Мы наш, мы новый, флот построим… часть ii. деньги и броня.

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть ii. деньги и броня. отключены

Неяркое майское солнце 1889 года несмело посмотрело в один из комнат северного крыла Гатчинского дворца и в кошмаре отпрянуло, поспешив спрятаться за тучку. Картина, открывшаяся солнечному взгляду, была предназначена отнюдь не для солнечных глаз, особого для того чтобы юного и робкого существа, как северное майское солнышко. Потому как в зале, где собралось два десятка русских адмиралов во главе с самим императором, солнышку по определению нечего было делать.

Нет, сначала все должно было смотреться в полной мере пристойно. Об этом кроме того договорились заблаговременно на заседании в Морском министерстве. Адмиралы только хотели высказать собственные мысли по поводу развития Русского флота императору.

Но, как неизменно, у каждого нашлись собственные мысли, выплыли ветхие обиды – и понеслось…

Часть адмиралов с фанатизмом юных неофитов потребовала немедленного восстановления захвата проливов и Черноморского флота. «А уж в том месте коли захватим, и продемонстрируем силу русского Черноморского флота, так всю землю придет нам в ножки кланяться и прощения за Крымскую войну просить. Ужо мы турку продемонстрируем». Другие с заметной ехидцой возражали – «До тех пор пока Вы станете в том месте в проливах турецких саблями махать, придет англичанка противная, да немчура поганая с машиною, и пожжёт Петербург православный.

Куда тады царю-батюшке, с погорелова итидь? Не-е-е, в Балтийском флоте вся отечественная сила». Третьи адмиралы со всеми соглашались. Но с умным видом рекомендовали: «В случае если выстроить мильон миноносцев, то никакой флот – ни турецкий, ни немецкий, ни кроме того самый рояль невидимый нам страшен не будет. По причине того, что мильон миноносцев это у-у-у, стра-а-а-шная сила.

Пущай тады нас все опасаются». Четвертые неуважительно кривили губы: «Что в том месте ваши миноносцы! Вот безбронные крейсера – это отечественное православное все.

Строить их возможно меньше, а стоить они будут не намного дороже миноносцев. И в то время, когда настроим мы большое количество безбронных крейсеров, тогда помолясь отправимся на коммуникации, вот тогда и задрожат все, в то время, когда мы их за мошну заберём».

Единственное, в чем адмиралы были едины, так это в приоритетах о выборе хорошего соперника. На Балтике «дружить» собрались против англичан и немцев. Причем теории «дружбы» были разные и выяснены для Германии как наступательная, а против Англии – оборонительная.

На Черном море на пост «заклятого приятеля» стала Турция. А на Дальнем Востоке – вся та же вездесущая и пронырливая Англия, но, с оглядкой на амбициозную Японию, но только как второсортного «приятеля».

Императору от всех этих бесед становилось безрадостно и досадливо. Тактическое наследие, покинутое И. А. Шестаковым (он погиб 21 ноября 1888 г., пребывав в Севастополе), выяснилось плачевным. Флот не имел четких представлений ни о том, как вести бой, ни о том, какие конкретно для этого необходимы суда. Как раз в его правление флотом была создана свидетельствующая об этом разномастная коллекция образцов судов всех классов.

Император все это замечательно знал, и оттого хмуро-озабоченное выражение не покидало его лица. Ко всему прочему адмиралы не давали императору предлога для оптимизма.

В этот самый момент забрал слово адмирал Р.В. Хорошихин. Он сказал простые, совсем простые, кроме того очевидные вещи.

Но чем дальше сказал, тем более была убежденность в их правоте – и эта правота заряжала не только присутствующих адмиралов, но и самого императора. Он начал с того, что соперника возможно победить двумя методами: или как следует, или количественно, продолжив, что Российская Федерация по преимуществу страна аграрная и мы без шуток технологически отстаем от Европы, не обращая внимания на наметившийся сейчас прогресс.

