Мужество высшей пробы

      Комментарии к записи Мужество высшей пробы отключены

Мужество высшей пробы

В воздушном бою 26 июня 1939 года майор С. И. Грицевец спас начальника 70-го истребительного авиационного полка майора Вячеслава Михайловича Забалуева. Вашему вниманию предлагается рассказ об этом эпизоде самого храбреца, записанный практически сразу после его подвига и размещённый в сборнике статей «Битвы у Халкин — Гола, 1939 год».

***

«Был у нас воздушный бой с японцами. Не стану вам обрисовывать его. Неприятеля мы потрепали здорово и гнали его на большом растоянии. Внезапно подмечаю я, что Забалуева нет. А бились мы рядом.

Делаю круг, ищу его сперва вверху, позже внизу и внезапно вижу: Забалуев сидит на земле. А почва — то чужая, маньчжурская. От границы километров 60. На горизонте уже город виден — Ганьчжур.

Крыши домов, столбы телеграфные, грузовые автомобили.

И уже я ничего не ощущаю, ни о чём не думаю. Одна идея у меня: забрать начальника и улететь.

Начинаю спускаться. Всё время, не отрываясь, наблюдаю на Забалуева. И вижу: он выскочил из самолёта и бежит.

Бежит и на ходу всё с себя скидывает — парашют, ремень, ну, словом, всё тяжёлое. Бежит с пистолетом в руке.

Мне плакать захотелось, честное слово !  Ну куда, думаю, ты бежишь ?  Ну пробежишь 100, 200 метров, а дальше ?  Так как до границы 60 километров. А в том месте ещё пройти через фронт.

Я так думаю: возможно, он застрелился бы. Не таковой человек Забалуев, дабы даться живым в руки неприятеля.

Говорю я это вам продолжительно, а поразмыслить — тысячная часть секунды.

Сейчас я вижу, что он мне машет рукой: мол, улетай, не копайся со мной !  Он, само собой разумеется, не знал, что это я. Он думал, какой — то коммунистический лётчик просматривает местность и немного заблудился. Каков Забалуев !   Сам он в таком положении, а за другого испугался.

И вот весьма интересно: казалось бы, не до этого, а что если я отыскал в памяти, как он незадолго до про собственного сынка мелкого говорил. Линия его знает, какая — то отчаянная нежность у меня была к Забалуеву сейчас. «Погибну, — думаю, — а выручу тебя !»

Захожу на посадку и, понимаете, так тихо, на горке, ну как будто бы сажусь на собственный аэропорт. Рассчитываю наряду с этим так, дабы сесть вероятно ближе к Забалуеву. Тут так как любая секунда дорога.

Вы не забыли — мы на вражеской территории.

Приземляюсь. Беру Забалуева в створе — так, дабы подрулить к нему напрямую, безотлагательно на повороты.

Самолёт уже бежит по земле. Прыгает. Место кочковатое. Само собой разумеется, была опасность поломки.

Ну что ж, остались бы двое, однако легче. А он уж бежит мне наперехват.

Самолёт остановился. Момент решительный. Нужно было функционировать без промедления, секунда решала всё.

Беру пистолет и вылезаю на правый борт. Сам озираюсь: не видно ли японцев ?  Всё опасаюсь: сбегутся, проклятые, на шум мотора.

Забалуев уже около самолёта. Лезет в кабину. Сказать нет времени.

Лихорадочно думаю: «Куда бы тебя, дорогой, поместить ?»  Самолёт так как одноместный.

В общем втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Внезапно мотор зачихал. Забалуев в данной тесноте захватил газ и прижал его на себя.

И винт заколебался, вот — вот остановится. А повернуться ни один из нас не имеет возможности. Вот момент !  Так как в случае если мотор заглохнет, завести его тут нереально !

Но тут я даю газ «на обратно», и самолёт у меня как рванулся и побежал, побежал !

Новая беда. Не отрываемся. Уж думается половину расстояния до Ганьчжура пробежали, а не отрываемся. Осознаёте !  Думаю: «Лишь бы ни одна кочка под колесо не попалась…»

Наконец оторвались !  Убираю шасси. Сейчас новое меня мучит: хватило бы горючего. Так как груз — то двойной.

Высоты я не набираю, иду бреющим, низенько совсем, дабы не увидели. Таким манером скользим мы над зелёной маньчжурской травой. Как дошли до речки, легче стало. фронт и Тут показался.

Забрал машину «на комплект». Взвились. Ну, линия побери, как словно бы выкарабкались.

Отыскал я собственный аэропорт, сел, выскочил.

— Ну, — кричу всем, — извлекайте дорогой багаж !

Никто не осознал, пологали, что японца привёз. Вот и вся история !»

***

В собственном рассказе Грицевец умолчал, что взлёт он произвёл на виду у японцев, каковые уже устремились к самолёту, дабы забрать советских лётчиков в плен…

MANIZHA на ВЫСШЕЙ ПРОБЕ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Проба меча

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 85 лет назад, 29…

  • Фигуры высшего пилотажа : мастерство в воздухе

    Все мы хоть раз видели то, как мастерски пилоты самолётов делают в воздухе фигуры пилотажа, совершая и мертвые петли, и бочки, и чуть ли не падая отвесно…

  • Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли

    В русской науке с давних времен уделялось важное внимание к вопросам покорения и исследования воздушного океана. в течении XVIII и XIX вв. русские ученые…

  • Самолет «проба».

    Разработчик: Можаров Страна: Российская Федерация Первый полет: 1914 г. В 1914 году крестьянами в селе Красивка под управлением инженера П.В.Можарова,…

  • Сказки из стола. находка.

    Скребок глухо цокнул об что-то, вынудив Сашку аккуратнее расчищать почву около, пока не обнажился плоский желтоватый обломок кости. Кроме того при беглом…

  • Третий день (и последующие…). часть 3

    Часть II Ночной бой без сомнений, это был громадной сюрприз, что С-75 — быть может, самый ветхий из пребывавших на вооружении в 1991 г. ЗРК, сбивал…