Летучий бразилец

      Комментарии к записи Летучий бразилец отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Продолжим обзор первых европейских аппаратов для летания по воздуху, которым удалось преодолеть силу земного притяжения. Ровно 110 лет назад, 12 ноября 1906 года, живший во Франции бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмон в первый раз в Ветхом свете сумел пролететь на своем аэроплане №14бис расстояние 220 метров, достигнув огромной высоты 12 метров. В отличие от всех прошлых попыток, это уже возможно было назвать не подскоком, а полноценным полетом.

Аэроплан был выстроен по схеме утка, другими словами, оперение размещалось перед крылом, а двигатель с толкающим винтом стоял позади. Оперение, напоминавшее коробчатый воздушный змей, полностью поворачивалось в вертикальной и горизонтальной плоскостях, являясь в один момент бипланным стабилизатором, двойным килем, рулем направления и высоты. Оно управлялось рычагом и похожим на велосипедное колесо штурвальчиком.

Рычаг поворачивал коробку вверх-вниз, а штурвальчик – вправо-влево.

Примечательно, что первые полеты аэроплан совершил, будучи подвешенным на протянутом над почвой долгом тросе, на протяжении которого его буксировал осёл. В этих полетах Сантос-Дюмон контролировал работоспособность органов управления. Позже он летал, вися под аэростатом, что частично компенсировал вес аппарата. Первый независимый моторный взлет состоялся 13 сентября 1906 года, но тогда 14бис подпрыгнул всего на 70 сантиметров в высоту и на 7 метров в длину.

Вторично он взлетел 23 октября, встав уже на 5 метров и пролетев 50.

В первых числах Ноября изобретатель доработал машину, в первый раз в мире оснастив ее элеронами. Эти управляющие поверхности были шарнирно укреплены посередине между верхним и нижним крылом и поворачивались перемещением рычага. 12 ноября, дождавшись хорошей погоды, Сантос-Дюмон четырежды поднимался в атмосферу, неспешно увеличивая расстояние, пока она не превысила 200 метров.

Лететь дальше не разрешали размеры поля, на котором проходили опробования, а развернуться на 180 градусов самолет не имел возможности из-за элеронов и недостаточной эффективности рулей.

По итогам ноябрьских полетов Сантос-Дюмон сделал вывод о бесперспективности 14бис и неосуществимости его кардинального улучшения. Скоро он принялся за разработку принципиально другой автомобили, значительно более легкой, компактной и сделанной по монопланной схеме с тянущим винтом. Новый аппарат, названный Демуазель, в первый раз взлетел 17 ноября 1907 года и показал значительно более высокие летные характеристики, чем 14бис.

Но это уже вторая история.

Летучий бразилец

Чертеж аэроплана Сантос-Дюмон 14бис по окончании доработки, с установленными элеронами

Альберто Сантос-Дюмон и хвостовая часть современной реплики его аэроплана (оригинал не сохранился). Почему-то он полагал, что летчик в кабине обязан размешаться стоя, а саму кабину нужно делать в виде плетеной корзины, наподобие гондолы аэростата. Быть может, это разъяснялось консерватизмом мышления, поскольку ранее Сантос-Дюмон проектировал небольшие дирижабли и аэростаты с этими же плетеными кабинками.

Правее виден восьмицилиндровый 50-сильный двигатель Антуанетт – самый популярный в 1906-1908 годах летный мотор Европы. Такая же силовая установка приводила в перемещение аэропланы Вуазен №1 и Блерио №7

Настоящий чертеж аэроплана 14бис с автографами на португальском языке

14бис в разобранном виде (передняя часть фюзеляжа отстыкована) по дороге из мастерской на летное поле

Сантос-Дюмон в кабине аэроплана перед взлетом 23 октября 1906 года. Элероны на самолете еще не установлены

14бис по окончании 50-метрового скачка, что привел в восхищение собравшуюся публику

Реплика 14бис в полете

источник: http://vikond65.livejournal.com/561214.html

Корсары — ГПК (часть 37 — Рок Бразилец)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: