Минное оружие в бэйянском флоте

      Комментарии к записи Минное оружие в бэйянском флоте отключены

Становление Бэйянского (Северного) флота – самая передовой составляющей ВМС Цинской империи – совпало по времени с бурным прогрессом морского минного оружия. Пигмеи поколебали казавшееся незыблемым господство гигантов: кроме того мелкий катер был способен доставить к борту броненосца замечательный заряд взрывчатки, заключенный в корпус шестовой либо буксируемой мины. Появление «самодвижущегося торпедо» еще более облегчало эту задачу.

Ясно, что новинка, сочетавшая грозную силу с относительной дешевизной и практичностью, не имела возможности не заинтересовать создателей молодого китайского флота.

Историк Чэнь Юэ говорит, что первое знакомство «отца» Бэйянского флота Ли Хунчжана с морскими минами произошло благодаря русским морякам. В октябре 1874 г. в Таку (Дагу) сановник якобы находился при учебных пусках торпед с корабля под Андреевским флагом.

В действительности такое событие не имело возможности иметь места, поскольку «мины Уайтхеда» начали распространяться в русском флоте лишь в 1876 г. В первой половине 1870-х гг. стационарную работу на рейде Таку попеременно несли канонерские лодки Сибирской флотилии «Морж», «Горностай» и «Соболь», но ни одна из них не имела на борту минного оружия. Теоретически, демонстрация имела возможность состояться при участии клипера «Абрек», кроме этого приписанного к Сибирской флотилии, либо (что возможнее) одного из судов отряда Тихого океана.

К началу 1874 г. последний складывался из корветов «Богатырь» и «Аскольд», к каким летом того же года присоединились клиперы «Гайдамак» и «Всадник». Но кроме того в этом случае обращение имела возможность идти лишь о несамоходных минах. Как бы то ни было, к концу 1870-х гг.

Ли Хунчжан стал самым последовательным приверженцем внедрения минного оружия в Китае.

В 1879 г. цинский посланник в Англии Ли Фэн-бао по поручению Ли Хунчжана заказал мелкий паровой катер водоизмещением 12 т, вооруженный шестовыми минами. Строительство суденышка велось на маленьком заводе в Лондоне. Посетив предприятие в мае 1879 г., посол подчернул, что оно

«занимает площадь в пара му [1], обнесено несложным дощатым забором, число рабочих не превышает 30 человек, а мощность паровой машины образовывает всего 8 лошадиных сил».

В один момент с исполнением китайского заказа завод строил одну миноноску для английского Адмиралтейства и два прогулочных катера для Румынии. Корпус китайского катера разделялся на шесть отсеков, а тремя минными шестами возможно было руководить из закрытой командирской рубки. По окончании строительства стало известно, что кроме того при слабом беспокойстве вооруженный катер не имеет возможности развить проектную скорость в 16 узлов – порок, характерный многим ранним миноносцам.

Ли Фэнбао отказался принимать судно и обратился к представителю морских таможен Китая в Лондоне Дункану Кэмпбеллу. Принимавший живое участие в судьбе заказа Кэмпбелл выторговал у подрядчика неустойку в размере 160 фунтов. Затем он дал совет Ли не упорствовать: три четверти цены заказа уже было выплачено заводу, и при отказа от приемки вернуть деньги было бы затруднительно.

Таможенник высказал надежду, что освоение дефектного катера окажет помощь цинским морякам купить всевозможный опыт, и намекнул на возможность исправления недочётов при исполнении последующих заказов.

Утешенному подобным образом Ли Фэнбао ничего не оставалось, как подписать приемочный акт. 19 августа 1879 г. английская «Таймс» информировала, что миноноска находится на пути к Шанхаю на борту одного из коммерческих пароходов. Позднее катер был доставлен в Таку, положив начало минной флотилии Бэйяна.

Судьба этого кораблика малоизвестна.

Заказывая консорциуму Армстронга-Митчелла строительство крейсеров «Чаоюн» и «Янвэй», Ли Хунчжан сохранял надежду разместить на судах катера, вооруженные минами Уайтхеда. Не отрицая этого на стадии переговоров, Армстронг в итоге заменил торпеды шестовыми минами, приведя к сильному гневу «вице-короля» Северного Китая. Имеется основание считать, что эта история в большой степени содействовал повороту Ли Хунчжана к сотрудничеству с германскими корабелами.

Наровне с большими броненосными судами, они деятельно поставляли Китаю миноносцы. Уже в 1880 г. Ли Фэнбао передал компании «Вулкан» заказ на первые два миноносца водоизмещением 28 т. Заложенные в Штеттине под номерами 20 и 21, суда строились из крупповской стали под надзором государственныхы служащих китайской миссии и потом взяли имена «Цяньи» и «Цяньэр» («Непоколебимый №1» и «Непоколебимый №2» соответственно).

Любой оснащался одновальной силовой установкой с котлом локомотивного типа, имевшей мощность 650 л.с., запас угля составлял всего 12 т. Экипаж насчитывал 16 человек. Главным оружием каждого миноносца был 14-дюймовый минный аппарат Шварцкопфа, установленный в форштевне. Летом 1882 г. оба миноносца в разобранном виде были загружены на борт коммерческого парохода и посланы из Штеттина в Тяньцзинь.

В том месте они были собраны силами Тяньцзинского арсенала под наблюдением британских инженеров Холланда и Андерсона. В течение двух лет «Цяньи» и «Цяньэр» несли работу в береговой обороне на участке Дагу (Таку) – Вэйхайвэй. В июне 1884 г. Ли Хунчжан посетил Вэйхайвэй, где следил за учениями экипажей миноносцев и остался доволен точностью пуска и скоростью кораблей торпед. В том же году «Цяньи» и «Цяньэр» были переданы в распоряжение строящейся ВМБ Люйшунькоу (Порт-Артур).

В мае 1886 г. их команды демонстрировали выучку главе Военно-морского департамента империи великому князю Чуню. В 1888 г. русский армейский агент Д.В. Путята отмечал присутствие обоих миноносцев в Артурской гавани.

Позднее, в связи с острой дефицитом портовых судов, миноносцы приспособили для данной цели, переименовав в «Люйшунь гунчэнъи» и «Люйшунь гунчэнъэр» («Люйшуньский строитель №1» и «Люйшуньский строитель №2») соответственно.

Минное оружие в бэйянском флоте

Кое-какие источники информируют о постройке «Вулканом» четырех миноносцев в рамках цинского заказа 1880 г. Последние суда серии якобы взяли в Бэйянском флоте номера 3 и 4. Каких-либо подтверждений данной информации автору найти не удалось.

Увлечение Ли Хунчжана минным оружием сыграло собственную роль в формировании вида бэйянских броненосцев, выстроенных компанией «Вулкан» и вошедших в строй в 1886 г. Кроме четырех штатных «труб» любой из них нес по две миноноски водоизмещением 16 т, оснащенные 200-сильными паровыми машинами. Развивая скорость в 15 узлов, они вооружались двумя 350-мм аппаратами Шварцкопфа.

Миноноски броненосца «Динъюань» взяли заглавия «Динъи» и «Динъэр» («Динъюань N91» и «Динъюань №2»), а кораблики, приписанные к его систершипу – «Чжэньи» и «Чжэньэр» («Чжэньюань N«1» и «Чжэньюань №2»). Бронепалубный крейсер «Цзиюань», строившийся в Штеттине в один момент с броненосцами, кроме этого взял два минных катера, названные «Чжунцзя» и «Чжунъи» («№1 Центральной и» Центральной «№2 группы »). Имея более слабое вооружение и скромные размеры в виде одного 14-дюймового аппарата Шварцкопфа, эти суда пара превосходили миноноски броненосцев в скорости (16 узлов против 15).

Узнаваемая фотография, запечатлевшая бэйянские броненосцы в полной готовности к переходу из Германии в Китай, разрешает с изрядной долей уверенности сказать о том, что миноноски серий «Дин» и «Чжэнь» строились под влиянием 28-тонных миноносцев, ранее поставленных «Вулканом». Пара миноносок устанавливалась на рострах сзади второй дымовой трубы каждого броненосца. Для подъёма и спуска миноносок грот-мачта каждого носителя имела грузовые стрелы.

Разумеется, со временем руководство Бэйянского флота сочло миноноски имеющими независимую боевую сокровище. На снимке, сделанном мичманом П.П. Дурново в апреле 1894 г. на протяжении смотра китайских судов в Даляньване, видно, что на месте миноносок броненосца «Чжэньюань» стоят гребные баркасы.

Имевшие меньшую массу минные катера крейсера «Цзиюань» подвешивались на массивных шлюпбалках между дымовой трубой и грот-мачтой корабля.

От миноносок к миноносцам

Небольшой ограниченный радиус и тоннаж действия не разрешали применять имеющиеся миноноски за пределами Бохайского (Пече-лийского) залива. Вследствие этого руководство Бэйянского флота уже в 1885 г. приступило к созданию дивизиона мореходных пунктов и миноносцев материально-технического обеспечения этих судов в ряде портов Северного Китая. Одвременно с этим среди зарубежных поставщиков цинского ВМФ показалась германская компания «Шихау».

Производитель из г. Эльбинг заявил о себе в 1884 г. успешным миноносцем S-1, выстроенным для кайзеровского флота. Проект послужил базой для нескольких серий судов, строившихся по заказам различных государств – среди них и России.

В 1884 г. цинская дипмиссия в Берлине заключила с «Шихау» договор на постройку 10 миноносцев для ВМС провинций Гуандун и Фуцзянь. Первой причиталось девять однотипных судов водоизмещением 26 т, оснащенных 400-сильной паровой машиной и несших в носовой части один 350-мм минный аппарат Шварцкопфа. Фуцзяньская эскадра должна была взять один, но более большой миноносец водоизмещением 115 т с двумя минными трубами.

Он должен был отправиться в Китай своим ходом, в то время как его небольшие собратья планировались к перевозке в разобранном виде на борту рейсовых коммерческих судов. В первых числах Января 1886 г. первая пара 26-тонных миноносцев была загружена на борт германского корабля «Ферония». Утром 11 января пароход вышел из Куксхафена, имея на борту более 2300 т разных грузов для Дальнего Востока.

Менее чем дни спустя 1500-тонное судно попало в ожесточённый шторм, разрешило течь и затонуло у берегов голландского острова Терсхеллинг. Спастись удалось лишь восьмерым морякам и одному пассажиру, которых спустя 6 часов по окончании крушения подобрал пароход Северо-Германского Ллойда «Берлин». Информация об этом инциденте попала в рапорт русского морского агента в Германии капитана 2 ранга А.А. Вирениуса от 15 января 1886 г. вместе с тактико-техническими данными строящихся китайских миноносцев.

Будущее других судов серии сложилась в полной мере благополучно: по окончании сборки в Кантоне они взяли однотипные заглавия, начинающиеся с иероглифа «Лэй» («Гром»), несли патрульную работу на реке Чжуцзян и дожили до конца 1920-х гг.

Карьера 115-тонного шихауского миноносца была более богата событиями.

Корабль длиной 45 м проектировался и строился под условным обозначением S-10 (заводской №303), а позднее стал называться «Фулун». Издание «Морской сборник» в декабре 1885 г. писал о нем, как о «минном крейсере», «фулун» («Радостный дракон»), вправду, был самым большим представителем собственного класса в ВМС Цинской империи незадолго до войны 1894-1895 гг. Результаты ходовых опробований «Фулуна», прошедших в июне 1886 г., поразили морскую общественность.

Машина мощностью 1500 л.с. приобретала пар от усовершенствованного котла, имевшего приспособления для форсирования тяги. Миноносец совершил два пробега на мерной миле в течение 3 и 6 часов. В первом случае корабль имел на борту запас угля и полный боекомплект на 1000 миль плавания 10-узловым «экономическим» ходом. Большая скорость составила 24,5 узла, а средняя – 24 узла при среднем количестве оборотов 325,33.

Для 6-часового пробега миноносец догрузили углем на 3000 миль плавания, по окончании чего корабль выдал среднюю скорость 22,5 узла при 318,32 оборотах вала. На всех опробованиях давление пара поддерживалось на уровне 12 воздухов.

Публикуя в ноябре 1886 г. результаты опробований «Фулуна», издание «Морской сборник» назвал корабль

«самым стремительным из существующих миноносцев».

В заметке отмечалось, что диаметр гребного винта миноносца составлял всего 2,2 м.

В августе 1886 г. «Фулун» покинул Германию с германским перегонным экипажем на борту и прибыл в Фучжоу 24 сентября. Осмотрев корабль, глава Мавэйского адмиралтейства Пэй Иньсэнь внес предложение применять его в качестве примера для организации производства минного оружия. Вследствие этого «фулун» был передан в распоряжение корабелов.

Инженер Чэнь Цайжуй честно пробовал наладить в Мавэе выпуск торпед Шварцкопфа, но слабость конструкторской базы и недостаточная подготовка кадров исключали успех предприятия. Контрафактные торпеды отличались множеством недочётов – в частности, на ходу они не хорошо держали заданную глубину [2].

Пэй Иньсэнь сохранял оптимизм и потребовал от Пекина повышения финансирования, давая слово выстроить в Мавэе целую серию систершипов шихауского миноносца. В деньгах было отказано, и «Фулун» остался в гордом одиночестве. Поняв бесполезность приобретения, обошедшегося в 57 тыс. лян серебра, новый глава адмиралтейства Бянь Баоди воспользовался заинтересованностью Ли Хунчжана и сбыл миноносец Бэйянскому флоту.

«Фулун» не был единственным пополнением бэйянского минного дивизиона. В осеннюю пору 1885 г. цинское правительство разместило в Англии последовательность заказов на постройку кораблей ВМФ для Бэйянского флота. Армстронг и Митчелл в Ньюкасле взяли подряд на постройку двух быстроходных бронепалубных крейсеров, в то время как заводу «Ярроу» был заказан миноносец водоизмещением 70 т. К тому времени руководство морских сил Северного Китая уже выработало базы их организации и тактики.

Мореходные миноносцы сводились в два главных отряда, каковые при действиях в составе эскадры должны были размешаться на флангах боевого построения. Более небольшие суда номинально составляли центральный минный отряд. Миноносец от «Ярроу» строился как флагман левого отряд и взял имя «Цзои» («Левый №1»).

В один момент в Германии были заказаны пять миноносцев водоизмещением 58 т. В качестве строителя судов в большинстве случаев указывается компания «Вулкан», но русские моряки, осматривавшие их в 1888 г. в Порт-Артуре, информировали о миноносцах «шихауской постройки». Миноносцы взяли заглавия «Цзоэр» («Левый N22»), «Цзосань» («Левый №3»), «Юи» («Правый №1»), «Юэр» («Правый №2») и «Юсань» («Правый №3»).

«Цзои» был вторым по величине кораблем формирующегося минного дивизиона Бэйянского флота. Корпус длиной 39 м разделялся на 10 влагонепроницаемых отсеков. В каждом из них, за исключением оконечностей, имелись водоотливные средства (паровой эжектор и ручная помпа) производительностью от 40 до 80 т/час.

