Мост сталина в крым

      Комментарии к записи Мост сталина в крым отключены

Попытку соединить Краснодарский край с Крымским полуостровом предприняли еще в послевоенные годы. Из-за чего проект тогда «зарубили»?

В 2018 году должно завершиться строительство моста в Крым через Керченский пролив. Перемещение по мосту (он будет из двух параллельных дорог – автомобильного и ЖД) обещают запустить в 2019 году. А ведь строить мост из Тамани в Керчь планировали еще во второй половине 40-ых годов XX века.

До 2002-го эскизы послевоенного проекта моста в Крым (фото 1-4) хранились в архивах под грифом «секретно». Его автором стал узнаваемый инженер Борис Петрович Константинов – создатель Крымского моста (простое совпадение?) в Москве. В дискуссии проекта в 1949-м принимал участие лично Сталин.

Мост протяженностью четыре километра должен был соединить косу Чушка (со стороны Краснодарского края) и берег Крыма. Мост планировался двухуровневым – сооружение для CCCР тех лет практически фантастическое. Стройка кроме того, как говорят, началась.

Строители не только успели возвести по обоим берегам пролива временные сооружения, но и приступили к главному объекту.

Мост сталина в крым

– В связи со сложностью геологического слабых дна грунтов и строения пролива до утверждения проекта был выстроен бык – одна из десятков промежуточных опор моста. На его возведение ушла огромная сумма. В беседах именовался миллиард рублей в масштабе послевоенных стоимостей, – вспоминал ветеран труда и войны Григорий Сирота, что в конце 40-х был комсоргом в коллективе «2 К» (так именовалась стройка моста через пролив).

Но по окончании возведения первой опоры дело застопорилось. Сооружение моста выяснилось через чур дорогим для опустошенной войной казны СССР. Вопрос о продолжении строительства обсуждался на Политбюро.

Предстояло решить: строить в Крым мост либо обойтись значительно более недорогим вариантом – паромной переправой. Говорят, что инженеры пробовали прорекламировать Сталину собственный детище:

«Это будет Царь-мост!»

«Вождь народов» на рекламу не поддался, ответив:

«Ну царя мы еще в 1917 свергли».

А определив неспециализированную цена строительства моста (правильная цифра так и осталась малоизвестна), Сталин вынес вердикт:

«Будем строить переправу».

В первой половине 50-ых годов XX века из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы. А замечательный бык так и не выстроенного моста до сих пор торчит в воде около крымского берега.

Мост ценой в Севастополь

– Реально ли было выстроить во второй половине 40-ых годов XX века мост в Крым и какое количество бы это стоило? – задали вопрос мы у историка архитектуры Николая Васильева.

– Проект моста через Керченский пролив 1949 года, само собой разумеется, поражает масштабом. В условиях послевоенного СССР он не то дабы был неосуществим, но его реализация была бы сопоставима^ с восстановлением уничтоженных войной областных и республиканских центров — Киева, Минска, Сталинграда, Воронежа, Белгорода… Инженерная задача и по сей день весьма тяжёлая, тогда же ее ответ забрало бы огромные силы. По сложности это как первый раз выстроить метро либо высотку.

В конкретную сумму стройку сложно оценить, но, думаю, она была бы сопоставима с бюджетом восстановления всего Севастополя – основной базы Черноморского флота. Имел возможность ли проект быть реализован? Само собой разумеется, имел возможность.

При условии совсем другого масштаба внимания управления СССР к Крыму.

– Никита Хрущев, передавая Крым из состава РСФСР в состав Украинской Республики, руководствовался экономическими связями Крыма и Украины. Как Вы думаете, если бы в те годы существовал мост в Крым, имел возможность бы Хрущев принять второе ответ?

– Ответ Хрущева о передаче Крыма УССР имело большое количество обстоятельств. Но громадная экономическая интеграция полуострова с Краснодарским краем, думаю, имела возможность бы оказать влияние на принимаемое решение Никиты Сергеевича, Действительно, только в том случае, если бы мост выстроили скоро. Но реализация проекта 1949 года вряд ли бы закончилась раньше середины 1950-х. Да и при том маленьком количестве автотранспорта, что было в послевоенном СССР, мост не выглядит весьма целесообразным.

А железная дорога имела бы скорее военное, а не гражданское значение.

На плотину также не хватило

Во второй половине 70-х годов мысль перемычки между Кавказом и Крымом появилась опять. Желали выстроить плотину, которая ограничивала бы поступление более соленой воды из Черного моря, в Азовское для сохранения морской экологии. Дело в том, что по окончании возведения Волго-Донского канала приток пресной воды в Азов сократился и рыбы в нем стало меньше. Плотина имела возможность это исправить.

По ее верху планировалось строительство двухпутной металлической и четырехрядной дорог .

Но и тогда проект свернули из-за дороговизны. В переводе на стоимости отечественных дней на него требовалось бы около 360 млн. евро. Проект Керченской перемычки выдержал все проверки экспертизы, но в правительственном протоколе было записано:

«Временно отложить».

Опоры проваливались в грунт

– В действительности Сталин проект Царь-моста в Крым сначала одобрил, – поведав нам собственную версию старший сотрудник крымского республиканского учреждения «Керченский историко-культурный заповедник» Владимир Санжаровец. – Но в то время, когда начали устанавливать первые опоры моста, Оказалось, что они проваливаются в грунт на дне. какое количество эксперты ни старались, укрепить подпорки не получалось, поскольку таких разработок, как на данный момент, тогда не было. Исходя из этого по окончании нескольких месяцев мороки проект свернули.

Гитлер уже и флажки завез

Строительство моста через Керченский ,пролив было запланировано в 30-х годах. В СССР кроме того изготовили для него первые металлические конструкции. Но война помешала исполнению замыслов.

Весной 1943 года Гитлер настойчиво попросил начать строительство моста (применяя советские конструкции). Немцы планировали гнать по данной переправе в Германию зерно и нефть с Кавказа. Работы планировалось закончить до 1 августа 1944 года. Немцы уже подготовились к пуску первого, поезда а также завезли флажки со свастикой.

Но советское наступление весной и летом 1944-го не разрешило им довести стройку до конца. В итоге на берегах остались много тысячь киллограм цемента и горы готовых к установке конструкций (и германских, и советских — еще довоенных). Сталин приказал мост достроить. И его достроили ударно – за пять месяцев (фото 5). Как раз по этому мосту возвращалась в Москву советская делегация с Ялтинской конференций. Но укрепить мост опоздали. В феврале 1945-го в проливе начался необычно сильный для этих мест ледоход.

Часть опор не выдержала, и мост упал. Восстанавливать его не стали.

источник: Елена Кривякина «Мост Сталина в Крым» «КОНТАКТ-ШАНС» 13/2016

1944 год История 1 го #Крымского моста Керчь Тамань

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: