Лидеры типа могадор. часть 2.

      Комментарии к записи Лидеры типа могадор. часть 2. отключены

Могадор во Второй мировой.

Не смотря на то, что формально война была заявлена 3 сентября, ВМФ Франции деятельно подготавливался к ней уже с конца августа. В Бресте было образовано своевременное соединение Форс де рейд (Force de raid) для перехвата германских судов на пути в Атлантический Океан. Французам выделялся солидный участок между Уэссаном, Азорскими островами, островами Зеленого Мыса и мысом Пальма.

И не напрасно: Форс де рейд являлось единственным союзным соединением, талантливым реально поддерживать 30-узловую крейсерскую скорость. Ясно, что новейшие фавориты должны были войти в его состав.

Лидеры типа могадор. часть 2.

2 сентября в Брест прибыли Могадор и Вольта, составлявшие часть эскорта 1-й эскадры флота, державшей путь в Касабланку. Потому, что разведка сказала о том, что главные силы германского флота остались в собственных базах, 4 сентября полезные суда приблизительно с широты Лиссабона отозвали обратно. Фавориты прибыли в Брест утром 6 сентября и спустя всего пара часов снова вышли в море.

В Ла-Манше пребывали бессчётные суда, перевозившие английский экспедиционный корпус из Бристоля в Сен-Назер. Им требовалось прикрытие, и 6-й дивизион взял первое боевое задание. Маленькие выходы продолжились и в последующие дни, время от времени суда входили в порт на несколько часов и опять отправлялись на патрулирование.

Нервная работа закончилась лишь 26 сентября. Соперник не тревожил своим присутствием, только в один раз Могадор донес об обнаружении подлодки, на которую кроме того скинул две глубинные бомбы. 1 октября руководство завершило переформирование флота.

На Атлантике наконец-то собрался Форс де рейд. В его состав вошли 1-я дивизия линейных кораблей (Дюнкерк и Страссбург), 4-я дивизия крейсеров и 2-я легкая эскадра из трех дивизионов фаворитов, включая 6-й дивизион — Могадор и Вольта.

Первой целью этого замечательного соединения стали, но, не линкоры и вражеские крейсера, а торговые суда. Отдельными отрядами французы крейсировали на протяжении побережья Испания, отлавливая германских купцов. Могадор и Вольта деятельно принимали участие в данной работе. Дабы избежать вероятных атак подлодок и покрыть как возможно большее пространство, они довольно часто развивали громадной движение — от 24 до 31 узла.

В это же время пребывавшие в Атлантике германские карманные линейные корабли 26 сентября 1939 года получили разрешение приступить к действиям против судоходства. Адмирал граф Шпее и Дойчланд поделили между собой океан: сигналы об их атаках и обнаружении судов полетели практически в один момент. Для поимки одиночных рейдеров столь замечательного соединения, как Форс де рейд, не требовалось, и его сразу же стали растаскивать на оперативные группы.

4 октября 1939 года было заявлено о формировании своевременного соединения на данный момент в составе Страссбурга, КРТ Альжери и Дюпле и английского легкого авианосца Гермес. Ко мне же включили и оба океанских разведчика, лучше остальных контр-торпийёров пригодных для действий в океане.

Но ночью 7 октября, в то время, когда адмирал Лакруа (его штаб размешался на обоих фаворитах) в обстановке большой секретности выводил отряд в море, Могадор взял удар в левый борт от запасного тральщика Фламан. Повреждения корпуса были достаточно важными, и поход для фаворита завершился. Адмирал снял собственный штаб с его собрата и пострадавшего лидера, и Могадор в сопровождении Вольта отправился в Брест, оставляя за собой долгий след вытекающего из танков топлива.

В Бресте Могадор поставили в док Ланьон для ремонта текущих топливных танков, а на Вольта начали переборку парового коллектора. Снова готовы к действию они были 19 и 23 октября соответственно. 27 октября 1939 года поступил приказ безотлагательно выйти в море для встречи возвращавшихся в порт КРЛ (легких крейсеров) Жорж Леги и Монткальм.

После этого последовали учебные походы в заливе Киберон с боевой стрельбой, на протяжении которой фавориты выпустили 112 снарядов главного калибра. Снова артиллерия показала собственный капризный нрав. На обоих судах имели место неоднократные сбои и заряжания устройств и поломки подачи.

10 ноября 1939 года разведка донесла, что Необычная война, быть может, подошла к концу. Перегруппировав силы по окончании разгрома Польши, германская армия готовься ко вторжению в нейтральную Голландию. Флот тут же приступил к перегруппировке, затронувшей и фавориты 6-го дивизиона.

12 ноября Могадор и Вольта на громадной скорости вышли в Шербур, но потом не проследовали: тревога до тех пор пока была фальшивой. 23 ноября оба корабля возвратились в Брест, и в тот же сутки германские линейные корабли Шарнхорст и Гнейзенау напали на английский конвой и потопили закрывавший его вспомогательный крейсер Джервис Бей. Союзники постарались отреагировать скоро и действенно.

В Бресте экстренно формировалось своевременное соединение в составе британского линейного крейсера Худ, трех французского линкора и эсминцев Дюнкерк, 4-й дивизии крейсеров и 6-го дивизиона океанских разведчиков. По сути, тут собрались лучшие суда обеих государств, талантливые поддерживать 30-узловой движение на океанской волне. 25 октября отряд вышел в океан, что не замедлил продемонстрировать собственный нрав.

Сильный ветер и десятиметровые волны вынудили скинуть скорость до 9 узлов, причем тормозили продвижение как раз фавориты. Лишь через полутора дней погода пара улучшилась и движение удалось расширить до 16 узлов.

28 октября 1939 года несколько достигла собственного района патрулирования к югу от Исландии и приступила к работе. Могадор произвел досмотр шведского парохода Цейлон, отпущенного с миром. Борьба с непогодой очень сильно сократила запас горючего, и в тот же сутки фавориты отправились в Белфаст пополнять его. Скоро приняв мазут, они опять вышли в море.

В 7.00 утра 30 октября суда присоединились к собственной группе, а спустя три часа с Вольта увидели перископ по левому борту. Последовала атака, на протяжении которой фаворит скинул восемь глубинных бомб с установкой глубины на 75 м, но субмарина ушла без повреждений.

В Брест отряд возвратился в ночь со 2 на 3 декабря. Нужно заявить, что первая встреча с Северной Атлантикой не прошла для океанских разведчиков бесследно. Могадору пришлось на два дня подняться в док для ремонта и проверки боковых килей — правый был погнут в течении 8 м. Заодно оба фаворита заново покрасили. Вечером 11 декабря 1939 года они покинули Брест, эскортируя Дюнкерк, перевозивший 100 т золота в Соединенных Штатах — плату за армейские поставки.

12 декабря Могадор остановил и досмотрел норвежский танкер, а на следующий сутки оба фаворита развернулись и приступили к патрулированию в районе, через что, как предполагалось, пролегал маршрут германских судов, уходящих из испанского порта Виго. Бесполезно проискав целый следующий сутки прорыватель блокады Рио де Жанейро, 6-й дивизион 15 декабря возвратился в Брест.

Следующее задание выяснилось очень важным. 18 декабря дивизион прибыл в Шербур, а двумя днями позднее на борт Могадора взошел командующий флотом адмирал Дарлан, отправившийся на заседание с британцами. Оба фаворита на 25 узловой скорости сгоняли в Портсмут и обратно, возвратившись в Брест к вечеру 23 декабря. Через трое дней последовал выход в составе 2-й легкой эскадры, проводившей Дюнкерк (он закрывал направлявшийся в Канаду конвой).

Фавориты отвернули южнее Исландии и отправились в Белфаст для дозаправки. Встретив Рождество в море, 30 декабря 1939 года суда благополучно возвратилась в Брест.

1940 год

Год 1940-й начался не через чур удачно. С 9 по 12 января Могадор и Вольта совершили учебно-боевые стрельбы главным калибром в заливе Киберон, применяв в качестве мишени корпус ветхого броненосца Вольтер. Снова командующий дивизионом с печалью подчернул, что восемь 138,6-мм пушек супер-фаворитов заметно уступают по эффективности пяти таким же орудиям фантасков.

В следствии задержек и аварий средняя скорострельность на Вольта не превышала 3 выстр./мин.

Данный выход стал последним перед запланированным на зиму профилактическим ремонтом. Могадор отправлялся на два месяца на завод в Лориане, а Вольта — на в два раза больший срок в арсенал в Бресте. Лишь 5 марта 1940 года на Могадоре снова поднял собственный флаг адмирал Лакруа, в этот самый момент же последовал выход в залив Киберон на учебные стрельбы вместе с Дюнкерком и крейсерами. Тренировки в составе отряда длились фактически целый март.

Политическая ситуация за это время изменилась. Вступление в войну Италии казалось все более возможным. В этом случае предполагалось перераспределение морских сил союзников: территорией ответственности Франции становилось Восточное Средиземноморье.

Исходя из этого руководство ВМС решило перебазировать Форс де Рейд в Оран. Эргономичное положение этого порта разрешало скоро отреагировать на вероятное выступление итальянского флота, а при необходимости срочно выйти в Атлантический Океан для ловли рейдеров. 2 апреля своевременное соединение, в состав которого снова вошел Могадор, покинуло Брест и 5 апреля 1940 года прибыло в Оран.

9 апреля началось вторжение немцев в Норвегию. 12 апреля французское быстроходное своевременное соединение возвратилось в Брест: срочная необходимость в легких судах для действий у норвежского побережья вынудила перегруппировать силы. Форс де Рейд лишился последовательности единиц, но не Могадора. 24 апреля фаворит совместно со старшими товарищами снова отправился в Алжир.

27 апреля он поднялся у причала новой, еще не всецело достроенной базы в Мерс-эль-Кебире вблизи Орана. Океанскому разведчику предстояло исполнение поисковых задач в Средиземном море, причем возможность противодействия скоростных легких сил итальянцев считалась высокой. Требовалось совершенное состояние , и 2 мая 1940 года фаворит поднялся в громадный док в Оране для замены ослабевших заклепок, почему наблюдалась маленькая течь в котельном отделении №3. Ремонт закончили за четыре дня, после этого последовали двухдневные опробования в море.

9-10 мая состоялся неспециализированный выход соединения, совершившего интенсивные тактические упражнения. На стрельбах 23 мая обнаружились задержки при подаче сейчас уже у Могадора, в то время как Вольта стабильно улучшал результаты, превысив собственный апрельский рекорд скорострельности. В следующие два дня оба фаворита стали учебными целями для базировавшихся в Оране субмарин, а после этого Могадор опять отправился на ремонт в Оран.

В первых числах Июня случилась очередная перетасовка наличных сил. Руководство организовало четыре тактические группы в составе дивизии линейных кораблей либо дивизиона и крейсеров фаворитов любая. 6-й дивизион вошел в группу Дюнкерк (вместе с 1-й дивизией быстроходных линейных кораблей этого типа).

Работа им скоро нашлась: 10 июня Италия вступила в войну.

Не смотря на то, что это событие вряд ли возможно признать неожиданным, союзники пара растерялись. Предполагалось, что итальянский флот может предпринять попытку прорыва в Атлантический Океан для соединения с германскими рейдерами, и французские соединения должны были остановить его на восточных подходах к Гибралтару — сложная задача, с учетом того, что Марина Итальяна превосходила собственного соседа фактически во всех классах судов, не считая фаворитов. Могадор и Вольта, как и остальные единицы собственной группы, пребывали в постоянной полуторачасовой готовности в Мерс-эль-Кебире.

12 июня 1940 года несколько вышла в море и забрала курс сперва на север, после этого на запад, достигнув испанского побережья у Картахены, по окончании чего спустилась к Гибралтару. Тут было получено сообщение с летающей лодки, увидевшей следующую к проливу с востока громадную эскадру. Сражение с итальянцами казалось неминуемым, но скоро стало известно, что разведчик сбился с курса и нашёл… собственные суда, выделенные для перехвата!

По окончании двухдневного похода на громадных скоростях (21 — 24 уз.) запас горючего на фаворитах угрожающе уменьшился, и Могадор и Вольта вечером 14 июня возвратились в Мерс-эль-Кебир для дозаправки. А 18 июня они направились в патрулирование на линии Марсель — Оран (операция Бегар). Пробегав полтора дней на скорости 23 узла, фавориты возвратились в базу, так и не дождавшись прорыва соперника. Скоро несколько Дюнкерк перешла на менее напряженную 4,5-часовую готовность.

Не принимала участие она и в совершённой 22 июня последней операции французского флота в данной фазе войны, направленной против итальянских портов.

Франция потерпела поражение на суше и подготовилась выйти из борьбы. Перемирие между Францией и Германией поставило флот побежденных в непростое положение. Бывшие союзники, британцы, больше всего опасались, что красивые французские суда попадут в руки немцев и существенно усилят неприятеля на море.

Результатом этих опасений стала операция Катапульта — нейтрализация самые сильных и современных единиц, пребывавших в портах Алжира.

Продолжение направляться

P.S.

Часы на носовой надстройке (для кормовых башен была собственная совокупность визуального оповещения), на фото в начале 1942 года отсутствуют.

Дублирующая оптическая совокупность в виде дистанционных циферблатов. Одно деление циферблата соответствовало 1500 м для маленькой часовой стрелки и 125 м — для долгой (минутной).

Большая расстояние для передачи данных с дальномера составляла 19 375 м, что практической соответствует дальности стрельбы 138,6-мм орудий.

Эсминец Лидер

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Лидер тка

    Весьма стремительные и прогрессивные были торпедные катера у РККФ первой половины 30-х. Сам великий авиаконструктор Туполев приложил собственную руку к…

  • Участники программы приток – лидеры чемпионата worldskills

    Студенты программы Приток Столичного аэропорта Домодедово стали победителями финала IV Национального чемпионата РФ «Юные специалисты» по стандартам…

  • Мировой лидер малой коммерческой авиации

    Компания Cessna Aircraft постоянно находилась в числе фаворитов среди производителей малой коммерческой авиации, но в конце прошлого века она превзошла…

  • Трофейные истребители messerschmitt me 109. часть 3

    В сентябре 1939 года на протяжении непродолжительных боев между германскими и французскими пилотами в руки последних попал один из новейших истребителей…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет ап-12,7.

    Разработчик: ОКБ-16, Я.Г.Таубин Страна: СССР Начало разработки: 1940 г. В то время, когда Михаил Евгеньевич Березин еще лишь боролся с детскими…

  • Мир во имя флота

    Глубокоуважаемые сотрудники! Будучи в душе флотофилом, я постоянно сожалел о тех судах, каковые остались недостроенными из-за любой раз «невовремя»…