Моторный миноносец «видный»

      Комментарии к записи Моторный миноносец «видный» отключены

В конце XIX в. стало очевидным, что паровые поршневые автомобили не смогут обеспечить предстоящий рост скорости миноносных судов. Попытки повышения их мощности при сохранении приемлемых для миноносца весогабаритных черт успеха не имели. Жертвовать прочностью корпуса было нежелательно, а чрезмерное облегчение механизмов снижало надежность их работы.

Испытания по замене угольного отопления паровых котлов миноносцев нефтяным были еще далеки от завершения, а предпринимавшиеся в 1898 г. попытки заказать британской компании Парсонс миноносец с паровыми турбинами закончились неудачей [1]. Собственного турбинного производства Российская Федерация не имела, да и возможности этого совсем нового типа двигателя были тогда далеко не ясны.

Не просто так исходя из этого таковой громадный интерес привело к предложению инженера Б. Г. Луцкого, что брался создать нефтяной мотор. Он предлагал двумя такими двигателями заменить на серийном миноносце водоизмещением 350 т машинно-котельную установку, предусмотренную проектом для судов этого типа. Б. Г. Луцкий уже имел опыт создания двигателей внутреннего сгорания для установки на судах.

С его именем связана разработка бензинового двигателя для первой русской подлодки «Дельфин». Идею Луцкого о создании нефтяного мотора для миноносцев горячо поддержал глава снабжения управления и Главного кораблестроения (ГУКиС). Представив 3 июля 1901 г. по этому поводу доклад морскому министру, он добился разрешения на подготовку нужной документации для нефтяного двигателя.

В тот же сутки Невскому судостроительному и механическому заводу было предложено остановить работы по изготовлению паровых котлов и машин для одного из строящихся миноносцев. Сперва постройку двух двигателей совокупности Луцкого предполагалось поручить Ижорскому заводу, но в декабре 1901 г. его передали германской компании Ховальдт [2].

29 сентября 1901 г. был подписан договор, по которому Б. Г. Луцкий обязался создать рабочие и общий проект чертежи для изготовления двух моторов действенной мощностью по 3000 л.с. для миноносца водоизмещением 350 т. В договоре указывалось, что

«моторы должны функционировать пиронафтом либо иным продуктом из нефти, по возможности с большой температурой вспышки. Управление моторами должно быть так же легко и комфортно, как паровыми машинами. уменьшение и Увеличение скорости миноносца должно происходить от трансформации числа оборотов гребных валов.

Чистка цилиндров и других частей от грязи и осадков не должна встречать никаких затруднений. Передача перемещения от автомобили к гребному валу обязана происходить, как в паровой машине» [3].

Вторых технических подробностей в договоре не приводилось.

Морское министерство, со своей стороны, обязалось закончить постройку двух двигателей по указаниям и чертежам Луцкого до 31 декабря 1902 г. Оговаривалось, что в случае если по окончании установки на миноносец моторы продемонстрируют мощность не меньше 3000 л.с. любой и их вес со всеми устройствами окажется меньше веса типовых машин и котлов, то изобретатель будет вознагражден, а все проект и чертежи двигателя перейдут в собственность Морского министерства. Предполагалось, что с двигателями Луцкого миноносец разовьет скорость не меньше 28 уз при проектной скорости для судов этого типа 26 уз [3].

12 февраля 1902 г. кораблестроительный отдел Морского технического комитета постановил заменить на одном из эскадренных миноносцев паровые машины нефтяными двигателями. При успешных опробований предполагалось снять двигатели с этого миноносца и разместить их в корпусе намерено выстроенного для этого корабля, причем выигрыш в весе (55,8 т) употребить на бронирование его крайне важных частей либо уменьшение габарита [4]. Для опыта выбрали эскадренный миноносец «известный» — последний из 10 судов водоизмещением 350 т, заказанных Невскому заводу в 1901 г. По договору компания Ховальдт обязалась изготовить, собрать и испытать оба двигателя, а после этого доставить их в Санкт-Петербург не позднее 1 сентября 1903 г.

Моторный миноносец «видный»

Установка на миноносце нефтяных моторов в качестве основных двигателей настойчиво попросила принципиально нового подхода к разработке систем и механического оборудования этого корабля. Так, к примеру, было решено всецело электрифицировать вспомогательные механизмы. К началу 1904 г. на Невский завод для установки на «известный» доставили изготовленные на русских фабриках три спиртовых мотора мощностью по 50 л.с. для привода динамо-машин, три динамо-машины по 33 кВт, вертикальный воздухонагнетательный насос с электроприводом, электрический шпиль, электрическую рулевую машинку, пневматический опреснитель [5, 6].

Взяв первые сведения о постройке основных двигателей, Морское министерство выдало 1 сентября 1903 г. Невскому заводу костюм на установку и изготовление цистерн с трубопроводами для жидкого горючего со сроком выполнения два месяца. Предполагалось кроме того перевести «известный» до ледостава в Либаву, потому, что доверенный компании Ховальдт уведомил о возможной готовности первого двигателя к опробованиям в октябре 1903 г. 18 декабря 1903 г. управляющий Морским министерством приказал дать костюм Невскому заводу на все работы по установке на эсминце «известный» вспомогательных механизмов и главных, систем и оборудования.

Но начавшаяся скоро русско-японская война отодвинула на второй план эти работы. Невский завод кроме того обратился в Морское министерство с предложением безотлагательно приступить к установке паровых механизмов простого типа, поскольку изготовление нефтяных моторов задерживалось. Но разрешения на это не последовало, не смотря на то, что срок готовности основных двигателей был перенесен на апрель 1904 г.

В июле 1904 г. русский морской агент (военно-морской атташе) в Германии Н. Д. Долгоруков доносил, что

«вчерне обе автомобили выстроены, но… в движение пускался лишь один цилиндр… Если судить по диаграмме прошлых ходов, работа цилиндра хороша и число сил, которое он обязан развить (500), достигается при 280 об/мин. Давление — 20 воздухов».

В том же донесении указывалось, что компания Ховальдт предлагает выстроить миноносец водоизмещением 430 т, потому, что двигатели несоразмерны с корпусом«известный». Потом Долгоруков заключил, что

«сооружение этих моторов, несомненно, дело чрезвычайной трудности, требующее множества опытов и связанное с неисчислимыми неудачами, но в настоящем случае, от кого зависит скорейшее окончание их, установить положительно нереально» [7]

20 августа 1904 г. последовало приказание смонтировать на миноносце «известный» первоначально предназначенные для него механизмы и паровые котлы, сняв все приспособления для установки моторов Луцкого. В августе 1905 г. эсминец «известный» завершил ходовые опробования, развив при четырехчасовом пробеге среднюю скорость 27,25 уз. Корабль принимал участие в Первой мировой, а в марте 1918 г. — в Ледовом походе Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт.

В 1922 г. его исключили из состава флота и разобрали.

Луцкому не удалось довести двигатели, предназначавшиеся для «известный», до работоспособного состояния. Исходя из этого в октябре 1905 г. особая рабочая группа Морского министерства решила о расторжении договора с компанией Ховальдт. Компания продолжала доводку двигателей совокупности Луцкого, но по окончании аварии на протяжении опробований 17 января 1906 г. работы были прекращены [8].

Данный эпизод остался в истории отечественного кораблестроения как попытка создания корабельного двигателя внутреннего сгорания громадной цилиндровой мощности, опередившая собственный время. Вместе с тем опыт проектирования, испытаний и постройки электрифицированных запасных механизмов для эсминца «известный» русские судостроители применяли позднее при постройке первых в мире боевых надводных судов с дизельными установками — мореходных канонерских лодок типа «Карс» для Каспия и башенных канонерских лодок типа «Шквал» для Амурской военной флотилии.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГА ВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 273, л. 3.

2. ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1534, лл. 49—50.

3. В том месте же, лл. 6—7.

4. В том месте же, л. 8.

5. ЦГА ВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 1056, лл. 13, 80.

6. В том месте же, д. 1241, л. 256.

7. В том месте же, лл. 5—7.

8. В том месте же, лл. 55—58.

Gymkhana у О'КЕЯ 🙂

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • «Торпиллёр акваблиндe». водобронный миноносец джевецкого

    «Торпиллёр акваблиндe» [1] – как раз так назвал собственный очередное изобретение Стефан Карлович Джевецкий (1843–1936), русский инженер, поселившийся в…

  • Моторный планер baumer b i roter vogel. германия

    Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Перевод был выполнен в сентябре 2015 года. Первым летательным…

  • Архангельские винтовые клиперы

    Война 1853-56 годов, взявшая в истории наименование «Крымской», противопоставила России коалицию Англии, Турции и Франции, при Пруссии и враждебном…

  • Всем мино-носцам миноносец

    Ещё в России при проектировании эскадренного миноносца «Новик» особенное внимание уделялось мощи главного – торпедного оружия корабля. Эффективность…

  • Опытный истребитель republic (chrysler) xp-47h. сша

    Во время второй мировой американская автомобильная корпорация Chrysler поставляла огромные серии транспортных средств, принимала участие в производстве…

  • Проект «морской миноносец».

    Разработчик: Д.П.Григорович Страна: СССР Проект 1926 года. К концу 1925 года, обстановка как в стране, так и на флоте, начала успокаиваться, уже не в…