Линкоры типа кронштадт

      Комментарии к записи Линкоры типа кронштадт отключены

Уже к середине 1905 г. стало ясно, что Британия не остановится на постройке одного дредноута, и уже вовсю ведётся подготовка к серийному постройке таких судов (не обращая внимания на то, что фактически сам «Дредноут» ещё лишь строился). Исходя из этого перед МТК и индустрией была поставлена задача по строительству и разработке серии из 4-х линейных кораблей. Но, в отличие от проектирования «Андрея Первозванного», сейчас собрать столь представительную рабочую группу не удалось.

Адмирал Макаров сейчас был во Владивостоке, приводя в порядок флот по окончании атаки на Токио, капитан 1-го ранга Степанов был в море, руководя минными постановками в районе японских портов, Е.И.В. Николай II ещё не оправился от утраты жены (скончалась 14 февраля 1905 г. пребывав на 6-м месяце беременности), и от ран, взятых на протяжении т.н. «Великокняжеского мятежа».

Адмирал Дубасов, ставший в 1904 г. морским министром, кроме этого был занят скорее наведением порядка в собственном ведомстве по окончании мятежа, нежели контролем за проектированием новых типов судов. Так, практически вся работа была возложена на МТК под управлением А.Н. Крылова и группу инженеров Балтийского завода под управлением И.Г.

Бубнова.

Линкоры типа кронштадт

Линейный корабль типа Кронштадт по окончании принятия в казну

Перед инженерами находились две задачи: повышение огневой увеличение и мощи корабля его защищённости по опыту только что прошедших битв. И в случае если с первым все было более-менее светло, потому, что Обуховский завод уже имел чертежи нового, 52-калиберного 305-мм орудия и готовься приступить к производству опытного образца в течение 1906 г., то с защищённостью не ладилось.

Кораблю требовалось площади бронезащиты и увеличение толщины если сравнивать с прошлым проектом, что потребовало или понижения скорости, или повышения мощности автомобилей, что снова приводило к росту водоизмещения и размерений корабля, что потребовало повышения площади бронирования и т.д. Единственный выход, что виделся в ту пору Бубнову, был переход от паровых автомобилей к паровым турбинам, но их производство в России разворачивалось с большим трудом.

На Мариупольском заводе никак не могли добиться нужной чистоты сплава, предназначенного для производства лопаток турбин, были неприятности и с изготовлением редукторов, не хватало ни станочного парка, ни квалифицированных работников, а завод в Самаре ещё лишь строился. Исходя из этого разработчики проекта, посоветовавшись с главой МТК и с морским министром, обратились к Царю за разрешением на закупку 4-х наборов турбин за рубежом. И таковое разрешение взяли.

Но заказать сходу 4 набора турбин у одного производителя не получилось, через чур новым было турбинное производство. В следствии долгих поисков один набор был заказан в Англии у Виккерса, ещё один в Германии у Шихау, и наконец два у американской «Дженерал Электрик». Для обеспечения турбин паром была предусмотрена установка 20 котлов треугольного (Ярроу) типа смешанного отопления.

Окончательный проект был утверждён морским министерством 16 сентября 1906 г. Ещё пара месяцев было израсходовано на заключение контрактов с поставщиками, и наконец 1 декабря 1906 г. на стапелях Балтийского завода был заложен первый корабль серии, названный «Кронштадт». Следом за ним были заложены и остальные суда серии, взявшие имена «Измаил», «Порт» и «Севастополь-Артур».

Корабль

Завод

Дата закладки

Спуск на воду

Ввод в строй

Кронштадт

Балт. Завод

1.12.1906

12.11.1908

14.10.1909

Измаил

Балт. Завод

12.1.1907

5.04.1909

6.08.1910

Севастополь

Нов. Адм.

13.04.1907

16.06.1909

12.09.1910

Порт-Артур

Нов. Адм.

18.04.1907

22.07.1909

16.09.1910

К сожалению, ограниченные ресурсы и спешка при проектировании не могли не сказаться на качестве проекта. На протяжении опробований было обнаружено, что ни один из судов не достигает контрактной скорости. Вместо контрактных 22,5-23 узлов «Кронштадт» разогнался на опробованиях до 21,7 уз, «Измаил» до 21,5 узла, а «Порт» и «Севастополь-Артур» до 22,1 узла.

Как удалось узнать позднее, обстоятельством этого стали излишне полные обводы подводной части корпуса, и сохранение для того чтобы анахронизма, как таранный форштевень, но узнать это удалось лишь пост-фактум. Второй неточностью проектировщиков было излишне высокое размещение ГБП корабля. Связана она была с очень своеобразным опытом, взятым Русским флотом на протяжении Русско-Японской войны 1904-1905 гг.

Использование японским флотом замечательных фугасных снарядов, наносящих очень большие повреждения небронированным либо слабо бронированным участкам корпуса, привело проектировщиков к мысли о необходимости повышения площади бронирования, а эмоциональные, но не в полной мере правильные, сообщения и рапорты морских офицеров о «взрывающихся при ударе кроме того о водную поверхность» боеприпасах привели инженеров к мысли «немного поднять ГБП», дабы не увеличивать водоизмещение корабля. Так, на линкорах типа «Кронштадт» бронепояс имел заглубление всего от 0,9 до 1 м. Выяснился данный недочёт в мае 1908 г., в то время, когда на протяжении артиллерийских учений вторая башня линейного корабля «Андрей Первозванный», промахнувшись мимо буксируемого щита, дала близкое накрытие буксирующего щит миноносца «Грозный»: боеприпасы не попали в сам корабль, но, пройдя под водой некое расстояние, взорвались на глубине около двух метров, рядом с бортом корабля.

Вызванные гидродинамическим ударом повреждения позвали фактически гибель членов и мгновенное затопление 27 миноносца его экипажа. Данный ужасный опыт был учтён уже при постройке следующей серии линейных кораблей.

По окончании собственного вступления в строй, все 4 линейного корабля были объединены в одну бригаду и всю собственную работу до Первой Мировой совершили на Балтийском море, став необычной школьной партой для адмиралов и капитанов Русского флота, которым предстояло в будущем водить в бой эскадры и подобные корабли аналогичных судов. До самого вступления России в Первую мировую как раз линейные корабли типа «Кронштадт» являлись самыми ходовыми судами первого ранга на Балтийском флоте.

Кроме этого они первыми из русских дредноутов взяли зенитные пушки Лендера обр. 14 г. на протяжении планового ремонта в 1915 г., заменив ими трехдюймовые пушки обр. 1894 г. Начало Первой Мировой суда встретили в составе 3-й бригады линкоров Балтфлота.

Линкор типа Кронштадт по окончании модернизации

Конструкция корабля

Корпус линейного корабля является развитием идей, заложенных в собственного предшественника, не смотря на то, что и имеет от него кое-какие отличия. Во-первых, для улучшения мореходных качеств была увеличена высота надводного борта (до шести метров). Во-вторых, благодаря применению паровых турбин и уменьшению количества паровых котлов корпус линейного корабля оказался меньше.

Башни главного калибра так же, как и прежде имели линейно-монотонное размещение, но сейчас были расположены равномерно на протяжении корпуса, что снизило нагрузку на корпусные конструкции корабля. Кроме этого, в отличие от собственного предшественника, вместо решётчатых мачт корабль взял более лёгкие, одноногие мачты. Корпус корабля, не обращая внимания на меньшую длину, если сравнивать с предшественником взял 16 влагонепроницаемых отсеков, и совершенно верно такое же ледовое подкрепление корпуса в носу.

Силовая установка

Суда взяли 4-вальную паротурбинную силовую установку с турбинами совокупности Парсонса, питание паром снабжают 20 треугольных котлов совокупности Ярроу, смешанного отопления. Неспециализированная мощность силовой установки 34 800 л.с. Полный запас горючего в 2351 т (941 т нефти и 1410 т угля) снабжает линейному кораблю дальность плавания экономичным 14-узловым ходом в 3000 морских миль.

Оружие

Линейный корабль вооружен 8-ю двенадцатидюймовыми орудиями с длиною ствола в 52 калибра, созданными на Обуховском заводе, в 4-х двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости корабля, линейно-монотонно. Средний калибр складывается из 14 152-мм орудий совокупности Канэ, расположенных в казематах. Любой каземат вмещает в себе два орудия, на каждом борту по 4 таких каземата расположенных равномерно по длинне корабля.

Противоминная артиллерия включает в себя 12 трехдюймовых орудий (в 1915 г. заменены на 76,2-мм зенитные пушки Лендера обр. 1914 г.). Орудия расположенны следующим образом: две группы по 4 орудия расположенны в корме и носу корабля, по два орудия на любой борт в каждой группе.

Ещё два орудия находятся у носовой надстройки и два у второй дымовой трубы. При замене их зенитными орудиями, орудие у носовой надстройки перекочевало в райно второй дымовой трубы, таким образмо, зенитная артиллерия была сосредоточенна в три группы. В носу, по миделю корабля и в корме. Торпедного и минного оружия корабль не несёт.

Боезапас образовывает по 100 снарядов главного калибра, 175 снарядов среднего калибра и 200 снарядов противоминного калибра на любой ствол.

Главные тактико-технические элементы линейных кораблей типа «Кронштадт»

Линейные измерения:

  • Протяженность по ВЛ: 175 м
  • Ширина: 25,4 м
  • Осадка: 8,3 м

Водоизмещение:

  • Стандартное: 21 066 т.
  • Обычное: 22 372 т.
  • Полное: 23 417 т.

Оружие:

  • 4х2 305/52 орудий Обуховского завода обр. 1907 г.
  • 14х1 152/45 орудий совокупности Канэ обр. 1892 г.
  • 12х1 75/50 орудий совокупности Канэ (до модернизации)
  • 12х1 76,2-мм зенитных орудий Лендера обр. 1914 г. (по окончании модернизации)

Бронирование:

  • Основной бронепояс (толщина/протяженность/высота): 279 мм/125 м/4,1 м
  • Верхний бронепояс (толщина/протяженность/высота): 102 мм/125 м/2,8 м
  • Оконечности (толщина/протяженность/высота): 102 мм/50 м/4,1 м
  • Боевая рубка: 305 мм
  • Верхняя бронепалуба: 25 мм
  • Нижняя бронепалуба: 51 мм
  • Башни ГК (лоб/борт/барбет): 279 мм/152 мм/178 мм
  • Казематы СК (лоб/крыша/задняя стена): 152 мм/51 мм/51 мм

Силовая установка: 4-вальная паротурбинная неспециализированной мощностью 34 800 л.с.

Полный запас горючего: 2351 т

Большая скорость хода: 22,1 уз. («Севастополь»,« Порт-Артур»)

Крейсерская скорость хода: 14 узлов

Большая дальность плавания: 4100 морских миль на 14 узлах

Экипаж: 1012 человек.

Сравнение АИ линейных кораблей типа Кронштадт с РИ линейными кораблями типа Севастополь

Начиная работу над Кронштадтом, я никак не считал, что мне нужно будет сравнивать его с Севастополем, но как продемонстрировала практика, его однако сравнивают. Исходя из этого нужно будет сделать это и мне.

Что ж, начать стоит с очевидных визуальных отличий. Во-первых, Кронштадт меньше РИ Севастополя на 6 и уже на 1,5 метра. Во-вторых, размещение казематов отличается от такового на Севастополях. На Кронштадте у нас три орудийных плутонга (из которых в носовом 3 орудия, а в остальных по два), а на Севах было четыре, по два орудия в каждом.

Кроме этого нужно отметить наличие на Кронштадтах трехдюймовок на верхней палубе, которых на Севастополе не было. Ну и наконец основное. Вместо трёхорудийных башен ГК Севастополя, Кронштадт взял двухорудийные башни, каковые по форме больше соответствуют британским башням того периода, нежели башням линейного корабля Севастополь.

Сейчас о отличиях не видимых, но более ответственных. Линейные корабли типа Кронштадт были заложены на три года раньше, нежели РИ Севастополи, кроме этого у них принципиально другая схема бронирования. Вместо размазанных по всему борту 225 мм, они взяли бронепояс толщиной в 279 мм и верхний пояс в 102 мм. Броня башен кроме этого толще в сравнении с Севастополями.

Отличия имеются и по машинной части. Автомобили Кронштадтов на 20% менее замечательные, нежели автомобили Севастополей, что разрешило сократить число котлов, в сравнении с ними, до 20 штук.

Так, получается, что не обращая внимания на пара громадные толщины брони, Кронштадт меньше, легче, и имеет меньшую огневую мощь, нежели Севастополь. Определять, кто бы из них взял верх, произойди между этими судами прямой поединок, я, пожалуй, не стану. Для этого было нужно бы всерьёз заняться проектированием Кронштадта и не меньше серьёзно моделировать поединки при различных условиях, что никак не входит в мои намеренья на этом этапе. Не смотря на то, что предполагается, что всё-таки Севастополь, потому что три года отличия в пользу последнего 🙂

P.S. Очевидную недостаточность бронирования барбетов ГК я вижу и сам, но как недочёт он будет упомянут лишь в статье о боевом применении русских линейных кораблей в Первой мировой.

UPD. Сделал кормовой мостик ниже, исправил косяк с верхним БП, он в действительности не 2, а 2,8 м.

UPD2. Поменял описание артиллерии, дабы было более ясно, как она расположена. Помимо этого, по замечаниям читателей, добавлен раздел об отличиях данного линейного корабля от РИ линейных кораблей типа Севастополь.

линкоры типа Севастополь

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: