В 60-е годы по окончании получения опыта по применению авиации в локальных конфликтах (Египет, другие специалисты и) Вьетнам ВВС заключили , что самый эффективным самолетом помощи пехоты на поле боя будут дозвуковые самолеты-штурмовики. На протяжении данной концепции в Соединенных Штатах показались такие самолеты, как OU-10 Бронко, А-10А Тандерболт-2 (основной боевой самолет поля боя США сейчас), в ВМС показался Корсар. Все они были дозвуковыми .
Все это, само собой разумеется, не осталось без внимания управления СССР.
В других государствах, кроме этого имеющих развитую и не весьма авиапромышленность, стали создавать собственные самолеты – винтовые и турбореактивные, но дозвуковые самолеты поля боя. Не будем на них останавливаться, не смотря на то, что в том месте имелись собственные занимательные автомобили.
В СССР на протяжении проведения во второй половине 60-ых годов XX века широкомасштабных учений Днепр продемонстрировали, что самый эффективным самолетом помощи наземных армий являются дозвуковые МиГ-17, а не сверхзвуковые типа Су-7 и МиГ-21. Все это побудило военного министра А.А. Гречко во второй половине 60-ых годов двадцатого века обратиться в МАП прося совершить конкурс проектов на легкий самолет-штурмовик — ЛСШ.
Уже к середине мая управлением ВВС были организованы Тактико-Технические Требования к такому самолету.
В конкурсе участвовали КБ Ильюшина, Микояна, Сухого и Яковлева. Как мы знаем, победил Сухой со своим Су-25. Не будем останавливаться, из-за чего и как он взял верх, а перейдем к неизвестному проекту КБ Яковлева Як-25ЛШ.
Прорабатывались два варианта:
- разработка всецело нового самолета.
- создание самолета на базе находящегося на вооружении и хорошо зарекомендовавшего себя как надежный самолет истребителя-перехватчика Як-25, методом установки новых и переделки фюзеляжа двигателей, оборудования и вооружения.
Второй вариант был менее затратным и исходя из этого предпочли его, дабы уложиться в минимальные сроки .Он разрешал создать самолет за 5-6 месяцев.
Главные трансформации при создании штурмовика, взявшего обозначение Як-25ЛШ (легкий штурмовик) заключались в следующем:
Легкий штурмовик предназначался для авиационной помощи общевойсковых соединений методом поражения наземных объектов соперника в тактической и ближайшей своевременной глубине. Главной задачей самолета должно было стать уничтожение техники и живой силы, а также подвижных одиночных и малоразмерных целей днем и ночью при визуальной видимости, дополнительной задачей считалось уничтожение самолетов ВТА и вертолетов на средних и малых высотах, базирование самолета имело возможность осуществляться на грунтовых аэропортах.
- – носовая часть фюзеляжа переделывалась для обеспечения обзора вперед-вниз 20 град.;
- – комплекс оборудования перехватчика заменялся комплексом оборудования штурмовика;
- – все крайне важные части самолета (кабина пилота, двигатели, часть оборудования) бронировались;
- – топливные баки надежно протектировались;
- – в качестве стационарного оружия устанавливались две пушки ГШ-23 с боекомплектом 400 снарядов и фюзеляжный блок реактивных снарядов АРС-57 либо КАРС-57 на 100 шт., а под крылом монтировались шесть пилонов для внешней подвески разного оружия;
- – катапультируемое кресло снабжало спасение летчика на всех режимах полета, включая посадку и взлёт.
Боевая нагрузка Як-25ЛШ составляла:
- обычная – 1500 кг,
- большая – 3000 кг.
Ассортимент бомбового оружия включал в себя бомбы калибра 50, 100, 250 и 500 кг всех типов. На шести подкрыльевых пилонах имело возможность размещаться до четырех подвесных контейнеров с пушками ГШ-23 и боекомплектом (по 250 снарядов). Управляемое оружие включало до четырех ракет Х-23 и Р-3С, неуправляемое – до шести НАР С-24 и С-25.
Увлекательным было ответ размещения фюзеляжного 100-снарядного блока НАР, что был установлен за главной нишей шасси и мог опускаться вниз для перезарядки либо замены снаряженным. Стволы блока имели угол установки для стрельбы вперед-вниз под углом 45 град., т.е. пуск ракет при штурмовке наземных целей имел возможность производиться в горизонтальном полете, что со своей стороны повышало выживаемость самолета на малых высотах.
По мере проработки проекта самолет претерпевал трансформации: крыло стало высокорасположенным, возрастала его площадь, совершенствовалась механизация с целью улучшения взлетно-посадочных черт Як-25ЛШ. Прорабатывалась установка более замечательных двигателей РД-9Ф и АМ-11.
К концу декабря 1971 г. начальный вид штурмовика очень сильно преобразился.
Фактически осталась неизменной лишь велосипедная схема шасси.
Самолет называющиеся Як-ЛШ-2 имел фюзеляж, удлиненный на 500 мм, благодаря чему увеличился количество горючего. Высокорасположенный на киле стабилизатор переместился на фюзеляж, его форма в плане и площадь увеличились. Было создано всецело новое высокорасположенное крыло большей площади с отклоняемыми мощной механизацией и носками. Стреловидность крыла по передней кромке стала меньше и составила 35 град, вместо 45 град, в исходном варианте.
Все это существенно улучшило аэродинамику самолета, повысило его маневренность, стало возмможно повышения веса боевой нагрузки. Планировалась установка более совершенного прицельного оборудования, включая лазерный дальномер ФОН-1400.
Как мы знаем, самолет Яковлева так и остался проектом и в серию не отправился. Но опыт не пропал бесплатно. В будущем при разработке на конкурс самолетов-истребителей четвертого поколения – будущих МиГ-29, Су-27 и Яковлевского проекта Як-45 на его базе пробовали создать унифицированный с ним самолет-штурмовик.
Что так и остался на бумаге.
источники:
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,19268.0.html
- http://www.yak.ru/DOCS/2009_01.pdf
КБ Яковлева Первые машины 1 часть
Увлекательные записи:
- Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция
- Последний человек на земле/l’ultimo uomo della terra (1964)
- Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1967 г. В ОКБ Ильюшина велись работы по превращению Ил-28 в штурмовой самолет. Во второй половине…
-
Альтернативный штурмовик gloster ga 10a reaper. великобритания
На просторах интернета мной были отысканы модель-переделка из стандартного Gloster Meteor и легенда к ней, каковые я глубокоуважаемым сотрудникам с…
-
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…
-
Ильюшин ил-2 штурмовик. фото. видео. история.
Самолет Ил-2 (штурмовик) ? это военная машина времен ВОВ, которая легендарна собственными боевыми подвигами при уничтожении соперника. Конструктором…
-
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1944 г. В середине 40-х годов ОКБ создало на базе Ту-2С с двигателями АШ-82ФН пара штурмовиков…
-
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. В конце 1930-х — начале 1940-х годов главным и фактически единственным тактическим приемом…