбя и штурмуя аэропорт в течение 15 мин. с 11.08 до 11.23. Они применяли в общем итоге 26 ФАБ-100, 56 РС-82, 1836 снарядов ВЯ, 300 ШВАК, 120 патронов УБ и 3820 ШКАС.
Зенитки в первом заходе кроме того опоздали открыть огонь».
А вот, что сообщено в наградном странице на ведущего группы Ивана Павловича Бахтина:
Привлекает внимание пара моментов.
На аэропорте в момент удара указано вдвое больше самолетов, чем их распознала разведка – 300 (в некоторых источниках кроме того более совершенно верно – 312). Дело в том, что незадолго до налета на аэропорт были переведены две группы пикировщиков из состава 77-й эскадры – 2-я и 3-я, имевшие в собственном составе около 35-40 Ju 87. Не считая них на аэропорте с 24 декабря 1942 г. базировались транспортные самолеты из 50-й, 102-й, 105-й, 500-й, 700-й, 900-й групп «особого назначения» – около 200-210 Ju 52, и около 40 Ju 86 из 21-й и 22-й группы.
В случае если добавить ко мне штаб и вторую группу 52-й истребительной эскадры (до 40 истребителей Ме 109 и пара «Шторхов») , то неспециализированное указанное количество самолетов на аэропорте – более чем 300 – в полной мере соответствует действительности.
погрузка Ju 52 в Сальске
Сальск прикрывался важной зенитной группировкой – до 100 зенитных орудий, поскольку рядом еще размешалась и ЖД станция. Это выяснило темперамент удара штурмовиков: несколько разделилась на две по четыре и три самолета. Аэропорт обе группы Ил-2 нападали с противоположных направлений, идя на встречу друг другу. В ходе атаки осуществлялся кроме этого и маневр по курсу, изменяя направление полета на 90 градусов, и уходя позже вверх, в облачность.
Все это сбивало пламя зениток. Привлекает внимание выдержка пилотов, сумевших осуществить шесть заходов на цель.
Германские самолеты на аэропорте Сальск размещались в четырех-пяти достаточно компактных группах.
пример скученного размещение германских самолетов на аэропорте зимний период 1942-43 гг
Именно это разрешило, как указано в наградном на Бахтина, осуществлять в одном заходе две-три атаки последовательно на пара групп самолетов.
Легко подсчитать, что в шести заходах семь штурмовиков имели возможность осуществить до 70-100 атак отдельных целей. Ju 52 достаточно большая цель и не является особенной сложности для поражения с Ил-2.
Все семь пилотов владели обширным опытом, совершив не меньше 30 боевых вылетов любой. Фактически все уже были орденоносцами. И общее число в 72 засчитанные победы, не показалось управлению ВВС завышенными (не смотря на то, что озвучивалась и вторая цифра – 50 стёртых с лица земли самолетов).
Олег Растренин уверен в том, что самоё правдоподобное число стёртых с лица земли самолетов соответствует заявкам пилотов – около 20. Не считая самолетов согласно данным местных обитателей несколько Бахтина стёрла с лица земли и эвакуационный пункт с раненными, вывезенными от Паулюса.
Но самое увлекательное, это взглянуть на деятельность германской транспортной авиации по окончании налета. По данным уже упомянутого Франц Куровского (Luftbrucke Stalingrad), и Гайварда (Stopped at Stalingrad) и Ротундо (The battle for Stalingrad), в случае если 8 января (до 12.00 9 января – другими словами совершенно верно до налета на Сальск!) в Сталинград удалось доставить 220 тысячь киллограм грузов, то потом, до ночи на 14 января, полеты Ju 52 фактически закончились.
В это время полеты в Сталинград осуществляли лишь многомоторные самолеты (Ju 290, Не 177, Fw 200) с вторых аэропортов. В отдельные дни (11, 13, 14 января) Паулюсу не было поставлено ни тонны грузов. Приблизиться к размеру поставок 8 января удалось лишь один раз – 21 января.
Практически по окончании налета на Сальск еженедельный количество подачи грузов в Сталинград упал втрое.
На тяжелые для немцев последствия налета на Сальск показывает кроме этого ожесточённое избиение сбитого летчика-штурмовика Далобаридзе, которого сумели схватить на месте вынужденной посадки конные калмыки. Если судить по воспоминаниям Далобаридзе, избивал его стеком лично генерал люфтваффе. В тыл Далобаридзе увозили на Ju 52 с аэропорта Сальска, где ему довелось замечать много разбитых самолетов и работу местных обитателей по засыпке воронок и разборке обломков от бомб.
Не смотря на то, что в зарубежной литературе о утратах в налете на Сальск фактически ничего не упоминается, однако в книге Luftwaffe сolours. Transporter. V.1 на стр. 57 про Сальск сообщено:
«18 января в следствии штурмовок и обстрелов 10 Ju52 было стёрто с лица земли, а 20 отравлено в ремонт».
Необходимо учесть, что утром 15 января было приказано транспортной авиации покинуть Сальск, и уже 16 января большая часть групп было переведено на аэропорт Зверево. Так, утраты в следствии штурмовок и обстрелов 18 января практически являются списанием оставшихся поврежденных автомобилей на момент ликвидации аэропорта. Более того, одна из групп транспортников – KGr.22 z.b.V. с Ju 86 – была практически ликвидирована на момент оставления Сальска, а самолеты переданы в 21-ю группу.
К тому времени Красная Армия была в 20 км от Сальска. Город был высвобожден 22 января в следствии обходного маневра, фактически без боя.
Закончить возможно словами Олега Растренина:
«Уничтожение двух десятков самолетов на аэропорте хороший итог. С позиций организации боевого вылета – примерно, все было сделано грамотно, в особенности с учетом ПВО на аэропорте Сальск… В случае если сказать о настоящих итогах, то они хорошие, но приписывать того, чего не было также не следует».
источник: http://afirsov.livejournal.com/14822.html
Бокс.Один раунд. Два нокдауна и ответный нокаут
Увлекательные записи:
- Фантазия (основанная на реальности) или немного не те пулеметы дегтярева для ркка
- Опытный десантный планер kugisho-yokosuka mxy5. япония
- Пять операций сталинского терминатора павла судоплатова
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Авиакатастрофы смотреть онлайн. мост над рекой потомак (вашингтон)
13 января 1982 года. Самолеты не смогут покинуть аэропорт Вашингтона из-за снегопада. В тот сутки метеоусловия в Вашингтоне, в особенности в аэропорту,…
-
Первые воздушные победы первого дня великой отечественной
По окончании 1991 года в нашу страну хлынул поток западных публикаций, посвящённых Второй мировой, и особенно увлекательно описывались успехи германских…
-
По окончании окончания самой века и кровопролитной войны вчерашние союзники скоро отыскали в памяти ветхие обиды. Демаркационные линии, разделявшие…
-
Итальянский воздушный корпус в «битве за англию»
Итальянские техники занимаются отладкой двигателя Fiat А.74 RC.38 истребителя Fiat G.50 20-й истребительной группы на бельгийском аэропорте. Истребитель…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Если бы кто-то решил…
-
Первый воздушный таран великой отечественной
Продолжительное время авторство первого воздушного тарана ВОВ приписывалось различным лётчикам, но на данный момент изученные документы Центрального…