Паровая машина с едой от локомотивного котла имела мощность 1000 л.с. Угольные ямы вмещали 14,5 т угля (полный запас 20 т). На ходовых опробованиях в Гревсэнде в течение двух часов миноносец развивал среднюю скорость 22,94 узла. Большая скорость на протяжении шести пробегов на мерной миле составила 23,88 узла.

Корабль отличался маневренностью, обрисовывая при поворотах циркуляцию диаметром не более двух длин корпуса.

В сентябре 1887 г. «Цзои» присоединился в Портсмуте к армстронговским крейсерам «Чжи-юнь» и «Цзинъюань». С подходом из Германии броненосных крейсеров типа «Цзинъюань» (2 единицы) завершилось формирование эскадры под руководством Уильяма Лэнга. 12 сентября 1887 г. суда отправились в Китай под военно-морским флагом Цинской империи и со штатными китайскими экипажами на борту.

Чтобы не было преждевременного износа механизмов «Цзои» совершал переход на буксире броненосного крейсера «Лайюань». В течение 3-месячного перехода миноносец прекрасно выносил непогоду: Лэнг отмечал, что при свежем ветре «Цзои» вел себя спокойнее громадных крейсеров, а по прибытии в Китай в декабре 1887 г. совсем не имел течи. Миноносцы германской постройки доставлялись в разобранном виде и планировали в Тянцзиньском арсенале.

В Порт-Артуре

Летом 1888 г. русское морское ведомство, очень интересовавшееся положением дел в ВМС восточных соседей, организовало посещение Порт-Артура канонерскими лодками «Бобр» (начальник – капитан 2 ранга И.Н. Чайковский) и «Кореец» (капитан 2 ранга К.С. Остелецкий 2-й).

Гавань не принадлежала к числу китайских «договорных портов», открытых для чужестранцев. Вследствие этого руководству Тихоокеанской эскадры было рекомендовано воспользоваться лазейкой, предоставляемой ст.6 Тяньцзиньского соглашения 1858 г. Она разрешала посещение любых портов Цинской империи любыми русскими судами, нуждающимися в исправлении повреждений, пополнении запасов воды либо свежей провизии.

В том же году до Порт-Артура сухим методом добрался русский армейский агент в Китае Д.В. Путята. Руководство ВМБ Люйшунькоу встретило визитеров учтиво, но строго: самые важные оборонительные пункты крепости были недоступны для близкого осмотра. Однако, русским морякам удалось познакомиться с инфраструктурой базы – в частности, с ее минным арсеналом.

Это предприятие было главным пунктом базирования миноносцев Бэйянского флота: И.Н. Чайковский в собственном рапорте по большому счету назвал Люйшунькоу не портом, а

«убежищем для миноносок, каковые смогут из этого нападать на сообщения и тылы того флота, что расположился бы для неприязненных действий в Таку».

Минный дивизион, либо Юйлэйин, размешался у входа в гавань Порт-Артура, на внутренней стороне полуострова Лаохувэй (Тигровый Хвост). В том месте размешались минные мастерские, минный склад, причалы и

«что-то среднее между плавучим доком и мортоновским эллингом».

Устройство предназначалось для подъема миноносцев на понтоне при гидравлических механизмов и помощи цепей. Корабль возможно было исправлять конкретно на понтоне либо сдвигать на берег. Плавсредства базы складывались из громадной военной джонки, перевоплощённой в блокшив, двух катеров и плавучего древесного мола длиной около 210 м, предназначавшегося для пристрелки торпед. Для улавливания последних на расстоянии около 400 метров от оконечности мола было устроено сетевое заграждение. К.С.

Остелецкий охарактеризовал дескать, как устроенный по примеру подобного сооружения в Киле. Минная мастерская, согласно точки зрения того же офицера, прекрасно находилась и была больше кронштадтской. Она включала формовочный, столярный и слесарный цеха, и кузницу.

Мастерская делала работы по текущему ремонту миноносцев, их торпед и вооружения. Последние хранились на особенном складе, раздельно от взрывчатых веществ [3].

На момент визита арсенала офицерами канонерской лодки «Кореец» (29 августа (ст.ст.) 1888 г.) на складе хранилось 80 медных торпед Шварцкопфа калибром 14 дюймов и длиной 14 футов. Другие сооружения арсенала включали помещения администрации, казармы личного состава и угольный склад.

Кроме подъемника, китайские моряки пробовали собственными силами выстроить в арсенале сухой док длиной 45 м, шириной 5 м и глубиной 4 м. Уровень качества постройки выяснилось совсем неудовлетворительным, в силу чего сооружение всегда заполнялось водой. Позднее руководство базы обратилось к французской компании, делавшей работы по обустройству неестественного бассейна Порт-Артура с предложением выстроить полноценный сухой док шириной 55 и длиной 13 м, в котором, наровне с миноносцами, должны были ремонтироваться портовые суда и земснаряды.

Подготовка кадров бэйянского минного дивизиона кроме этого происходила в Люйшунькоу. Школа при минном арсенале была создана в 1886 г. и была запланирована на трехлетний курс обучения. В 1888 г. в школе обучались 22 чел. в возрасте 18-22 лет, каковые жили в казармах арсенала, а занимались на борту джонки-блокшива. В Тяньцзине при арсенале кроме этого действовала Минная школа (Шуйлэй сюэтан), основанная в 1881 г. В Вэйхайвэе минные мастерские существовали с 1883 г.

Минный арсенал пребывал в подчинении люйшунькоуского военного губернатора (даотая) Лю Ханьфана, а руководство им в конце 1880-х гг. осуществлял британец Роджерс с двумя ассистентами-соотечественниками. Все они жили по месту работы.

Канонерская лодка «Кореец» застала во внутренней гавани Порт-Артура шесть миноносцев – один из них британской и пять германской постройки. В соответствии с рапорта капитана русского корабля, оружие первого складывалось из двух носовых и одного кормового минных аппаратов, двух скорострельных 47-мм орудий Гочкиса и двух картечниц Гатлинга. «Немцы», которых К.С.

Остелецкий счел однотипными русским шихауским миноносцам (разумеется, типа «Або»), несли по два носовых минных аппарата и по две 37-мм револьверные пушки Гочкиса. Шесть судов составляли оба отряда – Правый и Левый – в составе минного дивизиона Бэйянского флота. Такая организационная структура была совсем зафиксирована в «Уставе Бэйянского флота», утвержденном высшим военно-морским руководством Цинской империи в осеннюю пору 1888 г. В собственных донесениях в Основной штаб Д.В. Путята утверждал, что в замыслы развития флота входил заказ во Франции плавучей базы миноносцев по примеру судна,

«уже имеющегося в Шербуре».

На эти цели предполагалось израсходовать сумму, равную 4 млн. франков. Согласно точки зрения Д. Б. Якимовича, в качестве прототипа имел возможность выступать французский транспорт «Жапон», в то время вправду употреблявшийся для обеспечения миноносцев, но приписанный не к Шербуру, а к Тулону. Дефицит средств заставила китайцев скоро отказаться от амбициозного проекта. Вместо этого дивизиону было нужно ограничиваться маленьким пароходом «Цзешунь» («Успешный») с машиной мощностью 160 л.с.

Его пробовали применять в качестве минного заградителя, но в начале войны кинули в Даляньване.

Наровне с торпедами, на вооружении Бэйянского флота имелись и простые морские мины. По сообщению Д.В. Путяты, их запас в порт-артурском арсенале в 1888 г. составлял не меньше 40 единиц, в т.ч.

30 мин заграждения массой в 500 фунтов и 6 буксируемых мин совокупности Гарвея, подобных русским «крылаткам». В 1891 г. агенту удалось ознакомиться с производством морских мин в Тяньцзиньском арсенале, являвшемся главным поставщиком снарядов для Бэйянского флота. Минные мастерские пребывали в восточной части арсенала, на левом берегу реки Байхэ в 5 км от города. В том месте происходила прессовка корпусов и выделка мин «призматического» (нитроцеллюлозного) пороха.

Снаряжение мин производилось в Таку силами клиента. Самодвижущиеся мины фирмами Северного Китая не выпускались, а только ремонтировались. Д.В. Путята отмечал, что вся

«работа на китайских арсеналах существенно уступает европейской а также японской, отличаясь несоблюдением и грубостью некоторых очень значительных подробностей, что может вредно отзываться на… особенностях снарядов».

Низкий уровень качества отечественной военной продукции не было единственной проблемой бэйянского минного дивизиона. Тяжёлая и страшная работа на миноносцах не считалась респектабельной, что порождало хронический недостаток офицерского состава и квалифицированных нижних чинов. Это, со своей стороны, приводило к отсутствию надлежащего ухода за сложными механизмами судов.

Последнее событие (наровне с огрехами тяньцзиньской сборки германских миноносцев) растолковывало тот факт, что незадолго до войны 1894-1895 гг. ни один из судов дивизиона не имел возможности развить большую скорость. Положение усугублялось тем, что миноносцы довольно часто привлекались к антипиратским акциям и употреблялись в качестве посыльных судов.

Бэйянские миноносцы в войне 1894-1895 гг.

Вместе с «Фулуном», вошедшим в состав флота в 1890 г., и миноносками с больших судов, минный дивизион Бэйянского флота к началу войны с Японией насчитывал 13 единиц [4]. Миноносцем «Фулун» руководил выпускник Тяньцзиньской военно-морской школы Цай Тингань, проходивший стажировку в ВМС США. В один момент он выполнял обязанности главы дивизиона. Начальниками шести мореходных миноносцев были офицеры, кроме этого обучавшиеся в Тяньцзине:

  • • «Цзои» – Ван Пин;
  • на данный момент; «Цзоэр» – Ли Шиюань;
  • • «Цзосань» – Сюй Юнтай;
  • • «Юи» – Сюй Юнчунь;
  • • «Юэр» – Лю Фанпу;
  • • «Юсань» – Цао Баошан.

В мае 1894 г. в водах Северного Китая показался отряд судов Гуандунского флота – самого южного соединения цинских ВМС. Древесный рангоутный крейсер «Гуанцзя» сопровождали очень занимательные суда, в исторической литературе в большинстве случаев именуемые минными крейсерами. «Гуанъи» («Гуандунский №2») и «Гуанбин» («Гуандунский N93») проектировались и строились Мавэйским адмиралтейством в провинции Фуцзянь в 1887-1891 гг.

Основной изюминкой этих металлических судов водоизмещением 1030 т были четыре 350-мм минных аппарата Шварцкопфа, установленные в оконечностях. Скорость этих судов (не более 16 узлов) существенно уступала скорости лучших миноносцев того периода, но в действительности превышала то, что имело возможность выжать из собственных автомобилей большая часть миноносцев Бэйянского флота.

Благодаря умной комбинации Ли Хунчжана «Гуанъи» и «Гуанбин» были прикомандированы к морским силам Севера и участвовали в военных действиях против Японии. Наряду с этим они выступали только в собственной крейсерской ипостаси: «Гуанъи» погиб в артиллерийском бою у берегов Кореи, а «Гуанбин» собственную единственную за всю войну торпеду выпустил, добивая поврежденный крейсер «Цзинъюань» незадолго до сдачи Вэйхайвэя.

Последняя предвоенная инспекция бэйянского минного отряда прошла в мае 1894 г. в рамках громадного морского смотра в Даляньване. Не смотря на то, что Ли Хунчжан остался доволен видом миноносцев, с началом военных действий оказалось, что достаточно высокую скорость смогут развивать лишь «Фулун» и «Цзои». Как раз этим судам выпало принимать участие в главном морском сражении кампании, имевшем место недалеко от устья Ялу 17 сентября 1894 г. В первой фазе боя, начавшегося в 12:20, оба миноносца пребывали в устье реки, закрывая войсковые транспорты [5].

К 14:50 китайская эскадра утратила четыре корабля: слабо защищенные канонерки-крейсера «Чаоюн» и «Янвэй» погибли, а бронепалубный крейсер «Цзиюань» покинул место сражения вместе с крейсером «Гуанцзя». Сейчас броненосец береговой обороны «светло синий» вместе с крейсером «Гуанбин» и двумя миноносцами присоединился к главным силам Бэйянского флота. В 15:05 «Фулун» нападал японский вспомогательный крейсер «Сайкё-мару», действовавший под флагом адмирала Кабаямы Сукенори.

Торпеда, выпущенная из правого носового аппарата с дистанции около 400 м, прошла мимо цели. Маневрируя, оба корабля сблизились и были на расстоянии менее 100 м друг от друга. Полагая условия атаки совершенными, Цай Тингань скомандовал уклонение вправо в этот самый момент же выпустил оставшуюся торпеду из левого аппарата.

Экипаж «Сайкё-мару» пережил пара неприятных мгновений, но взрыва не случилось: разрешённая войти с таковой близкой дистанции торпеда прошла под килем японского корабля. Затем оба миноносца уже не пробовали нападать, ограничившись спасением моряков с погибших бэйянских судов.

В 17:30 изнуренные боем соперники прекратили пламя. В наступающих сумерках остатки китайского флота двинулись в направлении Порт-Артура. Японцы не пробовали преследовать неприятеля – быть может, в этом проявился психотерапевтический эффект присутствия китайских миноносцев.

Кроме того на протяжении войны Ли Хунчжан искал методы усиления подведомственного флота. Летом 1894 г. цинским эмиссарам в Англии стало известно о маленьком корабле, строившемся для Королевского флота и оставшемся невостребованным. Заложенный в 1887 г. на верфи «Сэмюэль Уайт», он только в 1890 г. сошел на воду, а в марте 1894 г. был перекуплен компанией Армстронга и подвергся важной перестройке на ее верфях в Эльсвике.

При водоизмещении в 349 т корабль взял две паровые машины тройного расширения неспециализированной мощностью 3000 л.с. и был способен развивать скорость в 21 узел. Памятуя о давешних деловых связях с Ли Хунчжаном (а паче того – о высоком спросе на оружие, что порождает война), компания внесла предложение цинскому посланнику Гун Чжаоюаню купить судно.

Сделку заключили 17 августа 1894 г., а менее чем через месяц цинский полномочный представитель в Берлине Сюй Цзинчэн заказал верфи «Германия» в Киле более большой корабль с сильным оружием [6]. Подкрепления так и не дошли до Китая: как и при с бэйянскими броненосцами в 1884 г., европейские власти не захотели нарушать собственный нейтралитет.

По окончании битвы при Ялу китайский флот уже не предпринимал активных действий, сосредоточившись на обороне собственных основных баз в Вэйхайвэе и Люйшунькоу. Наряду с этим китайские моряки кроме этого использовали минное оружие. Так, по окончании ухода флота из Люйшунькоу при входе на внутренний рейд было устроено двухрядное заграждение из 58 и 20 якорных мин.

Малодушие гарнизона разрешило японским сухопутным силам практически без боя занять город. По-видимому, японская разведка была осведомлена о морских минах, поскольку при входе в порт ни одно японское судно не пострадало. В Вэйхайвэе внутренняя гавань соединялась с открытым морем широкими проходами, что затрудняло минные постановки и, наоборот, облегчало действия миноносцев.

Самое эффективное оружие обороны. Мины (2016)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: