В воздушном бою 26 июня 1939 года майор С. И. Грицевец спас начальника 70-го истребительного авиационного полка майора Вячеслава Михайловича Забалуева. Вашему вниманию предлагается рассказ об этом эпизоде самого храбреца, записанный практически сразу после его подвига и размещённый в сборнике статей «Битвы у Халкин — Гола, 1939 год».
***
«Был у нас воздушный бой с японцами. Не стану вам обрисовывать его. Неприятеля мы потрепали здорово и гнали его на большом растоянии. Внезапно подмечаю я, что Забалуева нет. А бились мы рядом.
Делаю круг, ищу его сперва вверху, позже внизу и внезапно вижу: Забалуев сидит на земле. А почва — то чужая, маньчжурская. От границы километров 60. На горизонте уже город виден — Ганьчжур.
Крыши домов, столбы телеграфные, грузовые автомобили.
И уже я ничего не ощущаю, ни о чём не думаю. Одна идея у меня: забрать начальника и улететь.
Начинаю спускаться. Всё время, не отрываясь, наблюдаю на Забалуева. И вижу: он выскочил из самолёта и бежит.
Бежит и на ходу всё с себя скидывает — парашют, ремень, ну, словом, всё тяжёлое. Бежит с пистолетом в руке.
Мне плакать захотелось, честное слово ! Ну куда, думаю, ты бежишь ? Ну пробежишь 100, 200 метров, а дальше ? Так как до границы 60 километров. А в том месте ещё пройти через фронт.
Я так думаю: возможно, он застрелился бы. Не таковой человек Забалуев, дабы даться живым в руки неприятеля.
Говорю я это вам продолжительно, а поразмыслить — тысячная часть секунды.
Сейчас я вижу, что он мне машет рукой: мол, улетай, не копайся со мной ! Он, само собой разумеется, не знал, что это я. Он думал, какой — то коммунистический лётчик просматривает местность и немного заблудился. Каков Забалуев ! Сам он в таком положении, а за другого испугался.
И вот весьма интересно: казалось бы, не до этого, а что если я отыскал в памяти, как он незадолго до про собственного сынка мелкого говорил. Линия его знает, какая — то отчаянная нежность у меня была к Забалуеву сейчас. «Погибну, — думаю, — а выручу тебя !»
Захожу на посадку и, понимаете, так тихо, на горке, ну как будто бы сажусь на собственный аэропорт. Рассчитываю наряду с этим так, дабы сесть вероятно ближе к Забалуеву. Тут так как любая секунда дорога.
Вы не забыли — мы на вражеской территории.
Приземляюсь. Беру Забалуева в створе — так, дабы подрулить к нему напрямую, безотлагательно на повороты.
Самолёт уже бежит по земле. Прыгает. Место кочковатое. Само собой разумеется, была опасность поломки.
Ну что ж, остались бы двое, однако легче. А он уж бежит мне наперехват.
Самолёт остановился. Момент решительный. Нужно было функционировать без промедления, секунда решала всё.
Беру пистолет и вылезаю на правый борт. Сам озираюсь: не видно ли японцев ? Всё опасаюсь: сбегутся, проклятые, на шум мотора.
Забалуев уже около самолёта. Лезет в кабину. Сказать нет времени.
Лихорадочно думаю: «Куда бы тебя, дорогой, поместить ?» Самолёт так как одноместный.
В общем втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Внезапно мотор зачихал. Забалуев в данной тесноте захватил газ и прижал его на себя.
И винт заколебался, вот — вот остановится. А повернуться ни один из нас не имеет возможности. Вот момент ! Так как в случае если мотор заглохнет, завести его тут нереально !
Но тут я даю газ «на обратно», и самолёт у меня как рванулся и побежал, побежал !
Новая беда. Не отрываемся. Уж думается половину расстояния до Ганьчжура пробежали, а не отрываемся. Осознаёте ! Думаю: «Лишь бы ни одна кочка под колесо не попалась…»
Наконец оторвались ! Убираю шасси. Сейчас новое меня мучит: хватило бы горючего. Так как груз — то двойной.
Высоты я не набираю, иду бреющим, низенько совсем, дабы не увидели. Таким манером скользим мы над зелёной маньчжурской травой. Как дошли до речки, легче стало. фронт и Тут показался.
Забрал машину «на комплект». Взвились. Ну, линия побери, как словно бы выкарабкались.
Отыскал я собственный аэропорт, сел, выскочил.
— Ну, — кричу всем, — извлекайте дорогой багаж !
Никто не осознал, пологали, что японца привёз. Вот и вся история !»
***
В собственном рассказе Грицевец умолчал, что взлёт он произвёл на виду у японцев, каковые уже устремились к самолёту, дабы забрать советских лётчиков в плен…
MANIZHA на ВЫСШЕЙ ПРОБЕ
Увлекательные записи:
- Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе
- Авиация северного флота в петсамо-киркинесской операции
- Русская авиация накануне первой мировой войны
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 85 лет назад, 29…
-
Фигуры высшего пилотажа : мастерство в воздухе
Все мы хоть раз видели то, как мастерски пилоты самолётов делают в воздухе фигуры пилотажа, совершая и мертвые петли, и бочки, и чуть ли не падая отвесно…
-
Советский период — высший этап в развитии отечественной авиационной мысли
В русской науке с давних времен уделялось важное внимание к вопросам покорения и исследования воздушного океана. в течении XVIII и XIX вв. русские ученые…
-
Разработчик: Можаров Страна: Российская Федерация Первый полет: 1914 г. В 1914 году крестьянами в селе Красивка под управлением инженера П.В.Можарова,…
-
Скребок глухо цокнул об что-то, вынудив Сашку аккуратнее расчищать почву около, пока не обнажился плоский желтоватый обломок кости. Кроме того при беглом…
-
Третий день (и последующие…). часть 3
Часть II Ночной бой без сомнений, это был громадной сюрприз, что С-75 — быть может, самый ветхий из пребывавших на вооружении в 1991 г. ЗРК, сбивал…