Лёгкий самолёт ксм-1.

      Комментарии к записи Лёгкий самолёт ксм-1. отключены

Разработчик: Смолин
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.Лёгкий самолёт ксм-1.

Самый массовый, если не единственный, отечественный авиамотор М-11 при мощности в 100 л.с. к моменту начала производства владел ресурсом аж в 50 часов, что давало законный предлог для гордости в годы первых пятилеток, но и нарекания у эксплуатантов — пользователей авиации наземной (аэросаней), учебной и исполкомовской (неспециализированного назначения) вызывали — имелась возможность сравнить аэросани с автомобилем , легкомоторные же самолеты норовили назвать летающими «Фордами». Необходимость массовой подготовки пилотов вопрос о стоимости и расходовании горючего делала принципиальным.

Создание самолётов и аэросаней с автомотором стало не последней задачей. В СССР лишь созданные М.В.Веселовским аэросани с автомотором были освоены в серийном производстве. Горьковский авиатехникум ГВФ выстроил партию аэросаней ГГАТ, употреблявшихся связистами для перевозки почты, пожарными для совершения инспекторских поездок по удаленным районам.

Собравшись в неформальной обстановке, А.А.Смолин, помощник главного конструктора ГАЗ Е.В.Агитов, конструктор ГГАТ и глава мастерских профтехучилища М.В.Веселовский обсудили результаты установки автомотора на аэросани, кои имеется (в приближении) бескрылый самолет. В случае если автомотор прижился на самолете «с подрезанными крыльями», то и на крылатом место ему решили отыскать. Госбюджетных ассигнований не предвиделось, и деньги собрали комсомольцы ГАЗа.

3-го августа 1934 года техникум и ГАЗ заключили соглашение на постройку Колхозного Самолета (КС) с автомотором. Проект КС выполнил А.А.Смолин. В постройке КС и исполнении отдельных расчетов принимали участие Н.А.Куняев, Е.И.Малеханов, В.А.Зверев и другие.

Параллельно с постройкой самолета на ГАЗе велись работы над авиаверсией мотора ГАЗ-А. Мотор стал называться «ГАЗ-Авиа». К тому времени наименование Колхозный Самолет (Маломощный) — КС(М) стали расшифровывать как Коммунистический Альянс Молодежи — КСМ. Согласно соглашению между техникумом и Газом от 15 июля 1935 года опробования КСМ надлежало завершить к 15 сентября. Специально для КСМ в районе села Борисовское, что неподалеку от Неприятного, был выстроен ангар.

Главную программу опробований выполнил И.А.Квасов. Доработка самолета закончилась к 5 сентября с возникновением закрытой кабины, а 17 сентября подвели бухгалтерский баланс, по окончании чего техникум был ликвидирован. Веселовский с ближайшими соратниками перешел на завод «Красный Металлист», где организовал аэросанный цех.

Самолет сдали ГАЗу. Инженер-летчик К.А.Калилец провел в НИИ ВВС с декабря 1935 года по январь 1936 года госиспытания КСМ, продемонстрировавшие:
-полную возможность применения автомотора ГАЗ в авиации;
-КСМ-1 благодаря перетяжеления имеет низкие эти и не может служить образцом для серийной постройки.

Мотор ГАЗ установленный на самолете владеет:
а) громадной надежностью работы (а также на трех сортах горючего),
б) простотой эксплуатации,
в) большой экономичностью,
г) возможностью получения громадных серий.

По окончании опробований самолет возвратился в Неприятный. Фонарь кабины убрали — его подверг критике Калилец.

Глава ВВС Алкснис 2-го апреля 1936 года утвердил требования на «…самолет войсковой связи и сопровождения под автомотор ГАЗ…», за разработку коего взялся конструктор Грибовский, специально для этот цели командированный ОСОАВИАХИМом (ОАХ) в Неприятный. Работами по двигателю так же, как и прежде руководил Е.В.Агитов. В мае на КСМ установили летный вариант нового мотора М-1.

Опыт был не в полной мере успешным, и мотор стали дорабатывать.

25 июня 1939 года был составлен акт с краткими результатами совершённых И.А.Квасовым заводских опробований КСМ-1 с ГАЗ-85. О итогах доложили первым лицам страны, кои не замедлили отреагировать распоряжениями Правительства № 241сс и № 242сс. Распоряжение № 241сс говорило о необходимости спроектировать, выстроить и предъявить на госиспытания к декабрю 1939 года самолет с мотором ГАЗ-85, со следующими чертями: «Скорость большая у почвы — 120-130 км/ч, скорость посадочная — 50 — 60 км/ч, дальность на 0,9 большой скорости — 500 км, потолок — 5000 м».

ЛТХ:

Модификация: КСМ-1
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность самолета, м: 7,00
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 605
-большая взлетная: 860
Тип двигателя: 1 х ПД «ГАЗ-Авиа» М-1
-мощность, л.с.: 1 х 56
Большая скорость, км/ч: 121
Крейсерская скорость, км/ч: 108
Длительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 1620
Экипаж, чел: 2.

Легкий самолет КСМ-1 с двигателем «ГАЗ-Авиа».

Легкий самолет КСМ-1 с двигателем «ГАЗ-Авиа».

Легкий самолет КСМ-1 «ГАЗ-Авиа» в полете.

Легкий самолет КСМ-1 «ГАЗ-Авиа» в полете.

Двигатель М-1 (ГАЗ-авиа) на КСМ-1.

КСМ-1 с авиационной версией двигателя ГАЗ-85.

КСМ-1 с авиационной версией двигателя ГАЗ-85.

КСМ-1 ГАЗ-85. Вид спереди.

КСМ-1 ГАЗ-85. Вид позади.

Летчики около самолета КСМ-1 с двигателем ГАЗ-85.

Носовая часть КСМ-1 с ГАЗ-85.

КСМ-1 ГАЗ-авиа. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
М-Хобби. Александр Кириндас. Рожденный ездить летать стремиться.

SD-1 Minisport самодельный сверх легкий самолет

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: