Летучий дьявол над запретным городом

      Комментарии к записи Летучий дьявол над запретным городом отключены

– Аркаша, это, думается, покинуто для вас, – такими словами встретили Загурского в редакции.

Загурский схватил пакет. С неизъяснимым наслаждением прощупал пальцами: изрядный конверт, очень упитанный.

– очевидно не от женщины! – хмыкнул один из обозревателей, с дымящейся папироской в углу рта. Зубы у него были жёлтые от постоянного курения, изъяснялся он в основном бестактно, но держали его в редакции за умение в пять мин. написать любую заметку на любую заданную тему.

– Да уж, женщины так толсто не пишут, – дал согласие Аркадий. – И духами, наподобие, не пахнет.

– Да не томите, Загурский, открывайте уже!

Аркадий порвал конверт. Оттуда на стол выпало пара ветхих листков бумаги и газетных вырезок, исписанных одним почерком, но в различное время, – определённо, оторванных из блокнотов.

Записка, сопровождавшая целый данный архив, гласила:

«Любезный приятель Аркадий! Вы – автор юный и очень бойкий, как я имел счастье замечать в отечественную с вами поучительную беседу.

Давши себе труд ознакомиться с вашими произведениями в издании, я только утвердился в начальном мнении, отчего и отдаю в Ваши руки заметки, составленные мною в бытность мою в Хабаровске и использованные только частично.

на данный момент мне недосуг этим заниматься – опять отправляюсь в путь, на этот раз в Харбин; да и ситуация в наше время не такова, дабы предаваться воспоминаниям. Требуется материал свежий, «из-под колес»!

Но, для «Нового времени» как для издания столичного и охватывающего события, так сообщить, более общо, быть может, понадобится и это. Я буду рад, если Вы как-нибудь сумеете приспособить мои заметки в дело.

Остаюсь к Вашим услугам и проч., корреспондент издания «воздухоплавания и Автомобиль» А.Окунев, писано в Петрограде, мая 16-го дня 1916 года»

– «Блерио»! – вот было первое, что сорвалось с губ Аркадия, в то время, когда он разложил заметки, щедро иллюстрированные фотоснимками.

Летучий дьявол над запретным городом
Кузьминский в "Блерио"

Снимки были ветхие – 10-го года. Сентябрь той далекой поры, Санкт-Петербург, Общероссийский праздник воздухоплавания…

– Да кто таковой данный Кузьминский? – задал вопрос несносный сотрудник, дымя прямо над ухом Аркадия.

– Разрешите закурить, Митрофанов, – сообщил Аркадий дерзко. – Не жадничайте.

Митрофанов в тот же час отошёл: он не обожал делиться.

Аркадий, но, сам ещё не знал, кто таковой Кузьминский…

…В первый раз шум встал, в то время, когда Александр Александрович, тридцатилетний государственный служащий Кредитной канцелярии, кинул работу и отправился в Париж.

В Ясной Поляне к этому событию отнеслись – кто с нескрываемым кошмаром, а кто и с лёгким, чуть насмешливым любопытством. К числу последних относился дядя будущего авиатора – великий Лев Николаевич Толстой: мать Кузьминского, Татьяна Андреевна, –младшая сестра Софьи Андреевны Толстой и, как признавался сам Лев Николаевич, –прототип Наташи Ростовой.

Обучаясь полётам, Кузьминский заказал для себя «Блерио». По доходившим из Франции слухам, денег выкупить уже готовый моноплан у русского аристократа не хватило, и он победил нужную сумму в казино. Ну да, эти русские.

Фаталисты, игроки, отчаянные головы.

«Быть может, и правда», – пробормотал Аркадий. Бывали же случае, в то время, когда человек вправду побеждал? Действительно, сам Аркадий, перекидываясь в дурачка с сотрудниками, не побеждал ещё толком ни разу…

А вот и Общероссийский праздник авиации. К началу его Кузьминский успел, но учавствовать не удалось.

Лев Николаевич, к которому племянник заехал перед полётами, детально расспрашивал его о диковинной новинке: не страшно ли в воздухе?

– По окончании праздника покатаю вас, Лев Николаевич, – давал слово Александр Александрович.

На следующий сутки Кузьминского, с тяжелейшими травмами, уже извлекали из разбитого самолёта. Маменька Татьяна Андреевна в кошмаре, тетенька Софья Андреевна в кошмаре. Кузьминский имел возможность разбить бесценного Льва Николаевича!

Лев Николаевич также переменил благосклонное вывод на скептическое:

– Люди – не галки, и летать им нечего!

Кузьминский лечился практически год, по окончании чего, не образумившись, снова отправился во Францию к Блерио – за новым аппаратом.

Показательные полёты Кузьминского на аппарате «Блерио» в Российской Федерации имели успех, сопоставимый с успехами актуальных цирковых борцов, и он обзавёлся собственным импресарио – бывшим оперным артистом по фамилии Шишкин.

«А дальше, любезный мой Аркадий, раскрывается глава, в особенности для меня занимательная, потому, что связана она с моим родным Хабаровском, – сделал тут заметку Окунев. – Оттого и материала поболе. Но, если вы проследите моего «храбреца» и дальше, то найдёте его ещё дальше на Востоке».

…Аппарат собственный Кузьминский довёз до Дальнего Востока поездом, и к зиме двенадцатого закончил демонстрации во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Харбине. В том месте ещё никто до Кузьминского не летал, и население встречало авиатора с восхищением.

– В далеком прошлом желаю посетить Китай, – признавался Кузьминский Шишкину. – Как бы это устроить? Жалко не побывать в том месте, в то время, когда мы совсем рядом.

– Риск велик, – отвечал Шишкин. – Не забывайте, как сравнительно не так давно в Китай прилетал бельгиец? Местные обитатели приняли аппарат за злого духа и сожгли машину.

– И всё-таки желаю попытаться! – стоял на своём Кузьминский.

В Мукдене русских авиаторов ожидал любезный приём. Местных обитателей поражало всё: и таинственный аппарат, и оба механика, обслуживающих «Блерио»: отличный знаток дела Лефевр, которого Кузьминский вывез из Франции ещё два года назад, и громадный небольшой по фамилии Хмара – если судить по манере держаться, обычный авантюрист .

Наместник, представительный ветхий манчжурец, с радостью дал русским позволение летать в Мукдене. Место для полёта отвели в историческом центре города на громадном плацу, где обучались китайские армии.

– какое количество народу! – Кузьминский не имел возможности сдержать удивления. Кругом кипела масса людей, воины с ружьями не допускали людей добраться до самолёта и повредить его.

Заиграл бравурный марш, Кузьминский уселся на аппарат, взмахнул рукой и взвился кверху. И в тот же час многотысячная масса людей, как по символу, упала на колени…

Кузьминский смотрел сверху, дивясь зрелищу. Сначала он ничего не осознал – так замеченное не соответствовало ожиданиям. В большинстве случаев – что?

Женские шляпки, деревья, дома. А тут – целое переливающееся тёмное море…

Александр Александрович Кузьминский

– Головы! – осознал наконец летчик. – Черноволосые головы, склонённые к почва!

Сделав пара кругов, Кузьминский направился ко дворцу наместника, что решил лично на плацу не находиться и отговорился нездоровьем. По всей видимости, трибуны для европейцев, наспех сооружённые под управлением Шишкина, не устраивали наместника.

Кузьминский заметил старика на балконе – в окружении семьи. Летчик пролетел мимо, приветственно помахав рукой.

Приземление было триумфальным: Кузьминского заваливали цветами, всем хотелось поближе разглядеть «не». Шишкин бесновался около аппарата, не допуская толпу помять крылья…

04 ноября (22 октября) 1912 года

С-Пб. газета "Новое время"

Русский летчик в Китае

ПЕКИН. (Соб. кор.). Летчик Кузьминский, при огромном течении китайцев и иностранцев, встав с русского гласиса, совершил блестящий полёт, сделал в пара кругов над городом. Невиданное до сих пор в столице зрелище произвело огромное чувство. (СПА).

Прим. ред. – цитата настоящая

– Опасаюсь, в Таньцзине нас ожидают сложности, – сказал Шишкин, ознакомившись с обстановкой в следующем «пункте программы». – Тут уже пробовал летать один француз, но ему, как он ни старался, не удалось кроме того оторвать аппарат от почвы. Китайцы не желают больше платить деньги за фуфелку.

– Обещаем им вернуть плату, в случае если и я опозорюсь, – внес предложение Кузьминский.

Британский консул предоставил для полёта ипподром, пребывавший в ведении британцев, на котором каждый год проходили конские состязания.

Полёт прошёл триумфально, а по окончании его французский консул подошёл к аппарату, хотя осмотреть его. С консулом был ветхий сановный китаец.

К нему-то и обратился французский дипломат:

– Не удивляет ли вас то событие, что машина весом в двадцать пудов, да ещё с человеком, может так легко и вольно летать по воздуху?

Старик-китаец задумался и ответил с чрезвычайной серьёзностью:

– Я был бы, наоборот, удивлён, если бы машина, сделанная чтобы летать, не летала бы.

Кузьминский был поражён: европеец ни при каких обстоятельствах бы так не ответил!

Следующая цель – Пекин.

Русский посланник принял авиатора и давал слово содействие в устройстве полётов.

Для данной цели прекрасно доходил Храм Неба, но власти Китая в последний момент запретили это, опасаясь осквернения святого места. Тогда по соглашению с британским посланником внесли предложение организовать выступление на плацу, что пребывал в европейском квартале. Но в том направлении запрещён был вход китайцам.

Наконец, русский посланник устранил последнее препятствие, и в назначенный сутки в европейском квартале собралась большая масса людей. Китайцам хотелось не только заметить полёт, но и побывать в запретном для них квартале, что значительно увеличивало сборы.

Кузьминский с механиками самым тщательным образом осмотрел мотор и аппарат: лететь предстояло над городом, и при остановки двигателя авиатору было нужно бы опускаться на крыши.

Наконец – воздушное пространство! Громадный Пекин расстилался под крыльями: глиняные дома – до бесконечности, а далеко зеленел Храм Неба. Летчик направился к нему, а оттуда – к Запретному городу, куда до этого времени не ступала нога европейца.

По окончании приземления Кузьминского осадили обозреватели:

– Что в том месте, в Запретном городе?

Кузьминский отвечал:

– Квадратные дворики, как везде в Китае, обнесённые стенками, один в одном… Посередине – пруд, покрытый лилиями. На берегу – белая мраморная пагода…

16 (03) ноября 1912 года

Собств. на данный момент. «Нового Времени».

ПЕКИН. Летчик Кузьминский выехал в Ханькоу. Его полёты, в особенности последний, шестой, на протяжении которого он обрисовал два круга над пекинским кремлём, сильно поразил многотысячные китайские толпы зрителей.

Прим. ред. – цитата настоящая

Президент Китайской республики был очень обижен. В беседе с британским посланником он задал вопрос:

– А что, разве в Европе дано лётчикам летать везде, где им хочется?

– Видите ли, – отвечал консул, – я покинул Европу четыре года тому назад, и существующие в том месте на данный момент правила мне малоизвестны.

Аппарат с механиками и Шишкиным в далеком прошлом уже отбыл в Ханькоу, по городу были расклеены афиши, всё готово к новому полёту, а Кузьминский всё оставался в Пекине, усердно посещая званые обеды.

Вот, наконец, и Ханькоу, где полёты были очень успешны. На «аэропорт» приходили японские офицеры – знакомились с аппаратом. Без всякого стеснения они делали измерения и срисовывали подробности.

– Желаю перелететь Янцзы, – заявил Кузьминский.

Китайцы культурно засомневались: перелететь Янцзы – такое недоступно человеку.

На другой сутки Кузьминский опроверг это суеверие. Джонки, баржи, пароходы, миноноски, китайские и зарубежные, кишели на великой реке, и с палуб авиатору махали руками. Долетев до Хайнаня, Кузьминский нашёл дворец вице-президента
Китайской республики, сделал над ним пара кругов и возвратился в Ханькоу.

А спустя пара дней по Янцзы разобранный «Блерио» и вся команда Кузьминского уже плыла до Шанхая.

Политика остановила полёты русского авиатора над Китаем. Возвращение в Россию было продолжительным – через Индокитай, Яву, Цейлон, Порт-Марсель и Саид…

* * *

Завершив просматривать, Аркадий глубоко задумался. Как же далеки те годы, в то время, когда люди принимали аэроплан за «летающего падали» и дьявола ниц при звуке трудящегося мотора! на данный момент вот и в Китае делают личные аппараты… Как словно бы целая эра прошла, а ведь минуло всего пара лет.

Авиация в самом деле летит «на всех парах», опережая время.

От редакции

К превосходному рассказу Елены Хаецкой нам хотелось бы добавить публикацию в петербургской газете "Новое время" от 09 июня (27 мая) 1913 года.

Около Ветхого Света на аэроплане

Русский летчик A. A. Кузьминикий говорил сотруднику „Нов. Bp.“ о том, как он облетел на аэроплане около Ветхого Света.

В рассказе этом большое количество увлекательного, практически сказочного.

А. А. Кузьминский израсходовал на собственное путешествие целых 14 месяцев и сделал за это время 157 полётов на моноплане Блерио.

Путь был таков. Из Санкт-Петербурга до Владивостока, с остановками для публичных полётов кроме того в самых малых городах.

Из Владивостока — на Хабаровск, Благовещенск, Харбин.

Тут Кузьминский выяснил, что в Китае ещё не летали. Поборов всяческие затруднения, он устроил полёты в Мукдене. Летчик летал над известными императорскими могилами, свидетелями кровавых битв русских с японцами. В Мукдене наблюдать на полёт собралось около 70,000 народу. Посмотрев с аппарата вниз, летчик заметил вместо простых европейских шляп огромное тёмное море — то были косы нагнувшихся в кошмаре китайцев.

Вице-король (сейчас губернатор республики) Джаарсюаь по окончании полёта устроил в честь русского авиатора блестящий раут.

Следующий полёт происходил в Тяньцзине. Тут мысль авиации была уже скомпрометирована: британский консул и французский приглашали лётчиков, но те не встали. Китайцы, народ очень практический, не желали платить за билеты и говорили:

— В случае если полетит, — заплатим. По окончании полёта, что был особенно успешен, китайцы, каковые при всей практичности отличаются громадной честностью, собрали 1 200 долларов и принесли авиатору.

В Пекине Кузьминский получил разрешение летать в „храме неба”, но в то время, когда начались столкновения с монголами, власти Китая отказали категорически. Тогда вступился русский посланник, г. Крупенский, и посланники вторых держав, и Кузьминскому дали русский плац. В том месте он летал над так называемым „запрещённым городом“, над дворцом и императорскими дворцами Юаншикая, чего не видел ни один европейский глаз.

К этому рассказу Кузьминского о собственном нахождении в Китае возможно добавить следующий интересный факт.

Китайское правительство, уже привычное с удачами авиации на основании докладов, прибывших из заграничной командировки китайских офицеров, решило и в Китае организовать военную авиацию. Единственным препятствием в деле осуществления этого намерения являлось отсутствие умелых китайских лётчиков.

Летчик Кузьминский собственными полётами произвёл такое сильное впечатление на китайских военных правительства, что они не замедлили поручить ему организацию китайской военной авиации.

Кузьминский с радостью дал согласие на удачное предложение китайского правительства, но об этом факте скоро сделалось известно в Санкт-Петербурге. Среди участников общероссийского аэро-клуба встала самая усиленная агитация по вопросу о недопустимости русскому авиатору содействовать формированию военной авиации в Китае, стране, находящейся из-за монгольского вопроса в очень натянутых отношениях с Россией. Благодаря данной агитации летчик Кузьминский и должен был отказаться от поста инструктора китайских военно-авиационных школ.

Полёт в Ханькоу происходил в присутствии вице-президента республики, что подарил авиатору орден и ценную вазу. Китайцы не верили, что возможно перелететь через их священную реку Янцзекианг — "Голубая река", — и в то время, когда Кузьминский совершил данный перелёт, восторг и изумление туземцев перешли всякие пределы.

По окончании полётов в Нанкине и Шанхае Кузьминский отправился в Нагасаки и Иокагаму, но летать в Японии ему не было нужно: смерть микадо сделала японцев равнодушными ко всему на свете.
Тогда он уехал в Гонконг и оттуда — в португальскую колонию Мака, китайское Монако, где масса игорных домов (разумеется, из этого и случилось наименование карточной игры). Ещё особенность этого города в том, что вовсе нет газет — все газеты запрещены.
Во всех этих диковинных местах летал Кузьминский, летал и в Тонкине.

После этого он прибыл в Камбоджи, где прекрасно был принят королём. Король приказал, дабы все бонзы молились за успешный финал полёта, и огромное количество бонз в жёлтых одеяниях собрались на плацу и жгли благовония в огромной медной вазе. В то время, когда полёт окончился счастливо, король надел авиатору орден при звуках русского гимна и подарил медную вазу (2 пуда весом) с золою сожжённых благовоний, которая, по поверью камбоджийцев, приносит счастье тому, у кого она хранится.

Кузьминский летал после этого в Сингапуре, где поражали огромные леса с деревьями вдвое выше самых высоких домов, обвитыми розовыми цветами и связанными причудливыми лианами. Под вечер целые стада огромных рыжих мартышек со ужасными головами, издавая пронзительный свиста, перекочёвывали с дерева на дерево.

Он летал в Сиаме (Банкок), на острове Яве, где охотился на змей, кожи которых привёз с собой: 8 аршин длины и практически аршин по середине. На Яве Кузьминский летал в 5 городах, причём по окончании полёта перед султаном города Соло (голландская колония) он взял запонки и орден с драгоценными камнями в качестве подарка.

Полёт в Паданге и полёт на острове Суматра закончили это превосходное путешествие по воздуху.

Через Коломбо и Порт-Саид Кузьминский приехал в Марсель, а оттуда в Париж.

В том месте Блерио, на аппарате которого всё время летал Кузьминский, подарил русскому авиатору новый аппарат.

Во всех парижских газетах были посвящены А. А. Кузьминскому громадные статьи; его снимки и портреты с его полётов показались во всех изданиях.

А в Российской Федерации об этом необычном путешествии знают лишь отрывками, лишь кое-что, почерпнутое из зарубежных газет.

Проба мотора аэроплана "Блерио". В кабине А. А. Кузьминский

Об этом запрещено даже думать! Но ученые выяснили, как возникла Башня дьявола в Америке

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Город-куб на месте нью-йорка

    Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. В конце 20-ых годов 20-ого века священник и писатель Льюис Такер (Louis Tucker) создал…

  • Красный дьявол с рыцарским крестом

    Это был вправду Человек-Легенда. Будущее его была так фантастична, что кроме того каждая выдумка бледнела перед реалиями. Он летал на 297 типах…

  • Можно ли летать беременной на самолете?

    В то время, когда дама находится «в положении», она в обязательном порядке обязана беречь себя, потому, что целый период беременности – это сверхтяжелое…

  • Небо вердена: тучи собираются

    – Я должен быть в том месте! – Аркадий Загурский сделал энергичный жест в сторону окна. – А не тут! – Он яростно махнул на собственный стол, заваленный…

  • Бой тамары памятных над касторной

    18 марта 1943 года, четверг. В истории армий ПВО страны он остался лаконичной записью: «Летчицы 586 иап младшие лейтенанты Т.Н.Памятных и…

  • Мария марченкова. жизнь за улыбку

    Стояла середина декабря. Время моего нахождения в одном из сочинских санаториев доходило к концу. Погода была на уникальность теплая. Действительно,…