Неяркое майское солнце 1889 года несмело посмотрело в один из комнат северного крыла Гатчинского дворца и в кошмаре отпрянуло, поспешив спрятаться за тучку. Картина, открывшаяся солнечному взгляду, была предназначена отнюдь не для солнечных глаз, особого для того чтобы юного и робкого существа, как северное майское солнышко. Потому как в зале, где собралось два десятка русских адмиралов во главе с самим императором, солнышку по определению нечего было делать.
Нет, сначала все должно было смотреться в полной мере пристойно. Об этом кроме того договорились заблаговременно на заседании в Морском министерстве. Адмиралы только хотели высказать собственные мысли по поводу развития Русского флота императору.
Но, как неизменно, у каждого нашлись собственные мысли, выплыли ветхие обиды – и понеслось…
Часть адмиралов с фанатизмом юных неофитов потребовала немедленного восстановления захвата проливов и Черноморского флота. «А уж в том месте коли захватим, и продемонстрируем силу русского Черноморского флота, так всю землю придет нам в ножки кланяться и прощения за Крымскую войну просить. Ужо мы турку продемонстрируем». Другие с заметной ехидцой возражали – «До тех пор пока Вы станете в том месте в проливах турецких саблями махать, придет англичанка противная, да немчура поганая с машиною, и пожжёт Петербург православный.
Куда тады царю-батюшке, с погорелова итидь? Не-е-е, в Балтийском флоте вся отечественная сила». Третьи адмиралы со всеми соглашались. Но с умным видом рекомендовали: «В случае если выстроить мильон миноносцев, то никакой флот – ни турецкий, ни немецкий, ни кроме того самый рояль невидимый нам страшен не будет. По причине того, что мильон миноносцев это у-у-у, стра-а-а-шная сила.
Пущай тады нас все опасаются». Четвертые неуважительно кривили губы: «Что в том месте ваши миноносцы! Вот безбронные крейсера – это отечественное православное все.
Строить их возможно меньше, а стоить они будут не намного дороже миноносцев. И в то время, когда настроим мы большое количество безбронных крейсеров, тогда помолясь отправимся на коммуникации, вот тогда и задрожат все, в то время, когда мы их за мошну заберём».
Единственное, в чем адмиралы были едины, так это в приоритетах о выборе хорошего соперника. На Балтике «дружить» собрались против англичан и немцев. Причем теории «дружбы» были разные и выяснены для Германии как наступательная, а против Англии – оборонительная.
На Черном море на пост «заклятого приятеля» стала Турция. А на Дальнем Востоке – вся та же вездесущая и пронырливая Англия, но, с оглядкой на амбициозную Японию, но только как второсортного «приятеля».
Императору от всех этих бесед становилось безрадостно и досадливо. Тактическое наследие, покинутое И. А. Шестаковым (он погиб 21 ноября 1888 г., пребывав в Севастополе), выяснилось плачевным. Флот не имел четких представлений ни о том, как вести бой, ни о том, какие конкретно для этого необходимы суда. Как раз в его правление флотом была создана свидетельствующая об этом разномастная коллекция образцов судов всех классов.
Император все это замечательно знал, и оттого хмуро-озабоченное выражение не покидало его лица. Ко всему прочему адмиралы не давали императору предлога для оптимизма.
В этот самый момент забрал слово адмирал Р.В. Хорошихин. Он сказал простые, совсем простые, кроме того очевидные вещи.
Но чем дальше сказал, тем более была убежденность в их правоте – и эта правота заряжала не только присутствующих адмиралов, но и самого императора. Он начал с того, что соперника возможно победить двумя методами: или как следует, или количественно, продолжив, что Российская Федерация по преимуществу страна аграрная и мы без шуток технологически отстаем от Европы, не обращая внимания на наметившийся сейчас прогресс.
И в случае если мы не можем победить европейские государства, как Германия и Великобритания, как следует, то необходимо обогнать их количественно. Но количественно – это не означает не хорошо. Напротив, нужно забрать все лучшие европейские успехи и попытаться воплотить их все в едином броненосце, а не растрачивать казенные средства на разные опыты в области судостроения. И данный броненосец нужно пускать в серию, поскольку серийное производство дешевле одиночных, пускай кроме того самых лучших судов.
Наряду с этим император, обожавший экономию, одобряюще кивнул адмиралу. А Хорошихин продолжал: «Для этого нам, в первую очередь, стоит создать типы главных судов, предназначенных для Русского флота, начиная от броненосцев и заканчивая миноносцами. Потом отработать прототипы данных судов, добившись максимально благоприятных результатов, а после этого, уже отработав все технические приемы, переходить к массовому постройке».
Обращение адмирала Хорошихина одобрил император, а после этого подтянулись и остальные члены совещания. Ответ совещания гласило: не позднее 1890 года представить главные ТТХ для прототипов будущих судов.
Зимний период 1890 года МТК выдал единое техническое задание на разработку судов для Русского судостроительной программы 1892-1902 года:
Броненосец – водоизмещение не более 12 000 тысячь киллограм. Скорость – не меньше 18 узлов. Оружие: 2х2х305 мм и 12х1х152 мм.
Броненосный крейсер – водоизмещение не более 9000 тысячь киллограм, Скорость – не меньше 22 узлов. Оружие: 2х2х203 мм и 12х1х152мм.
Бронепалубный крейсер – водоизмещение не более 5000 тысячь киллограм. Скорость – не меньше 22 узлов. Оружие: 8х1х120 мм.
Наряду с этим разработка самой программы длилась неизменно. Весной 1892 года «Судостроительная программа на 1892-1902 год» была передана на рассмотрение императора.
Состав судов по флотам должен был выглядеть следующим образом:
1893 год. Александровский дворец. Царское село. Окрестности Петербурга.
– Ваше Величество, те траты, каковые Вы предлагаете заложить в бюджет, совсем неподъёмны для не сильный русского экономики. Российская Федерация имеется держава сухопутная, возможно сократить затраты хотя бы на флот?
– У России лишь два союзника – её флот и армия, и ты, Витте, только что постарался отобрать у нас одного из союзников. Как глава МинФина, сообщи мне, что ты планируешь сделать, дабы найти такие суммы?
– Повышение налогов. Обложить налогом ранее не облагаемые группы населения. Ввести воинский сбор для инородческого населения России, при освобождении от налога тех семей, где один из участников семьи добровольно отправился в армию.
Помимо этого, создать воинский сбор для аристократов, не желающих помогать либо выбравших гражданскую работу.
– Разумно. Что еще?
– Повышение налога на табачные изделия и алкоголь, Ваше Величество.
– Мало. Нужно вводить общероссийскую винную и табачную монополию. Поразмысли об этом, Витте. Дальше.
– Повышение налога на доходы с финансовых капиталов с 5 до 7 %.
– Согласен. Пускай те, кто живет только с капиталов, раскошелятся, не обеднеют.
– Предлагаю еще ввести жилой налог, на лиц снимающих либо сдающих жилье, исходя из размеров жилищной платы. На обладателей жилья – побольше, на снимающих жилье – мельче.
– Вводи, хуже не будет. Что еще?
– Повышение портового сбора.
– Ты портовой сбор увеличивай, лишь так, дабы судовладельцы не разбежались и дабы русские товары не подоражали. В противном случае чую, отправимся мы с твоими сборами по миру.
– Как прикажете, Ваше Величество.
– Хорошо, что дальше?
– Устав, Ваше Величество, казенно-коммерческих фирм.
– А без этого никак запрещено?
– Увы, Ваше Величество, но прогрессивные технологии и иностранный капитал в Россию в противном случае не привлечь. Еще ваш великий предок Петр I не чурался завлекать чужестранцев и делать зарубежные займы.
– Знаю я этих чужестранцев, на рубль ввезут, а на три вывезут. Прекрасно, положи собственный устав, я на досуге почитаю. А что в том месте с займами?
– Французы готовы разместить у себя займ на 577 млн. руб.
– Да-а, а не через чур ли большое количество? Чем отдавать будем, Витте? Это ж кабала отечественным детям.
– Не совсем, Ваше Величество. появление новых и Финансирование экономики фирм, без сомнений, отправится на благо России и приведет к повышению валового продукта, что благоприятно скажется на повышении рабочий активности и соответственно налогов. России нужна динамично развивающаяся экономика.
