Многоцелевой бпла тб-3 «бомба».

      Комментарии к записи Многоцелевой бпла тб-3 «бомба». отключены

Разработчик: НИИ-20
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.Многоцелевой бпла тб-3 «бомба».

СССР по целому последовательности легендарных обстоятельств полностью пропустила первые двадцать лет развития беспилотной авиации в мире — коммунистический задел в данной области равнялся нулю. Разумеется, с этим нужно было что-то делать. Сейчас радиоуправляемые модели вертолётов и самолётов продаются как детские игрушки.

Но в первые десятилетия существования авиации создание для того чтобы летательного аппарата являлось непростой научно-технической задачей.

Весной 1932 года расположенное в Ленинграде Особенное техническое бюро (Остехбюро) Народного комиссариата оружий РККА, специализирующееся на создании новых видов оружия, взяло задание на разработку оборудования для дистанционно управляемого самолёта. Для этого предполагалось применять списанные с оружия как устаревшие либо исчерпавшие собственный ресурс автомобили.

Их боевое использование предусматривало пара вариантов: самолёт мог быть начинён взрывчаткой и использован как летающая бомба, имел возможность скинуть на неприятеля боезапас и по радиокомандам возвратиться на базу, имел возможность являться летающей мишенью для тренировок зенитной артиллерии. Инициаторами создания этого вида оружия был М.Н.специалист и Тухачевский по теоретической механике Г.В.Коренев, несущий ответственность за научное управление работами по созданию совокупности управления контролируемого по радио самолёта. Для решения задачи требовалось два устройства: автопилот, снабжающий полёт по заданным параметрам, и командное устройство, информирующее автопилоту сигналы для трансформации траектории.

В качестве «подопытной» автомобили стал туполевский бомбардировщик ТераБайт-1. Предстояло оснастить его принципиально новым автопилотом. Имеющиеся были способны только частично облегчать нагрузку пилота, их работу нужно было всегда контролировать.

Нужно было кроме этого повысить надёжность и дальность связи для управления дистанционоуправляемым летательным аппаратом.

Автопилот АВП-2 был изготовлен группой Коренева в осеннюю пору 1932 года. Он имел два свободных гироскопа, курсовой и продольно-поперечный, и посредством рулевых машинок с пневмоприводом имел возможность руководить самолётом. В первой половине 30-ых годов XX века АВП-2 был установлен на подопытном «бомбере» и прошёл опробования, а также на протяжении 8-часового перелёта по маршруту Евпатория — Харьков — Москва в июне этого года.

За штурвалом был лётчик Б.Н.Агров, механиком по автопилоту был М.В.Соколов. Неспециализированный курс автопилот держал удовлетворительно.

Тем временем в «Остехбюро» под управлением академика В.Ф.Миткевича изготовили командное устройство «Дедал», что разрешал по радио руководить с почвы либо с самолёта вторым самолётом, оборудованным автопилотом и приёмником сигналов. «Дедал» имел возможность передавать 16 команд, по которым изменялись курс, крен, тангаж, высота и скорость полёта, осуществлялись несложные манёвры. Сигналы были тональными, для чего передатчик имел тональный шифратор, а приёмник — тональный дешифратор.

передатчик и Приёмник весьма совершенно верно настраивались в резонанс, и работа их отличалась высокой стабильностью. Дальность передачи сигнала составляла около 25 км, большая задержка реакции срабатывания — 4 секунды. При проектировании «Дедала» в Остехбюро опирались на опыт постройки управляемых по радио торпедных катеров.

На следующем этапе самолётом уже пробовали руководить по радио через установленное на борту устройство «Дедал». 13 октября 1933 года автопилот отказал, самолет самопроизвольно перешел в ситуацию и пикирование спас лишь «настоящий» пилот. По окончании ремонта автопилота испытатели попытались нападать условную цель — перекресток шоссе и железной дороги в Химках. По замыслу ТераБайт-1 требовалось совершить перелет до Сенежского озера, возвратиться и пройти совершенно верно над контрольным пунктом у перекрестка.

14 дней ушли на попытки выполнить данный замысел, но наилучшим достижением был полет до Дмитрова и обратно, операторам наведения не получалось совершить ТераБайт-1 ближе, чем в 100 м от контрольного пункта.

Национальные опробования прибор состоялся в Москве в ноябре 1933 года на ТераБайт-1 с автопилотом АВП-2. При нажатии кнопок на установленном на борту приборе «Дедал» самолёт делал команды. По окончании полёта пребывающий на бомбардировщике контролёр доложил, что на протяжении выполнения команд никто к рулям не прикасался и что работа автоматики с позиций пилотов была обычная.

По окончании опробований была заказана умелая партия АВП-2 и «Дедалов» для опытов с «телемеханическими» самолетами. Устаревший термин «телемеханический» свидетельствует «управляемый на расстоянии».

Предстоящие работы по телемеханическим самолётам велись в соответствии с распоряжением Обороны и Совета Труда от 7 апреля 1935 года. 25 июля М.Н.Тухачевский утвердил требования к совокупности управления группой телемеханических самолётов ТераБайт-1 с самолёта ТераБайт-3: «Группа из двух телемеханических самолётов предназначается для бомбометания по очень сильно обороняемым целям на земле, на воде и в воздухе, и для прикрытия ПВО соперника.

Взлёт телесамолётов производится под управлением пилотов, каковые по окончании установки и сбора на курс сбрасываются на парашютах. Управление в воздухе (по окончании построения) и наведение на цель осуществляется телемеханически по радио с ведущего самолёта ТераБайт-3 на расстоянии 10-20 км. взрыв и Бомбометание самих самолётов ТераБайт-1 производится посредством телемеханических устройств по радио.

В будущем должна быть разрешена задача беспилотной посадки телемеханических самолётов. Наблюдение за телесамолётами производится через особые оптические устройства, снабжающие дальность наблюдения вперёд на расстоянии 10-20 км… Точность наведения — попадание в круг радиусом 250 м с расстояния между ведущим и ведомым самолётами не менее десяти километров.»

Войсковые опробования начались летом 1936 года на аэропорте Кречевицы Ленинградского Военного Округа. В июле при 2-й тяжёлобомбардировочной бригаде был создан летный отряд особенного назначения («Авотон») с шестью ТераБайт-1, оборудованными автопилотами АВП-2, приемниками командных устройств «Дедал» и компрессорами, трудящимися от ветрянок – маленьких пропеллеров, вращающихся от потока воздуха в полёте. Самолёты были основательно изношены и потребовали ремонта.

Но хуже было то, что испытываемое оборудование всё время подходило к концу из строя. «Совершённые за 2 месяца (август-сентябрь — прим. Д.Соболева) 14 полётов под автопилотами не разрешили дать какую-либо оценку их работе по той причине, что в каждом полёте систематически отказывали либо автопилоты, либо компрессоры, питающие их воздухом… Конечно, что ни о каких полётах по вождению самолётов по радио не могло быть и речи.»

Первый успех был достигнут в январе 1937 года. ТераБайт-1 с включённым лётчиком и автопилотом-контролером на борту, в течение двух часов делал все приказания, передаваемые по радио с почвы с расстояния до 18 км, без вмешательства лётчика в управление. Позже было ещё два успешных опробования.

Работы по аппаратуре и автопилотам радиоуправления длились. За два года по окончании первых опробований «Остехбюро» смогло добиться устойчивого ведения «летающей бомбы» в воздухе, но посадка и взлёт так же, как и прежде оставались проблемой эпических масштабов. Как следствие, в июле 1935 года Тухачевский утвердил задание на комплекс ТМС-36.

Он складывался из двух «телемеханических» ТераБайт-1 и самолета наведения ТераБайт-3. «Летающие бомбы», загруженные взрывчаткой либо ОВ, поднимались в атмосферу пилотами (до высоты 2000 м), выбрасывавшимися после этого на парашютах. Дальше к цели их вели операторы с борта ТераБайт-3, шедшего позади в отдалении 10-20 км.

Но компрессоров и неисправности автопилотов длились. Как выяснилось, автопилоты отказывали по обстоятельству стремительного износа поверхности колец гироскопов, компрессоры — из-за срезания дисков фрикционного привода от ветрянки. В итоге оборудование сняли и послали на завод для доработки.

Нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов писал по этому поводу 23 апреля 1937 года: «Заказ на «ТМС-36? проходит неудовлетворительно. Подготовлена… лишь одна группа (2 телесамолёта и 1 командный самолёт). Остальные две группы не закончены из-за неготовности компрессоров, выпуск которых завод № 214 освоить не смог…»

Не обращая внимания на распознанные неприятности эти работы, взявшие шифр ТОС (Техника Особенной Секретности), обрастали новыми заданиями. В частности, в соответствии с Распоряжению СТО № 62сс от 26 марта 1937 года, занимавшееся телеуправлением «Остехбюро» приступило к созданию беспилотника на базе нового четырёхмоторного бомбардировщика ТераБайт-3. Заодно изменилась и концепция его применения.

Дело в том, что параллельно с телемеханическими изучениями шли работы в рамках «составного самолета» «Звено» (проект Вахмистрова) по превращению бомбардировщиков ТераБайт-1 / ТераБайт-3 в самолёты-носители истребителей. В итоге «авианосцы» решили скрестить с беспилотниками. Как и ТераБайт-1, новый бомбардировщик совершал маршевый полёт и взлёт с пилотом. Но при подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный к ТераБайт-3 истребитель (И-15 либо И-16) и на нем возвращался к себе.

Потом управление ТераБайт-3 производилось с командного самолета.

«Звено-1» в составе ТераБайт-1 и двух И-4.

Эта схема выглядит достаточно необычно, казалось бы, чего несложнее — наводить «камикадзе» с отделившегося истребителя, но на практике это решение было нереализуемо, поставить на них громоздкую аппаратуру телеуправления не было никакой возможности. В итоге руководить бомбардировщиками имел возможность лишь второй бомбардировщик — как минимум, средний. Но таковой бомбер уже не имел возможности подвешиваться либо монтироваться сверху на ТераБайт-1 / ТераБайт-3 и был должен летать раздельно — со всеми вытекающими последствиями для надёжности совокупности.

«Звено-СПБ» в составе ТераБайт-3 и двух И-16 тип 5.

Обсуждался и «обратный» вариант совокупности, более близкий к современным концепциям управляемых ракет. Одна из предположений уже упомянутого «Звена» предусматривала размещение на ТераБайт-3 «телемеханических» истребителей И-16, начиненных взрывчаткой. Так, в этом случае громадной самолет руководил мелкими «камикадзе», а не наоборот.

Но мысль снова упёрлась в чисто габаритные ограничения — И-16 был через чур мелок чтобы в него возможно было втиснуть соответствующую аппаратуру.

Работы по тематике «телемеханических» самолетов длились. Но необходимо подчеркнуть что в то время количество сумасшедших либо легко ориентированных на «распил» прожектов достигло угрожающей концентрации по всей оборонной индустрии. Увы, но дух технофутуризма, толкавший вперёд отечественную оборонку в тридцатых, имел в качестве побочного результата склонность к техническому авантюризму.

Но наступил, неоднозначно трактуемый, 1937 год… Тухачевский был арестован и совместно со собственными ближайшими соратниками расстрелян, опекаемое им «Остехбюро» было раформированно, его начальник В.И.Бекаури кроме этого был арестован и расстрелян. В итоге 25 января 1938 года работы по ТОС закрыли.

Но необходимо подчеркнуть что в течении нескольких месяцев разобрались, тематику «телемеханического самолета» признали все же перспективной и работы по данной теме возобновились. В итоге, в мае 1939 года Армейскому совету ВВС показали полеты ТераБайт-1 № 712, управляемого по радио — ВНИМАНИЕ! — от взлета до посадки. Экипажа на самолете не было.

В акте рабочей группы указывалось: «Совершённые испытани

Взрыв под самое небо — в Севастополе подорвали фашистскую бомбу

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Многоцелевой бпла «эльф-д».

    Разработчик: ОСКБЭС МАИ Страна: СССР Первый полет: 1979 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века в ОСКБЭС МАИ был спроектирован легкий…

  • Многоцелевой бпла «дозор-50» («дозор-2»).

    Разработчик: «Транзас» Страна: Российская Федерация Первый полет: 2008 г. «Дозор-50» (ранее известный как проект «Дозор-2») — многоцелевой беспилотный…

  • Многоцелевой бпла ка-37.

    Разработчик: ОКБ Камова Страна: Российская Федерация Первый полет: 1993 г. Ка-37 — российский дистанционоуправляемый самолет (беспилотный вертолёт)…

  • Афм-серверс птеро-см многоцелевой легкий бпла

    Разработкой проекта Птеро начали заниматься в компании «АФМ-Серверс» в 2004 году. Беспилотный авиакомплекс «Птеро-СМ» рекомендован для осуществления…

  • Многоцелевой бпла ка-137.

    Разработчик: ОКБ Камова Страна: Российская Федерация Первый полет: 1999 г. Ка-137 — российский многоцелевый БПЛА (беспилотный вертолёт), созданный в ОКБ…

  • Многоцелевой оперативный бпла пс-01 «комар».

    Разработчик: ОСКБЭС МАИ Страна: СССР Первый полет: 1981 г. Начальный этап проектирования в ОСКБЭС МАИ дистанционно пилотируемого самолета (ДПЛА) ПС-01…