В начале 1930-х гг. для доставки снарядов в условиях обстрела соперником разрабатывались образцы танков и танкеток снабжения. Первый проект танка снабжения был выполнен на базе легкого МС-1. Машина предназначалась для обеспечения военных действий самоходных артиллерийских установок, разрабатывавшихся на базе танков МС-1 и Т-19. От серийного танка она отличалась отсутствием орудийной башни и поменянной конфигурацией корпуса.
Вместо топливных баков, перенесенных вовнутрь корпуса, и надгусеничных ниш были установлены два бронированных контейнера с раскрывающимися створками. В контейнерах имели возможность перевозиться 50 артвыстрелов калибра 76,2 мм, уложенных в десяти коробках, 192 выстрела (16 лотков) калибра 45 мм либо эквивалентное по массе количество цинковых коробок с 7,62-мм патронами. Проект одобрили в ГАУ, но в металле он реализован не был.
В 1932-1933 гг. на базе Т-27 в НАТИ под управлением Н.И. Коротоножко проектировалась танкетка снабжения для подвоза снарядов на позиции в зоне действия огня соперника (40 патронных коробок массой 880 кг и 24 снаряженных пулеметных диска). Танкетка снабжения отличалась от базисной автомобили наличием саморазгружающего механизма и поменянной конструкцией боковых карманов корпуса. Транспортируемый боекомплект должен был разгружаться в течение 10-15 с. Проектная масса автомобили составляла 3,5 т.
В базу конструкции саморазгружающего приспособления был положен принцип рольгангов. Включение механизма разгрузки осуществлялось с места механика-водителя. Изготовление опытного образца планировалось в НАТИ к 1 марта 1933 г.
Развитием проекта НАТИ стала танкетка снабжения ЗР, либо «зарядный ящик», поступившая на национальные опробования в 1934 г. Как и в проекте, танкетка снабжения имела два отделения для укладки снарядов, но на 32 патронных коробки массой 680 кг.
Снаряды размещались в двух отделениях, расположенных по бокам танкетки. Патронные коробки через задние створки укладывались ручным методом на ролики, находящиеся в нижней части каждого отделения.
Для выгрузки коробок с патронами служил механизм, приводящийся в воздействие механиком-водителем. В каждого отделения коробки с патронами имели возможность перекатываться по роликам, оси которых крепились в нижней части отделения на неравном расстоянии друг от друга. На приводной шкив наматывался трос, что огибал два направляющих ролика.
Верхняя ветвь троса крепилась на движке, что имел возможность передвигаться в коробки на роликах. Вращением рукоятки через последовательность шестерен перемещение передавалось на шкив с тросом. Шкив наматывал на себя нижнюю ветвь троса, а движок передвигался вовнутрь отделения, выталкивая коробки с патронами из каждого отделения.
Внутренний размер отделения для укладки снарядов составлял: протяженность — 1750 мм; ширина — 442 мм; высота — 910 мм. Вес зарядного коробки в походном положении — 3760 кг.
Опробования зарядного коробки на НИАБТП совершили глава НИАБТ полигона Штагин, глава испытательного отдела Коробков и глава 1-й станции Сивков.
На протяжении опробований предполагалось выяснить время, нужное для выгрузки боеприпасов и полной разгрузки из зарядного коробки, упрочнения на рукоятке маховика механизма выгрузки, надежность и влияние механизма и удобство выгрузки увеличенного веса зарядного коробки на работу ходовой части если сравнивать с базисной танкеткой Т-27.
На ручную загрузку двух отделений одним человеком ушло 7 мин. Разгрузка обоих отделений занимала приблизительно 60 секунд. На выгрузку из одного (левого либо правого) отделения уходило 35—40 с. Упрочнение на рукоятке маховичка при разгрузке в движении из обоих отделений составляло 60—65 кг, а на холостом ходу — 20—25 кг.
Для выгрузки в движении из одного отделения на рукоятке маховичка было нужно упрочнение в 30—32 кг, а на холостом ходу — в 10—12 кг.
Одновременно с этим стало известно, что конструкция движка не снабжала верной работы механизма выгрузки. При выгрузке коробок с патронами довольно часто наблюдался перекос движка в собственных направляющих, В один момент произвести выгрузку коробок с патронами из двух (левого и правого) отделений не всегда представлялось вероятным. При поочередной разгрузке коробок с патронами правого либо левого отделений механизм выгрузки трудился более надежно.
Выявилось кроме этого, что при разгрузке коробки с патронами разбивались, падая на землю, исходя из этого испытатели советовали откидывать задние створки книзу, дабы они образовывали спуск к почва. Помимо этого, при транспортировке крышки отделений раскрывались, и коробки с патронами выпадали.
На протяжении пробеговых опробований танкетки снабжения ЗР было обнаружено, что дополнительная нагрузка в 1100 кг отрицательно отражается на надежности ходовой части и особенно катков. Так, на протяжении пробега протяженностью 52 км вышли из строя первый и пятый катки правой стороны. Дополнительная нагрузка приводила к нагреву резины катков, что приводило к быстрому отделению резины от рогового слоя.
При предстоящих опробованиях через каждые 20—30 км выходил из строя первый каток, что не давало возможности создавать долгие пробеги и заставило в итоге опробования зарядного коробки остановить.
В заключении по итогам опробований отмечалось:
«1. Конструкция ЗР не дает возможности создавать выгрузку снарядов в боевой обстановке. Шофер обязан выйти из кабины, открыть крышки ЗР и опять войти в машину, после этого лишь создавать выгрузку снарядов.
2. Конструкция движка механизма выгрузки трудится неудовлетворительно. Имеет место перекос движка в собственных направляющих на протяжении выгрузки.
3. Выгрузка снарядов данным механизмом вероятна лишь поочередно из каждого коробки. Более идеальная конструкция движка механизма выгрузки сможет обеспечить одновременную выгрузку снарядов с двух сторон ЗР.
4. Дополнительный вес 1100 кг (вес приспособления ЗР плюс вес снарядов) увеличивает существенно нагрузку на катки ходовой части, что вызывает их стремительный износ».
По результатам опробований был сделан однозначный вывод:
«ЗР на базе Т-27 на вооружение РККА принять запрещено».
источник: А. Кириндас и М. Павлов ВСЕ СОБСТВЕННЫЙ ВОЖУ С СОБОЙ Техника и Оружие 04/2012
Разведопрос: Игорь Викентьев о создателе ТРИЗ Г.С. Альтшуллере
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Малоизвестные варианты т-27. часть 9 большая модернизация маленькой танкетки
В феврале 1931 г. распоряжением РВС на вооружение РККА приняли танкетку Т-27. До 1934 г. на фабриках индустрии было произведено более 3000 таких…
-
Малоизвестные варианты т-27. часть 10. автострадная танкетка
Уже первый опыт применения танков в годы Первой Мировой продемонстрировал необходимость решения проблемы их доставки в район военных действий. Это было…
-
Малоизвестные варианты т-27. часть 11. нет предела совершенству
В феврале 1931 г. распоряжением РВС на вооружение РККА приняли танкетку Т-27. Ее серийный выпуск был организован на нескольких фирмах, что обусловило…
-
Малоизвестные варианты т-27. часть 7 мост не слишком далеко
По окончании утверждения в 1929 г. «Совокупности танко-тракторного-автоброневооружения», которая предусматривала принятие на вооружение РККА танкеток,…
-
Малоизвестные варианты т-27. часть 6 глубокий рейд
Рост технической оснащенности, механизация и моторизация частей РККА внесли элементы нового во все области армейского дела и, например, в способы ведения…
-
Малоизвестные варианты т-26. часть 4 «походный магазин» для танка
В первой половине 1930-х гг., с началом массового поступления танков на вооружение РККА, много раз поднимался вопрос об повышении своевременного размаха…