Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.2

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.2 отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю материалы к АИ «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим» – «Плавучий порт адмирала Макарова». Еще раз благодарю за неоценимую помощь в работе глубокоуважаемого сотрудника LPGMASTER. Приятного чтения.

* * *

Эти суда уж никак нельзя назвать смелыми. Исходя из этого и рассказ о них будет самым маленьким. Орудий на них не было. В битвах они не принимали участие.

Но русские моряки нежно именовали их «кормильцы».

Во второй половине 90-ых годов XIX века Одесская верфь «Беллино-Фендерих» выстроила для РОПиТа два морозильных судна. Это первенствовали рефрижераторы отечественной постройки.

Морской министр Р.В. Хорошихин постоянно отводил громадное значение снабжению матросов и офицеров свежей провизией. Исходя из этого нет ничего необычного, что он решил заказать два морозильных судна для русского флота.

Но все уперлось в финансирование. Минфин категорически не хотело выделять денег на суда непонятного назначения. В 1900 году Р.В. Хорошихин помог подписанию устава «Русского Восточно-Азиатского пароходства» (Руссазиатик), и выбил для него последовательность льгот (среди них и помильную премию).

Со своей стороны «Руссазиатик» обязалось делать армейские поставки для флота, а при войны готово было дать суда в качестве мобилизационных. Кроме этого в соглашении между Русским и морским «ведомством Восточно-Азиатским пароходством» отдельной строчком прописывалось «отсутствие на борту какого-либо оружия, чтобы не подвергать имущество общества лишней опасности». Оба судна вошли в строй в 1901 году. В 1902 году были переведены на Дальний Восток.

Суда взяли имена «Ледоход» и «Ледник».

Эскадренные рефрижераторы «Ледоход» и «Ледник»

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.2

Водоизмещение – 5200 тысячь киллограм. Грузоподъемность – 2000 тысячь киллограм. Размерения – 103,5?15,0?5,5 м. СУ – 1ПМ, 4ПК. Мощность – 2200 л.с.

Скорость – 12,5 узлов. Дальность хода – 4200 миль на 9 узлах. Запас горючего – 600 тысячь киллограм угля.

«Ледоход» приписали за Владивостокской эскадрой, а «Ледник» за Порт-Артурской. Оба парохода совершали рейсы в Китай, Японию и США. 26.01.(08.02.) 1904 года «Ледоход» пребывал в 120 милях от Владивостока, в то время, когда он попался отряду японских миноносцев, возвращавшихся с налета на Владивосток.

Команда «Ледохода» еще ничего не знала о начавшейся пара часов назад войне. Исходя из этого японские миноносцы легко захватили «Ледоход» и отконвоировали его в Японию, где он вошел в состав японского флота под именем «Конъегсэй Мару». Справедливости для необходимо подчеркнуть, что японское наименование он носил недолго.

Уже весной 1906 года все суда, захваченные японцами, были возвращены России.

«Ледник» всю войну снабжал Порт-Артурскую эскадру, а после этого славный Тихоокеанский флот свежей провизией. Единственный случай, в то время, когда трюмы «Ледника» опустели, был сутки окончания войны. В данный сутки офицеры выпили все запасы шампанского, а матросы съели все запасы продовольствия, от эйфории, что война закончилась.

Прекрасно погуляли.

По окончании войны, возвратившийся из японского плена «Ледоход» был реализован «Охотско-Камчатскому рыбопромышленному обществу» (ОКАРО) со большой скидкой, в качестве компенсации за утрату части судов ОКАРО.

«Ледник» морское министерство выкупило у «Русского Восточно-Азиатского пароходства», и он остался в качестве эскадренного рефрижератора в составе Тихоокеанского флота.

В 1912 году морское министерство переуступило «Ледник» «Обществу железных дорог и морских перевозок» (ОЖДиМП), и он был переведен сперва в Архангельск, а после этого в Мурманск. На протяжении ПМВ он снабжал транспортирование грузов из государств-союзниц в Россию. В первой половине 20-ых годов XX века ОЖДиМП увел «Ледник» в Лондон.

В первой половине 20-ых годов XX века ОЖДиМП, обремененный долгами, начал распродажу собственного имущества. Советское правительство пробовало опротестовать действия ОЖДиМП в суде, но удач не добилось. Отчаянно нуждаясь в восстановлении торгового флота, управление СССР в первой половине 20-ых годов XX века купило «Ледник» у ОЖДиМП по остаточной цене за 8,5 тыс. фунтов. «Ледник» перевели в Одессу и переименовали в «Ленинец».

В 1925 году он начал выполнять регулярные рейсы по перевозке скоропортящихся продуктов из черноморских портов в государства Средиземного моря, а в отдельных случаях и в порты Англии. «Ленинец» принимал участие в смелой обороне Одессы, доставляя в Одессу разные грузы и вывозя из Одессы беженцев и раненых. Особенно необходимо подчеркнуть перевозку «Ленинцем» части личного состава 157-й стрелковой дивизии на помощь обороняющейся Одессе 16 сентября 1941 года.

С 1 по 11 октября 1941 года рефрижератор «Ленинец» принимал участие в эвакуации Одессы. 11 октября «Ленинец» подорвался, по официальной версии, на германской мине. Свидетели уверяют, что в то горячее время минопостановки создавали все и выяснить, где чья мина, было фактически нереально.

Быть может, это была отечественная мина либо румынская. К счастью, «Ленинец» шел в ордере и бoльшую часть людей удалось спасти. Всего на «Ленинце» погибло 54 человека, еще 95 человек были ранены разной степени тяжести.

«Ледоход» до 1922 года пребывал в составе «Охотско-Камчатского акционерного рыбопромышленного общества» (ОКАРО), которому благоволили управление Дальневосточной республики и американская оккупационная администрация. В первой половине 20-ых годов XX века японцы было попытались конфисковать часть судов, среди них и рефрижератор «Ледоход», но из Вашингтона послышался грозный японцы и окрик отошли. Все время ОКАРО руководил племянник основателя общества К.Л.

Лаврова, Михаил Кириллович Лавров. В первой половине 20-ых годов XX века он лично увел собственный рефрижератор и рыболовный флот «Ледоход» в Японию. Но дела Михаила Кирилловича пошли не столь удачно, как в Российской Федерации.

В первой половине 20-ых годов XX века М.К. Лавров на рефрижераторе «Ледоход» и с частью собственных рыбопромысловых судов возвратился на родину.

Ему удалось заключить с Советской властью концессионное соглашение. Торговым домом «Лавров и К°» и «Дальгосрыбпромом» было образовано «Дальневосточное АО по эксплуатации рыбных и морских звериных промыслов» (Дальморепродукт).

Государство в лице «Дальгосрыбпрома» входило в предприятие собственными правами на эксплуатацию водных угодий, причем права эти оценивались суммой, которая образовывалась из половины арендной платы, установленной на тот срок, на какой рыбопромысловые угодья передавались в эксплуатацию обществу, т.е. государство не вносило каких-либо наличных средств. Нужные для функционирования общества оборотные средства и имущественные ценности поступали как вклад от частного лица (компаньона), причем часть его участия ни при каких обстоятельствах не превышала 50% суммы неспециализированного капитала.

При с М.К. Лавровым этим вкладом стали Ледоход «и» рефрижераторы «Аян», и рыбопромысловые суда и 750 тыс. руб. Со своей стороны «Дальгосрыбпром» передал акционерному обществу «Дальморепродукт» два рыбоконсервных завода. «Ледоход» переименовали в честь храбреца рассказа М.А. Горького в «Данко».

В середине 1930-х годов он прошел полную модернизацию с заменой паровых автомобилей на дизеля.

К началу 30-х годов все концессионные и акционерные фирмы были сведены в «Дальрыбтрест». Первым директором «Дальрыбтреста» стал Михаил Кириллович Лавров. Арестовали его в конце 1938 года, как японского шпиона. Но, необходимо подчеркнуть, что будущее была к М.К.

Лаврову более чем благосклонна, его выпустили в начале 1940 года.

Все войну дальневосточные рыбаки снабжали Красную страну и Армию рыбными консервами и рыбой, трудясь обычно в три смены. В самом финише войны рефрижератор «Данко» обстрелял японский самолет и скинул на корабль бомбу, к счастью мимо. Но при пулеметном обстреле на «Данко» погибли два человека.

По итогам войны и ВОВ с Японией, во второй половине 40-ых годов двадцатого века М.К. Лавров был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Погиб Михаил Кириллович в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

Рефрижератор «Данко» в составе «Дальрыбы» служил на Дальнем Востоке впредь до 1980 года, пока за полной негодностью не был поставлен на вечный прикол в бухте Находка, где являлся холодильным стационаром. В лихие 90-е «хорошие» люди прихватизировали рефрижератор и сдали его на металлом.

Как постоянно жду Ваших замечаний, уточнений, комментариев и дополнений.

ПРОДОЛЖЕНИЕ направляться

Прибытие военных кораблей на День Военно-Морского Флота России 30.07.2017 / Russia Navy

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: