Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Проект 1958 г.
Распоряжением Совета Министров СССР № 564-275 от 26 мая 1958 года работы по крылатой противокорабельной ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. Бериев принимает ответ делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. Вся совокупность, включая самолет, стала называться К-12Б.
Ракета К-12БС, оснащенные ядерным снарядом, предназначалась для поражения бронированных крупных транспортов и кораблей. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным снарядом, могли быть использованы для противодействия транспортам водоизмещением до 8000 т и небронированными судами, и для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей. Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Так, в ОКБ-49 под управлением Бериева создавался неповторимый комплекс, складывавшийся из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни по окончании ничего аналогичного в мире не было создано. Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до шпангоута № 18 (в том месте размещалась антенна станции «Шпиль») и грузоотсеком (убраны верхний и нижние люки).
Особенности эксплуатации (возможность повреждение подвешенной под крыло ракеты волной на взлете) стали причиной трансформации ее компоновки. Высокое цельноповоротное вертикальное оперение и довольно малый подфюзеляжный киль поменяли местами, что разрешило возможность прижать ракету к крылу и тем самым удалить ее от поверхности воды.
На Бе-10Н кроме этого устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировались бомбардировочное оружие, передние и фотооборудование пушечные установки, всецело заменялось электрооборудование, т.к. количество потребителей тока возрастало вдвое. Обычный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет имел возможность нести на пилонах под крылом одну либо две ракеты.
Большая скорость Бе-10Н с одной КР — 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного боеприпаса без дозаправки самолета — 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подлодки — 2060 км. Это разрешало атаковать цели, находившиеся в центре Тихого океана и Атлантики.
РЛС «Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при беспокойстве моря 4-5 баллов на расстоянии не меньше 150 км.
Эскизный проект совокупности К-12Б был представлен научному совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 года, где был одобрен. При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву со особого катера. При передаче же ракеты с подлодки на Бе-10Н возможно было применять надувной понтон.
Так, один либо пара ракетоносцев Бе-10Н имели возможность взять базу где-нибудь в центре Тихого океана. В том месте они бы дозаправлялись с ядерной подлодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за ракетами и топливом. Кстати, на подводной лодке самолеты имели возможность ожидать сменные экипажи. Но дозаправка летающей лодки в море вероятна только при отсутствии сил противника и сильного волнения.
Сама же летающая лодка Бе-10Н была относительно легкой целью для палубных истребителей потенциального соперника.
В связи с вышеизложенным работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены. Распоряжением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 года, в один момент закрыты и работы по К-12БС.
ЛТХ:
Модификация: Бе-10Н
Размах крыла, м: 28,60
Протяженность самолета, м: 31,45
Высота самолета, м: 11,03
Площадь крыла, м2: 130,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 24200
-большая взлетная: 48500
Тип двигателя: 2 х ТРД АЛ-7ПБ
Тяга, кгс: 2 х 7500
Большая скорость, км/ч: 875
Крейсерская скорость, км/ч: 790
Боевой радиус действия, км
-без дозаправки: 1450
-с одной дозаправкой: 2050
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 3
Оружие: 4 х 23-мм пушки НС-23 и 1-2 ПКР К-12БС.
Проект Бе-10Н.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н. Рисунок.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н «на плаву». Рисунок.
Бе-10Н. Схема.
.
.
Перечень источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Предвестник «Альбатроса».
Время и Авиация. А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов. Реактивный корабль.
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Массированный удар высокоточным оружием по объектам ИГИЛ в Сирии из акватории Каспийского моря
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Морской ближний разведчик мбр-7.
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Во второй половине 30-ых годов XX века ЦКБ МС начало работату над проектом нового ближнего…
-
Морской разведчик-бомбардировщик р-1.
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1951 г. Послевоенное развитие авиации характеризовалось широким внедрением реактивных двигателей,…
-
Морской дальний разведчик мдр-5.
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Отечественные дальние гидросамолеты продолжительное время оставались только в умелых…
-
Тяжелая ударная летающая лодка «морской крейсер» мк-1 (ант-22).
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В конце 20-х годов прошлого столетия Р.Л.Бартини начал работату над летающей лодкой МТБ-2…
-
Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Дмитрия Павловича Григоровича с полным основанием возможно назвать одним из патриархов русской…
-
Морской дальний разведчик че-2 (мдр-6). ссср
Самолетом этим восхищался историк и авиаконструктор самолетостроения Вадим Борисович Шавров. В полной мере быть может, что автору автомобили – Игорю…