Кроме этого благом для России конкретно явится введение «золотого стандарта». Это укрепит рубль и сделает его денежно привлекательным.
– Снова, ты, Витте, со своим «золотым стандартом». Данный вопрос через чур сложен, дабы решать его вот так, походя. Но, подготовь-ка мне докладную записку по всем этим вопросам.
– Я могу быть свободен, Ваше Величество?
– Да. Ступай. И не забудь: через семь дней две, твои мысли по бюджету должны быть у меня на столе. Ищи деньги, Витте.
Ищи! Я готов на самом себе экономить, на семье, но на армию и флот ты мне денег отыщи. Для этого я тебя главой МинФина и ставил.
– Я попытаюсь, Ваше величество.
С.Ю. Витте
1894 год. Российская Федерация. Крым. Ливадийский дворец
– Слушай меня, Ники. Пристально слушай. Возможно, это последний важный разговор между нами.
– Что вы такое рассказываете, папa!?
– Не перебивай. Все мы смертны. Но ты не опасайся, я до тех пор пока умирать не планирую.
И все же желаю попросить выполнить мои просьбы, в случае если все же мой смертный час придет.
– Как сообщите, папa. Я все выполню.
– Запоминай. Первое. Крепи Дальний Восток. Российская Федерация держава европейская, но что делать, в случае если вся Европа на данный момент двинулась на Восток? Франция, Англия и Германия – все лезут, как словно бы им в том месте медом намазано. В случае если я погибну раньше, в обязательном порядке дострой ЖД дорогу. Не возражай. Слушай дальше.
Второе. Проливы. Без них нам будет не хорошо. Любой ценой договорись с турками о проливах. Не оказаться, сражайся.
Но сперва постарайся договориться.
Задаёшь вопросы, из-за чего я сам за проливы не сражался? Я все же Александр Миротворец, а не Александр Завоеватель. А о проливах не забывай неизменно, и лучше как-нибудь миром данный вопрос решить. Третье. Помни про армию и флот, в них отечественная сила. Доведи реформы, каковые я начал. И да, чуть не забыл. В случае если погибну, ты Витте не гони.
Он человек хоть ловкий и беспринципный, но нам, Романовым, предан, где еще для того чтобы верного и аккуратного слугу отыщешь.
И самое основное, Ники – дай России наследника, без него самодержавие не устоит. И не забывай, сын, ты за всю Россию в ответе. Никто, не считая тебя, данный воз везти не сможет. Ни на кого ответственность за судьбу России не перекладывай. Лишь сможешь ли не нести, это мне неизвестно.
Попытайся, Ники.
– Я попытаюсь, папa.
– А сейчас иди, сын. Мне еще бумагами заняться нужно
Александр III
Николай II
Выдержка из статьи «На пути к победе» адмирала Ф.В. Дубасова, от 12 марта 1910 года. «Морской сборник»
В 1892 последовало указание императора о постройке эскадренных броненосцев, готовых не только для морских плаваний, но и для далеких переходов. Число их должно было дорасти до 36 единиц с соответствующим числом минных судов и крейсеров. Соответственно этим замыслам продолжился и рост бюджета Морского министерства:
1892 г. — 54 923 509 руб.
1893 г. — 56 966 000 руб.
1894 г. — 67 902 172 руб.
1895 г. — 77 324 510 руб.
1896 г. — 85 922 015 руб.
1897 г. — 93 488 175 руб.
1898 г. — 107 040 628 руб.
1899 г. — 115 125 016 руб.
1900 г. — 100 338 775 руб.
1901 г. — 91 533 991 руб.
1902 г. — 88 418 184 руб.
В самый благоприятный для России 1899 денежный год бюджет Морского министерства равнялся 12 169 663 фунтов (против 9 369 874 у Англии, 5 842 955 у Франции, 4 344 875 у Германии, 4 895 114 у США). Но, к 1902 году его часть снизилась до 9 346 531 фунта (против 12 745 944 у Англии, 7 631 465 у Франции, 8 665 330 у Германии, 9 925 181 у США).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
самые крупные судостроительные фирмы России, примененные в программе 1892-1902 гг:
Петербург и окрестности:
- Судоверфь Галерного острова (броненосцы, броненосные крейсера).
- Новое Адмиралтейство (броненосные крейсера и броненосцы).
- Франко-Русский завод (котлы, паровые машины).
- Балтийский судостроительный и механический завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины).
- Путиловская верфь (бронепалубные крейсера, миноносцы, котлы, паровые машины).
- Путиловский завод (башенные установки).
- Железный завод (котлы, паровые машины, башенные установки).
- Новокронштадтский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера).
- Обуховский завод (боеприпасы, орудия, башенные установки).
- Русско-Онежский механический и артиллерийский завод (боеприпасы, орудия, башенные установки).
- Завод «Лесснера» (торпеды, торпедные аппараты, с 1897 года подводные лодки).
- Судостроительный завод в Бъёрке (Приморск) (бронепалубные и безбронные крейсера и миноносцы).
- Ижорский завод (боеприпасы, броня).
- Судостроительный завод «Крейтон и К°» (безбронные крейсера и миноносцы).
Ревель:
- Русско-Балтийский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера, паровые машины и котлы).
Гельсингфорс:
- Машиностроительный завод (паровые машины и котлы).
- Сандвикский док (безбронные крейсера, миноносцы).
Рига:
- Рижская судостроительная и судоремонтная верфь (бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, паровые машины и котлы).
Николаев:
- Судостроительный завод «Общества Николаевских верфей и заводов» (ОНЗиВ) – «Наваль» (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины, орудийные установки).
- Русское судостроительное общество «Руссуд» и Николаевское Адмиралтейство (броненосцы, броненосные крейсера, башенные установки).
Севастополь:
- Севастопольский судоремонтный и судостроительный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, миноносцы).
Мариуполь:
- Завод «Никополь-Мариупольского общества» (броня).
Таганрог:
- Русско-Бельгийское металлургическое общество (броня).
- Таганрогский механический завод (паровые машины и котлы)
Царицын:
- Русское АО артиллерийских фабрик «РАОАЗ» (орудия).
Пермь:
- Завод горного министерства (орудия, боеприпасы).
Брянск:
- Завод Армейского министерства (боеприпасы).
Харьков:
- Харьковский паровозостроительный завод (паровые машины и котлы).
Владивосток:
- Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод (броненосные, бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, башенные установки).
- Владивостокские минно-артиллерийские мастерские (снаряды и морские мины).
Порт-Артур:
- Судоремонтный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, армейские транспорты, миноносцы).
Иркутск:
- Иркутские артиллерийские мастерские (боеприпасы).
- Иркутский паровозостроительный завод (паровые машины и котлы).
Хабаровск:
- Амурская судостроительная верфь (мониторы, канонерские лодки, безбронные крейсера, миноносцы).
Продолжение направляться… Чес-с-с слово, третья часть уже готова… :)))))))))
С уважением Андрей Толстой
Флот Украины ВМС 2016
Увлекательные записи:
- Гидросамолет гаккель v. российская империя
- Проект легкого одномоторного истребителя pzl-39/lws-4. польша
- Британские ласточки. альтернативные истребители avro 675 swallow. великобритания
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть iii. восток — дело тонкое…
В первой половине 80-ых годов XIX века, по окончании англо-египетской войны, отношения между Английской и Османской империями быстро обострились. Турция…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть iv. маленькие, но очень опасные.
Глубокоуважаемые сотрудники, прошу прощения за то, что столь продолжительно не выкладывал продолжение «Мы отечественный, мы новый флот выстроим». Сообщу…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение. ч.3
Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю материалы по циклу «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим» — «Плавучий порт адмирала Макарова». В данной…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xi. каприз адмирала…
Глубокоуважаемые сотрудники, сходу оговорюсь: корабль, что я выложил, очень спорный. Я сам до конца не уверен, нужен ли он. Исходя из этого…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xv. макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои…
Глубокоуважаемые сотрудники, выкладываю следующую часть «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим». В этом случае она посвящена сторожевым судам, не…
-
Мы наш, мы новый, флот построим… часть xvi. плавучий порт адмирала макарова. продолжение
Выкладываю цикл статей «Плавучий порт адмирала Макарова» по АИ «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим». Эта статья посвящена эскадренным танкерам….