Многоцелевой ударный вертолет ка-50ш.

      Комментарии к записи Многоцелевой ударный вертолет ка-50ш. отключены

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1997 г.Многоцелевой ударный вертолет ка-50ш.

Первые серийные вертолеты Ка-50 были выпущены в варианте, предусматривающем боевое использование лишь днем. Но еще во второй половине семидесятых годов прошлого века на этапе формулировки требований, было выяснено, что перспективный боевой вертолет должен иметь оборудование, разрешающее применять его не только днем, но и ночью, а также в ограниченно сложных метеоусловиях.

Такими совокупностями имели возможность стать очки ночного видения (ОНВ) и бортовые устройства низкоуровневого телевидения (НУТВ), применяющие особые усилители яркости и действующий при малых уровнях освещенности (к примеру, звездной ночью), тепловизионные совокупности (ТПС), и единственные фактически всепогодные средства — радиолокационные станции. Применение каждой из них имеет собственные особенности. В то время, как устройства НУТВ в совершенстве должны снабжать экипаж вертолета родными к настоящим изображениями объектов, при применении ТПС приходится ограничиваться их тепловыми образами, а посредством РЛС и вовсе сложно распознавать найденные малоразмерные цели — одиночные танки, БМП и т.п., обычно являющиеся главными объектами действия боевых вертолетов (все они представляются на кабинном экране-индикаторе в виде тяжело идентифицируемых точек-засветок).

Исходя из этого сначала ставка была сделана на аппаратуру низкоуровневого телевидения «Меркурий», макетные образцы которой были установлены на 2-й и 3-й летные экземпляры В-80 (планировалось применить ее кроме этого на Ми-28 и самолетах Су-25Т). Параллельно столичное НПО «Геофизика» отрабатывало вертолетный тепловизор ТпСПО-В, что во второй половине 80-ых годов двадцатого века прошел опробования на умелом Ми-24В. Макетный пример его пилотажно-прицельного варианта «Столб» был в первой половине 90-ых годов XX века установлен на 5-й экземпляр В-80 над защитным стеклом комплекса «Шквал-В».

К сожалению, первые образцы советских ночных обзорно-прицельных совокупностей не отличались высокой надежностью, да и характеристики их были не на высоте. Рабочая группа, оценивавшая результаты завершившихся в августе 1986 года национальных сравнительных летных опробований умелых вертолетов В-80 и Ми-28, подчернула, что ни тот, ни второй не делают оговоренного техническим заданием требования ведения военных действий ночью. Исходя из этого, в то время, когда распоряжением Правительства от 14 декабря 1987 года В-80 был признан победителем конкурса и запущен в серийное производство, ОКБ им Н.И.Камова было предписано в малейшие сроки модернизировать комплекс оборудования вертолета для обеспечения его круглосуточного боевого применения.

Но отставание СССР в области разработки ночных обзорно-прицельных совокупностей (в Соединенных Штатах вертолеты АН-64А «Апач», укомплектованные совокупностью TADS/PNVS с пилотажным и прицельным инфракрасными датчиками FLIR, выпускались серийно еще с 1984 года), усугубившееся неспециализированным кризисом в экономике и катастрофическим снижением финансирования большинства работ оборонной тематики, не разрешило выполнить поставленную задачу Помимо этого, негативную роль сыграла радикальная смена главного направления в создании комплекса ночного оборудования, произошедшая в первой половине 90-х годов двадцатого века. Доводка аппаратуры «Меркурий», и создание других систем телевизионного типа были признаны нецелесообразными, потому, что как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствовал, массогабаритные характеристики ночных «телевизоров» при существовавшей элементной базе не разрешают разместить их на летательных аппаратах фронтовой и военном авиации. Исходя из этого проекты В-80В, В-80Ш-2 и другие, базировавшиеся на применении «Меркурия», развития не взяли.

Неспешно главное внимание в СССР, как и в Соединенных Штатах, было переведено на создание совокупностей тепловизионного (инфракрасного) типа. В первой половине 90-ых годов двадцатого века ОКБ им Н.И.Камова выпустило эскизный проект ночного варианта Ка-50.

Для него на Красногорском оптико-механическом заводе «Зенит» (сейчас — ПО «Красногорский завод») началась разработка круглосуточного варианта обзорно-прицельного комплекса «Шквал-В», в состав которого предполагалось дополнительно включить ночной канал на базе тепловизоров, спроектированных в столичном НПО «Геофизика» и казанском Национальном университете прикладной оптики (ГИПО). Но из-за недостаточного финансирования создание серийного примера тепловизора задерживалось, исходя из этого в середине 1990-х годов камовцы решили временно применять вместо него импортные устройства.

Взяв согласие русского правительства, ОКБ заключило сделку с французской компанией «Томсон» (Thomson) о поставке для опробований на вертолетах Ка-50 нескольких образцов их тепловизионных совокупностей. Один из них в контейнерном выполнении демонстрировался на протяжении выставки МАКС-95 на 10-м летном экземпляре Ка-50 (бортовой № 020).

К середине 1990-х годов на ведущем русском предприятии по разработке оптико-электронных совокупностей — Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ, г. Екатеринбург) — была создана концепция построения перспективных совокупностей для того чтобы типа для вертолетов, других видов и самолётов бронетехники на принципе стабилизации линии визирования при помощи точных гироскопических датчиков, шаровой опоры и трехкоординатного моментного двигателя. Эта концепция разрешила в сжатые сроки создать на УОМЗ целую серию высокоэффективных ОЭС, взявших неспециализированное наименование «гиро-стабилизированные оптико-электронные совокупности» (ГОЭС).

Конструктивно такая совокупность выполнена в виде подвижного шара одного из нескольких типоразмеров (диаметр оптико-механического блока 640, 460 либо 360 мм), в которого смогут размещаться от одного до 4-5 оптико-электронных модулей, делающих функции информационных каналов дневной либо низкоуровневый (сумеречный) телевизионные каналы, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, пеленгатор лазерного подсвета, лазерно-лучевая совокупность управления ПТУР, инфракрасный пеленгатор ПТУР и др. Тем самым ГОЭС снабжают принцип многоканальности обзорно-прицельных совокупностей при единстве линии визирования для всех оптико-электронных модулей с высокой степенью стабилизации ее положения в пространстве и возможностью трансформации положения в широком диапазоне (±235° по азимуту и до 160° по углу места) с высокой угловой скоростью (до 60°/с).

Одной из первых ГОЭС, созданных на УОМЗ, стала гиростабилизированная оптико-электронная совокупность «Самшит-50», предназначенная для размещения на вертолетах семейства Ка-50. В начале 1997 года она была установлена на восьмом экземпляре Ка-50 (первая машина, выпущенная серийным заводом, бортовой № 018) в носовой части фюзеляжа, над оптическим окном штатного дневного лазерно-телевизионного комплекса «Шквал-В». Переоборудованный так вертолет стал называться Ка-50Ш.

Первый вылет на нем выполнил летчик-испытатель Олег Кривошеий 4 марта 1997 года, а уже спустя 10 дней Ка-50Ш в паре с простым Ка-50 из Центра боевого применения Военном авиации в Торжке (бортовой № 22) отбыл на интернациональную выставку оружий IDEX 97, проводившуюся с 16 по 20 марта в Абу-Даби (ОАЭ). В том месте «дневная» машина принимала участие в программе показательных полетов, и в первый раз делала показательные боевые стрельбы из пушки, пуски НАР и ПТУР.

ГОЭС «Самшит-50» вертолета Ка-50Ш выполнена шарообразной формы диаметром 640 мм с четырьмя оптическими окнами, вмещающего четыре главных канала: лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионный канал, лазерно-лучевую совокупность управления ПТУР «тепловизор» и Вихрь «Victor» французской компании «Томсон». Ночное оборудование вертолета снабжало обнаружение малоразмерной цели типа «танк» на расстоянии не менее семи километров и правильное прицеливание на дальности 4,5-5 км.

Кроме оптико-электронных средств, одноместная ночная машина оснащалась радиолокационным комплексом «Арбалет» (разработка корпорации «Фазотрон-НИИР»), антенна которого размещалась в обтекателе над колонкой несущих винтов. РЛС совместно с модернизированным бортовым комплексом обороны вертолета снабжала предупреждение летчика об атаке со стороны самолетов либо ракет соперника. Усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование Ка-50Ш было дополнено приемником совокупности спутниковой навигации, а непроизвольный планшет ПА-4-3 с бумажной картой местности уступил место навигационному цветному жидкокристаллическому индикатору, на что выводилась уже цифровая карта.

В будущем машина взяла новый интегрированный комплекс оборудования разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ), строившийся по принципу открытой архитектуры на базе мультиплексных каналов информационного обмена. Базу информационно-управляющего поля кабины летчика стали составлять три многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора и модифицированный ИЛС.

В один момент совокупности «Самшит» и «Шквал-50» поменяли местами: шар ГОЭС переместили вниз, а окно комплекса «Шквал», напротив, немного подняли вверх В состав модифицированной ГОЭС «Самшит-50» был включен тепловизор французской компании SAGEM (вместо «Томсон»). Арсенал Ка-50Ш был пополнен управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Х-25МЛ с полуактивной лазерной совокупностью наведения, а для поражения воздушных самообороны и целей Ка-50Ш имел возможность использовать ракеты «воздух-воздух» типа Р-73 и 9М39 «Игла-В». Обновленный Ка-50Ш был подготовлен в июне 1999 года и показывался на выставке в Нижнем Тагиле, а после этого на МАКС-1999.

В рамках работ по изучению самоё рационального построения комплекса оборудования одноместного вертолета на компании «Камов» во второй половине 90-ых годов двадцатого века на базе 4-го летного экземпляра Ка-50 (бортовой № 014) был подготовлен еще один умелый вертолет, оснащенный двумя гиростабилизированными оптико-электронными совокупностями. Обе были установлены в носовой части фюзеляжа (комплекс «Шквал» наряду с этим упразднили). Верхняя совокупность (ГОЭС-520, диаметр оптико-механического блока 360 мм), имеющая телевизионный и тепловизионный каналы, предназначалась для пилотирования задач и решения навигации, а нижняя (ГОЭС-330, диаметр 460 мм), складывавшаяся из телевизионного, тепловизионного и лазерного каналов, — для обнаружения целей, ведения и прицеливания огня.

Для обеспечения надёжного пилотирования Ка-50 ночью (в т ч модификаций, не имеющих бортового «ночного» оборудования) эксперты компании «Камов», НПО «Орион» и «Геофизика-НВ» внесли предложение оснащать их экипажи очками ночного видения ОНВ-1. Такие очки удачно прошли опробования на Ка-50 летом 1999 года и демонстрировались на МАКС-1999.

ЛТХ:

Модификация: Ка-50Ш
Диаметр главного винта, м: 14,50
Протяженность, м: 13,50
Высота, м: 4,90
Масса, кг
-безлюдного: 7692
-обычная взлетная: 9800
-большая взлетная: 10800
Тип двигателя: 2 ГТД ТВ3-117ВМА
-мощность, кВт: 2 х 1660
Большая скорость, км/ч: 390
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Практическая дальность, км: 1160
Дальность действия, км: 460
Скороподъемность, м/мин: 600
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Оружие: одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами
Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески: 4 х ПТУР «Вихрь» либо УР «воздух-воздух» либо 80 х 80-мм НУР либо контейнеры с пушками либо пулеметами.

Ударный вертолет Ка-50Ш.

Ка-50Ш в полете.

Ка-50Ш на стоянке авиасалона.

Ка-50Ш на стоянке авиасалона.

Ка-50Ш на стоянке авиасалона.

Ка-50Ш на стоянке авиасалона.

 Гиростабилизированная оптико-электронная совокупность ГОЭС «Самшит-50».

Гиростабилизированная оптико-электронная совокупность ГОЭС «Самшит-50».

Кабина Ка-50Ш.

Ка-50Ш. Схема 1.

Ка-50Ш. Схема 2.

Ка-50Ш. Схема 3.

Ка-50Ш. Схема 4.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Андрей Фомин. «Тёмная акула», «Крокодил» и другие.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Камов Ка-50Ш.
Михаил Жуков. Иллюстрированный каталог авиации мира. Ка-50.
Сайт ОКБ Камов. Справочник вертолетов компании Камов. Ка-50Ш.

Сделано в СССР. Боевой ударный вертолет КА-50

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: