Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.3

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.3 отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю материалы по циклу «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим» — «Плавучий порт адмирала Макарова». В данной статье обращение отправится о торговцах. Приятного чтения.

Вся Российская Федерация праздновала новый 1900 год, а на душе Владивостокского торговца I гильдии, Григория Илларионовича Зотова, было хмуро и безрадостно. Владивостокский олигарх, в полном смысле этого выражения, «обладатель фабрик, газет, пароходов» выдерживал денежный провал. Его магазины из центра Владивостока, на окраины теснили, такие узнаваемые торговые дома как «Мюр и Мерлиз», «Линдстремъ и К°» и акционерное товарищество «Пассажъ».

Желтая, донельзя, скандальная и бульварная газетенка «Владивостокский листок» приносила одни убытки. Спасением были только пара крупорушек и паровых мельниц, пекарни, да пивоваренный заводик. Кушать и выпивать пиво, люди не прекращали. Но самой огромной денежной дырой было пароходство. Кой линия, дернул его почтенного торговца, купить два этих канадских парохода. Он уже немолодой, и уверенный в себе промышленник, встретившись с ними практически влюбился.

Это были настоящие торговцы. Кроме того нет, не так ТОРГОВЦЫ! Проектировали суда лучшие британские корабельные инженеры, сделав их двухпалубными. Для транспортировки груза они предусмотрели два носовых и два кормовых отсека.

В каждом отсеке устроили твиндек и трюм. Третий отсек твиндека британские конструкторы отвели под морозильное отделение для перевозки скоропортящихся продуктов. Для пассажиров II класса на пароходе были предусмотрены 12 кают, на 48 человек.

Безклассных пассажиров, численностью 208 чел. возможно было расположить в твиндечных помещениях первого, второго и четвертого отсеков, каковые оборудовались двухъярусными металлическими койками. Также 360 человек на кратковременное время возможно было перевозить на верхней палубе. Предназначенные для плавания в северных широтах, суда имели важное ледовое подкрепление, разрешающие ходить им по битому льду.

В носовой и кормовой оконечности, толщина ледового пояса составляла 25 мм., на миделе истончалась до 20 мм. Простые и качественные, цилиндрические, паровая машина и паровые котлы тройного расширения, снабжали движение в 12 узлов, а при форсировке до 2100 л.с., скорость возрастала до 12,5 узлов. Расход угля при 10 узловом экономичном ходе составлял 11,5 тысячь киллограм/дни.

И так как не с бухты, барахты приобрел. Нет же, все вычислил. Летом, во время навигации, пароходы должны были трудиться на севере, в Беринговом и Охотском морях, зимний период уходить на юг, снабжая пассажиров и перевозку грузов, между Россией, японией и Китаем. Кроме того аренда Порт-Артура, была на пользу. Возможно было для Порт-Артурской эскадры, снабженческими операциями заняться. И желаемая мечта, богатые американские рейсы.

Григорий Илларионович, изрядно проредил собственные накопления и два канадских красавца были у его причалов. В Российской Федерации суда взяли гордые названая «Св. Таисия», в честь святой покровительницы, младшенькой дочери, любимой 15-летней егозы, Таисии Григорьевны Зотовой, второй в честь святого покровителя покойного батюшки, Иллариона Чудотворца – «Св.

Илларион». Увы, но святые так и не смогли оказать помощь.

Рейсы по Охотскому и Берингову морю, были безлюдными. В то время, когда они заполнялись на 1/3, рейс считался успешным. На юге, в Китае, Григория Илларионовича оттесняли более оборотистые и ушлые соотечественники и наглые, беспардонные чужестранцы. Ставка на морское ведомство также не оправдалась.

При Порт-Артурской эскадре, терлись собственные, проверенные, торговые агенты. Но, Григорию Илларионовичу, уже несколько раз намекали на возможность приобретения пароходов, но торговец до тех пор пока держался. А об американских рейсах кроме того грезить было нечего, американцы нехотя пускали на собственный рынок чужаков.

Одновременно с этим пароходы потребовали денег, денег и еще раз денег. Целый 1899 год прошел для Григория Илларионовича в подсчётах и метаниях убытков. Наконец отпраздновав Рождество, Зотов решился.

Летом 1900 года пароходы были зачислены в Российский флот, в качестве эскадренных транспортов, под именами – «Суздаль» и «Муром».

Проект был очень успешным. К существующим двум транспортам, верфи «Канадиан шипбиллдинг арктик» было решено заказать еще два корабля. В конце 1902 года в строй вступили «Ростов Великий» и «Углич». Орудия на транспорты не устанавливались.

Но в начале 1903 года все транспорты взяли подкрепления под орудия.

Армейские транспорты «Муром», «Суздаль», «Ростов Великий» и «Углич».

Мы наш, мы новый, флот построим... часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.3

Водоизмещение – 4550 тысячь киллограм. Грузоподъемность – 2000 тысячь киллограм. Размерения – 91,0х12,5х5,7 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 12,5 узлов.

Дальность хода — 4500 миль на 10 узлах. Запас горючего — 220 тысячь киллограм угля.

Оружие на 1904 год – 4х87-мм., 2х47-мм., 4х7,62-мм. пулемета

К началу 1904 года «Муром», «Ростов» и «Суздаль Великий», пребывали в Порт-Артуре, а «Углич» во Владивостоке. С началом войны все суда взяли штатное оружие. «Муром» приказом Макарова, был произведен в судно снабжения миноносцев. Неувядаемой славой он покрыл себя в ночь известного перехода Порт-Артурской эскадры. «Муром» шел в боевом ордере эскадры.

Как раз к нему причаливали израненные русские миноносцы с опустевшим боезапасом. С него на миноносцы, сгружали торпеды и боеприпасы, перегружали уголь, забирали раненых. Смертельно утомившиеся по окончании тяжелейшего, для русского флота, дня, матросы с миноносцев, лихорадочно хлебали тёплые щи, намерено приготовленные для них, дабы опять бежать на собственные места по боевому расписанию.

Друг за другом, миноносцы отваливали от борта «Мурома», дабы наутро встретить неприятеля в боеготовности. Он же взял на буксир поврежденный миноносец «Примечательный». В той же кровавой карусели перехода, пропал «Ростов Великий», лишь по окончании войны выяснили, что он был торпедирован японским миноносцем. «Ростов Великий» приняв на себя удар, предназначенный для невооруженного и большого «Квантуна». «Суздаль» поднялся в строй каравана, в качестве запасного крейсера.

Ему удалось отогнать от конвоя, японский миноносец. Позже он взял на буксир поврежденный миноносец «Шустрый». «Суздаль» выручал команды с миноносца «Статный» и крейсера II ранга «Яхонт».

«Углич» много раз выходил вместе с крейсерами на боевые задания, снабжая крейсера углем, продовольствием и всем нужным. В конце 1904 года его команде удалось потопить, очень наглый японский миноносец, решивший, что русский армейский транспорт, легкая мишень. Миноносец «Хамадзути» выпустил по транспорту две торпеды. Одна прошла мимо, а от второй удалось отклонится.

С миноносца открыли огонь, повредили рубку, убили двух матросов и еще нескольких ранили. С «Углича» открыли огонь в ответ. В следствии двух успешных попаданий, машина миноносца была выведена из строя, а подошедший на выручку крейсер II ранга «Вихрь» (2050 т. 19 уз.

6х1х120-мм), расстрелял японца.

Все три транспорта, принимали участие в высадке армий на Курильских островах и Сахалине. «Суздаль» обстрелял группу японских армейских обеспечив высадку десанта в бухте Талоби. А «Муром» со своей стороны был обстрелян японским запасным крейсером «Кансин Мару» (5500 т. 20 уз. 4х1х120-мм.), но, напрасно.

По окончании войны все три оставшиеся в строю транспорта, служили при Тихоокеанском флоте. «Муром» так и остался судном обеспечения миноносцев, 1 и 2 миноносных дивизиона Тихоокеанского флота. А «Углич» и «Суздаль» снабжали флот всем нужным.

«Углич» в порту Владивостока в 1915 году

Перед Первой мировой войной «Углич» перевели в Архангельск. Он принимал участие в перевозках из Англии и США, военных грузов. В 1917 у самого Архангельска он подорвался на мине, к счастью его тихо дотащили до отмели. Британцы плюнули на полузатопленый пароход и покинули его в Архангельске. До 1923 года кораблем никто не занимался.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века юная Советская республика, отчаянно нуждаясь в транспортных судах, перевела «Углич» в док для ремонта. Пароход был в весьма нехорошем состоянии. Целый 1924-1925 год он был на ремонте. Лишь весной 1926 года был опять построен.

До середины 1930-х годов, он трудился на линиях Мурманск-Мурманск и Ньюкасл-Ливерпуль. В середине 30-х годов в связи с повышением Тихоокеанского флота «Углич», ставший «Памятью Кирова», вместе с авианосцем «Дальний Восток» и крейсерами «Щорс» и «Дзержинский», конечно несколькими эсминцам, перешел во Владивосток.

Будущее «Мурома» и «Суздаля» была более увлекательна. Оба корабля, увел из Владивостока, командующий Дальневосточного флота, при Приамурском правительстве братьев Меркуловых, адмирал Г.К. Старк. Сперва «Муром» и «Суздаль» попали в корейский порт Гензан, пребывавший в то время под японской оккупацией, где на них положили глаз японское руководство.

Японцы реквизировали «Муром», а Старк увел оставшиеся суда эскадры, среди них и «Суздаль» в Шанхай. Отчаянно нуждаясь в деньгах для предполагаемого похода на Филиппины, адмирал Старк решается на продажу нескольких судов, среди них и «Суздаль», китайскому правительству.

По мирному соглашению заключенного между СССР и Японией в Саппоро, в первой половине 20-ых годов двадцатого века, Япония обязывалась вернуть все захваченные русские суда, включая «Муром». В первой половине 20-ых годов XX века «Муром» передали представителям Дальневосточного пароходства. В СССР транспорт был переименован в «Шаумян» и был включен в состав Дальневосточного пароходства.

«Суздаль» недолго ходил под китайским флагом. Корабль был выставлен на торги, где его в 1925 году, по поручению советского правительства купил полпред СССР в Китае, Л. М. Карахан. В СССР «Суздаль» был принят на баланс Дальневосточного пароходства став «Сахалинским комсомольцем».

Во второй половине 30-ых годов XX века «Шаумян» за одну навигацию, отконвоировал на Дальний Восток два новейших эсминца типа «Менжинский» и «Подвойский».

Война застала «Память Кирова», «Шаумяна» и «Сахалинский комсомолец» на Дальнем Востоке. Все они были вооружены 4х87-мм. орудиями и 2-мя сдвоенными 37-мм МЗА.

«Память Кирова» в порту Советская гавань, 1944 год.

Все суда принимали участие в войне с Японией в 1945 году. С «Сахалинского комсомольца» и «Памяти Кирова» высаживались десанты в корейские порты Юки (Унги) и Расин (Начжин). Транспорты «Сахалинский» комсомолец «и Шаумян» принимали участие в высадке десантов на Курильские острова.

При высадке «Сахалинский комсомолец» подорвался на мине, но сумел дотянуть до берега и высадить десанты. На следующий сутки по кораблю, сидевшему на мели, ударили два японских бомбардировщика. По окончании войны рабочая группа обследовавшая транспорт признала его негодным к предстоящей эксплуатации.

По окончании войны «Память Кирова» продолжительное время являлся самоходной плавбазой 1-й бригады подводных лодок. А «Шаумяна» совершенно верно в таком же качестве, являлся базой для торпедных катеров. Оба корабля нашли собственный приют на Северном судоремонтном заводе в Советской гавани, где помогали плавказармами для экипажей подводных лодок пришедших на ремонт.

Как неизменно, ожидаю Ваших предложений, комментариев и замечаний.

ПРОДОЛЖЕНИЕ направляться

Боевые корабли Ирана прибыли на легендарную базу Каспийской флотиии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: