На протяжении советско-финской войны выявилась особенность стрелковых частей РККА – во многих случаях пехотинцы ни в какую не хотели умирать за будущее счастье финских рабочих и работников колхоза (будущих, очевидно). И стоило финской обороне открыть огонь по наступающим бойцам РККА из миномётов и пулемётов, как эти бойцы объявляли лежачую забастовку, ложась прямо в глубочайший снег, а кое-какие, несознательные бойцы, норовили дать задний движение, т.е. возвратиться на собственные позиции.
И ничего не помогало снова поднять бойцов в наступление – ни танки, уже неоднократно доехавшие до финских позиций и обратно, ни командирско-комиссарские распоряжения, ни сильный холод, ни пламя советской артиллерии. Ну не хотела пехота почём напрасно умирать. И бойцов в полной мере можно понять – до тех пор пока дойдёшь метров триста-пятьсот по глубокому снегу до позиций неприятеля, данный самый неприятель неоднократно тебя прострелит из пулемётов в сохранившихся огневых точках.
Управление РККА, правильно оценив бессчётные рапорта о том, что пехота за танками не шла, уже ранней весной 1940г выдало ТТЗ на конструирование БТР и разослало его по нескольким фабрикам, создающим военную технику.
Ещё через месяц, произошло совещание по оценке поступивших проектов, на котором к производству был принят БТР, что никак не соответствовал ТТЗ. По заданию, требовалось поместить в машину 12 чел. десанта при двух участниках экипажа и установить ЗИСовский двигатель.
Необъявленный же конкурс победил проект с девятью одним членом и десантниками экипажа при установленном в машину моторе ГАЗ-М.
Проект был создан инженерами КБ Выксунского завода ДРО, создававшим в то время устаревшие бронеавтомобили БА-20М, и являлся переработкой тягача Т-20 Комсомолец в БТР.
Возможно, намучившись со сваркой бессчётных небольших бронедеталей башни и корпуса БА-20М, проектанты внесли предложение несложной бронекорпус транспортёра, свариваемый из восьми подробностей, а вместо башни – две турели с бронещитками пулемётов. Толщина дна, кормы и крыши корпуса составляла 6 мм, бортов, нижней лобовой подробности и щитков пулемётов – 10 мм, ВЛД – 30 мм.
Из-за применения достаточно толстых для таковой автомобили бронелистов, отпадала необходимость в бессчётных усилениях корпуса (но в том месте, где нужно – они, само собой разумеется, были). Помимо этого, толстая ВЛД защищала машину с лобовой проекции от огня самых массовых ПТО того времени – разных 37-мм пушек со всех расстояний.
Трансмиссия заимствовалась от тягача Т-20, за вычетом демультипликатора и с трансформацией размещения бортовых фрикционов. От Т-20 же заимствовалась и ходовая часть, за исключением последнего катка, наряду с этим натяжение гусениц в одном из вариантов производилось перемещением заднего поддерживающего ролика по направлению, близкому к вертикальному, посредством несложного реечного механизма.
Бензобаков имелось три – один под мотором (40 л) и два под сиденьями десантников (2 по 50 л). Запас хода составлял ок. 220 км по шоссе.
Вес транспортёра составлял 4480 кг, включая 10 десантников по 80 кг любой.
Штатно десантники покидали машину через несколько задних дверей, но имели возможность и вылезти через верхние люки, при необходимости.
Турельные пулемёты имели два положения – для наземной и зенитной стрельбы, исходя из этого ротная колонна из 10 БТП имела возможность ощетиниться по воздушному сопернику 19-ю пулемётами. Пускай и плохонькими, но однако это лучше, чем совсем ничего.
В целом транспортёр был несложен и дёшев (несложный корпус, недорогой мотор, использование в трансмиссии и ходовой части серийно производимых узлов, агрегатов и деталей), при большой эффективности. Это и выяснило принятие вышеописанного проекта транспортёра на вооружение в мае 1940 г. К тому же цех по производству моторов ЗИС-16/120 лишь строился в Миассе (АИ, вместо цеха по выпуску моторов ГАЗ-11 в Неприятном) и в лучшем случае имел возможность выдать массовую серийную продукцию не ранее поздней весны 1941 г.
Производство БТП (бронированный транспортёр пехоты) велось на двух фабриках: с июля 1940 г. на Выксунском з-де ДРО и на Ижорском заводе. Выпускавшиеся ранее этими фабриками устаревшие БА были сняты с производства. До начала войны удалось выпустить около 2000 БТП.
БТП поступали в мехбаты танковых и мехбригад мехкорпусов. В каждом мехбате имелось четыре роты по 10 БТП, а всего 42 транспортёра. В мехбат кроме этого входила батарея из 4-х 45-мм пушек на тягачах Т-20, 8 ротных 82-мм батальонных и 4 миномётов 82-мм миномёта, последние, по большей части, перевозились на грузовиках ГАЗ. По одному ротному миномёту перевозилось на БТП комроты с двумя номерами его расчёта.
В этом же БТП пребывали: два снайпера, расчёт 12,7-мм противотанкового ружья ТОЗ с оптическим прицелом (два человека, один из них выполнял обязанности пулемётчика турельного пулемёта), санинструктор, мехвод и сам комроты. мины и Миномёт к нему закреплялись по бортам транспортёра с наружной стороны.
Танковая бригада (200 шт. БТ-М, 24 шт. БТ-МА) имела один мехбат на БТП, а мехбригада два таких же батальона (3-ий батальон в мехбр был мотострелковый, передвигался на грузовиках).
Всего, для оснащения 16-ти мехкорпусов, требовалось 2016 шт. БТП, кои, практически все, были выпущены до июня 1941 г.
В маленьких количествах выпускался плавающий вариант БТП для разведподразделений.
По результатам ВМВ, БТП признавался всеми воюющими сторонами в качестве лучшего лёгкого БТР. Особенно обожали БТП в вермахте, устанавливая на трофейных автомобилях вместо ДТ собственные MG34, каковые, в атаке поливали в два ствола оборону соперника градом пуль. Не оставались в долгу и красноармейцы, устанавливая на собственных автомобилях трофейные пулемёты (а с конца 43 года и собственные СГ-43), а помимо этого, десант довольно часто открывал верхние люки и вел пламя через их бойницы из автоматов ППШ (ну и МР-38/40 также), заставляя обороняющихся не очень высовываться из окопов.
Не было и особенных неприятностей у воюющих на Восточном фронте с запчастями, при потребности снимали необходимые подробности с разбитых (время от времени и с неразбитых также) грузовиков ГАЗ и тягачей Комсомолец.
БТП в сравнении с тягачём Т-20:
Утилизация и переработка техники
Увлекательные записи:
- Гонка за призраком скорости. рекордный самолет spad-herbemont xx bis-6. франция
- Моонзунд в 1915-ом году
- Нестандарт. fairchild-caminez 447
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Начать войну на старой технике. т-34 и т-34м из танка т-28.
Ещё на протяжении проектирования и начала постройки умелых танков СМК и КВ основной конструктор ЛКЗ Котин предвидел, что запуск в производство совсем…
-
Начать войну на старой технике. танк т-26 обр. 1938г.
В начале 1938 года глава АБТУ Павлов Д.Г. посетил ленинградские танкостроительные фабрики – Кировский (где обращение шла о создании новых многобашенных…
-
Начать войну на старой технике. плавающий танк т-38м улучшенный
В первых числах Сентября 1939 года, по окончании окончания сдаточных опробований двух опытных образцов танка Т-40, выявился фактор, мешающий начать…
-
Начать войну на старой технике. бт — эмка.
В 1930 г. СССР незадорого прикупил производственные права, чертежи, патенты и другое на танк Кристи М.1940. На первый взгляд думается, что это было…
-
Тяжёлый штурмовой танк a-39 tortoise. великобритания
В первой половине 40-ых годов XX века британские генштабисты озаботились вопросом: «Каким должен быть тяжёлый «штурмовой танк», талантливый без вреда для…
-
В межвоенный период 20-х – 30-х годов СССР был, пожалуй, единственной страной, планомерно развивавшей тематику авиации яркой помощи армий. По количеству…