И в случае если мы не можем победить европейские государства, как Германия и Великобритания, как следует, то необходимо обогнать их количественно. Но количественно – это не означает не хорошо. Напротив, нужно забрать все лучшие европейские успехи и попытаться воплотить их все в едином броненосце, а не растрачивать казенные средства на разные опыты в области судостроения. И данный броненосец нужно пускать в серию, поскольку серийное производство дешевле одиночных, пускай кроме того самых лучших судов.

Наряду с этим император, обожавший экономию, одобряюще кивнул адмиралу. А Хорошихин продолжал: «Для этого нам, в первую очередь, стоит создать типы главных судов, предназначенных для Русского флота, начиная от броненосцев и заканчивая миноносцами. Потом отработать прототипы данных судов, добившись максимально благоприятных результатов, а после этого, уже отработав все технические приемы, переходить к массовому постройке».

Обращение адмирала Хорошихина одобрил император, а после этого подтянулись и остальные члены совещания. Ответ совещания гласило: не позднее 1890 года представить главные ТТХ для прототипов будущих судов.

Зимний период 1890 года МТК выдал единое техническое задание на разработку судов для Русского судостроительной программы 1892-1902 года:

Броненосец – водоизмещение не более 12 000 тысячь киллограм. Скорость – не меньше 18 узлов. Оружие: 2х2х305 мм и 12х1х152 мм.

Броненосный крейсер – водоизмещение не более 9000 тысячь киллограм, Скорость – не меньше 22 узлов. Оружие: 2х2х203 мм и 12х1х152мм.

Бронепалубный крейсер – водоизмещение не более 5000 тысячь киллограм. Скорость – не меньше 22 узлов. Оружие: 8х1х120 мм.

Наряду с этим разработка самой программы длилась неизменно. Весной 1892 года «Судостроительная программа на 1892-1902 год» была передана на рассмотрение императора.

Мы наш, мы новый, флот построим... часть ii. деньги и броня.

Состав судов по флотам должен был выглядеть следующим образом:

1893 год. Александровский дворец. Царское село. Окрестности Петербурга.

– Ваше Величество, те траты, каковые Вы предлагаете заложить в бюджет, совсем неподъёмны для не сильный русского экономики. Российская Федерация имеется держава сухопутная, возможно сократить затраты хотя бы на флот?

– У России лишь два союзника – её флот и армия, и ты, Витте, только что постарался отобрать у нас одного из союзников. Как глава МинФина, сообщи мне, что ты планируешь сделать, дабы найти такие суммы?

– Повышение налогов. Обложить налогом ранее не облагаемые группы населения. Ввести воинский сбор для инородческого населения России, при освобождении от налога тех семей, где один из участников семьи добровольно отправился в армию.

Помимо этого, создать воинский сбор для аристократов, не желающих помогать либо выбравших гражданскую работу.

– Разумно. Что еще?

– Повышение налога на табачные изделия и алкоголь, Ваше Величество.

– Мало. Нужно вводить общероссийскую винную и табачную монополию. Поразмысли об этом, Витте. Дальше.

– Повышение налога на доходы с финансовых капиталов с 5 до 7 %.

– Согласен. Пускай те, кто живет только с капиталов, раскошелятся, не обеднеют.

– Предлагаю еще ввести жилой налог, на лиц снимающих либо сдающих жилье, исходя из размеров жилищной платы. На обладателей жилья – побольше, на снимающих жилье – мельче.

– Вводи, хуже не будет. Что еще?

– Повышение портового сбора.

– Ты портовой сбор увеличивай, лишь так, дабы судовладельцы не разбежались и дабы русские товары не подоражали. В противном случае чую, отправимся мы с твоими сборами по миру.

– Как прикажете, Ваше Величество.

– Хорошо, что дальше?

– Устав, Ваше Величество, казенно-коммерческих фирм.

– А без этого никак запрещено?

– Увы, Ваше Величество, но прогрессивные технологии и иностранный капитал в Россию в противном случае не привлечь. Еще ваш великий предок Петр I не чурался завлекать чужестранцев и делать зарубежные займы.

– Знаю я этих чужестранцев, на рубль ввезут, а на три вывезут. Прекрасно, положи собственный устав, я на досуге почитаю. А что в том месте с займами?

– Французы готовы разместить у себя займ на 577 млн. руб.

– Да-а, а не через чур ли большое количество? Чем отдавать будем, Витте? Это ж кабала отечественным детям.

– Не совсем, Ваше Величество. появление новых и Финансирование экономики фирм, без сомнений, отправится на благо России и приведет к повышению валового продукта, что благоприятно скажется на повышении рабочий активности и соответственно налогов. России нужна динамично развивающаяся экономика.

Кроме этого благом для России конкретно явится введение «золотого стандарта». Это укрепит рубль и сделает его денежно привлекательным.

– Снова, ты, Витте, со своим «золотым стандартом». Данный вопрос через чур сложен, дабы решать его вот так, походя. Но, подготовь-ка мне докладную записку по всем этим вопросам.

– Я могу быть свободен, Ваше Величество?

– Да. Ступай. И не забудь: через семь дней две, твои мысли по бюджету должны быть у меня на столе. Ищи деньги, Витте.

Ищи! Я готов на самом себе экономить, на семье, но на армию и флот ты мне денег отыщи. Для этого я тебя главой МинФина и ставил.

– Я попытаюсь, Ваше величество.

С.Ю. Витте

1894 год. Российская Федерация. Крым. Ливадийский дворец

– Слушай меня, Ники. Пристально слушай. Возможно, это последний важный разговор между нами.

– Что вы такое рассказываете, папa!?

– Не перебивай. Все мы смертны. Но ты не опасайся, я до тех пор пока умирать не планирую.

И все же желаю попросить выполнить мои просьбы, в случае если все же мой смертный час придет.

– Как сообщите, папa. Я все выполню.

– Запоминай. Первое. Крепи Дальний Восток. Российская Федерация держава европейская, но что делать, в случае если вся Европа на данный момент двинулась на Восток? Франция, Англия и Германия – все лезут, как словно бы им в том месте медом намазано. В случае если я погибну раньше, в обязательном порядке дострой ЖД дорогу. Не возражай. Слушай дальше.

Второе. Проливы. Без них нам будет не хорошо. Любой ценой договорись с турками о проливах. Не оказаться, сражайся.

Но сперва постарайся договориться.

Задаёшь вопросы, из-за чего я сам за проливы не сражался? Я все же Александр Миротворец, а не Александр Завоеватель. А о проливах не забывай неизменно, и лучше как-нибудь миром данный вопрос решить. Третье. Помни про армию и флот, в них отечественная сила. Доведи реформы, каковые я начал. И да, чуть не забыл. В случае если погибну, ты Витте не гони.

Он человек хоть ловкий и беспринципный, но нам, Романовым, предан, где еще для того чтобы верного и аккуратного слугу отыщешь.

И самое основное, Ники – дай России наследника, без него самодержавие не устоит. И не забывай, сын, ты за всю Россию в ответе. Никто, не считая тебя, данный воз везти не сможет. Ни на кого ответственность за судьбу России не перекладывай. Лишь сможешь ли не нести, это мне неизвестно.

Попытайся, Ники.

– Я попытаюсь, папa.

– А сейчас иди, сын. Мне еще бумагами заняться нужно

Александр III

Николай II

Выдержка из статьи «На пути к победе» адмирала Ф.В. Дубасова, от 12 марта 1910 года. «Морской сборник»

В 1892 последовало указание императора о постройке эскадренных броненосцев, готовых не только для морских плаваний, но и для далеких переходов. Число их должно было дорасти до 36 единиц с соответствующим числом минных судов и крейсеров. Соответственно этим замыслам продолжился и рост бюджета Морского министерства:

1892 г. — 54 923 509 руб.

1893 г. — 56 966 000 руб.

1894 г. — 67 902 172 руб.

1895 г. — 77 324 510 руб.

1896 г. — 85 922 015 руб.

1897 г. — 93 488 175 руб.

1898 г. — 107 040 628 руб.

1899 г. — 115 125 016 руб.

1900 г. — 100 338 775 руб.

1901 г. — 91 533 991 руб.

1902 г. — 88 418 184 руб.

В самый благоприятный для России 1899 денежный год бюджет Морского министерства равнялся 12 169 663 фунтов (против 9 369 874 у Англии, 5 842 955 у Франции, 4 344 875 у Германии, 4 895 114 у США). Но, к 1902 году его часть снизилась до 9 346 531 фунта (против 12 745 944 у Англии, 7 631 465 у Франции, 8 665 330 у Германии, 9 925 181 у США).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

самые крупные судостроительные фирмы России, примененные в программе 1892-1902 гг:

Петербург и окрестности:

  1. Судоверфь Галерного острова (броненосцы, броненосные крейсера).
  2. Новое Адмиралтейство (броненосные крейсера и броненосцы).
  3. Франко-Русский завод (котлы, паровые машины).
  4. Балтийский судостроительный и механический завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины).
  5. Путиловская верфь (бронепалубные крейсера, миноносцы, котлы, паровые машины).
  6. Путиловский завод (башенные установки).
  7. Железный завод (котлы, паровые машины, башенные установки).
  8. Новокронштадтский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера).
  9. Обуховский завод (боеприпасы, орудия, башенные установки).
  10. Русско-Онежский механический и артиллерийский завод (боеприпасы, орудия, башенные установки).
  11. Завод «Лесснера» (торпеды, торпедные аппараты, с 1897 года подводные лодки).
  12. Судостроительный завод в Бъёрке (Приморск) (бронепалубные и безбронные крейсера и миноносцы).
  13. Ижорский завод (боеприпасы, броня).
  14. Судостроительный завод «Крейтон и К°» (безбронные крейсера и миноносцы).

Ревель:

  1. Русско-Балтийский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера, паровые машины и котлы).

Гельсингфорс:

  1. Машиностроительный завод (паровые машины и котлы).
  2. Сандвикский док (безбронные крейсера, миноносцы).

Рига:

  1. Рижская судостроительная и судоремонтная верфь (бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, паровые машины и котлы).

Николаев:

  1. Судостроительный завод «Общества Николаевских верфей и заводов» (ОНЗиВ) – «Наваль» (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины, орудийные установки).
  2. Русское судостроительное общество «Руссуд» и Николаевское Адмиралтейство (броненосцы, броненосные крейсера, башенные установки).

Севастополь:

  1. Севастопольский судоремонтный и судостроительный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, миноносцы).

Мариуполь:

  1. Завод «Никополь-Мариупольского общества» (броня).

Таганрог:

  1. Русско-Бельгийское металлургическое общество (броня).
  2. Таганрогский механический завод (паровые машины и котлы)

Царицын:

  1. Русское АО артиллерийских фабрик «РАОАЗ» (орудия).

Пермь:

  1. Завод горного министерства (орудия, боеприпасы).

Брянск:

  1. Завод Армейского министерства (боеприпасы).

Харьков:

  1. Харьковский паровозостроительный завод (паровые машины и котлы).

Владивосток:

  1. Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод (броненосные, бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, башенные установки).
  2. Владивостокские минно-артиллерийские мастерские (снаряды и морские мины).

Порт-Артур:

  1. Судоремонтный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, армейские транспорты, миноносцы).

Иркутск:

  1. Иркутские артиллерийские мастерские (боеприпасы).
  2. Иркутский паровозостроительный завод (паровые машины и котлы).

Хабаровск:

  1. Амурская судостроительная верфь (мониторы, канонерские лодки, безбронные крейсера, миноносцы).

Продолжение направляться… Чес-с-с слово, третья часть уже готова… :)))))))))

С уважением Андрей Толстой

Флот Украины ВМС 2016

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: