На дороге к f-35. general dynamics/convair model 200

      Комментарии к записи На дороге к f-35. general dynamics/convair model 200 отключены

Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а и есть продолжение темы, поднятой в статье Проект палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A. США

Как и в любой сфере людской деятельности, в истории бронетехники бытует огромное количество мифов. Какие-то из них распространены во многих государствах, к примеру миф о том, что немцы во время второй мировой изобрели всё что возможно, а всю землю позже у них лишь копировал, но об этом я уже сказал неоднократно. Другие легенды характерны отдельным государствам. Не избавлена от этого, само собой разумеется, и Российская Федерация.

Один из самые популярных мифов – происхождение американского истребителя F-35 от отечественного Як-141. Якобы американцы в 90-ых у нищей РФ приобрели все технологии и на базе их и выстроили свой автомобиль. Для обывателя не в теме это объяснение логично, поскольку и действительно, в Соединенных Штатах один лишь английский Харриер был из СВВП, а тут из ниоткуда появляется F-35.

Но вот в случае если присмотреться повнимательнее, внезапно оказывается, что США прошли все создания и этапы исследования автомобилей вертикального взлёта и посадки – набили много шишек, но и всё нужное для F-35 создали сами. И вот об одном таком недостающем звене мне и хочется поболтать.

На дороге к f-35. general dynamics/convair model 200

В конце 60-ых годов перед флотом США поднялась неприятность недочёта авиационной помощи. Возрастающее влияние СССР в государствах третьего мира потребовало резкого усиления контроля над мировым океаном. Помимо этого, росла угроза от советских субмарин, и при войны конвои из америки в Европу требовалось от них защищать.

Расширить программу постройки суперавианосцев не представлялось вероятным, кроме того бюджет США не был бесконечным, и адмиралы решили возродить концепцию эскортных авианосцев, но уже под новым заглавием – Sea Control Ship (SCS). Появление СВВП разрешило оснастить кроме того маленькие авианесущие суда реактивной авиацией, соответственно сделать их в полной мере конкурентоспособными в наше время.

Согласно расчетам, за ту сумму, что стоил один ядерный многоцелевой авианосец, возможно было выстроить восемь SCS, что разрешило бы применять их в том месте, где нужна авиаподдержка, а авиагруппа суперавианосца будет излишней. Параллельно проектированию SCS стартовала и программа разработки многоцелевого самолёта для них.

Convair Model 200 на фоне одного из вариантов SCS

Фактически все большие авиастроительные компании США и пара западноевропейских участвовали в конкурсе, заявленном флотом США. Главным условием было создание самолёта посадки и вертикального взлёта, талантливого развивать сверхзвуковую скорость, вести полноценный воздушный бой и иметь нужную нагрузку подобную AV-8A Harrier. По этим требованиям в компании Convair был создан проект Model 200.

Это был самолет, выполненный по схеме утка с дельтовидным крылом и развитым дельтовидным передним оперением, что по расчётам разрешало достигнуть манёвренности, превосходящей советский МиГ-21. Особенное внимание было уделено обзору из устойчивости и кабины пилота на малых скоростях полёта с целью достижения отличных показателей при атаке наземных и наводных целей.

Выбор аэродинамической схемы для Convair Model 200

Convair Model 200

Силовая установка складывалась из подъемно-маршевого турбореактивного двигателя Pratt Whitney JTF22A-30A (вариант F401), расположенного в задней части фюзеляжа и имевшего поворотное сопло из трёх шарнирно соединённых сегментов. За кабиной пилота размещались два подъемных двигателя Allison XJ99, воздушное пространство для которых подавался через расположенные на верхней части фюзеляжа створки.

На нулевой и низкой скорости обеспечивался отбор воздуха от подъемных двигателей к соплам, расположенным у законцовок крыла и в носовой части фюзеляжа, для распределения подъёмной силы. По расчётам Model 200 должен был развивать скорость до 2 Мах, и иметь возможность выполнять вертикальный взлёт при нужной нагрузке в две тонны. При горизонтальном взлёте нужная нагрузка составляла 5 тысячь киллограм.

Большая дальность с нагрузкой в две тонны и без ПТБ – 450 километров.

Внутреннее устройство Convair Model 200

Схема размещения двигателей в Convair Model 200

Масса безлюдного самолёта – девять тысячь киллограм. Оружие – 20-мм автопушка М61 Vulcan, две точки подвески для ракет Sidewinder на законцовках крыла и шесть универсальных точек, четыре под крылом и две под фюзеляжем (употреблялись лишь при горизонтальном взлёте). Авионика самолёта была приспособлена под применение ракет Sidewinder и Sparrow, и всего комплекта бомбового оружия, а также ядерных бомб B61, блоков пушечных контейнеров и неуправляемых ракет.

Самолёты имели возможность применять как для завоевания превосходства в воздухе, так и для исполнения ударных задач. Помимо этого, было вероятно осуществление базисных противолодочных функций при применении особого подвесного оборудования.

Масштабная модель Convair Model 200

Модель Convair Model 200 для продувки в аэродинамической трубе

Convair Model 200 взлетает с палубы SCS

Параллельно прорабатывался вариант Model 201 – самолёт укороченного посадки и взлёта для применения на громадных авианосцах. Он был на 80% унифицирован с Model 200, отличался от него по большей части двигательной установкой: вспомогательные подъёмные двигатели были убраны, вместо них размещался дополнительный запас горючего, двигатель JTF22A-30A заменялся на JTF22A-26A, чуть более замечательный и без поворотного сопла. В итоге нужная нагрузка самолёта возросла до 6 тысячь киллограм, а дальность полёта без ПТБ до 700 километров.

В остальном ЛТХ самолёта соответствовали Model 200. Model 201 предполагалось применять в связке с более тяжёлыми F-14, помогая им в ближнем манёвренном бою и делая ударные задачи.

Отличия Convair Model 201 от Convair Model 200

На базе Convair Model 201 кроме этого разрабатывался двухместный вариант для обучения пилотов как Model 201, так и Model 200. В других модификациях двухместный вариант имел возможность делать задачи противолодочной борьбы либо носителя точного управляемого оружия. При таких условиях второй пилот выполнял роль оператора оружия.

Convair Model 200, одноместный и двухместный варианты Convair Model 201

В августе 1972 года среди всех представленных проектов флот выбрал предложение от Convair и проект XFV-12 от Rockwell. Вариант Rockwell смотрелся более приемлемым, из-за большего опыта компании в создании СВВП и меньшей цены, при тех же чертях. Однако, Model 200 хоть и был на роли запасного, всё равняется планировался к постройке в 1975 году, потому Convair взяла дополнительное финансирование в размере 300 тысяч долларов на предстоящую проработку проекта.

Показал интерес флот и к Model 201 – по окончании анализа проекта Convair было обещано приоритетное право участия в конкурсе на лёгкий палубный истребитель, что должен был стартовать в первой половине 70-ых годов XX века.

Посадка Convair Model 200 на палубу SCS

В первой половине 70-ых годов XX века в Сенате прошли слушания по выделению финансирования на постройку XFV-12 и Model 200. На них концепция Sea Control Ship была подвергнута важной критике, потому, что такие суда не могли делать задачи вблизи побережья СССР и, следовательно, были во многом ненужны в условиях глобальной войны. Исходя из этого взять деньги на постройку обоих прототипов не удалось, так что флот дал предпочтение XFV-12 и отозвал финансирование у Convair.

Но, как и было обещано ранее, Model 201 однако стал участником стартовавшего конкурса VFAX.

Масштабная модель Convair Model 201

Компьютерная модель Convair Model 201

В конце 1974 года General Dynamics, обладатели Convair, сделали вывод, что отныне Model 201 будет проходить под обозначением General Dynamics Model 218. Для предстоящего участия в VFAX случилась малый доработка авионики, поскольку в остальном Model 218 соответствовал требованиям конкурса. Сложно сообщить, какая будущее ожидала бы данный проект, но в 1975 году в General Dynamics отозвали Model 218 с конкурса, заменяя её палубной версией YF-16, что, согласно их точке зрения, помогло бы существенно сэкономить за счёт унификации.

На этом история Convair Model 200 и самолётов на его базе заканчивается.

General Dynamics Model 218

Взлёт General Dynamics Model 218

Однако, наработки и идеи Model 200 не пропали бесследно. В 90-ых годах Lockheed-Martin выкупила у General Dynamics все их авиационные подразделения, среди них и Convair. результаты и Вся информация, полученные на протяжении работ над Model 200, были использованы в последующих проектах, в том числе и в F-35.

Так что именно Model 200 нужно считать предком F-35, тогда как Як-141 послужил только подтверждением, что направление, забранное ещё в 70-ых, правильно и работоспособно. Весьма интересно подчернуть, что многие любители истории американской авиации уверены в том, что выбор XFV-12 был неверен, и если бы Model 200 сопутствовал успех, США имели возможность бы взять сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта ещё в 80-ых годах.

Источники:

  • Air International 10-1974
  • up-ship.com
  • Air Enthusiast 03-1973
  • USE OF FLY-BY-WIRE TO OBTAIN PERFORMANCE IMPROVEMENTS IN A DELTA-CANARD DESIGN
  • General Dynamics F-16. William G Holder
  • San Diego Air Space Museum Flickr photostream

источник: http://youroker.livejournal.com/68040.html

Самолет F-35 не лучше чем F-16

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: