Морской поисково-спасательный самолет ту-16с (нс).

      Комментарии к записи Морской поисково-спасательный самолет ту-16с (нс). отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.Морской поисково-спасательный самолет ту-16с (нс).

Начало работ по созданию самолета-спасателя для ВМФ на базе Ту-16 относится к 1955 году. 26 декабря 1955 года вышло распоряжение Совета Министров СССР, которое обязывало МАП в III квартале 1956 года оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на национальные опробования в течение первых трех месяцев 1957 года.

Спасательную лодку проектировало и строило Министерство судостроительной индустрии. Работы по переоборудованию самолета Ту-16 в самолет-спасатель проводились в ОКБ А.Н.Туполева, в его Томилинском филиале под управлением И.Ф.Незваля. Спасательная радиоуправляемая лодка должна была подвешиваться под фюзеляжем Ту-16, на котором устанавливалась радиоаппаратура для определения местонахождения судов, самолетов, людей, терпящих бедствие на море.

Совокупность спасения должна была трудиться следующим образом: экипаж самолета при помощи бортовой РЛС определял место бедствия, по окончании чего сбрасывалась спасательная лодка. Дистанционно, по радиосигналу, запускался двигатель лодки и она в автоматическом режиме должна была идти на радиосигналы, подаваемые терпящим бедствие объектом.

ОКБ было нужно весьма тесно сотрудничать с кораблестроителями, проектировавшими лодку, и с разработчиками достаточно сложной совокупности радиоуправления. Совместно определялись обводы бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу, и конструкция узлов подвески. К концу 1950-х годов совокупность удачно прошла опробования на КЧФ и была принята на снабжение Авиации ВМФ.

Самолеты-спасатели переоборудовались в 1960-е годы из пребывавших в эксплуатации Ту-16Т силами серийных фабрик. В производстве самолет взял обозначение «заказ 454», в эксплуатации — Ту-16С («НС»). Главная часть Ту-16С поступила на КСФ, где эксплуатировалась до конца 1980-х годов. Последние Ту-16С сняли с эксплуатации именно перед трагедией ядерной подлодки «Комсомолец».

Быть может, если бы эти самолеты-спасатели пребывали в строю, мероприятия по спасению экипажа лодки закончились бы в противном случае.

В начальном варианте (на начало 1960-х годов) совокупность на базе самолета Ту-16С предназначалась для оказания и поиска помощи экипажам кораблей и самолётов, терпящим бедствие на море, оказания и поиска помощи астронавтам, совершившим посадку на море. В состав совокупности, кроме самолета-носителя, входили:
-телеуправляемая самоходная лодка;
-контейнеры типа КАС-90 снаряженные спасательным оборудованием;
-аппаратура радиоуправления «Лодка-М»;
-наведения и аппаратура поиска «Штырь» и «Приток-2».

Совокупность спасения имела следующие характеристики:
-дальность поиска пострадавших либо приводнившихся по аварийным радиосредствам — 60-100 км:
-дальность оказания помощи пострадавшим при известном месте аварии либо приводнения — 2000 км;
-дальность оказания помощи пострадавшим либо приводнившимся с их поиском в течение трех часов — 1000 км.

Спасательная лодка имела следующие эти:
-масса с парашютной совокупностью — 3400 кг;
-пассажировместимость — 20 чел;
-скорость хода лодки — 15 км/ч;
-мореходность лодки -4-5 баллов;
-дальность независимого плавания — 1500 км;
-автономность по запасам пищи и воды на 20 человек — 4 дней;
-мощность двигателя лодки — 40 л.с.

В окончательной конфигурации совокупность пара отличалась по собственному составу и данным от начального варианта. На самолете под фюзеляжем (между шпангоутами 27 и 49) подвешивалась спасательная лодка «Фрегат» кормой вперед по полету. Лодка имела водоизмещение 4200 кг, массу 3300-3400 кг и была запланирована на 15 человек.

Большая скорость хода лодки составляла 13,9 км/ч. Вместо «Фрегата» возможно было применять спасательные контейнеры КАС-90. На самолете устанавливалась поисковая аппаратура РПМ-С, предназначенная для приема сигналов аварийных радиомаяков типа «Опушка».

Аппаратура РПМ-С сопрягалась с РБП-4. Для управления лодкой на самолете монтировалась аппаратура радиоуправления «Рея-С», на лодке — «Рея-Л».

При исполнении операции по спасению аппаратура РПМ-С употреблялась совместно с РБП-4. На маршруте полета в район цели задействовалась РЛС РБП-4. При подходе к цели на дальность действия «Опушки» включалась РПМ-С. Производился поиск потерпевшего бедствие объекта.

Засекался сигнал «Опушки», самолет совершал облет цели и сбрасывал лодку. По окончании приводнения лодки навигатор экипажа осуществлял наведение спасательной лодки на пострадавших посредством аппаратуры «Рея». В ходе корректировки выхода лодки на объект имели возможность принимать участие пострадавшие: по радиосигналам через совокупность «Рея-Л» происходила корректировка курса спасательной лодки.

Спасательная совокупность, созданная на базе самолета Ту-16, многократно и с успехом употреблялась советскими ВМС в разных операциях по спасению на море.

В 1970-е годы пара Ту-16С по заказу ВМФ переоборудовали в противолодочные поисковые самолеты Ту-16СП. На этих автомобилях в грузоотсеке устанавливался замечательный поисковый радиолокатор по типу Ту-142, разрешавший вести поиск подводных лодок в надводном положении либо под перископом, и надводных судов. Самолет имел возможность вооружаться противолодочными торпедами и оснащаться сбрасываемыми гидробуями.

Ту-16СП по собственному назначению был близок к Ту-142, но имел намного меньшую дальность и возможное время барражирования. С принятием на вооружение самолетов Ту-142 и его модификаций потребность в Ту-16СП отпала.

Начиная с 1965 года, на серийных фабриках в спасатели было переоборудовано большая часть Ту-16Т.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16С
Размах крыльев, м: 32,99
Протяженность, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-безлюдного самолета: 37730
-обычная взлетная: 72000
-большая взлетная: 79000
Горючее, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-большая: 992
-крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 7

Ту-16С на стоянке.

Взлет Ту-16С с катером «Фрегат».

Ту-16С в полете.

Спасательный катер «Фрегат», использовавшийся с Ту-16С.

Катер «Фрегат» на протяжении проверки на остойчивость.

Ту-16С с катером «Фрегат». Схема.

.

.

Перечень источников:
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Крылья Отчизны. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Родина и Авиация. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эра.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. ракетоносец и Дальний бомбардировщик.
Роман Астахов. Русская Сила. ракетоносец и Дальний бомбардировщик Ту-16.

Поисково-спасательная операция по поиску самолета Ту-154

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: