Мифы мидуэя: отвлекающая «операция al»

      Комментарии к записи Мифы мидуэя: отвлекающая «операция al» отключены

Занимательная статья из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

С Алеутской операцией, одним из следствий которой стал тот захваченный «Зеро», что мы сравнительно не так давно обсуждали, связан ещё один очень живучий Мидуэйский миф. В его живучести легко убедиться, почитав статьи к недавней годовщине сражения.

Но обязан сходу предотвратить, что в случае если прошлые мои тексты были направлены всем, кто в какой-либо степени интересуется Тихоокеанской войной, то для понимания того, о чём отправится обращение ниже, нужно иметь хотя бы неспециализированные представления о ходе сражения при Мидуэе. Как минимум, на уровне популярных работ – в противном случае, опасаюсь, вам будет неясно, скучно и неинтересно. Словом, я предотвратил, а кто не спрятался – я не виноват.

25-28 мая 1942 г. (тут и потом даты и время приводятся по часовому поясу Мидуэя, Гринвич −12) четырнадцать своевременных соединений Японского Императорского флота покинули якорные стоянки и рейды военно-морских баз, разбросанных от Оминато в северной части острова Хонсю, до атолла Кваджалейн на Маршалловых островах. В течении этих четырёх дней в море вышло 11 линейных кораблей, 4 эскадренных и 4 лёгких авианосца, 13 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров, 67 эсминцев, десятки тральщиков, танкеров и транспортов – всего 170 судов и кораблей.

Помимо этого, была задействована 21 подлодка, часть из которых вышли к своим целям заблаговременно. Бoльшая часть этих сил была задействована в «Операции MI» и направлялась на запад, к маленькому атоллу Мидуэй, но цели пяти из этих четырнадцати соединений пребывали практически в трёх тысячах километров севернее, на Алеутских островах, три из которых – Адак, Атту и Кыска – предстояло захватить на протяжении «Операции AL».

Мифы мидуэя: отвлекающая «операция al»
Соединения, участвовавшие в бою при Мидуэе и Алеутах, размещение на начало операции – 00.00 3 июня 1942 г. Самолёты в ангарах авианосцев Второго мобильного соединения (MF2 на схеме) уже готовят к вылету, они покажутся над Датч-Харбором через 3 часа 45 мин..

Японский Императорский флот, Алеутское направление: KIF – Соединение вторжения на о. Кыска, AIF – Соединение вторжения и Главные силы на о-ва Адак и Атту, MF2 – Второе мобильное соединение, I-9/19 – 1-я эскадра подлодок (ещё две лодки находятся восточней).
Тихоокеанский флот США, Алеутское направление: TG 8.6 – Оператативная несколько 8.6 (Основные силы 8-го Своевременного соединения).

I. ПРИВЫЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Что касается неспециализированного замысла этих операций, то значительно чаще его обрисовывают приблизительно следующим образом:

«Атака на Мидуэй должна была заставить американцев к применению собственных авианосцев для защиты этого острова. В этот самый момент японские морские силы должны были обрушить на соперника собственные превосходящие силы и совсем решить вопрос о том, кто посильнее на Тихом Океане. […] Японцы делали ставку на внезапность собственного нападения. Они предполагали, что, в то время, когда американцы возьмут сообщение о нападении на Алеутские острова, их флот направится на север.

Сейчас японцы нанесут удар по Мидуэю, высадят в том месте десант и захватят остров. А боевые суда японских ВМФ перехватят и сотрут с лица земли американский флот в море. […] 3 июня японцы начали отвлекающую атаку на Алеутские острова.»

«Сражение у атолла Мидуэй. 1942 год», русский вебсайт игры «World of Warplanes»

Я привёл как раз эту цитату вовсе не из жажды поиздеваться над автором, написавшим недавно эту статью для раздела «История» на сайте очередной онлайн-игры от Wargaming.net – он всего лишь максимально упрощённо изложил то, что все мы просматривали в издававшихся на русском хороших работах на эту тему (тут и потом выделения в цитатах мои):

«Нападением на Алеутские острова Объединенный флот в первую очередь собирался отвлечь внимание соперника от направления главного удара (о. Мидуэй). Исходя из этого удар в северном районе наносился первым. 3 июня 2-е ударное соединение авианосцев адмирала Какута […] должно было произвести налет на Датч-Харбор – основной опорный пункт соперника на Алеутских островах.»

M. Fuchida, M. Okumiya “Midway”, 1955. – М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй», 1958.

«Целый замысел строился около так именуемого дня N, назначенного для высадки десанта на Мидуэй. В сутки N−3 (сутки N минус три дня) адмирал Хосогая должен был начать представление атакой на Алеутские острова, отвлекая внимание соперника от направления главного удара.»

John W. Lord, “Incredible Victory”, 1967. – Джон У. Лорд, «Немыслимая победа», 1996

«Ямамото упрямо стоял на собственной давнишней мнению: Япония проиграет затяжную войну. Единственная ее надежда содержится в главном сражении в течение первых 6 месяцев. В случае если будет стёрт с лица земли американский Тихоокеанский флот, это может привести к переговорам о мире.

Но это вывод практически никто не разделял. Операция против Мидуэя (операция MI) была наконец утверждена 5 апреля. Она включала набег на Датч-Харбор и оккупацию Киски и Атту в группе Алеутских островов (операция AL) в качестве отвлекающего маневра..»

Paul S. Dull, “A Battle History of the Imperial Japanese Navy”, 1978. – П. С. Далл, «Боевой путь императорского флота», 1997

Последствия японских авиарейдов на Датч-Харбор 3 и 4 июня 1942 г.

II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕРСИИ

Что любопытно в данной истории, так это то, что сами японцы продолжительное время, наверное, и не подозревали об «отвлекающем» характере «Операции AL». В приказе № 94 от 5 мая 1942 г. Генштаб Императорского флота определял её цели следующим образом:

«Задачей данной операции являются захват либо уничтожение стратегических пунктов в западной части Алеутских островов с целью контроля за передвижениями вражеских авиации и флота в данном районе».

Задачи фактически авиарейда на Датч-Харбор уточнялись уже руководством Северными силами флота в приказе № 24 от 20 мая 1942 г.:

«Второе Мобильное соединение, в составе […] предпринимает авиарейды на Датч-Харбор, Адак и Кыску с целью уничтожения сил вражеского флота на протяжении первой фазы операции».

Генштаб Императорской армии, выделявший пехотные и инженерно-строительные подразделения для десантных операций на Алеутском направлении, кроме этого, наверное, ничего не знал об отвлекающем характере данной операции: по крайней мере, в приказе № 628 от 5 мая 1942 г., определяющем задачи и цели выделенного ими контингента, говорилось только:

«Императорским Главным штабом планируется захват западной части Алеутского архипелага. Северное соединение вместе с силами флота делает захват островов Адак, Кыска и Атту.»

А в рапорте ГК Первого воздушного флота адмирала Нагумо, от действий которого фактически и должна была «отвлекать» Алеутская операция, о событиях 3 июня 1942 г. на северном направлении не упоминается по большому счету.

В составленном уже по окончании войны аналитическом обзоре данной операции Императорского флота (написанном офицерами японского Генштаба в последовательности вторых аналогичных работ, так называемых «Японских монографий») тактические и стратегические задачи «Операции AL» были просуммированы следующим образом:

«Японское вторжение на Алеуты вспоминало как фланговая операция для прикрытия отечественных сил в районе Мидуэя от вероятной атаки с севера. […] При оккупации японскими силами западной части Алеутских островов, базы для авиаударов могли быть выдвинуты ближе к уязвимым целям. Одновременно с этим, воздушное патрулирование в восточном направлении, в сочетании с морским патрулированием Сил восточно-тихоокеанского прикрытия, обеспечили бы Японии красивую защиту. Так передвижения вражеских сил были бы под контролем. Это давало возможность не допустить потенциальное вторжение с севера, и, потом прервать сообщение Соединенными Штатами и Россией.»

“Japanese Monograph No. 88: Aleutian Naval Operations, March 1942 – February 1943”, 1950.

Что ещё более любопытно, так это то, что руководство Тихоокеанского флота США, знавшее, благодаря радиоразведке, замыслы японцев, также, наверное, совсем не подозревало об «отвлекающем» характере Алеутской операции. Ни в своевременных замыслах, определявших задачи и цели на Алеутском и Мидуэйском направлениях (Своевременные замыслы ГК ТФ США № 28-42 и № 29-42, соответственно), ни в написанных по итогам сражений рапортах ГК ТФ США и Ком. с-зап. морского пограничного района, нет никаких упомнинаний о том, что эта операция воспринималась как отвлекающая. Скорее напротив, к мерам по противодействию японцам на Алеутском направлении отнеслись со всей вероятной серьёзностью:

«Одновременно с этим было создано новое, 8-е Своевременное соединение, в которое вошли все имевшиеся в наличии крейсеры (пять) и все имевшиеся эсминцы (четыре). Соединение было направлено в воды Аляски, дабы оказать содействие силам Морского пограничного района, пребывавшим в данном районе.»

Commander in Chief, U.S. Pacific Fleet, “Battle of Midway”, 28 June 1942.

Но уже весной 1943 г., в то время, когда Разведуправление флота США разместило в серии "Движение военных действий" первый анализ сражения при Мидуэе, события на Алеутском направлении характеризовались в том месте следующим образом:

«Помимо этого, наступление на отечественные базы на Алеутских островах представляется логичной для японцев параллельной операцией. Для противодействия данной угрозе Аляске, все имевшиеся свободные суда – пять крейсеров и четыре эсминца – были направлены для помощи отечественных сил недалеко от Аляски. […] Атака на Датч-Харбор, Форт Гленн и Форт Мирз на Алеутах состоялась 3 июня. Её возможно трактовать как отвлекающие действия перед нападением на Мидуэй, но более возможно, что это было операцией обеспечения захвата островов Кыска и Атту.»

Navy Department, Office of Naval Intelligence, “Combat Narratives: Battle of Midway; June 3-6, 1942”, 13 March 1943.

Иными словами, по итогам первичного анализа сражения у американцев показались первые сомнения по поводу целей данной операции. Не смотря на то, что, в то время, отвлекающий темперамент нападения на Алеуты всё ещё представлялся хоть и вероятным, но маловероятным. единственным доводом и Главным в пользу данной версии служило то, что авианалет по Датч-авиабазам и Харбору на острове Уналашка был нанесён на дни раньше, чем по Мидуэю. Обстановка серьёзно изменилась по окончании капитуляции Японии, в то время, когда в распоряжении американцев были такие источники информации, как захваченные японские документы (те, что японцы опоздали стереть с лица земли), и допросы японских морских адмиралов и офицеров. (Потом приведены фрагменты допросов, имеющие отношение к интерсующим нас событиям, указаны звания на момент допроса и должности, занимаемые этими офицерами на протяжении сражения при Мидуэе и Алеутах):

Адмирал С. Фукудоме (глава первого отдела Генштаба Императорского флота)

Вопрос: Для начала, какими самый удалёнными фиксированными позициями было ограничено [в предвоенном планировании] наступление на севере?

Ответ: На севере – Алеутские острова, включая Атту и Кыска, что касается Датч-Харбора, то, думаю, это было покинуто на усмотрение флота. На юге изначально был выяснен Рабаул, а Соломоновы острова и Мидуэй были добавлены поздней.

Вопрос: Мы можем это именовать первой утверждённой линией – Атту и Кыска (вероятно Датч-Харбор), Уэйк, Рабаул и без того потом на западе? Мы можем выяснить это как первую линию?

Ответ: Да, включите ещё в эту линию острова Гильберта. Это первенствовала линия оккупации, но она не ограничивала действия флота.

Вопрос: Так продвижение на западные Алеуты в июне 1942 г. в конечном итоге было завершением начального замысла, пускай и легко запоздалым?

Ответ: Тут я обязан сделать поправку, включение Кыски и Атту в начальный замысел только обсуждалось, но не было утверждено. Они были добавлены тогда же, в то время, когда было решено включить в эту линию Мидуэй.

Капитан 1-го ранга Я. Ватанабе (нач. артиллерийского отдела штаба Объединённого флота).

Вопрос: Как вы собирались использовать Мидуэй по окончании его захвата?

Ответ: Мы собирались использовать его в качестве базы для дальних подводных лодок и разведывательных самолётов. Наступление на Алеутские острова было частью того же замысла. Планировались лишь авиарейды, но мы кроме этого собирались захватить Кыску пара поздней.

Вопрос: Вы собирались использовать Кыску и Датч-Харбор для предстоящего продвижения в направлении США?

Ответ: Нет, это через чур. Лишь защита Японии от авиарейдов.

Капитан 1-го ранга Т. Ито (зам. начальника штаба Пятого флота по авиации).

Главной задачей Алеутской операции была оккупация о. Адак в качестве северной базы для патрульных самолётов, каковые, вместе с базирующимися на Мидуэй, имели возможность бы осуществлять контроль подступы к Японии через северную часть Тихого океана.

Капитан 1-го ранга Т. Амаги (зам. начальника авианосца «Кага» по авиации).

Вопрос: В чём была цель атаки на Алеутские острова?

Ответ: Это был отвлекающий манёвр.

Капитан 2-го ранга М. Окумия (зам. начальника штаба Второго мобильного соединения по авиации)

Задачей Второго Мобильного соединения была атака судов, наземных сооружений и самолётов в Датч-Харборе в качестве отвлекающего от Мидуэя манёвра, после этого помощь десантных операций на западных Алеутах.

В следствии сложилась парадоксальная обстановка: не обращая внимания на то, что версия об «отвлекающем ударе» высказывалась только офицерами, не имевшими никакого отношения к планированию операций (тогда как адмиралы и офицеры, служившие в генеральном щтабе, штабе Объединённого флота и штабе Пятого флота, именуют совсем другие цели), эта версия в итоге была принята в качестве главной, а уже в первом важном послевоенном изучении Р. У. Бэйтса (анализа Отдела и начальника исследований Военно-морского колледжа США) «Сражение при Мидуэе, включая Алеутскую фазу, 3 июня − 14 июня 1942 г. Стратегический и тактический анализ», вышедшем в 1948 г., – делается по большому счету единственной. Потому, что эта работа стала главной базой для фактически всех последующих изучений сражения при Мидуэе, то делается понятным, как «отвлекающий удар на Алеутах» превратился в общепризнанный факт.

Лёгкий авианосец «Рюдзё», флагман Второго мобильного соединения, нападавшего Датч-Харбор.

III. СОМНЕНИЯ

Но, ставшая надолго канонической схема с «отвлекающей Алеутской операцией» приводила к ряду вопросов:

1. Целесообразность

Главной целью Мидуэской операции был не сам захват этого атолла (по поводу которого у японцев были весьма важные сомнения в собственной способности его потом удержать – в первую очередь из-за неприятностей со снабжением столь отдалённого форпоста), а уничтожение и вовлечение в главном сражении оставшихся сил Тихоокеанского флота США, в первую очередь, линкоров и авианосцев. В данной ситуации какая-либо «отвлекающая операция» выглядит очень нелогичной, поскольку она прямо противоречит главной цели. Для чего «отвлекать внимание соперника от направления главного удара», в случае если требуется, напротив, привлечь к нему максимум внимания для того, чтобы привести к ответной реакции соперника в виде выдвижения предельного числа американских судов в подготовленную для них ловушку?

2. Недостаточное время на реакцию

Будем помнить, что речь заходит о Тихом океане с его огромными расстояниями. Для лучшего понимания стoит отыскать в памяти, что расстояние от Пёрл-Харбора до Мидуэя образовывает 1134 мили [2100 км], а от Пёрл-Харбора до Датч-Харбора 2627 миль [4864 км], и это по малейшим маршрутам (по дуге громадного круга). Другими словами переброска в том направлении судов заняла бы, как минимум, 75,6 и 175 часов соответственно (экономическим ходом в 15 узлов [28 км/ч]).

Наряду с этим японские самолёты показались над Датч-Харбором 3 июня 1942 г. в 03.45, а над Мидуэем – 4 июня в 06.35. Так, американскому руководству оставлялось менее 27 часов на реакцию.

Как нетрудно посчитать, кроме того в совершенном случае мгновенной реакции и мгновенного выхода судов в море, посланное к Датч-Харбору соединение успело бы пройти от силы 400 миль [740 км] в северном направлении, и к тому моменту, как было бы получено сообщение об атаке уже Мидуэя, оно пребывало бы приблизительно на широте Мидуэя и где-то в 900 милях [1668 км] восточней атолла. В действительности же этого времени в лучшем случае хватило бы на авральную подготовку к походу имевшихся в Пёрл-Харборе судов. Это замечательно осознавали и в штабе Объединённого флота, исходя из этого появление в районе Мидуэя американского соединения ожидалось не ранее 7 июня, другими словами на четвёртый сутки по окончании начала операции и через день после захвата фактически атолла, и как раз к данной дате все японские соединения должны были занять исходные позиции для морского сражения.

3. Состав сил

Строго говоря, этот пункт не имеет отношения к главной идее общепринятой версии, но кое-какие авторы (в частности П. С. Далл) именуют отвлекающей операцией не только авиарейд на Датч-Харбор 3 июня 1942 г., но и всю Алеутскую операцию, включая захват островов Атту и Кыска. Тут стoит отыскать в памяти, что в состав остальных четырёх соединений Пятого флота адмирала Мосиро Хосогая входили ещё 1 тяжёлый, 3 лёгких и 2 вспомогательных крейсера, 10 эсминцев, 1 гидроавиатранспорт (8 E13A1 на борту), 3 тральщика, 1 минный заградитель, 6 подлодок, 2 транспортов и 6 танкера, перевозивших 550 морских десантников, 1143 человек и 700 пехотинца стройбата со оборудованием и строительными материалами.

Присутствие гидроавиатранспорта и инженерно-строительных частей конкретно показывает, что эти высадки (за исключением высадки на о. Адак) изначально планировались не как рейды – высадились, зачистили, ушли – а предполагали удержание этих островов достаточно продолжительное время. С обустройством в том месте упрочнений, и баз подлодок и гидроавиации. По начальным замыслам эти острова планировали удерживать как минимум до зимы, но по факту японский гарнизон на острове Атту был стёрт с лица земли американским десантом только в мае следующего 1943 г., а гарнизон острова Кыска был эвакуирован только в последних числах Июля, более чем через год по окончании высадки.

1. Остатки японской базы подводных лодок-малюток на о. Кыска. 2. Остатки японской базы гидроавиации на о. Атту

Эти и ряд других мыслей приводили к мысли, что «Операция AL» однако была как раз тем, чем она представлялась конкретно на протяжении событий и сразу после них – независимой операцией по захвату двух островков в западной части Алеутского архипелага, проводившейся параллельно с «Операцией MI» по захвату атолла Мидуэй (и, как показывают многие свидетельства, Алеутское направление кроме того не входило в исходный замысел адмирала Ямамото, а было добавлено на протяжении дискуссий будущей операции в генеральном щтабе Императорского флота). Соответственно, рейд палубной авиации на Датч-Харбор утром 3 июня 1942 г. проводился только в целях обеспечения данной высадки и не имел прямого отношения к Мидуэйской операции. Но, всё ещё оставался основной вопрос: из-за чего при таких условиях эта параллельная операция была начата не синхронно, а на дни раньше Мидуэйской?

IV. НЕОЖИДАННЫЙ ОТВЕТ

Ответ на данный вопрос был в первый раз размещён в 1971 г. в 43-м томе издававшейся Национальным университетом армейских изучений при Минобороны Японии серии «Сенси Сосё» («Военная история»), посвящённом сражению при Мидуэе. Не смотря на то, что, намёки на него виделись и в в далеком прошлом известных японских документах, например, в уже упоминавшихся «Японских монографиях».

Но, американской (и по большому счету западной) историографией данный факт был увиден и оценён лишь спустя три десятилетия, уже в начале этого века (по-видимому, известным американским исследователем Тихоокеанской войны Дж. Лундстромом) и в первый раз размещён на английском только в 2005 г., в книге Дж. Паршалла и Э. Талли «Разбитый клинок».

Данный ответ был весьма несложным, хоть и весьма неожиданным: Алеутская операция началась на дни раньше только вследствие того что на дни задержалось начало Мидуэйской операции.

По начальному замыслу оба первых удара палубной авиации – как по Датч-Харбору, так и по Мидуэю – должны были наноситься в одинаковый «Сутки N−3», в начале утра 3 июня 1942 г. с отличием в два-три часа, максимум (Алеутские острова находятся существенно северней и восход солнца наступает в том месте раньше). Но за пара дней до начала развёртывания стало известно, что Первое Мобильное соединение адмирала Тюити Нагумо не сможет выйти в море в назначенный сутки из-за задержек со подготовкой и снабжением его авианосцев к походу.

Начальники некоторых вторых соединений кроме этого просили об отсрочке. Но, неспециализированный замысел двух параллельных операций был через чур сложен, в нём было задействовано через чур много соединений, выдвигавшихся каждое своим маршрутом и по собственному графику, дабы его возможно было оперативно скорректировать.

К тому же, замысел был жёстко привязан к «Дню N» (что со своей стороны был привязан к уровню прилива и фазе Луны в районе Мидуэя), исходя из этого в плане был поменян только один пункт: даты выхода в море Первого Мобильного соединения – и первого авиаудара по Мидуэю – смещались на дни вперёд. Целый другой график не изменился.

Это создавало риск преждевременного обнаружения Соединения вторжения (что и произошло в действительности с Транспортной и Тральной группами) и утраты если не стратегической, то тактической внезапности (не смотря на то, что в действительности это не имело особенного значения, поскольку американцы благодаря радиоразведке и без того знали японские замыслы). Помимо этого, у адмирала Тюити Нагумо сейчас было только два дня на подавление обороны Мидуэя с воздуха (вместо трёх по начальному замыслу), что также повлияло потом на принимаемые им решения. Но, было уже поздно что-то поменять, адмирал Исороку Ямамото и его штаб уже стали заложниками собственного переусложнённого замысла, что, вопреки известному афоризму фельдмаршала фон Мольтке, начал давать важные сбои ещё задолго до столкновения с соперником.

"Наверное," послевоенных американских исследователей подвела некая переоценка японского руководства: они приняли за коварный план то, что в действительности было не более чем важными неточностями в реализации и планировании.

Использованная документы и литература:

  1. Commander in Chief, U.S. Pacific Fleet, “Operation Plan No. 28-42”, 21 May 1942.
  2. Commander in Chief, U.S. Pacific Fleet, “Operation Plan No. 29-42”, 27 May 1942.
  3. Commander in Chief, U.S. Pacific Fleet, “Battle of Midway”, 28 June 1942.
  4. Commander-in-Chief First Air Fleet, “Detailed Battle Report No. 6”, 15 светло синий 1942.
  5. Commander, Northwest Sea Frontier, “Bombing at Dutch Harbor; Report on.”, 17 July 1942.
  6. Navy Department, Office of Naval Intelligence, “Combat Narratives: Battle of Midway; June 3-6, 1942”, 13 March 1943.
  7. United States готовься Survey, “Interrogations of Japanese Officials. Vol. I” 1946.
  8. Richard W. Bates, “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis”, 1948.
  9. GHQ USAFFE, Military History Section, “Japanese Monograph No. 45: History of Imperial General Headquarters, Army Section”, 1959.
  10. GHQ USAFFE, Military History Section, “Japanese Monograph No. 88: Aleutian Naval Operations, March 1942 — February 1943”, 1950.
  11. GHQ USAFFE, Military History Section, “Japanese Monograph No. 93: Midway Operations, May — June 1942”, 1947.
  12. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005.
  13. М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй», 1958.
  14. Джон У. Лорд, «Немыслимая победа», 1996.
  15. Пол. С. Далл, «Боевой путь императорского флота», 1997.

источник: http://midnike.livejournal.com/4848.html

Тихий океан 3 серия Битва за Мидуэй

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: