Многоцелевой вертолет б-10.

      Комментарии к записи Многоцелевой вертолет б-10. отключены

Разработчик: И.П.Братухин
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.Многоцелевой вертолет б-10.

Разработка вертолета «Воздушный наблюдательный пункт» либо сокращенно «ВНП» была задана распоряжением Совета Министров СССР 11 марта 1947 года. Вертолет предназначался для корректирования огня артиллерии, визуальной разведки и перспективного воздушного фотографирования, и применения в качестве «геликоптера руководства для рекогносцировки местности, линии расположения фронта и уточнения войск, других задач и связи.» Экипаж должен был складываться из трех человек: пилота, навигатора-корректировщика и стрелка-наблюдателя.

Разработка нового вертолета, взявшего обозначение Б-10, началась в связи с тем, что тактико-технические характеристики ранее выстроенного Г-4 не соответствовали своеобразным требованиям армейских. Прежде всего, клиента не устраивали вместимость, отсутствие и ограниченный комплект спецоборудования бортового оружия.

Одновременно с этим сначала проектирования вертолетов двухвинтовой поперечной схемы в качестве одного из их тактических преимуществ указывалась возможность обеспечения — фактически кругового обстрела (имелась в виду верхняя полусфера). Воспользоваться этим преимуществом предполагалось на Б-10, воображавшем собой модификацию ранее созданных Б-5 и Б-9, от которых, в соответствии с созданной Братухиным концепцией, он отличался, по большей части, компоновкой фюзеляжа.

Вертолет Б-10 «ВНП» был выстроен умелым производством ОКБ-3 ранней весной 1948 года. По собственной конструкции большинства и принципиальной схеме агрегатов он не отличался от предшественников. Мотогондолы фактически имели ту же конструкцию, что и на Б-5 и Б-9, лишь вместо моторов АИ-26ГР находились еще более форсированные двигатели АИ-26ГРФ.

Они развивали пара громадную большую взлетную мощность в 575 л.с., что не потребовало, но, переделки трансмиссии. В отличие от Б-5 и Б-9, крыло вертолета Б-10 имело подкосы, идущие от верхней части верхней опоры кабана к верхней части фермы крыла и от нижней части фермы крыла к узлам фюзеляжа. Помимо этого, в отличие от крыльев предшественников, имевших несимметричный профиль, крыло Б-10 было выполнено с симметричным профилем.

Хвостовое оперение разнесенного типа складывалось из стабилизатора с изменяемым в полете углом установки и двух килей, разнесенных и закрепленных по финишам стабилизатора. Каркас оперения был железный, обшивка смешаная, в носовой части дюралевая, в хвостовой части полотняная. направления и Рулей высоты не предусматривалось.

Основной изюминкой Б-10 была компоновка цельнометаллического полумонококового фюзеляжа. Он имел в сечении форму трапеции с закругленными углами. Поперечный комплект складывался из 8 усиленных и 14 промежуточных шпангоутов. Продольный комплект был сделан в форме стрингеров, окантовок и силовых панелей в местах вырезанной обшивки. Обшивка — дюралевые страницы.

В носовой части фюзеляжа со смещением к правому борту размешалась кабина навигатора, над которой была смонтирована носовая стрелковая установка. Ее территория обстрела оценивалась в 65%. Сиденье летчика размешалось у левого борта фюзеляжа и относительно сиденья навигатора было смещено назад. взаиморасположение и кабины Большой фонарь лётчика его с остеклением кабины навигатора снабжало хороший обзор вперед и вправо.

Вход в штурмана и кабину лётчика производился через неспециализированную дверь, пребывавшую на правом борту фюзеляжа, которая при необходимости могла быть легко скинута.

В средней части фюзеляжа имелся отсек количеством 2,5 м2 где размещалось фото-радиооборудование. При необходимости данный отсек мог быть использован для перевозки грузов либо двух-трех пассажиров. При помощи люка данный отсек сообщался с кабиной штурмана и лётчика. Люк иначе центрального отсека вел в кабину стрелка.

Члены экипажа имели возможность вольно перемещаться по вертолету в полете и поддерживать друг друга. В хвостовой части фюзеляжа за задней кромкой крыла размешалась кабина стрелка. Над кабиной возвышалась верхняя стрелковая установка (территория обстрела 58%), подобная по конструкции носовой установке.

Для входа в кабину стрелка имелась особая дверь на правом борту, кроме этого снабженная механизмом аварийного сбрасывания.

Оружие Б-10 складывалось из двух подвижных стрелковых установок УТК-1 с пулеметами УБ. Запас патронов — по 100 штук на любой пулемет. Установки были снабжены механическими ограничителями, предохранявшими агрегаты вертолета от прострела из собственного оружия. Для исполнения ночного фотографирования под крылом имели возможность подвешиваться четыре фотографические авиабомбы.

Прорабатывался в ОКБ Братухина и усиленный вариант оружия с тремя 20-мм пушками Б-20, реактивными снарядами и бомбами под крылом. Третья огневая точка размешалась по проекту в полу центрального отсека. Ее возможно было применять не только для самозащиты вертолета, но и для обстрела наземных целей.

Братухин разглядывал Б-10 как летающую лабораторию для отработки -оптимальной схемы оружия геликоптера.

Оборудование вертолета Б-10, кроме простого набора пилотажно-навигационного, моторного и электрооборудования включало и особое военное радио- и фотооборудование. Радиооборудование включало в себя приемопередающую радиостанцию РСИ-6, самолетное переговорное устройство, радиополукомпас, радиовысотомер малых высот, радиоопознаватель-приёмник и ответчик маркера переднего края.

Фотооборудование включало в себя аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием 21-40 см, снабжавшим плановое и перспективное фотографирование. Военных вертолетов со столь замечательным вооружением и специальным оборудованием в то время еще не было. Б-10, по сути, воображал собой первый во всемирной истории вооруженный вертолет.

В один момент со постройкой Б-10 инженеры ОКБ-3 создали новую методику статических опробований при помощи постоянной обработки материала по приборным данным с целью предотвращения разрушения конструкции независимо от степени нагрузки. В первый раз в практике вертолетостроения при постройке вертолета Б-10 в ОКБ-3 была выстроена динамически подобная модель для экспериментальной проверки расчетных обеспечения и частот заданных жесткостных и частотных черт конструкции консолей.

В аэродинамической трубе ЦАГИ начались изучения моделей вертолета Б-10. К задаче создания вертолета — воздушного наблюдательного пункта вертолетостроители подошли во всеоружии накопленного опыта и базируясь на уже прекрасно организованную в ОКБ и смежных научных центрах экспериментально-аналитическую базу.

Но довести Б-10 до стадии летных опробований не удалось. Первые изучения продемонстрировали, что, не обращая внимания на усиление крыла подкосами, опасность происхождения автоколебаний консолей не миновала. В конструкцию задних подкосов было нужно включить гидравлические демпферы — гасители колебаний. Неприятным сюрпризом при обработке результатов продувок была недостаточная продольная и путевая устойчивость моделей в потоке.

Обстоятельством этому был довольно малый вынос хвостового оперения на «куцем» фюзеляже. В июле 1948 года министр авиапромышленности обязал ОКБ-3 временно приостановить работы по всем вторым вертолетам до доводки аппарата и завершения испытаний связи Б-11, которому отдавалось предпочтение. Сборка второго летного примера прервалась на стадии готовности 50%.

Оставшийся на аэропорте в Измайлово Б-10 употреблялся во второй половине 40-ых годов XX века для статических опробований трансмиссии вертолета Б-11. В связи с неспециализированным сокращением работ в ОКБ Братухина предстоящих опробований по нему не производилось.

ЛТХ:

Модификация: Б-10
Диаметр несущих винтов, м: 10,00
Масса, кг
-безлюдного: 3019
-взлетная: 3900
Тип двигателя: 2 х ПД АИ-26ГРФ
Мощность, л.с.
-взлетная: 2 х 575
-номинальная: 2 х 400
Большая скорость, км/ч: 218
Крейсерская скорость, км/ч: 176
Практическая дальность, км: 440
Практический потолок, м: 6550
Статический потолок, м: 2200
Экипаж, чел: 2
Нужная нагрузка: 3 пассажира.

Вертолет Б-10 на опробованиях в НИИ ВВС.

Вертолет Б-10 на опробованиях в НИИ ВВС.

Носовая часть вертолета Б-10.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Братухин Б-10
Самолеты Мира. Евгений Ружицкий. учёный и Авиаконструктор.
Н.В.Якубович. Вертолеты особенных схем.
ОАО Столичный вертолетный завод им.М.Л.Миля. Зарождение российского вертолетостроения.

ЛУЧШИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЕРТОЛЁТЫ ★ Ми-8 ; NH90 ; UH-60 Black Hawk ; Super Puma ; Westland Lynx

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Многоцелевой ударный вертолет ми-24в.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1972 г. В первой половине 70-ых годов двадцатого века комплекс 9К113 «Штурм-В» поступил на опробования,…

  • Вертолет химической разведки ми-24хр (рхр).

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1978 г. В семидесятые годы как в СССР, так и в государствах Запада, бурно развивались средства массового…

  • Многоцелевой вертолет в-8.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1961 г. К сожалению, сложившаяся в стране социально-остаточный принцип и экономическая обстановка…

  • Многоцелевой вертолет «омега ii».

    Разработчик: И.П.Братухин Страна: СССР Первый полет: 1944 г. Вертолет ОКБ И.П.Братухина «Омега-II» первенствовал винтокрылым летательным аппаратом,…

  • Многоцелевой вертолет б-5.

    Разработчик: И.П.Братухин Страна: СССР Первый полет: 1947 г. К проектированию пассажирского вертолета на базе Г-3 ОКБ И.П.Братухина приступило еще в 1945…

  • Многоцелевой ударный вертолет ми-24а.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1969 г. Известный деятель советского вертолетостроения главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль,…