Мальтийское сражение 11 октября 1940 года: мтк

      Комментарии к записи Мальтийское сражение 11 октября 1940 года: мтк отключены

Вторжение итальянцев на Мальту 8 октября 1940 года было для британцев не смотря на то, что и не в полной мере сюрпризом, однако, очень неприятным событием, которого Англия сохраняла надежду избежать. Эти надежды были уничтожены, в то время, когда утром 8-го октября, за очень интенсивной бомбардировкой зенитной артиллерии и аэродромов, 2500 парашютистов дивизии “Фольгоре” высадились на западной оконечности острова, поддерживаемые огнем линейных кораблей “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”. Следом за ними к острову направились итальянские десантные суда.

Мальтийское сражение 11 октября 1940 года: мтк

***Итальянский линейный корабль Витторио Венетто на пути к Мальте, октябрь 1940***

Для гарнизона из четырех тысяч людей, единственным шансом выстоять было вмешательство английского флота. Командующий обороной острова, господин Уильям Добби сказал, что опираясь на линии упрочнений и тяжелые орудия, он сможет удерживать Валетту семь либо восемь дней, “но не продолжительнее кроме того в лучшем из вероятных случаев”. Ближайшим соединением, талантливым оказать помощь Мальте, был английский Средиземноморский Флот – три линейного корабля и авианосец под руководством сэра Эндрю Каннингема.

Он срочно отреагировал на боевую тревогу, и, получив приказ из Лондона, вышел в море сразу же когда завершил подготовку судов к сражению.

Адмирал господин Эндрю Каннингем вышел в море с жёстким намерением дать решающий бой за Мальту. Главную ставку он делал на палубные торпедоносцы собственного авианосца “Игл”, благодаря которым он планировал рассеять и разгромить итальянские транспортные конвои у берегов Мальты. Затем, адмирал планировал ночью прорваться к Мальте (пользуясь неподготовленностью итальянцев к ночным битвам и отсутствием у них радаров) и ударить по плацдармам артиллерией собственных тяжелых судов.

В целом, замысел его сводился к решительным действиям: положение Мальты с каждым днем становилось все более угрожающим и не смотря на то, что совершить одновременную атаку с Гибралтарским Соединением было бы, быть может, тактически разумнее, скорость казалась сейчас более значимым причиной.

В 7.32 60 секунд 11 октября 1940 года, итальянский самолет-разведчик нашёл английское соединение в трехстах километрах к востоку от Сицилии. Пронаблюдав за ним некое время из туч, разведчик убедился, что имеет дело с главными силами Средиземноморского Флота и доложил на родину о их перемещении. Англичане, увидев разведчик, подняли истребитель “Глостер Гладиатор” с авианосца “Игл” дабы отогнать его: но, быстроходный Ca.310 легко уклонился от атаки биплана.

В тот момент, в то время, когда поступило сообщение о приближении английского флота, итальянские линейные корабли принимали горючее с танкера в заливе Ди Ното в восточной части прибрежной полосы Сицилии. Адмирал Кампиони руководил соединением из новейших линейных кораблей “Литторио”, “Витторио Венетто” и ветхих модернизированных “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”. Его эскадра закрывала подступы к Мальте с восточной стороны, подготавливаясь выступить при первых же показателях наступления англичан.

Определив о появлении на сцене Королевского Флота, адмирал Кампиони приказал срочно прервать заправку и выходить в море.

До тех пор пока итальянский флот на всех парах шел на перехват, Regina Aeronautica решила забрать дело в руки собственных пилотов. Восемьдесят пять бомбардировщиков взлетели с Сицилии и в 10.01 атаковали британский флот. Три волны самолетов скинули практически полсотни тысячь киллограм бомб, но единственным их успехом было попадание в легкий крейсер “Глостер”, которое вывело из часть котлов и снизило скорость до 25 узлов.

Еще пара эсминцев были задеты осколками: более никаких результатов не удалось добиться, но в качестве компенсации итальянские пилоты заявили о “многократных попаданиях в английские суда” и о том, что “большой линкор охвачен огнем и замедлил движение”. Два итальянских бомбардировщика наряду с этим были сбиты зенитным огнем.

В 10.38, итальянский самолет-разведчик снова показался над эскадрой. Англичане приготовились к отражению нового воздушного налета, но практически сразу после этого шедший во главе легкий крейсер “Орион” доложил на флагман: “видны неопознанные суда”. Практически сразу после этого, с “Уорспайта” также увидели вершины мачт над горизонтом, и адмирал Каннигем осознал, что итальянский флот принял вызов.

Увидев итальянцев, господин Каннингем отдал приказ трем своим линкорам расширить скорость до 22 узлов, и идти на сближение. Легким крейсерам (кроме поврежденный “Глостер”) он приказал оставаться в резерве и закрывать авианосец “Игл”.

Судя воспоминаниям выживших офицеров штаба Каннингема, адмирал разглядывал возможность связать итальянские главные силы боем со собственными тяжелыми судами, и выдвинуть вперед авианосец с прикрытием легких сил, дабы нанести ими удар по итальянским десантным соединениям у Мальты. Но, данный замысел в случае если и рассматривался в тот момент адмиралом, то все равно не был реализован.

Англичане открыли огонь с расстояния практически в 25000 метров. Первым дал залп флагманский “Уорспайт”, носовые орудия которого имели громадные углы возвышения, чем у других английских линейных кораблей. Боеприпасы легли с перелетом за кормой “Литторио”: британцы учли поправку, и последующие залпы ложились все ближе и ближе к итальянским судам.

В ответ, итальянская эскадра открыла огонь собственными погонными орудиями, и в течении нескольких мин. оба флота обменивались залпами, вздымая огромные фонтаны воды.

***Уорспайт дает залп***

В 11.24, англичане открыли счет в сражении, накрыв огнем и после этого, добившись попадания в “Литторио”. 380-миллиметровый боеприпас “Уорспайта”, пролетев практически 22000 метров, врезался в носовую часть итальянского флагмана. Ударив под углом в 70-миллиметровую броневую палубу, боеприпас пробрался в броневую плиту и разорвался в ней, уничтожив мастерскую и приведя к пожару, что,впрочем , был достаточно скоро ликвидирован.

За этим, английская эскадра, чувствуя себя в невыгодном положении при бое на встречных направлениях (имея неспециализированным счетом двенадцать погонных орудий против двадцати двух итальянских) переложила рули и согласованно отвернула влево, стремясь разрешить войти в кормовые башни и ход главного калибра.

Как раз затем попадания, адмирал Кампиони сказал собственную историческую фразу: “Maledizione! O noi o loro! A tutta velocita!”[1]

В 11.25, флагман передал приказ по эскадре: “Развить полный движение и идти на сближение с соперником”. Это был шепетильно обдуманный и логичный маневр. Адмирал светло видел, что английские канониры превосходят итальянских боевой выучкой, и что его орудия (с высокой начальной скоростью боеприпаса) неэффективны при стрельбе по навесной траектории[2].

Иначе, на меньших расстояниях отличие в меткости канониров значительно сократилась бы. Высокая начальная скорость итальянских снарядов кроме этого игралась бы на руку Кампиони, поскольку его могучие 381-мм пушки имели возможность действенно пробивать настильным огнем 330-мм пояса английских линейных кораблей.

Обе эскадры скоро сближались, ведя сосредоточенный пламя. Англичане давали залпы по большей части бронебойными боеприпасами. Итальянцы же стреляли комбинированными залпами, складывавшимися из бронебойных (AP) и полубронебойных (SAP) снарядов в соотношении примерно 2:1.

На сближении, англичане еще раз накрыли залпом “Литторио” но линейный корабль взял только незначительные повреждения.

И в 11.28 итальянцы, наконец, добились попаданий: 381-миллиметровый боеприпас с “Витторио Венетто”, перелетев край борта, ударил в палубу английского флагмана недалеко от катапульты. Настильная траектория помешала ему пробить броневую палубу, и, скользнув по ней, боеприпас разорвался у противоположного борта. Данный взрыв не причинил особенного вреда, но для британцев был неприятным сюрпризом.

В 11.30, два английских боеприпаса попали в “Витторио Венетто”. Первый пробил наружную обшивку борта, отрикошетировал от наклонного главного пояса и разорвался в воде. Второй боеприпас ударил в крышу башни “B” и скользнул по ней, покинув большую вмятину.

Это был критический момент боя. Попади данный боеприпас пара правее, и он бы совершенно верно ударил в середину “свадебного пирога” итальянского линейного корабля – башнеподобной конструкции из установленных друг на друга главного, зенитного и противоминного дальномеров. Целый ход битвы имел возможность бы измениться в пользу британцев.

В 11.31 “Уорспайт” содрогнулся от еще двух попаданий снарядов, выпущенных с дистанции около 19000 метров. Первое из них было нужно в носовую часть линейного корабля: пробив верхний пояс, боеприпас отрикошетировал от барбета возвышенной башни главного калибра (покинув на нем огромную вмятину) и, не разорвавшись, застрял в каютах младшего офицерского состава.

Второй боеприпас, на скорости около 530 метров в секунду, ударил в основной пояс линейного корабля – и пробил 330-миллиметровую бронеплиту, разорвавшись у дна полупустой цистерны. Фонтан горящей нефти выхлестнул вверх, расплескавшись по нижней броневой палубе. Из-за повреждения трубопроводов, погасить разрастающийся пожар выяснилось затруднительно, и очаги возгорания расширялись .

Громадный шлейф дыма и горящей нефти потянулся за поврежденным линкором.

***Литторио и Витторио Венетто ведут пламя***

В ответ, англичане опять накрыли залпом “Литторио”. Один боеприпас ударил в кормовой командо-дальномерный пост линейного корабля, всецело выведя его из строя. Второй разорвался в центре корпуса, выведя из строя сходу три 100-миллиметровые зенитные установки и спровоцировав пожар.

Практически сразу после этого, еще один боеприпас ударил в линейный корабль, но отскочил от наклонного главного пояса.

Обе эскадры сосредоточили пламя приятель на приятеле: “Литторио” стрелял по “Малайе”, шедший за ним “Витторио Венетто” вел дуэль с “Уорспайтом”, замыкавшие итальянское построение “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио” сосредоточили залпы на “Барэме”. Последний два раза был накрыт залпами, но попаданий не взял. По приказу Кампиони, итальянские эсминцы увеличили движение и начали выходить в голову колонны: адмирал собирался использовать их для атаки на английские линейные корабли.

В 11.33, итальянский боеприпас ударил в бок развернутой для стрельбы башни “X” линейного корабля “Малайя”. Пробив не хватает толстую 229-миллиметровую плиту, боеприпас пробрался вовнутрь боевого отделения, где сдетонировал. Взрыв мгновенно убил целый персонал башни: спровоцированная взрывом детонация двухсот килограмм изготовленных пороховых зарядов уничтожила установку.

Пылающие обломки из подбашенного отделения обрушились вниз: чтобы не было возгорания, персонал затопил зарядный погреб, но наряду с этим не известно почему вышли из строя совокупности подачи башни “Y”. В итоге, целый кормовой массив башен главного калибра “Малайи” перестал работать.

Практически срочно за этим, полубронебойный итальянский боеприпас ударил в борт “Уорспайта” ниже пояса, пробил ПТЗ и разорвался в безлюдных топливных цистернах. Линейный корабль (согласно свидетельствам очевидцев) “практически подбросило силой удара”. Повреждения подводного борта и донья стали причиной широкому проникновению воды в отсеки правого борта, и образованию постоянного крена.

Частичным затоплением отсеков ПТЗ на левом борту, крен удалось пара скомпенсировать, но всецело нейтрализовать не удалось, и корабль начал замедлять движение.

Замыкавший английское построение “Барэм” снова пристрелялся по “Литторио”. В 11.34 один боеприпас ударил в основной пояс итальянского линейного корабля, но опять не смог пробить его. Но в 11.35, английский боеприпас ударил в основание кормовой строенной 152-миллиметровой установки правого борта итальянского линейного корабля, и разорвался под ней, убив целый персонал и выведя из строя механизмы.

Сама башня перекосилась и сдвинулась с основания.

Шедшие в хвосте итальянской колонны ветхие линейные корабли “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”, ведя пламя по “Барэму”, переложили рули, и свернули вправо, разумеется, пробуя забрать англичан в клещи перекрестного огня. Разгадав данный маневр, и, осознавая, к каким последствиям для ветхих английских судов он может привести, господин Эндрю Каннингем в 11.35 приказал всей эскадре быстро отвернуть в противоположном направлении и лечь на контркурс. Это был последний его приказ.

Сейчас, пребывав на дистанции менее 17000 метров от “Уорспайта”, адмирал Кампиони приказал дать три последовательных залпа.. Первые два залпа дали перелет, но третий в 11.38 накрыл английский линейный корабль. Итальянские артиллеристы отметили два попадания полубронебойными боеприпасами в борт на уровне верхнего пояса.

За этим, у носовой надстройки “Уорспайта” случился замечательный взрыв, фонтан желто-красного пламени взметнулся над линкором.

Правильная обстоятельство этого взрыва так и не была установлена. Итальянские комиссары, расследовавшие событие по кинохронике боя, результатам допросов и отчётам моряков военнопленных британцев заключили , что полубронебойный боеприпас (имевший номинальную пробиваемость более 230 миллиметров) пробил верхний пояс линейного корабля, и разорвавшись под верхней броневой палубой, привёл к детонации части зенитного боекомплекта, или поданных в возможности атаки эсминцев зарядов для 152-мм орудий.

Помимо этого, они предполагали, что часть осколков через дымоходы попала в машинное отделение. Эта версия подвергается критике с британской стороны, но факт остается фактом: срочно по окончании взрыва, “Уорспайт” чуть вильнул вправо, и начал терять движение. Целый его правый борт был охвачен дымом и пожарами.

Сейчас, восемь итальянских эсминцев 2-ой и 4-ой миноносных флотилией уже вышли в голову итальянской колонны, и сейчас устремились в наступление на подбитый линейный корабль. Обстановка им помогала: запутанные неожиданной остановкой флагмана, “Барэм” и “Малайя” проскочили вперед на циркуляции и сейчас шлейф дыма, тянущийся за горящим “Уорспайтом”, надежно закрывал эсминцы от их артиллеристов. Развив полный движение порядка 35 узлов, эскадренные миноносцы двумя колоннами устремились в наступление.

***Итальянские эсминцы в атаке***

Пробуя обезопасисть беззащитный флагман, замыкавшие колонну английские эсминцы “Янус”, “Хостайл”, “Дикоу” и “Вампир” (австралийский) быстро поменяли курс, и вышли наперерез итальянцам. Головной “Хостайл” открыл огонь с дистанции около 7000 метров, с ходу накрыв залпами итальянский “Дардо”. Итальянский эсминец заманеврировал, ведя огонь в ответ, но фактически срочно был поражен 120-миллиметровым боеприпасом в центральную часть корпуса, утратил движение и загорелся.

Между эсминцами разыгралась яростная баталия на ближней расстоянии, итальянцы пробовали прорваться к горящему “Уорспайту”, тогда как англичане отчаянными упрочнениями старались их остановить. На протяжении перестрелки, итальянский эсминец “Страле” был поражен сосредоточенными залпами “Януса” и “Вампира”, загорелся и взорвался практически срочно.

Английский эсминец “Хостайл”, выведя из строя “Дардо”, перенес пламя на “Фузильере”, подбил его носовые орудия и весьма не так долго осталось ждать вывел из строя, но за этим, он сам был поражен эсминцем “Карабиньере”, боеприпас с которого разорвался в машинном отделении англичанина. Фактически сразу же затем, “Карабиньере” был порван пополам кинжальным торпедным залпом с “Дикоу”, выпущенным с дистанции менее 4000 метров.

Выручая итальянские эсминцы, “Витторио Венетто” начал стрелять из собственных бортовых 152-мм орудий по британцам. Первый и второй залпы легли с сильным перелетом, третий дал недолет, — чуть не накрывший “Турбине”, что был поврежден осколками — но четвертый накрыл английские эсминцы. На пятом залпе, итальянский боеприпас разорвался в центре корпуса “Дикоу”, уничтожив торпедный аппарат (к счастью, уже разряженный) и повредив осколками автомобили.

Эсминец “Янус” был должен отвернуть, дабы избежать двух снарядов, разорвавшихся прямо у него перед носом. С его отходом, мешающие силы англичан сократились до одного “Вампира”, что был уже не в силах помешать трем итальянским эсминцам выйти в решающую атаку.

С дистанции в 7000-7500 метров, итальянские эсминцы — “Аквилоне”, “Беннито Рикасолли” и “Артильери” — выпустили восемнадцать торпед в еле двигающийся “Уорспайт”. Вспышки пламени на борту линейного корабля послужили итальянским торпедным офицерам хорошим ориентиром при ответе торпедного треугольника.

Торпедные аппараты итальянских эсминцев были снаряжены 533-мм торпедами Si 270/533.4 x 7.2, выставленными на 35 узлов, и владели действенным радиусом около 8000 метров, так что расстояние была для них все же великовата. Семь мин. состоялись в напряженном ожидании для обеих сторон, а после этого глухой раскат взрыва и взметнувшийся столб воды и горящей нефти возвестил о успехе итальянского флота.

“Уорспайт” был поражен торпедами около 11.51. Правильное количество торпед, поразившее линейный корабль, так ни при каких обстоятельствах и не было установлено. Британцы думали, что две итальянские торпеды попали в корму “Уорспайта”, и одна в носовую часть.

Об этом они делали выводы на основании наблюдателей с эсминцев, сказавших о трех отдельных взрывах, и очень настаивавших на детонации в носовой части корабля. Итальянцы, со своей стороны, думали, что в цель попали лишь две торпеды, одна в корму и одна в центр корпуса линейного корабля. Осмотр дна затонувшего корабля, предпринятый водолазами в первой половине 80-ых годов XX века, распознал наличие лишь двух больших пробоин в кормовой части: так, итальянская версия была ближе к истине[3].

Английский экипаж принимал все мыслимые меры по спасению линейного корабля. Но ввиду уже прошедших затоплений, пожаров, и повреждений силовых совокупностей, деятельность команд борьбы за живучесть была практически бесплодной. Около 11.55, “Уорспайт” начал валиться на борт, и был наконец дан запоздалый приказ “Покинуть корабль!”.

В 12.08 “Уорспайт” перевернулся и провалился сквозь землю в волнах Средиземного Моря.

Два вторых английских линейного корабля беспомощно следили за происходящим. Взрыв на “Уорспайте” в 11.38 застал их в момент циркуляции, и оба они обогнали горящий флагман. На середине циркуляции, “Барэм” произвел три залпа, поразив двумя боеприпасами линейный корабль “Кайо Дуилио”.

Один боеприпас поразил башню “Y”, выведя ее из строя: второй ударил в центральную часть корпуса, вызвав сильный взрыв и пожар. За этим “Барэм” развернул, и дымящаяся “Малайя” загородила ему обзор. Его капитан отметил в рапорте, что стрелял из противоминных орудий по итальянским эсминцам, но из-за через чур большой дистанции по окончании разворота, боеприпасы, по всей видимости, падали со через чур громадным рассеиванием.

Быть может, кроме этого сказалась завеса дыма от горящего “Уорспайта”. В итальянских отчетах обстрел эсминцев с “Барэма” по большому счету не упоминается, и если судить по всему итальянцы его по большому счету не увидели.[4]

Развернувшись, “Барэм” имел стычку с “Литторио”, обстреляв его с дистанции около 25000 метров. Один боеприпас наряду с этим ударил в борт итальянского линейного корабля, но скользнул по поясу и разорвался в воде, причинив некий урон ПТЗ. Итальянцы навели собственные орудия в ответ, и дали пара залпов, но все их боеприпасы падали с большим перелетом.

За этим, англичане поставили дымовую завесу с эсминцев, и порвали огневой контакт.

Адмирал Кампиони не стал преследовать соперника, за что в будущем много раз подвергался ожесточенной критике в прессе. Сам Кампиони растолковывал собственные действия нежеланием удаляться от Мальты. Наверное, адмирал опасался, что неприятель может постараться вовлечь его линейные корабли в погоню для того, чтобы легкие английские силы проскочили мимо них к десантным конвоям у Мальты. Подобный движение, согласно точки зрения Кампиони, был бы “самоубийственным для англичан, но губительным для отечественных замыслов”.

Помимо этого, два из четырех его линкоров были повреждены и нуждались в ремонте: и на орудиях начал неспешно сказываться экстремальный износ стволов под давлением пороховых газов. Судам же, быть может, предстояло в скором будущем подготавливаться к новой битве с английским соединением “H”, которое, по сведениям авиаразведки, двигалось на полном ходу из Гибралтара.

Наконец, итальянское руководство в 1940 переоценивало возможности собственной базисной авиации, и Кампиони думал, что она в полной мере в состоянии довершить разгром отступающего соперника. Учтя все эти факты, итальянский адмирал счел, что обстановка призывает быть осмотрительным, нежели храбрым, и покинул собственные линейные корабли на позиции, послав только один дивизион эсминцев следить за соперником.

В 12.15, английские эсминцы и лёгкие крейсера, делавшие задачу прикрытия отхода линейных сил, сблизились с итальянским флотом. Легкие крейсера “Эугенио ди Савойя” и “Раймондо Монтекукколи”, до этого державшиеся в арьергарде, вышли вперед с группой эсминцев и завязали бой с английскими крейсерами: в 12.17 их поддержали огнем линейные корабли “Витторио Венетто” и “Андреа Дориа” и перестрелка с нередкими перерывами тянулась еще около двадцати мин..

Не смотря на то, что англичане пребывали очевидно в проигрышном положении, они, однако, с громадной отвагой маневрировали под прикрытием дымовых завес, закрывая отход собственных медлительных линейных кораблей на юго-восток. Около 12.32, английский эсминец поставил плотную дымовую завесу наоборот итальянской линии (примерно в 25 километрах от нее), по окончании чего англичане отошли.

Итальянские эсминцы “Аквилоне” и “Артильери”, остававшиеся рядом с местом смерти “Уорспайта”, спасли из воды 480 английских моряков, включая капитана корабля, Дугласа Блэйка Фишера. Адмирал Кампиони распорядился передать пленных офицеров на “Витторио Венетто” (куда перенес собственный флаг) и лично встретил их на борту. Получивший тяжелое ранение капитан Фишер отыскал в себе силы поздравить итальянского адмирала, сказав: “воздаю вам должное – это была славная победа”, в ответ на что Кампиони ответил “будь ваши суда чуть получше, и я бы поздравлял с победой вас”, по окончании чего поздравил британцев за их стойкость и храбрость.

Поражение при Мальте стало настоящим шоком для английского общества. В первый раз более чем за два столетия, английский линейный флот был побежден в эскадренном сражении линкорами неприятеля. Англичанам случалось и раньше терпеть большие поражения, но практически в любое время они были связаны или с внезапностью, или с некими новаторскими разработками, наподобие подводных лодок: и весьма в далеком прошлом уже английские суда капитального класса не были побеждены в сражении.

Капитан Джеффри Клемент Куки, принявший руководство по окончании смерти адмирала Каннингема, был сгоряча обвинен в “трусости перед лицом неприятеля” за то, что скомандовал отход эскадры. По окончании возвращения флота в Александрию он был временно отстранен от руководства а также был организован трибунал для расследования его ответов: но, еще не доведя следствие до конца, рабочая группа признала что действия капитана Куки были разумными и оправданными.

Его флагман (по совместительству самый замечательный и современный линейный корабль эскадры) был поражен соперником. Имея два линейного корабля, один из которых был к тому же не легко поврежден, против превосходящих сил неприятеля, кроме того сам Нельсон, возможно, приказал бы скомандовать отступление.

Куки (как и ранее Каннингем) имел очень туманное представление о задействованных против него итальянских силах: он не знал, что “Конте ди Кавур” и “Джулио Чезаре” стоят в Палермо, и к тому же английская разведка так и не сумела установить расположение “Аквиллы”. Как стало очевидным позднее, данный итальянский авианосец находится в тот момент к северу от Эдвенчур Бэнк, и не имел возможности присоединиться к силам Кампиони, но на момент сражения об этом знали лишь итальянцы.

По окончании сражения, Кампиони отошел в Сиракузы, где, дозаправившись и наскоро починив повреждения, послал два собственных самый не легко поврежденных корабля в Таранто, а сам с “Витторио Венетто” и “Андреа Дориа” устремился на соединение с судами Иачине. Но, решающая битва с Гибралтарским Соединением, которую предполагал адмирал, так и не состоялась: по окончании маленькой дуэли авианосцев у Бизерты, Соммервилль предпочел отступить[5]. Оставшись без помощи флота, Мальта пала 15 октября.

[1] Итальянский: — Проклятье! Или мы, или они! Полный движение!

[2] Углы попаданий итальянских снарядов в броневые палубы были через чур острыми для пробития.

[3] Что, но, не отменяет возможности попадания двух торпед рядом между собой.

[4] Существует кроме этого версия, что итальянцы приняли выстрелы 152-мм орудий “Барэма” за перелеты 152-мм орудий “Витторио Венетто”. Артиллеристы последнего отмечали, что “из-за значительного количества и сильной задымленности посторонних разрывов, наведение орудий по английским эсминцам было весьма затруднено.”

[5] Не смотря на то, что сражение у Бизерты не стало причиной утратам в корабельном составе, англичане утратили солидную часть истребителей “Fairey Fulmar” из авиагруппы “Арк Рояла” – восемь из двенадцати. В условиях подавляющего превосходства итальянской базисной авиации, продолжение операции имело возможность завершиться катастрофически для британцев.

Вебинар: Мальта или Кипр: сравнение инвестиционных программ гражданства Евросоюза, 20 октября 2016

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: