На вечной стоянке

      Комментарии к записи На вечной стоянке отключены

На вечной стоянке


История отечественного ВМФ неотделима от иногда противоречивой истории нашей страны. Россияне испокон столетий слыли искусными мореплавателями. О дальних походах предков — восточных славян на Тёмном и Средиземном морях документально известно еще В первую очередь VII в. А в июле этого года исполняется 85 лет началу первого по окончании событий октября 1917 года заграничного плавания судов нашей страны.
История отечественного ВМФ неотделима от иногда противоречивой истории нашей страны. Россияне испокон столетий слыли искусными мореплавателями. О дальних походах предков — восточных славян на Тёмном и Средиземном морях документально известно еще В первую очередь VII в. А в июле этого года исполняется 85 лет началу первого по окончании событий октября 1917 года заграничного плавания судов нашей страны.

В июле 1924 года крейсер «Аврора» с учебным кораблем «Комсомолец» послали в первое по окончании Октября заграничное плавание. Судам предстояло пройти около 6 тысяч миль около Скандинавии до Архангельска и обратно с заходом в норвежские порты Берген и Тронхейм. 18 июля суда пришли в Берген, 23 июля были в Мурманске.

Спустя семь дней отряд подошел к Архангельску. В августе суда возвратились в Кронштадт.

История учебного корабля «Комсомолец», ранее носившего наименование «Океан», началась 28 мая 1901 года, в то время, когда на стапелях судостроительной компании «Говальдсверке» в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был построен и в том же году вступил в строй. Спроектированный и выстроенный специально для обучения личного состава «Океан» в те годы был наибольшим представителем собственного класса.

При водоизмещении более 11.000 тысячь киллограм он имел длину 149,4 м, ширину — 17,4 м, осадку — 8,4 м. Мощность основных механизмов составляла 11.064 л.с., большая скорость хода — 18 узлов, экономическая — 11, дальность плавания — 7.000 миль. Экипаж корабля достигал 180 человек.

Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое важное опробование, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля участвовал известный ученый-кораблестроитель, доктор наук Морской академии А.Н. Крылов.

В июне 1910 года на «Океане» вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий». Но оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл являться кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший позднее одним из участников Гражданской войны.

«Океан» явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, дабы вывезти русских раненых пленных, пребывавших в зарубежных больницах и хотевших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской республики в соответствии с условиям Брестского мирного контракта. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов. В осеннюю пору 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание.

В море экипаж встретил такую весть: отмечая громадные заслуги красных армейских моряков по восстановлению корабля и в связи с ответом V съезда РКСМ о принятии комсомолом шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в «Комсомолец».

Летом 1924 года для обеспечения практики курсантов училища командного состава в Кронштадте был создан Особенный практический отряд, в который вошли Комсомолец и «легендарный» крейсер «Аврора». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские суда снова пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам.

Летом 1933 года, на протяжении очередного плавания в Заполярье, «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе руководства создаваемой Северной военной флотилии был покинут на год и перевоплощён в штабной корабль, а в конце 1934 года, возвратившись на Балтику, снова начал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ. В июне 1941 года корабль пребывал в учебном плавании неподалеку от Ханко. Тут его застала Великая Отечественная война.

Возвратившись в Ленинград, «Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы Гражданской войны, практически целый его экипаж сошел на берег защищать город на Неве, а на борту корабля в годы жёсткой блокады разместилась школа боцманов Балтфлота.

В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и опять ожили палубы «Комсомольца». Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его надстройках и палубах разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым опробованиям. Началась хлопотливая, насыщенная бессчётными плаваниями мирная судьба «Комсомольца», каждый год на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, дабы пройти все азы морских наук.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века корабль был перевоплощён в плавучую казарму, а после этого исключен из состава флота.

Крейсер «Аврора» практически всем отечественных читателей, конечно же, известен лучше. Имя «Аврора», что по-гречески свидетельствует «утренняя заря», новому кораблю было разрешено в честь смелого парусного фрегата флота России, прославившегося в Крымской войне 1853 — 1856 гг. в дни смелой защиты порта Петропавловск-на-Камчатке от франко-английских интервентов. Кстати, на церемонии закладки «Авроры» в 1897 г. среди почетных гостей находился и бывший член того славного парусника 70-летний отставной матрос Фесун.

Крейсер — полностью детище корабелов отечественного Отечества. Создатель проекта — гениальнейший инженер-кораблестроитель Константин Токаревский. Под его управлением на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском — выстроили автомобили, а Обуховский завод поставил артиллерию.

На спуске «Авроры» в мае 1900 года пребывали послы разных зарубежных стран, армейские атташе. Свидетелем того знаменательного события был и учёный русский и выдающийся флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров. На спуск крейсера прибыл сам правитель-император России Николай II с почетной свитой.

В то время, когда новый корабль взбороздил Неву, залпы кораблей ВМФ порвали воздушное пространство. Тридцать один раз салютовал флот новорожденной «Авроре». Вот что писала об этом знаменательном событии газета «Кронштадтский вестник»: «День назад, 11 мая, в Петербурге происходило морское торжество — спуск на воду крейсера 1-го ранга «Аврора». Погода была ясная, негромкая, теплая. Крейсер выходил из-под крыши эллинга кормой вперед, и на нем поднимались знамёна.

Когда носовая часть крейсера погрузилась в воду, были даны оба якоря. С судов, стоящих на Неве, был произведен установленный салют».

Газета кроме этого сказала о том, что в постройке корпуса употреблялось «175 626 пудов стали, бронзового сплава — 5 659 пудов», а подводная часть корпуса крейсера обшита брусьями из дерева «тик» и покрыта сверху бронзовыми страницами.

16 июля 1903 года корабль вошел в боевой состав ВМФ России. На нем тогда служили 23 человек и 550 офицера команды.

Для собственного времени это был замечательный, быстроходный корабль, оснащенный бронетехникой последних достижений. Вот кое-какие тактико-технические характеристики крейсера: водоизмещение — 6.731 тонна, протяженность — 123,7 м, ширина — 16,8 м, осадка — 6,4 м. Три паровые машины с тремя гребными винтами неспециализированной мощностью 11.610 л.с. информировали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час). Паровых котлов — 24 (совокупности Бельвилля), время обычной разводки паров — 1 час 15 мин., экстренной — 35 мин..

Приняв полный запас горючего (917 тысячь киллограм угля), корабль имел возможность пройти 4.000 миль (7.400 км) без захода в порты.

Оружие «Авроры» составляли: 10 шестидюймовых и 20 трехдюймовых орудий совокупности Канэ, четыре пулемета, две десантные пушки калибра 37 мм, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных). Боевая рубка корабля была защищена от вражеской артиллерии спереди броней толщиной 152 мм, сверху — броней 51 мм. Палуба крейсера защищалась броневыми страницами толщиной 38 мм.

Орудия главного калибра (шестидюймовые) защищались бронещитами толщиной 1 дюйм (25,4 мм).

Крейсер кроме этого имел четыре электрических прожектора совокупности Манжена диаметром 75 см, один из которых осветил 25 октября 1917 года Зимний дворец перед штурмом . Дальность освещения таких прожекторов — 3 мили (более пяти километров).

«Аврора» была оснащена для связи новинкой тех лет — радиотелеграфом. На крейсере был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов замороженного мяса.

Управление крейсером в море имело возможность осуществляться из пяти мест: центрального поста, румпельного отделения и заднего мостика, ходовой либо боевой рубок. Команды подавались по переговорным трубам и внутренним телефонам.

Первым боевым крещением «Авроры» стала японская Цусима, к которой крейсер подошел обогнув Африку в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Команда сражалась мужественно и стойко. Многие моряки показали настоящий героизм. Вот выдержка из маленькой книги о корабле, выпущенной в 1914 году: «Утраты личного состава: убит в боевой рубке наповал начальник крейсера капитан 1 ранга Егорьев. Ранены осколками снарядов лейтенанты Прохоров, Лосев и Старк, мичман Шаховской и прапорщик Берг.

Не легко ранены мичман Яковлев — в ногу с оторванием мягких частей, лейтенант князь Путятин — в правый старший — и бок офицер капитан 2 ранга Небольсин — в голову и в ногу.

Нижних чинов: убито — 9, погибло от ран — 5, тяжелораненых — 32 и легкораненых — 42, в основном из орудийной прислуги. Один из убитых нижних чинов был отыскан без головы, ног и рук, у другого в груди была гильза… В течение 12 часов, как в течение боя, так и в тяжелом напряженном состоянии на протяжении минных атак, офицеры и команда бессменно находились на собственных постах: прислуга — у орудий и боевая вахта — в машине.

Все трудились безукоризненно и вносили все от них зависящее для успеха дела».

По окончании вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 года «Аврора» возвратилась в Россию, на Балтику. Крейсер был отремонтирован. Он был включен в состав учебного отряда судов Морского корпуса.

С гардемаринами и юнгами на борту «Аврора» совершила последовательность продолжительных дальних походов. Так, в 1911 году крейсер выполнил важную дипломатическую миссию, воображая Российский флот на коронации короля Сиама в Бангкоке. Вместе с другими офицерами важную походную вахту нес и лейтенант Георгий Старк, прослуживший на «Авроре» к тому времени уже восемь лет.

Он вел дневниковые записи, в которых детально поведал и о нахождении корабля в Бангкоке.

Празднование длилось четыре дня: с 18 по 21 ноября.

19 ноября — в сутки коронации — прогремел салют из 101 залпа. На рейде, где находились суда, прошел морской парад. Вечером «Аврору» украсила иллюминация.

На борту сиамской канонерской лодки для офицеров боевых единиц, прибывших на торжества, был дан обед. Он «состоялся в спокойном, выдержанном тоне, беседы велись на сугубо морские темы…»

Нижние чины «Авроры» кроме этого сходили на берег. Их поведение было безукоризненным. Но не обошлось без важного происшествия. 15 матросов крейсера, пребывав на берегу, взяли пищевое отравление. Двух из них, к сожалению, спасти не удалось.

Корабельный доктор опасался, что это вспышка холеры, и на корабле были совершены профилактические мероприятия. Погибших моряков похоронили на кладбище Бангкока. Траурные события омрачили нахождение «Авроры» в королевстве Сиам.

На крейсере были отменены участие и официальный приём должностных лиц из экипажа крейсера в ряде приемов на берегу.

По пути к себе корабль совершил пара заходов в зарубежные порты. В Неаполе, например, на его борт встала великая княгиня Анастасия Михайловна, вручившая начальнику «Авроры» и некоторым офицерам крейсера ордена «За верную работу».

С началом Первой Мировой «Аврора» несла боевой дозор в Финском заливе, а в ноябре 1916 года корабль был послан на ремонт в Петроград.

С 1918 года крейсер пребывал в резерве ВМФ, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Лишь в середине 1920 года крейсер снова был вооружен. На нем установили новые орудия, и он был включен в состав действующей флотилии.

А чуть позднее «Аврора» стала учебным кораблем, на борту которого проходили практику будущие офицеры.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века корабль ошвартовался в Ораниенбауме, где и простоял в течение всей ВОВ. В августе 1944 года было решено установить крейсер навечно у Петроградской набережной Громадной Невки, наоборот строения Нахимовского военно-морского училища, и 17 ноября 1948 года по окончании основательного ремонта «Аврора» кинула якорь на месте вечной стоянки. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века корабль стал музеем, что действует и сейчас.

26 июля 1992 года на «Авроре» был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг. Примечательно, что и на данный момент на борту крейсера продолжают работу армейские моряки отечественного Отечества. Экипаж, само собой разумеется, не столь большой, как сто лет назад.

Но любой старается служить на совесть, заслуживать сыном собственного Отечества, продолжателем вековых традиций родного флота…

Гавриленко А., «Красная звезда»

2015 03 27 — ИЛ- 62М на вечной стоянке в Шереметьево (Лобня)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: