Линкоры апокалипсиса

      Комментарии к записи Линкоры апокалипсиса отключены

В первой половине 50-х, стратегическое положение СССР было достаточно скверным. Американцы, в полной мере сознательно развязавшие «холодную войну», во всю обкладывали СССР и страны будущего ОВД (с 1955 г.) сетью армейских баз.

Пользуясь своим подавляющим ядерным превосходством и не меньше подавляющим превосходством в ВВС и ВМС, генералы и американские политики ощущали себя фактически в полной безопасности и увлечённо планировали разные варианты атак на СССР с необходимым применением атомного оружия. Ответного ядерного удара по территории США они тогда ещё совсем не опасались.

Линкоры апокалипсиса

У СССР на эти угрозы, в начале 50-х, имелся только один ответ – массированная атака на Западную Европу силами сухопутных армий. Но кроме того эта, единственная контругроза, так же была на руку американцам – она ещё в 49-ом году загнала оболваненных антисоветской пропагандой западноевропейцев в армейский блок НАТО, что в действительности был только крышей, легализующей американскую оккупацию западной Европы и совсем лишающей эту самую западную Европу кроме того намёка на суверенитет.

В этих условиях, ещё не оправившийся от ВОВ СССР был должен раскармливать собственный ВПК и содержать обременительные армады танков и других элементов сухопутных армий. Учитывая абсолютное превосходство США в ВМС, ликвидировать которое было скорее всего в принципе нереально, СССР вступил в гонку новых, стратегических подводных сил, а учитывая превосходство запада в ВВС и ядерных оружиях (с нужными средствами доставки), вкладывал ресурсы и огромные средства в создание и ракетостроение атомного оружия.

В общем, та самая гонка оружий, в которой СССР принадлежала малопочётная роль догоняющего, к тому же обременённого разными технологическими проблемами почему вынужденного нивелировать качественное превосходство соперника числом.

Однако, СССР сумел добиться неспециализированного стратегического паритета (равной возможности уничтожения при полномасштабного ядерного столкновения), но достигнуто это было очень не действенным способом неумеренного перекачивания ресурсов из народного хозяйства в ВПК с минимальной «обратной связью».

Но, это вопрос скорее политический и вариантов его толкования множество. Статья о значительно более узком нюансе.

Итак. В начале 50-х, СССР, по сути, не имел надёжных средств доставки на территорию США собственных ядерных снарядов. У ВВС для этого не было фактически никаких шансов.

РВСН ещё были в зачаточном состоянии, а первая субмарина с баллистическими ракетами на борту с ядерными боеголовками, была включёна в состав ВМФ СССР лишь в 1958-ом году и несла всего три морские предположения сухопутной ракеты Р-11 (прямой наследницы фонбрауновской ФАУ-1). Ракеты эти имели маленькую дальность, низкую точность и запускаться имели возможность лишь из надводного положения по окончании часа яркой подготовки к старту.

Данное положение было признано нетерпимым и до ввода и разработки в строй более субмарин конструкций носителей и совершенных-ракет, решено было разглядеть пара временных (как раз временных!) других вариантов создания настоящей ядерной угрозы для территории США.

Одним из таких вариантов было предложение о перестройке ветхих линейных кораблей типа «Севастополь» в стартовые комплексы баллистических ракет Р-11 либо более идеальных перспективных морских предположений ракеты Р-12 (Р-13).

На начало 50-х, ВМФ СССР располагал двумя боевыми линейными кораблями: «Октябрьская Революция» на БФ и «Севастополь» на ЧФ. Помимо этого, на БФ имелся бывший линейный корабль «Марат» не легко повреждённый на протяжении ВМВ (250 кг бомбой уничтожена носовая часть) что полностью не восстанавливали, применяя в качестве плавбатареи, а с 1951 г. переклассифицировали в несамоходное учебное судно со сменой заглавия на «Волхов».

Потому, что боевая сокровище этих линейных кораблей была вызывающей большие сомнения ещё до войны, по окончании неё, линейные корабли держали в строю, вероятнее, сугубо из респектабельных мыслей. В условиях замечательного военного давления США, СССР по большому счету еле расставался с какими или боевыми единицами флота. Однако, с развитием ракетного оружия, линейные корабли по большому счету утратили хоть какое то значение и их собирались списать в утиль уже в 1956-ом (несамоходный «Волхов» и вовсе в 53-ем).

Так вот. В начале 50-х вместо решения о списании, принимается второе – о перестройке всех трёх линейных кораблей в начальные позиции баллистических ракет.

Причём в начальном «бюджетном» варианте, планировалось только замена двух ближних к миделю башен ГК на сгруппированные по 4 контейнера-ПУ, начальные позиции модифицированных сухопутных ракет Р-11. И только-то.

Предполагалось, что два линейного корабля, не выходя из рамок международного права, смогут охранять на протяжении кромки 12-мильной территории акватории США. Один линейный корабль на протяжении атлантического побережья США, а второй на протяжении тихоокеанского (третий сейчас в ремонте), неизменно имея возможность нападать ракетами близлежащие наибольшие города США – по сути, превращая их в заложников. Благо и дальности для расположенных на побережье городов хватало и КВО при таковой цели как город с несколькими миллионами населения, был в полной мере приемлемый.

Конечно, были приняты меры, чтобы начальная позиция функционировала без каких или фатальных сюрпризов. Т. е. окислитель и топливо хранились раздельно от ракет в особых резервуарах. Помимо этого, пусковые шахты (типа тех, что разрабатывались для умелых ракетных дизельных субмарин) и частично выступающие над верхней палубой, были укрыты в особых надстройках, скрывающих от глаз сторонних наблюдателей подготовку к старту (которая нормативно продолжалась около часа!).

Задержка в строительных работах первой советской ядерной субмарины, (заложена в первой половине 50-ых годов XX века) и недостоверная ещё информация о том, что американцы планируют строить массовой серией ядерные подводные ракетоносцы с громадным числом баллистических ракет на борту, не только быстро форсировали все работы на линкорах, но и стали причиной кардинальному пересмотру проекта – его формированию из «бюджетного» в форсированный, с соответствующей задержкой завершения проекта практически до конца 50-х.

Но сейчас, кроме уже 12 баллистических ракет Р-12, арсенал линейного корабля должны были пополнить многоцелевые крылатые ракеты П-5, новейшие зенитные ракеты (вначале «Волна», в возможности более идеальные) и разнокалиберные новые зенитно-артиллерийские комплексы. Наряду с этим, учитывая, что в 12 морских милях от одного из наибольших городов США весьма тяжело рассчитывать, что ПВО корабля убережёт его от массированной ракетной атаки, принимается ответ смонтировать на линкорах стационарные заряды самых замечательных ядерных снарядов, что имелись в распоряжении СССР.

Предполагалось, что при любого нападения на корабль (хоть воздушного, хоть морского, хоть подводного), эти заряды будут инициированы или экипажем, или машинально, что приведёт к замечательнейшему действию поражающими факторами ядерного взрыва на побережье. От ударной волны и позванного взрывом цунами до радиоактивного заражения, степень которого будет зависеть как от мощности взрыва, так и от направления ветра.

Из-за задержек, вызванных постоянными пересмотрами проекта и недоведённостью оборудования и отдельных компонентов вооружения, в собственный первый боевой поход обновлённый «Севастополь» вышел лишь весной 1958 года. Причём и тогда он был вооружён только частично. На счастье американцев, они о полном комплексе понятия и вооружения не имели. А если бы определили

Полную же комплектность по оружию все три линейного корабля получили лишь в конце 1962-го года. Причём практически до конца 60-х оружие изменялось, совершенствовалось.

На месте двух башен линейного корабля, в корпус были врезаны особые отсеки размером 11х11х14 м с бронестенками толщиной 25 мм. Данный «ящик» делился параллельными продольными перегородками на три отсека. В узких крайних, размешались сгруппированные по 3 (как на субмаринах пр. 629 и 658) ПУ ракет Р-13 (БЧ моноблочная, с термоядерным зарядом мощностью в 1 мегатонну) с заблаговременно залитым в баки окислителем. В среднем отсеке, посередине, размещались резервуары с системами заправки и ракетным топливом ракет.

Данный отсек имел двойные стены, герметичные перегородки между резервуарами, замечательные многоуровневые совокупности пожарного пенотушения и экстренного слива горючего за борт. И ракетные и топливные контейнеры оборудовались вышибными мембранами отводящими энергию взрыва.

Но, кроме того 12 ракет с мегатонными термоядерными боеголовками не являлись главной угрозой США. При неожиданного нападения со стороны США, у линейного корабля фактически не было шансов успеть запустить эти ракеты. Вот именно на таковой случай, в недрах корабля, подальше от ракет, их топлива и других взрывоопасных совокупностей оружия, разместили то, о чём американцам знать было категорически необязательно.

В очень защищённых цитаделях-пеналах, хранилось «оружие возмездия» — две т. н. «Кузькиных матери». Причём не такие как в РИ. В РИ это была 51,5-мегатонная термоядерная авиационная бомба, мощность которой была значительно уменьшена довольно начального проекта для возможности транспортировки бомбардировщиком и понижения степени радиоактивного заражения местности на протяжении опробований.

Сорокатонного веса заряды, расположенные в недрах линейных кораблей, таких ограничений не предполагали. Любая из двух термоядерных бомб (правильнее взрывных устройств) имела полную мощность более 100 мегатонн. Причём они имели возможность опускаться через особый люк в днище в воду и подобно морской якорной мине, устанавливаться на заданную глубину.

Подрыв осуществлялся хоть по таймеру, хоть по радиокоманде, хоть по особенному звуковому сигналу. ёмкость батареи и Специальное оборудование сухих элементов разрешали линейному кораблю (теоретически!) покинуть такую мину на заданной глубине в 12 морских милях от наибольшего города США и, возвратившись через полгода забрать её на ТО.

Но, рисковать утратой совсем тайного заряда таковой мощности никто не планировал («глонасов» чтобы гарантированно найти столь полезную «вещицу» в океане ещё не придумали). Исходя из этого, в штатном режиме, линейный корабль на стоянке, в месте собственного боевого дежурства, заряды вниз, на оптимальную глубину, на прочном металлическом тросе.

Данной несложной уловкой гарантировалось возмездие кроме того в том случае, если корабль будет стёрт с лица земли всецело одним неожиданным ударом (что в принципе поразительно – в случае если уж у политиков дело дошло до риска нападения, у экипажа линейного корабля все пальцы будут на курках). Находящиеся в подвешенном положении на изрядной глубине термоядерные 101,5-мегатонные бомбы запускали цепную реакцию машинально по срабатыванию датчика давления при увеличении оного на 100 кПа, что соответствовало несанкционированной «просадке» бомбы на 10 метров от ранее установленного значения.

Грубо говоря, в случае если линейный корабль стёрт с лица земли и его останки уходят в пучину, бомба, заглубившись на 10 лишних метров создаёт самоподрыв. Ни на какие конкретно «левые» толчки (каковые в полной мере смогут быть и совсем случайного происхождения) заряды без особой команды не реагировали.

Конечно, корабль был оборудован самым современным в то время оборудованием для уничтожения субмарин и своевременного обнаружения, боевых пловцов а также животных-диверсантов соперника.

Помимо этого, на верхней палубе линейного корабля, в районе кормовой надстройки, были смонтированы две ПУ контейнера и крылатых 4 ракет с крылатыми ракетами П-5 (опять-таки как на субмаринах) с боевыми частями в виде ядерных БГ мощностью 650 килотонн.

Кроме ядерного, на борту судов имелось и простое оружие.

По две штатные башни ГК (носовая и кормовая к каким, но, также имелись 12-дюймовые боеприпасы с ядерной начинкой). Перед башнями ЗРК ПВО и противолодочные РБУ. Сзади основной надстройки две 130 мм универсальные стабилизированные спарки СМ-2-1 обр. 57 г., по две счетверённые 45 мм установки ЗИФ-68 обр.

53 г. (размещённые на башнях ГК) и по паре МЗА.

В то время, когда суда оборудовались совокупностями химической и бактериологической защиты, открытые 45 мм счетверёнки заменили на закрытые 57 мм спарки АК-725 (ЗИФ-72) обр. 64 г. а ветхие МЗА на 23 мм спарки АК-230 обр. 62 г. Все с самыми идеальными на соответствующий период совокупностями наведения, управления огнём, навигации и связи.

К середине 60-х, на судах разместили ещё и замечательные комплексы радиоэлектронной разведки.

Для размещения улучшения и дополнительного оборудования бытовых условий экипажей, было нужно ликвидировать всю переднюю группу котельных отделений и ветхую башнеподобную кормовую надстройку (вся старая казематная 120 мм артиллерия была демонтирована ещё в начале модернизации), вместо которой показалась вторая надстройка – больше похожая на нашпигованный лабораторным оборудованием трёхэтажный электроники и факультета институтский корпус связи с вертолётной площадкой на крыше.

Не обращая внимания на капремонт всех автомобилей, прочего оборудования и котлов дивизиона перемещения, большая скорость линейных кораблей снизилась до 18 узлов, но дальность экономическим 12-узловым ходом достигала сейчас 5 тыс. миль. (Для улучшения остойчивости и размещения топлива, корпуса всех трёх судов дополнили булями, намного большего количества чем те, что перед войной взял линейный корабль «Парижская Коммуна»).

При всей данной роскоши, экипаж, от начальника до последнего матроса жёстко знал, что, по сути, все они смертники при начала войны и их корабль, не что иное, как одноразовый домоклов клинок, висящий над головой империалистов США, и оберегающий тем самым мир во всём мире. Эту установку экипаж, укомплектованный только добровольцами – комсомольцами и коммунистами, усвоил чётко, и в его готовности выполнить собственный долг до конца никто не сомневался.

Потому, что от модернизированных судов по их малочисленности требовался очень большой коэффициент боевого напряжения, для трёх ракетных линейных кораблей было организовано четыре полных экипажа, каковые сменялись через 2 месяца.

Суда несли боевое дежурство так:

Первый экипаж приводил эскортируемый эсминцами и флотским танкером (позднее БПК) линейный корабль из Североморска к Чарльстону и, отпустив конвой, медлительно барражировал на протяжении кромки 12-мильной границы акватории США в сторону Нью-Йорка, где на том же расстоянии от берега ложился в дрейф (правильнее занимал стационарную позицию), экономя горючее. Конечно за ним неотрывно присматривала целая флотилия ВМС США.

Ежемесячно линейный корабль навещал громадной транспорт снабжения с горючим, расходуемым в ходе учений неядерным боекомплектом, запасными частями к механизмам а также бригадой судоремонтников. Через два месяца, особым рейсом приходил сменный экипаж со всем нужным для очередной двухмесячной вахты. Второй экипаж осуществлял боевое дежурство так же 2 месяца, по окончании чего происходила очередная смена.

Через 4 месяца боевого дежурства, на смену одному линейному кораблю прибывал второй. Сдавший собственную «вахту» линейный корабль начинал медленное перемещение на север, в сторону Бостона лишь достигнув которого (всё на той же 12-мильной растоянию от побережья), давал полный движение и брал курс к себе, в Североморск, где вне всякой очереди проходил полное ТО (при необходимости, по окончании снятия атомного оружия, суда переходили на мурманский 35-й СРЗ).

На случай какого-либо политического кризиса, цикл изменялся и линейные корабли переходили на дежурство парами. Тогда любой линейный корабль нёс боевое дежурство 8 месяцев (со сдвигом относительно друг друга, его конца и начала на 4 месяца), а третий сейчас проходил четырёхмесячное ТО. Как раз в расчёте на таковой режим и был организован четвёртый экипаж.

Наряду с этим, фактически всё восточное побережье США (где живёт более 30 % населения страны!) пребывали на грани неотвратимого уничтожения, полностью независимо, какими бы крутыми ни были их ПВО и ПРО. То, что США точно знали только о наличии на борту линейных кораблей ракет с ядерными боеголовками и совсем ничего не подозревали о «кузьках» ничего в неспециализированном-то не поменяло. Это была угроза, с которой США не могли не принимать во внимание.

И они пробовали на эту угрозу реагировать. Линейные корабли неизменно «ВМС» и вели и береговая охрана. Они постоянно находились под прицелом снятого с предохранителей самого замечательного противокорабельного оружия, каким располагали американцы.

А с высокой трибуны ООН они кроме того предприняли попытку отодвинуть границу акватории наоборот собственных наиболее значимых городов с 12 до 200 морских миль, но в биполярном мире, закрыть в одностороннем порядке глаза (как это практикуется на данный момент) на veto участников Совета безопасности (КНР и СССР), было нереально.

В финише-финишей, американцы убедили сами себя, что в любом случае страной, которая первой ринется в наступление будут как раз они и советские линейные корабли, в случае если что, будут стёрты с лица земли перед тем как успеют применить собственные ракеты. Исходя из этого, они решили , в то время, когда по окончании начала конфронтации из-за размещаемых в Турции американских ракет, немыслимо большой для советского ВМФ коэффициент боевого напряжения (на восьмимесячных дежурствах по два ЛК) сам собой выведет ветхие линейные корабли СССР из строя.

И в этом они не очень совершили ошибку. Осуществлять полностью столь напряжённые боевые дежурства советские линейные корабли кроме того по окончании масштабного капремонта (правильнее реконструкции) смогли только до середины 60-х, по окончании чего перешли на режим экстренного реагирования на ухудшение политической обстановки, в то время, когда пара месяцев помаячить наоборот Нью-Йорка либо Вашингтона, намерено выходил один-единственный, находящийся на данный момент в лучшей форме корабль. На 1970-й год был запланирован вывод всех трёх линейных кораблей из боевой линии с переводом их в резерв ещё на пять лет и лишь позже, уже в 75-ом, их предполагалось сдать в утиль.

Однако, собственную основную задачу линейные корабли выполнили. Имея такие начальные позиции «передового базирования», у СССР не было необходимости размещать собственные ракетные комплексы на Острове Свободы, и в то время, когда начался торг по поводу размещения американских ракет в Турции, американцам открыли карты – какую в действительности угрозу восточному побережью воображали ветхие советские линейные корабли. Это был моральный нокаут.

В обмен на отказ от дежурства «линейных кораблей апокалипсиса» на позициях наоборот Нью-Йорка, американцы, опасающиеся не столько советского нападения, сколько очевидного несчастного случая с фатальным финалом, дали согласие на вывод с территории Турции собственных «Юпитеров». В общем, Карибский кризис 62-го года не состоялся.

На волне этого успеха, советские военно-морские теоретики разглядывали идею постройки на замену трём ветхим линкорам четырёх громадных надводных судов подобного назначения с ядерными силовыми установками (для минимум годичного патрулирования) с ещё более замечательными – 150-мегатонными термоядерными минами на борту (такие заряды разрабатывались в РИ). Но, предпочтение было дано ПЛАРБ – благо «линейные корабли апокалипсиса» разрешили создавать эти самые ядерные субмарины не в таком авральном и расточительном режиме и, соответственно по большому счету вся эволюция ядерных субмарин СССР претерпела кое-какие трансформации. Но, об этом в маленьком приложении чутка попозже.

Линкор 3-го рейха Scharnhorst (управляемый) в GTA 5

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: